МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41 г. УЛАН-УДЭ»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________/____________ | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 41 г. Улан-Удэ» ____________ Э.Л.Тимина Приказ №______от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Общественно-полезный труд» 2019 – 2020 учебный год
Учитель Басурманова Ольга Леонидовна, I КК
Класс 8
Всего часов в год 68
Всего часов в неделю 2
г. Улан-Удэ,
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников основной школы.
Программа внеурочного курса «Общественно полезный труд» разработана в соответствии с нормативными документами:
● Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);
● СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.
Программа внеурочного курса «Общественно полезный труд» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности. Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Основные цели трудового воспитания:
-воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
- содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
- прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
Сроки реализации: программа внеурочного курса рассчитана в общей сложности на 68 часов, 2 часа в неделю, при этом возможно коррекция времени того или иного запланированного мероприятия, так как большинство занятий проводится во внеурочное внеучебное время и зависит от многих факторов.
Планируемые результаты освоения внеурочного курса «Общественно полезный труд»:
Обучающийся научится:
Самоорганизации, использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
Трудиться сообща, уважая личность каждого человека, и достижений общества в целом.
Иметь опыт участия в социально значимом труде, отстаивать своё мнение, свою позицию с учетом гражданской ответственности.
Принимать ответственность за своё решение, соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
Сознательно относиться к собственному здоровью, личной безопасности и безопасности окружающих
Обучающиеся получат возможность научиться:
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества | - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества; -сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике | -учащиеся имеют представления о национальных ценностях; -сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома; -у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому; -сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие | - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям; -учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов; -умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; -у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое | -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности; |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание | -у учащихся развит интерес к природе; -сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве | -сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда; -имеют интерес к занятиям художественным творчеством. |
Результатами освоения программы внеурочного курса «Общественно-полезный труд» являются:
личностные результаты:
формирование ценностного отношения к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
формирование первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
метапредметные результаты:
воспитание трудолюбия;
формирование элементарного представления о рабочих профессиях;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
предметные результаты:
формирование ценностного и творческого отношения к общественному труду;
получение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Содержание внеурочного курса «Общественно-полезный труд»
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива:
Подготовка и участие класса в общешкольном мероприятии «Ярмарка – Золотая осень 2019». Подготовка оформления стола, газета, организация продажи, сдача вырученных средств на школьную акцию «Школьный набат».
Участие в операции «Чистый город». Организация и уборка закрепленной территории в течении месячника чистоты. Подведение итогов операции.
Выполнение обязанностей дежурных (класса, школы). Организация и контроль дежурства в учебных кабинетах, проведение генеральных уборок, организация и контроль дежурства по школе.
Подготовка и проведение праздника «Мамин день». Участие класса в школьных мероприятиях. Планирование домашней работы в праздник, проведение отчета о проделанной работе.
Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Подготовка и сбор семян. Посадка рассады цветов для пришкольного участка и уход за рассадой.
Участие в операции «Чистый город». Организация и уборка закрепленной территории в течении месячника чистоты. Подведение итогов операции.
Подведение итогов выполнения общественно - трудовых поручений(работ). Итоговое классное собрание. Награждение активных участников ОПТ, проявивших себя в течении года.
Тематический план внеурочного курса «Общественно-полезный труд»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации/ Виды деятельности |
| Подготовка и участие класса в школьном мероприятии «Ярмарка – Золотая осень 2019» | 3 | Ф / РЭВД |
| Участие в операции «Чистый город» | 8 | Гр / РЭВД |
| Выполнение обязанностей дежурных (класса, школы) | 36 | Гр / РЭВД |
| Подготовка и проведение праздника «Мамин день». | 2 | Ф / РсИ, РЭВД |
| Подготовка и участие в празднике «День птиц». Сбор корма для птиц. | 2 | Ф / Н, РЭВД |
| Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Сбор семян. Посадка рассады цветов. | 8 | Гр / Н, РсИ, РЭВД |
| Участие в операции «Чистый двор» | 8 | Гр / РЭВД |
| Подведение итогов выполнения общественно - трудовых поручений(работ). | 1 | Гр / Н, Экс, РПЗ |
| ИТОГО | 68 часов | |
Используемые формы организации учебного процесса: фронтальный, групповой, индивидуальный (условное сокращение - Ф, Гр, Ин).
Основные виды учебной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с учебником(информацией), систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем), работа с элементами восприятия действительности (условное сокращение – Н, Экс, РсИ, СЗ, РПЗ, РЭВД).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986);
СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12 2010г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 г. №03-2960.
Примерная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности для 5—9 классов общеобразовательных школ». Маслов А.Г., Москва (2010г).
Методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дополнительная:
https://eduinspector.ru/2016/10/01/obshhestvenno-poleznyj-trud-vozvrashhaetsya-v-shkolu/
https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-30032017-n-08-621/metodicheskie-rekomendatsii-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii/
--------------------------------
Разработаны в рамках исполнения Поручения Правительства ПР-1191 и комплекса мер по развитию и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы от 27 июня 2016 г. N 4455п-П8, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю.
8