СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Внеурочная деятельность"В стране подвижных игр" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса- развитие у детей устойчивого интереса к подвижным играм ,как средству укрепления и сохранения своего здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Внеурочная деятельность"В стране подвижных игр" 2 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа базового уровня составлена на основе:

1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. №373;

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

4. Плана внеурочной деятельности МОУ Вешкаймская СОШ №1 на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 136 от 29.08.2015г ;

5. Образовательной программы начального общего образования МОУ Вешкаймская СОШ №1, утверждённой приказом директора школы № 49 от 31.03.2015.

6. Программы внеурочной деятельности «В стране подвижных игр». Автор Матвеева С. В. ФГБОУ ВПО «УлГПУим.И.Н.Ульянова.» Кафедра педагогических технологий дошкольного и начального образования

Реализация внеурочной деятельности «В стране подвижных игр» по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья школьников чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться сотрицательными эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности детей, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, а народные подвижные игры прививают ребенку уважительное отношение к культурному наследию родной страны.

Цель данной программы - развитие двигательной активности у детей младшего возраста через использование подвижных игр во внеурочной деятельности.

Задачи:

1)научить детей играть коллективно и самостоятельно;

2) вырабатывать умение регулировать степень эмоционального и мышечного напряжения.

3)развивать у детей устойчивый интерес к подвижным играм как средству укрепления и сохранения своего здоровья.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 2класс -35 часов в год.

Продолжительность занятий 40 минут-2класс


Личностные и метапредметные результаты

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В стране подвижных игр» является формирование следующих умений:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать,сопереживать,готовность принять на себя ответственность;

-ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин;

-освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий во время занятия;

-учиться работать по определенному алгоритму;

- планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

-распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.


Познавательные:

-добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

-устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные:

- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

- учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе.


Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:


-двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

-развитие физических способностей;

-освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

-развитие психических и нравственных качеств;

-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;

-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.




Содержание курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В стране подвижных игр» состоит из четырёх частей:

1 класс «Современные подвижные игры»: ознакомление с играми, требующими командного состава.

2 класс «Старинные народные игры»:ознакомление с играми старины, культурой и этикетом того времени.

3 класс «Русские народные игры и забавы»: формирование у обучающихся интеллектуальных способностей, культуры эмоций и чувств.

4 класс «Русские игровые традиции»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена, профилактика вредных привычек.

Основные направления реализации программы направлены на организацию и проведение :

- инструктажа по технике безопасности во время занятий;

- разнообразных мероприятий оздоровительного характера;

- динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

-подвижных игр(активное использование спортивных площадок населённого пункта: футбольная, баскетбольная, полоса препятствий ).

Учебный план (35 ч.)

2 класс

Тема 1 Здоровый образ жизни (1ч)

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке! (1ч)

Тема 3 Личная гигиена (1ч)

Тема 4 Профилактика травматизма (3ч)

Тема 5 Нарушение осанки (2ч)

Тема 6 Старинные подвижные игры. Культура и этикет (27)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



Тема






Количество

часов

Дата

Виды

внеурочной деятельности

Планируемые результаты


ИКТ, оборудование

коррекция

По плану

фактически


Метапредметные


Личностные

1

Здоровый образ жизни


1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



2

Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия


оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



3

Личная гигиена

1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия


оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



4

Профилактика травматизма

1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия


оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



5

Нарушение осанки

1



Познавательная деятельность

оценивать свои действия

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



6

Старинные подвижные игры:

«Двенадцать палочек»

1



Познавательная деятельность;игровая

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


7

«Катание яиц»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


8

«Чижик»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


9

Профилактика травматизма

1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия


оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



10

«Пустое место»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


11

«Городки»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


12

«Пятнашки»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


13

«Волки и овцы»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


14

«Намотай ленту»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


15

«Лапта»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


16

«Без соли соль»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


17

Профилактика травматизма

1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия


оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



18

Нарушение осанки

1



Познавательная деятельность

перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оценивать свои действия


освоение правил здорового и безопасного образа жизни

Презентация по теме



19

«Чет-нечет»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


20

«Серый волк»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности;


ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин



21

«Ловись, рыбка, большая и маленькая»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


22

«Платок»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин



23

«Кто боится колдуна?»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


24

«Догонялки на санках»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


25

«Лучники»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


26

«Волк»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


27

«Камнепад»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


28

«Шаровки»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


29

«Горелки»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


30

«Штандер»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

распределение функций и ролей в совместной деятельности; учиться выполнять различные роли в группе.


выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


31

«Рыбки»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;

Правила игры, инвентарь для игры


32

«Бабки»


1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


33

«Казаки-разбойники»

1



Игровая, спортивно- оздоровительная

проговаривать последовательность действий во время занятия; совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей ;ориентация на успех (неуспех) в игровой деятельности и понимание его причин

Правила игры, инвентарь для игры


34

35

Эстафета

2



спортивно- оздоровительная



Спортивный инвентарь




Материально- техническое обеспечение программы:

  • гимнастическая дорожка (8 матов);

  • 25 теннисных мячей;

  • 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);

  • 15 гимнастических обручей;

  • 15 гимнастических палок;

  • 10 мячей – прыгунок;

  • 6 мячей для минибаскетбола;

  • 25 платочков;

  • 15 скакалок;

  • 30 камешков одного размера (галька);

  • 2 декоративные удочки;

  • 14 флажков;

  • 2 набора «Городки».




Литература.

  1. Антуфьев Д.А., Антуфьева С.Л. Эмоциональная зарядка на весь день.//Начальная школа, №8-2010.

  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

  3. Гришина Г.Н «Любимые детские игры» серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999.

  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 .

6.Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000 .

7. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001.

8. Захаров А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005.

9. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, № 11. –2005.

10.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004.

11. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.

12. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989.

13. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва, 2007.

14. Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы.// Начальная школа. №11- 2012.

15. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991.

16.Лаврентьев В.В. Подвижные игры.// Начальная школа, №9-2008.

17.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ Под. ред Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.

18.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

19.Макаринова Н.Н. Народные игры на уроках физической культуры.// Начальная школа, №4 -2008 .

20.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

21.Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 .

22.Патрикеев А.Ю. «Подвижные игры». – М.; ВАКО,2007.

23.Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.








2 класс

«Старинные подвижные игры»



Тема 1 Здоровый образ жизни

Беседа на тему «Если хочешь быть здоров…»

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке!

Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Тема 3 Личная гигиена

Правила личной гигиены.

Тема 4 Профилактика травматизма

Правила по ТБ.

Тема 5 Нарушение осанки

Упражнения для укрепления осанки.

Старинные подвижные игры:

Тема 6 «Двенадцать палочек» Эта игра является одним из вариантов пряток. Для игры понадобится 12 палочек и дощечка. Дощечку укладывают на бревнышко или камень так, чтобы один ее край упирался в землю, а другой был приподнят. На нижний край доски укладывают палочки.По жребию выбирается ведущий. Он подходит к дощечке и наступает на свободный ее край, палочки разлетаются, ведущий начинает их собирать, в это время остальные участники должны спрятаться. Ведущий ищет игроков, найденный игрок выбывает из игры. Пока ведущий разыскивает участников, один из игроков незаметно пробирается к дощечке и ударяет по ней ногой со словами: «Двенадцать палочек летят!» Палочки снова разлетаются, а ведущий опять должен их собрать. Участники в это время имеют возможность перепрятаться.

Тема 7 «Катание яиц»

Раньше яйца катали с горок, но в городских условиях можно поступить проще: сделайте из плотной бумаги желобки и установите их на столе под наклоном. Теперь пусть каждый участник катит по этим желобкам крашеные яйца, стараясь при этом разбить другие яйца. Выигрывает тот, чье яйцо дольше всего останется целым.

Тема 8 «Чижик»

Для игры вам понадобится 2 палки разной длины, короткая — чижик, длинная — бита.На площадке, где будет проходить игра, рисуют кон — квадрат со стороной, равной длине биты. Кон устраивается ближе к одному из краев площадки.Площадка должна быть ровной, с твердой поверхностью.Перед игрой определяется, кто идет на кон, а кто остается водить в поле.Игроки заранее договариваются, до какого количества очков идет игра.Водящий уходит в поле и встает, где хочет.Бьющий кладет чижик в середину кона, направляя его одним кольцом в поле. Затем ударяет битой по этому концу, чтобы чижик подскочил вверх — очко уже заработано. Вторым ударом игрок старается отбить чижа как можно дальше в поле — второе очко. Таким образом, очко дается за каждый удар битой.Водящий поднимает чижик, упавший в поле, и старается забросить его обратно в кон. Если кон плохо виден издалека, бьющий обозначает кон для водящего, установив посреди него биту. Если же чижик попадает в кон, водящий и бьющий меняются местами.

Тема 9 Профилактика травматизма

Правила по ТБ.

Тема 10 «Пустое место»

В этой игре должны участвовать не менее 10 человек. Путем жеребьевки выбирается ведущий, остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки. Ведущий несколько раз медленно обходит круг с внешней стороны. Потом неожиданно хлопает кого-нибудь из участников по плечу и мигом бежит вперед. Тот игрок, которого выбрал ведущий, отцепляется от соседей и старается быстрее обежать круг навстречу водящему. Важно первым занять пустое место. В круге остается игрок, занявший пустое место первым и успевший взяться за руки с соседями. Опоздавший становится водящим. Необходимо помнить о следующих правилах:

  • водящий ходит шагом до тех пор, пока не «вызовет» кого-то ударом по плечу;

  • во время бега запрещено касаться участников, стоящих в круге;

  • если ведущий прибегает на пустое место вторым, в следующий раз он не имеет права вызывать на состязание того же участника.

Тема 11 «Городки»

Чертят квадрат, в котором выстраивают «городки» из круглых брусочков. «Городки могут быть любой формы. Каждый игрок по очереди кидает палку и старается сбить «городок». Если игрок сбил городок, считают, сколько брусочков вылетело из зоны квадрата. Они и приносят очки.
Потом палка передаётся другому игроку, и он выполняет то же самое. В случае, если игрок промахнулся, он должен передать палку (биту) следующему.
Выигрывает тот, кто больше всех наберёт очков.


Тема 12 «Пятнашки»

Количество игроков не ограничено. Чем больше участников, тем интереснее и веселее играть.После того как выберут «пятнашку», все игроки должны разбежаться.«Пятнашка» старается кого-нибудь догнать и запятнать. Дотрагиваясь до игрока, ему необходимо назвать имя запятнанного, чтобы все узнали, от кого им теперь убегать.Убегая от «пятнашки», можно кричать слова, подзадоривающие ведущего: «Не боюсь я пятны!» Существует 2 основных правила, которыми в игре лучше не пренебрегать:

  • новому «пятнашке» нельзя пятнать того, который его только что запятнал;

  • если «пятнашка» заметил игрока, убежавшего за условную территорию игры, ему необходимо громко прокричать имя этого участника, который сразу становится «пятнашкой».

Тема 13 «Волки и овцы»

Выбирают ведущего — «волка». Остальные игроки — «овцы».«Овцы» отворачиваются и закрывают глаза, в это время «волк» прячется. Как только «волк» спрячется, он должен крикнуть: «Пора!»«Овцы» начинают повсюду искать «волка». «Овца», заметившая его, кричит: «Осторожно!Волк!», и все «овцы» бросаются врассыпную. Задача «волка» — догнать какую-нибудь «овцу». Пойманная «овца» становится «волком».

Тема 14 «Намотай ленту»

Для игры понадобятся 2 разноцветные ленты длиной около 5 м каждая.Ведущий связывает ленты между собой, а свободные концы дает игрокам. Игроки натягивают ленту, а потом стараются как можно быстрее намотать на руку свою половину.Побеждает участник, намотавший на руку свою ленту полностью или даже захвативший часть ленты соперника.

Тема 15 «Лапта»

Для игры понадобится небольшой мяч и крепкая палка (лапта).Игроки делятся на 2 команды. Играть нужно на ровной площадке, по краям которой параллельными линиями обозначают кон и город.Играющая команда забирает лапту и направляется в город. Задача команды — бить по мячу и бегать из города в кон и обратно.Игроки «служащей» команды становятся в поле. Они подбирают пробитые мячи и пятнают ими игроков, перебегающих из города и обратно.Один из игроков города — подающий, он всегда находится в городе.Его задача — подкидывать мяч под удары. А остальные игроки этой команды по очереди бьют лаптой по мячу, чтобы мяч как можно дальше улетел в поле.После удара каждый игрок обязан сбегать в кон и вернуться обратно. Право повторного удара дается только игроку, сбегавшему в кон.Игроки, стоящие в поле, стараются завладеть мячом — поймать его на лету и бросить в перебегающего игрока из города.Когда кто-нибудь из игроков «служащей» партии завладеет мячом, команды меняются местами.Цель игры — борьба за город.

Тема 16 «Без соли соль»

Число участников не ограничено. По жребию выбирают участников, которые будут сидеть. Посереди игрового поля садятся 2 человека напротив друг друга с протянутыми ногами. Остальные встают по одну сторону от сидящих. Руки у сидящих игроков должны быть сомкнуты за спиной, глаза зажмурены.Участники, проходя через ноги сидящих, один за другим говорят: «Без соли соль». Сделав 3 перехода, они останавливаются. В этовремя участник мгновенно перепрыгивает через ноги сидящих, за ним все другие. Сидящие пытаются поймать их за ноги. Пойманный участник подменяет одного из сидящих, игра начинается снова.

Тема 17 «Чет-нечет»

Один из игроков берет в руки горсть камешков (игральных кубиков, пуговиц), бросает их вверх, развернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной одной руки. Прикрывая пойманные камешки другой рукой, спрашивает по очереди игроков: «Чет или нечет?»Игрок, который не угадал, отдает фант.Участник, у которого закончатся фанты, выбывает из игры.

Тема 18 «Серый волк»

Путем жеребьевки выбирают «серого волка», остальные участники — «детки». «Волк» сидит в сторонке на бугорке, молчит. «Детки» ползают перед ним, будто собирая ягоды, и приговаривают:

Щипу, щипу, щипу по ягодку,
По черную смородинку:
Батюшке в ставчик,
Матушке в рукавчик,
Серому волку —
Травки на лопату.
Дай бог умыться,
Дай бог убраться,
Дай бог бежать!

После последних слов «детки» поднимаются, делают вид, что бросают в «волка» ягоды, и бегут. Разъяренный «волк» бросается за ними. «Детки» пытаются увернуться от «волка», а он ловит их. Первый пойманный участник становится «волком» вместо прежнего.

Тема 19 «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Для игры понадобится длинная веревка или скакалка с грузом на конце — «удочка». Грузом может послужить полотняный мешочек с каким-либо содержимым. Важно, чтобы удочка не была травмоопасной. Выбирают ведущего — «рыбака», остальные игроки — «рыбки».«Рыбак» становится в центр круга, организованного «рыбками» (на удалении 2-3 м от «рыбака »). Расстояние между «рыбками » должно быть приблизительно одинаковым.«Рыбак» берет в руки удочку и начинает ее раскручивать, сначала проводя ею по земле, потом поднимая выше и выше, но не более чем на 20 см над землей. А «рыбки» должны, подпрыгивая, ускользать от «удочки» (через нее можно также перепрыгивать). Пойманная «рыбка» выбывает. Игра идет до последнего игрока.«Рыбкам» запрещается менять местоположение во время игры, нужно прыгать там, где встал первоначально.«Рыбак» может удлинять и укорачивать удочку, наматывая ее на руку, а также имеет право менять направление вращения.

Тема 20 Профилактика травматизма

Правила по ТБ.

Тема 21 Нарушение осанки

Упражнения укрепляющего характера.

Тема 22 «Платок»

Все играющие встают в круг. Ведущий обегает за кругом 3 раза и бросает платок за одним из игроков. Этот игрок в свою очередь должен быстро поднять платок и погнаться за ведущим, чтобы постараться накинуть платок ему на шею, пока ведущий не успел обежать круг 3 раза. Если ведущий успевает обежать круг, он снова водит, если нет, игроки меняются местами.

Тема 23 «Кто боится колдуна?»

На земле чертят прямоугольник, справа и слева проводят еще по 1 черте — города. Один из участников будет играть роль колдуна. «Колдун» живет в одном городе, люди — в городе напротив.«Колдун» спрашивает людей: «Боитесь ли вы колдуна?», они отвечают: «Нет!» — и бегут в город колдуна, он в это же время стремится им навстречу, стараясь осалить. Осаленным считается игрок, которого «колдун» успеет 3 раза ударить по плечу. Этот игрок теперь принадлежит «колдуну» и помогает ему ловить остальных игроков.Основное правило игры: никто не может быть пойман в городе.

Тема 24 «Догонялки на санках»

Это зимний вариант классических догонялок. Для участия нужны несколько пар ребят и санки, одни на каждую пару. Игроки очерчивают на снегу квадрат — поле. За его пределы выезжать нельзя. Один игрок садится на санки, а второй его везет. Выбирается водящая пара, которая должна догнать какую-нибудь другую и дотронуться до сидящего на санках игрока, чтобы передать обязанности водящего. Та пара, которая выедет за пределы «поля», автоматически становится догоняющей.

Тема 25 «Лучники»

Для участия всем ребятам следует разделиться на 2 команды, у каждой должны быть лук и стрелы. В 10 м от игроков нужно поставить 2 доски — мишени. Суть игры заключается в том, чтобы наибольшее количество «слепышей» одной команды попали в цель. У кого будет больше промахов, тот и проиграл. При игре нужно не забывать о безопасности, не следует подходить к мишеням, пока все дети не выстрелят из лука.

Тема 26 «Волк»

Для участия в этой игре нужно наибольшее количество ребят. Среди всех выбирают четырех: трое будут «волками», а один — «бараном». Остальные считаются «овцами». Во главе «стада» стоит «баран», за ним, держась за руки, выстраиваются «овцы». «Волки» должны украсть всех животных из стада. «Баран» должен водить за собой все стадо, выстроившееся в цепочку по какой-либо траектории и защищать своих «овечек», нападая на «волков» только тогда, когда они атакуют. В свою очередь «волки» могут «воровать» лишь «овец», оторвавшихся от цепочки. Игра длится 10 минут, после чего «волки» и «овцы» меняются местами.

Тема 27 «Камнепад»

Для игры нужно начертить линии старта и финиша. Между ними рассыпать камешки, чем больше, тем лучше. Все участники встают у линии старта и по сигналу одновременно начинают прыгать на одной ноге к финишной черте. По дороге игроки должны собирать рассыпанные камешки, но только в движении и не опуская ноги. За один наклон каждый из участников может взять не больше одного камешка. Ребята не должны мешать друг другу и толкаться.Побеждает тот игрок, который соберет больше всех камней и придет к финишу первым.

Тема 28 «Шаровки»


Две команды: одна в «поле», а вторая бьёт по шарику шаровкой (битой). Основная цель тех, кто бьёт по шарику, чтобы он улетел дальше, и чтобы его не поймал игрок из «полевой команды».Если соперники ловят шарик или шаровку, то команды меняются местами.



Тема 29«Горелки»

Участники становятся парами, держась за руки, друг за другом – образуют колонну.

Впереди колонны – водящий. По команде водящего последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один по правую, другой по левую сторону колонны.

Задача игроков – увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удается поймать одного из игроков, то он вместе спойманным становится первой парой колонны. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки – они становятся в голову колонны, а водящий начинает игру сначала.


Тема 30«Штандер»

Водящему вручается мяч. Игроки собираются вокруг водящего. Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает имя одного из играющих.

Названный игрок ловит мяч на лету или поднимает его с земли и старается попасть им в кого-либо из разбегающихся в стороны остальных игроков. Поймав мяч на лету, игрок имеет право крикнуть: «Штандер!» Тогда все участники должны замереть, а игрок с мячом может спокойно прицелиться и запятнать мячом любого.

Пойманный в воздухе мяч дает также право сразу бросить мяч вверх и выкрикнуть имя кого-либо из играющих.

Если тот, кого пытались запятнать, сумеет поймать брошенный в него мяч, он получает право запятнать им другого игрока. Запятнанный выбывает из игры.

Правила игры разрешают замиравшим игрокам, в которых целятся мячом, приседать, уклоняться от мяча, но сходить с места они не имеют права.


Тема 31 «Рыбки»

Игра напоминает салки, но у нее есть интересная особенность. Участники игры привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача играющих – наловить побольше рыбок, т. е. оборвать побольше волочащихся по земле палочек, наступая на них и, сохранить свою. Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры.

Побеждает тот, кто сумел собрать большее количество рыбок, сохранив свою.


Тема 32«Бабки»

Старая русская игра, напоминающая городки. В старые времена бабки делали из надкопытного сустава домашнего животного, остающегося после варки студня. Биток – самую крупную бабку – заливали изнутри свинцом и использовали в игре как биту.

В наше время костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, а для битка выбрать чурку потяжелее. Бабки ставят на линию кона и выбивают с расстояния 3–5 м.

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой за линией кона в определенной последовательности расставляют бабки – не менее 10 штук. Участники команд стремятся сбить поставленные бабки меньшим количеством бросков.

Для каждой последовательности существуют свои правила: «забор» ставят вдоль линии кона, «гусек» в два ряда перпендикулярно ей. «Забор» можно сбивать с любого конца, но не более двух бабок за один бросок. «Гусек» начинают сбивать с последней от коновой линии пары бабок. Если за один бросок сбито более двух бабок или бабки выбиты не подряд, их ставят на место. Игроки бросают биток по очереди. Побеждает команда, первой выбившая все бабки с кона.


Тема 33«Казаки-разбойники»

Играющие разбиваются на команды, одна из которых – казаки, а другая – разбойники.

Разбойники разбегаются прятаться, а казаки находят и отмечают место для темницы, куда будут отводить пойманных разбойников. Темницей может быть лавочка, угол двора, песочница или просто место под деревом.

Казаки выходят на поиск и ловят разбойников. Их задача – найти, догнать, запятнать и отвести в темницу разбойников. Казак отводит разбойника в темницу, держа его за руку или рукав. Пойманный и запятнанный разбойник не должен по правилам игры вырываться. Но если казак случайно разжал руку, разбойник может убежать. Разбойники могут выручать своих товарищей по дороге в темницу – неожиданно подбежать и осалить казака – тогда казак должен отпустить пленного, и оба разбойника убегают. Казак, в свою очередь, может первым запятнать разбойника, пытавшегося освободить пленного. Если ему это удастся, то он приведет уже двух пленных.

Кроме того, разбойники могут освобождать своих товарищей из темницы. Но для этого им надо, миновав сторожа, запятнать самого пленного в темнице. Сторож в это время может запятнать самих освободителей. Для ловли разбойников и охраны, пленных можно разбиться на пары или на группы – это усложнит игру.

Игра заканчивается, когда все разбойники пойманы и находятся в темнице. После этого казаки и разбойники могут поменяться ролями.


Тема 34 Эстафета

Соревнование двух команд в силе, ловкости, скорости.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!