РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ Руководитель МО учителей начальных классов МКОУ Межевская СОШ __________/Л.А.Маслова Протокол № ____ «___ »________ 2015г. | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по УВР МКОУ Межевская СОШ _________/Н.И.Шатикова « » _________________2015 г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МКОУ Межевская СОШ _________________/И.А.Резвова Приказ № __ от «___»________2015г |
Рабочая программа внеурочного курса
общественно-полезной направленности
«ЗАБОТА»
Срок реализации: 4 года
для 1-4 класса
Учитель высшей квалификационной категории С.Н.Смирнова
с. Георгиевское
2015-16 учебный год
Направление: Общественно – полезная деятельность
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному учебному плану внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность объединяет вид деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
В базисном учебном плане выделяются общественно-полезная деятельность.
Внеурочная работа связана с дополнительным образованием детей, создания условий для развития творческих интересов и включения их в эколого-биологическую и другую деятельность.
Внеурочную деятельность строится по принципу: экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Общественно-полезная деятельность - это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В общественно-полезную деятельность можно вовлечь всех школьников. Содержание деятельности определяется с учетом возрастных возможностей учащихся. К определению направлений общественно полезной деятельности учитель привлекает детей, он учит их находить для себя посильные полезные дела.
Следуя основной цели - способствовать экологизации и социализации младших школьников, разработана программа, состоящая из 34 занятий (годовой курс), рассчитанный на встречи 1 час в неделю.
Работа ведётся по четырем направлениям:
1. Человек и природа
2. Человек и общество
3. Человек и его здоровье
4. Я учусь дружить и находить друзей.
Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.
Правильно организованная общественно-полезная деятельность помогает:
· улучшить отношение в коллективе;
· разнообразить общение детей;
· скомпенсировать самооценку младших школьников;
· учит их лучше понимать друг друга и самих себя;
· удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка.
Программа основана на следующих принципах:
Гуманистический принцип предполагает:
Создание благоприятных условий для жизни и обучения всех детей, уважение их достоинства, признание значимости и ценности каждого ученика независимо от уровня его знаний и материальной обеспеченности.
Организацию обучения и воспитания на основе моделей гуманистических отношений, связанных с усвоением нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим людям и миру в целом (взаимопонимание, миролюбие, уважение, ответственность и доброта).
Реализацию свободы самовыражения и обеспечение самостоятельного выбора.
Коммуникативный принцип:
Этот принцип позволяет:
Строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, процесс которого обеспечивает учащимся свободу высказывания при их взаимном уважении;
Обеспечить интенсивное формирование коммуникативно-речевых навыков и развивать умение договариваться при решении конфликтных ситуаций;
Развить систему межличностного общения на основе усвоения норм и правил нравственности, сформировать культуру речевого общения;
Понимать общение не только как процесс информационный, но и духовно-практический, обогащающий собеседников духовно-нравственными ценностями и идеалами.
Принцип целостности картины мира.
Предполагает отбор такого содержания занятий, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
Этот принцип ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся. Он позволяет сохранить разноуровневые представления знаний в течение всех лет начального обучения.
Принцип творческой активности
предполагает активное использование творческой деятельности школьников. Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому человеку необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.
Предполагает ориентацию содержания на эмоциональное, экологическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах деятельности.
Цель программы: Экологизировать и социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно полезной деятельности.
Задачи программы:
1. Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения.
2. Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
3. Воспитание готовности к созидательной деятельности;
4. Развивать умение соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
5. Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;
6. Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;
7. Развитие творческого потенциала детей.
8. Формирование интереса и любви к труду, природе, исследованиям.
9. Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.
10. Формирование потребности к общественно полезной деятельности, в которой проявляется забота каждого участника этой деятельности об окружающих, о школе, о природе.
Актуальность программы.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком
важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи
с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической
культуре нынешнего и будущего поколений. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения.
Экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе
школы, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Обеспечивает организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельностиучащихся, расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию,
проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
При проведении эксперимента у школьников повышается уровень экологических знаний и в значительной степени изменяется мотивация поступков, а также появляется интерес к наблюдениям и исследованиям в природе.
Нормативно – правовая сторона программы.
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
· Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
· Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
· Письмо Министерства образования Российской Федерации «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
Основные содержательные линии курса.
І. Человек и природа.
В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.
Практическая работа:
1. выращивание и уход за комнатными растениями;
2. сбор семян цветочно-декоративных растений;
3. озеленение школьного двора и уход за зелеными насаждениями в школьном дворе.
4. удаление мусора; сбор природных материалов для уроков труда;
5. сбор макулатуры;
6. заготовка корма для птиц и их подкармливание;
7. выращивание продукции для школьной столовой;
8. изготовление условных знаков к правильному поведению в природе.
9. подготовка и проведение бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Экскурсии: в природу, к местным водоемам, на луг.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
ІІ. Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность - особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.
Практическая работа:
Общение с родителями и родственниками, изготовление сувениров, подарков близким людям;
Посильное участие в общественно - полезной деятельности (обязанности в семье, классе)
Экскурсии: на предприятия села с целью ознакомления с трудом людей, знакомство с профессиями.
III. Человек и его здоровье.
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.
Практическая работа:
1. Выставки рисунков, кругосветок о здоровье.
2. Создание карты здоровья, встречи с врачом.
3. Разучивание физминуток и проведение их в классах,
4. Экскурсии: в медицинский кабинет.
ІV. Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т. е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Занятия: «Давайте познакомимся!», «Школа вежливых», «Здравствуй, друг!», «Кто такой я?» направлены на развитие самооценки.
Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Знакомство с правилами этикета. В данном случае этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях.
Практическая работа:
1. Ролевые игры;
Эта программа способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождение ценных традиций, в частности семейного творчества, объединение школьников разновозрастных групп по интересам.
Общественно полезная деятельность может быть реализована во внеурочное время в следующих формах: встречи с интересными людьми, выставки, викторины, творческие мастерские, экскурсии, общественно полезные дела для класса, школы и т. д.
Целенаправленная работа по организации общественно полезной деятельности к концу обучения в начальной школе обеспечит готовность детей к общественно полезной деятельности и в дальнейшей жизни.
Планируемые результаты:
• Осознавать ценность семьи в своей жизни;
• Осознавать значение школы в своей жизни;
• Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;
• Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;
• Владеть универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;
• Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;
• Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 - 4 КЛАСС
34часов (1 час в неделю)
Учебно-тематический план
1 класс
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Теор. | Практ. | | |
1 | Вводное занятие «Что и кто нас окружают» | 1 | |
2 | Давайте познакомимся! | 1 | |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | |
4 | Творческая мастерская | 1 | |
5 | Бухгалтерия моего времени | 1 | |
6-7 | Дыхание осени: прогулка на луг-водоём | 2 | |
8 | Дыхание осени. Творческая мастерская | 1 | |
9-10 | Творческая мастерская | 2 | |
11-12 | Моя помощь родным и близким | 2 | |
13-14 | Творческая мастерская | 2 | |
15 | Школа вежливых наук; Прием гостей; Ролевые игры | 1 | |
16 | Веселые игры | 1 | |
17 | Творческая мастерская Деда Мороза | 1 | |
18 | Что такое здоровье | 1 | |
19 | Творческая мастерская | 1 | |
20 | Веселые прыгалки | 1 | |
21 | Творческая мастерская | 1 | |
22-23 | Все работы хороши; Приглашение мам, рассказ их о своих профессиях | 2 | |
24-25 | Экскурсия в «кондитерский цех» | 2 | |
26 | Творческая мастерская | 1 | |
27-28 | Подготовка и проведение праздника «Маминого пирога» | 2 | |
29 | «Зеленый огонек». Моя дорога в школу. Пешеходная экскурсия. | 1 | |
30 | «Зеленый огонек». Встреча с квартальным инспекторомГИБДД | 1 | |
31-32 | «Зеленый огонек». Конкурс рисунков о правилах дорожного движения | 2 | |
33 | «Зеленый огонек». Веселый светофор | 1 | |
34 | Подведение итогов курса «Что ты сделал хорошего…» | 1 | |
2 КЛАСС
| |
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Теор. | Практ. | | |
1 | Вводное занятие. «Мы и окружающий нас мир» | 1 | |
2 | Экскурсия «Костромской лес полон чудес» | 1 | |
3 | Как прекрасен этот мир! | 1 | |
4 | Творческая мастерская | 1 | |
5 | Экскурсия в медицинский кабинет Беседа врача | 1 | |
6-7 | Творческая мастерская; Выпуск листка здоровья | 2 | |
8-9 | Выращивание витаминов на окне в классе | 2 | |
10-11 | Подготовка и проведение праздника «Здоровым будешь – все добудешь» | 2 | |
12-13 | Подготовка спортивного праздника «Один за всех и все за одного» | 2 | |
14-15 | Экскурсия «Огнеборцы» в пожарную часть | 2 | |
16 | Творческая мастерская | 1 | |
17 | Природа и люди. Основные этапы взаимодействия человека с природой | 1 | |
18 | Творческая мастерская Деда Мороза | 1 | |
19 | Мы будущие защитники | 1 | |
20-21 | Творческая мастерская | 2 | |
22 | Птицы в природе зимой | 1 | |
23 | Подкормка птиц | 1 | |
24 | Дыхание весны. Прогулка возле школы | 1 | |
25-26 | Творческая мастерская «Когда мама рядом» | 2 | |
27 | Экскурсия в природу «По тайным тропам» | 1 | |
28 | Практическая работа «Уборка мусора на школьной площадке» | 1 | |
29 | Экскурсия в виртуальный школьный музей | 1 | |
30 | Посещение памятного места | 1 | |
31-32 | Песни войны, песни Победы | 2 | |
33 | Творческая мастерская «Этот праздник со слезами на глазах» | 1 | |
34 | Творческая мастерская. Подведение итогов «Что ты сделал хорошего…» | 1 | |
3 КЛАСС
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Теор. | Практ. | | | |
1 | Вводное занятие. «Мы и окружающий нас мир» | 1 | |
2-3 | Проект «Моё дерево» | 2 | 1 |
4-6 | Путешествие по экологической тропинке | 2 | 1 |
7 | Творческая мастерская «Давайте сохраним планету» | 1 | 1 |
8 | «Золотая волшебница осень». | 1 | 1 |
9 | «Удивительное рядом» | 1 | |
10 | Беседа «Перелётные птицы, их охрана» | 1 | 1 |
11 | «Большие дела маленьких рук» | 1 | 1 |
12-13 | «Путешествие за капелькой воды» | 2 | 1 |
14 | «Волшебница вода» | 1 | |
15 | «Зачем зимой снег?» | 1 | 1 |
16 | «Снежные узоры». «почему снег бывает разным?» | 1 | 1 |
17 | Творческая мастерская Деда Мороза | 1 | 1 |
18 | Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой» | 1 | 0,5 |
19 | «Защитные свойства снега» | 1 | 1 |
20-22 | «Зимний труд людей в сельской местности» | 2 | 1 |
23 | «Путешествие на родину комнатных растений» | 1 | 1 |
24 | «Охраняемые животные» | 1 | 1 |
25 | «Следы. Фенологические наблюдения» | 1 | 1 |
26 | «Зимующие птицы» | 1 | |
27 | Операция «Синица» | 1 | 1 |
28 | «Встреча пернатых друзей» | 1 | 1 |
28 | «Птичий КВН» | 1 | |
29 | «Очистим частичку планеты» | 1 | 1 |
30 | «Что мы знаем о насекомых?» | 1 | |
31 | Игра-путешествие «По лесным тропинкам» | 1 | 1 |
32 | Озеленение школьного двора | 1 | 1 |
33 | «Путешествие по экологической тропинке» | 1 | 1 |
34 | Творческая мастерская. Подведение итогов «Что ты сделал хорошего…» | 1 | | |
№ Заня- тия | Тема занятия | Цель занятия | Сотрудни- чество | Планируемый результат |
1 | Вводное занятие. «Среда обитания человека» | Познакомить детей с «Общественно-полезной деятельностью». | Дети, учитель | Знакомство с программой курса |
2 | «Разнообразие условий на Земле» | Путешествие. Познакомиться с жизнью людей на разных ландшафтах | Дети, учитель | Человек и природный ландшафт, его роль в формировании ландшафта |
3-4 | «Наши предки и их труд» | Формирование представления овзаимоотношениях со средой обитания | Дети, учитель | Экскурсия в краеведческий музей г. Томска |
5-8 | «Мы в своих селах живём не одни» 1.Домашние животные 2.Доместицированные животные 3. Промысловые животные 4. Животные, «безразличные» для человека | Цепочки взаимосвязей помещённого сожительства рядом | Дети, учитель | Синойкия, роль в природе и для человека |
9 | «Разнообразие поселений». Посёлок, деревня | Разнообразие биоценозов | Дети, учитель | Роль человека в биоценозах села |
10-12 | «Кто, где живёт» 1.Птички - велички и невелички 2.Зверь лесной и городской 3.Насекомые, всем знакомые, но больше незнакомые | Знакомство с обитателями сёл и городов | Дети, учитель | Чем отличаются организмы, живущие в селе от городских. Выпуск бюллетеня. |
13 | «Как же спасать природу?». «Бей врагов» | Современные методы по спасению природы | Дети, учитель | Выпуск природоохранных листовок |
14 | «Знай, люби и береги» | Флора и фауна вокруг нас | Дети, учитель | Игра на закрепление знаний о многообразии растений и животных |
15 | «Страна загадок и чудес» | Решение экозагадок и задач | Дети, учитель | Игра-путешествие |
16 | «Урок экологической культуры» наш дом Земля | Экологическая культура знаний | Дети, учитель | Экознайка. |
17 | «Мисс – Киска» | Кот-шоу | Дети, учитель | Ролевая игра, выставка рисунков |
18 | «Берегите воду, берегите» | Викторина о воде | Дети, учитель | Закрепление знаний о водных ресурсах планеты |
19 | «Определение жёсткости воды» | исследование | Дети, учитель | Наглядное содержание примесей солей в питьевой воде |
20-21 | «Мы реки должны как здоровье беречь» | Театрализованное представление | Дети, учитель | Сохранение водоёмов в природе |
22-23 | «Лягушка-путешественница» | Старая сказка на новый лад | Дети, учитель | Сохранение видов в природе. Выставка рисунков |
24 | Моделирование рек от загрязнения | Изготовление модели | Дети, учитель | Выпуск плаката |
25 | «Воронья охота». Санитары или вредители? | Роль в природе | Дети, учитель | Игра, способ познания организмов в природе |
27-29 | «Овраг – рана Земли» | Почему растут овраги? Роль человека в процессе роста | Дети, учитель | Исследование в природе |
30 | «Полезный мусор. Отходы – в доходы» | Вторая жизнь мусора | Дети, учитель, родители | Выставка «Вторая жизнь ненужных вещей» |
31-33 | Проект «Вторая жизнь ненужным вещам» | Презентация проекта | Дети, учитель, родители | выставка |
34 | Творческая мастерская. Подведение итогов «Что ты сделал хорошего…» | Подготовить творческий отчет о всех делах, проделанных детьми: фотографии, рисунки; викторины, конкурсы | Учитель дети родители | Выставка рисунков, фотографий |
№ п\п | Название раздела | Тема занятия | Форма проведения | Задачи | Термины | Оборудование | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся – 5 ч | Труд кормит, а лень портит Трудовые навыки первокласссников. Урожай на УОУ. Экскурсия | Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?» | - Обобщить знания о значении труда в жизни человека -познакомить с техникой | оригами | пакетики | 0,5 | 0,5 |
2 | Сбор семян в пакетики. Сбор и хранение листьев. | Экскурсия на пришкольный участок. | - Познакомить с пришкольным участком, со способами хранения собранного материала | | гербарий | | 1 |
3 | Осенние мотивы. Флористика. | Изготовление поделок из природного материала | - Развитие творчества, аккуратности | флористика | Образцы работ | | 1 |
4 | | Помощь школе в уборке урожая | уборка урожая | -- воспитание уважения к своему и чужому труду, - развитие коммуникативных навыков | урожай | Садовые вилы, вёдра | | 1 |
5 | | Уборка сорняков на грядках УОУ | Практическая работа | -научить накрывать на стол и мыть посуду, приготовить салат из овощей | сорняки | Садовые вилы, вёдра | | 1 |
6 | Что такое творческий труд?- 5ч | Что значит быть бережливым? Панно из бумажных цветов ко Дню Матери | Изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | | Картон, цветная бумага, ножницы, клей | | 1 |
7 | | Правила дружного труда. Операция «Книжка заболела» | Рейд-смотр, театр – экспромт Ремонт книг | воспитание у детей бережного отношения к учебным вещам. Ремонт книг. | бережливость | учебники | | 1 |
8 | | Беседа «Птицы –наши друзья!». Операция «Кормушка» | Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц | Воспитание у детей бережного отношения к природе | | Иллюстрации зимующих птиц, картон, коробки, ножницы, шпагат | 0,5 | 1 |
9 | | Что можно сделать своими руками? Украшение класса. | Украшение класса. | -развитие творческих способностей, -воспитание заботливого отношения к малышам | | бумага, ножницы | 0,5 | 0,5 |
10 | | Радость труда. | Изготовление новогодней композиции. | -развитие творческих способностей | композиция | бумага, ножницы, клей, природный материал | | 1 |
11 | Что такое профессия и как её выбрать? | Понятия «профессия», «трудовая династия». Профессии и занятия родителей. | Беседа за круглым столом | -воспитание уважительного отношения к членам семьи, - знакомство с профессиями | профессия | Фото родителей | | 1 |
12 | Кто нуждается в нашей помощи-5ч | Изготовление подарков ко Дню защитника Отечества | Беседа, изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | | образцы военной техники игрушки | | 1 |
13 | | Буду маме помогать, буду всюду убирать», мягкая игрушка для мамы | изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | шитьё | | | 1 |
14 | | Всегда найдется дело для умелых рук. | Помощь престарелым | воспитание чувства ответственности, общественной активности. | | | | 1 |
15 | | Субботник | уборка школьной территории. | воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу | | грабли | | 1 |
16 | | Помощь школе | посадка картофеля и лука | воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу | | ведро | | 1 |
17 | Итоговое занятие-1ч | КВМ (Клуб Веселых Мастеров) | Конкурсная программа | Подведение итогов, снятие усталости | | КВМ | | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся | 10 | 1 | 9 |
2 | Работа над проектом | 4 | 0.5 | 3,5 |
4 | Что такое профессия и как её выбрать? | 1 | 0 | 1 |
5 | Кто нуждается в нашей помощи? | 1 | 0 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| И того | 17 | 1,5 | 15,5 |
| | | |
Планирование 2 класс
№ п\п | Название раздела | Тема занятия | Форма проведения | Задачи | Термины | Оборудование | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся – 10 час | Урожай на УОУ. Экскурсия. Составление букетов. | Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?» | - Обобщить знания о значении труда в жизни человека -познакомить с техникой оформления букета | флористика | ножницы | 0,5 | 0,5 |
2 | Помощь школе в уборке урожая | уборка урожая | -- воспитание уважения к своему и чужому труду, - развитие коммуни кативных навыков | урожай | Садовые вилы, вёдра | | 1 |
3 | «Чудеса природы», «Осенний бал» | Выставка поделок, праздник | - воспитание уважения к своему и чужому труду, -развитие коммуни-кативных навыков | | Выставка поделок | | 1 |
4 | | Работа над проектом «Мое дерево». Изучаем листья, плоды, семена. | Практическая работа | Учить наблюдению в окружающем нас мире | наблюдение | Проект. | 0,5 | 0,5 |
5 | | Работа над проектом «Мое дерево» Изучаем кору,ствол дерева. | Практичес кая работа | Учить наблюдению в окружающем нас мире | наблюдение | | | 1 |
6 | | Защита проекта «Моё дерево» | презентация | развитие коммуникативных навыков | слушание | | | 1 |
7 | | Беседа «Птицы –наши друзья!». Операция «Кормушка» Развешиваем кормушки. | Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц | Воспитание у детей бережного отношения к природе | операция | Иллюстрации зимующих птиц, картон, коробки, ножницы, шпагат | 0,5 | 0,5 |
8 | | Мы сами мастера. Лепим снежные фигуры. | Лепка из снега | -развитие творческих способностей, -воспитание заботливого отношения к малышам | | Снег, краски | | 1 |
9 | | Радость труда. Готовимся к новогоднему балу | Изготовление новогодних композиций | -развитие творческих способностей | композиция | бумага, ножницы, клей, природный материал | | 1 |
10 | | Азбука профессий | Презентация | Любой труд почетен. | | | | 1 |
11 | Что такое творческий труд? | Наш и руки не знают скуки!. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. | Изготовление подарка папе | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | конструирование | | | 1 |
12 | | «Буду маме помогать, буду всюду убирать». Дымковская игрушка | Беседа, изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | Дымковская роспись | образцы мягких игрушек | 0.5 | 0,5 |
13 | Что такое творческий труд? | Буду маме помогать, буду всюду убирать. Роспись игрушки. | изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | освоение приёмов дымковской росписи | | | 1 |
14 | | Каждый день – доброе дело. Эскиз клумбы. | проект | воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу | | грабли | | 1 |
15 | | Изготовление клумбы совместно с родителями. | | воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу | | Бумага, ножницы | | 1 |
16 | | Посев семян и рассады цветов на клумбу. | Практическая работа. | воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу | | Грабли. лопаты | | 1 |
17 | | Субботник | уборка школьной территории | воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу | | Грабли, носилки | | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся | 10 | 1 | 9 |
2 | Работа над проектом | 4 | 0 | 4 |
4 | Что такое профессия и как её выбрать? | 1 | 0 | 1 |
5 | Кто нуждается в нашей помощи? | 1 | 0 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| И того | 17 | 1,5 | 15,5 |
| | | |
№ п\п | Название раздела | Тема занятия | Форма проведения | Задачи | Термины | Оборудование | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся – 5 ч | Труд кормит, а лень портит Трудовые навыки второклассников. Урожай на УОУ. Экскурсия | Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?» | - Обобщить знания о значении труда в жизни человека -познакомить с техникой | оригами | пакетики | 0,5 | 0,5 |
2 | Осенние мотивы. Флористика. | Изготовление поделок из природного материала | - Развитие творчества, аккуратности | флористика | Образцы работ | | 1 |
3 | Помощь школе в уборке урожая | уборка урожая | -- воспитание уважения к своему и чужому труду, - развитие коммуникативных навыков | урожай | Садовые вилы, вёдра | | 1 |
| | Изготовление аппликации “Осенний лес”. | Изготовление аппликации | воспитание уважения к своему и чужому труду, -развитие коммуни-кативных навыков | шаблоны | Работа с шаблонами | | 1 |
5 | | «Чудеса природы», «Осенний бал» | Выставка поделок, праздник | - воспитание уважения к своему и чужому труду, - снятие усталости - развитие творческих способностей | | Выставка поделок | | 1 |
6 | Что такое творческий тру- 5ч | Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”.Проект | Лепка | развитие творческих способностей, воспитание любви к родному краю | Родной край | Пластилин, картон | | 1 |
7 | | Беседа «Птицы –наши друзья!». Операция «Кормушка» | Беседа, изготовление кормушки и подкормка птиц | Воспитание у детей бережного отношения к природе | | Иллюстрации зимующих птиц, картон, коробки, ножницы, шпагат | 0,5 | 0,5 |
8 | | Мы сами мастера. | Изготовление игрушек для детей детского сада «Оригами» | -развитие творческих способностей, -воспитание заботливого отношения к малышам | | бумага, ножницы | | 1 |
9 | | Радость труда. Проект | Изготовление новогодних украшений. | -развитие творческих способностей | поделки | бумага, ножницы, клей, природный материал | | 1 |
10 | | Что можно сделать своими руками? Украшение класса. | Украшение класса. | -развитие творческих способностей, коммуникативных навыков | | Цветная бумага, ножницы, клей, | | 1 |
11 | Что такое профессия и как её выбрать-1ч | Твой труд дома. Профессии родителей | Рассказ | Виды увлечений и их роль в жизни человека. Отличие увлечения от профессии | труд | | 1 | |
12 | Кто нуждается в нашей помощи?- 5ч | Наш и руки не знают скуки!. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. | Изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | | | | 1 |
13 | | Изготовление подарков нашим папам к 23 февраля. | Беседа, изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | | образцы игрушек | 0,5 | 1 |
14 | | Мамочку поздравить я хочу с Женским днём! | изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | шитьё | | | 0,5 |
15 | | Всегда найдется дело для умелых рук. | Помощь престарелым | воспитание чувства ответственности, общественной активности. | | | | 0,5 |
16 | | Субботник | уборка школьной территории. | воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу | | грабли | | 1 |
17 | Итоговое занятие | Клуб весёлых мастеров | | Подведение итогов, снятие усталости | | | | 1 |
| | | | | | | | 1 |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся | 10 | 1 | 9 |
2 | Работа над проектом | 4 | 0 | 4 |
4 | Экологическая акция | 1 | 0 | 1 |
5 | Кто нуждается в нашей помощи? | 1 | 0 | 1 |
6 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| И того | 17 | 1,5 | 15,5 |
| | | |
4 класс
№ п\п | Название раздела | Тема занятия | Форма проведения | Задачи | Термины | Оборудование | Кол-во часов |
Теория | Практика |
1 | Что такое труд и почему люди трудятся – 6 ч | Труд кормит, а лень портит Трудовые навыки третьеклассников. Урожай на УОУ. Экскурсия | Беседа, тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?» | - Обобщить знания о значении труда в жизни человека -познакомить с техникой | Урожай, уборка | Лопаты, вёдра | 0,5 | 0,5 |
2 | | Работа по благоустройству школьного опытного участка. | Практическая работа | расширение и обогащение практического опыта детей. | Чистота. порядок | Грабли, вёдра | | 1 |
3 | | Экологическая акция «Сохраним родник». Работа по расчистке родника | Практическая работа | расширение и обогащение практического опыта детей. | Ключ, родник, беречь | Скребки, лопаты | | 1 |
4 | | Сбор материалов об экологоохраняемых растениях родного края. Проект | Практическая работа | расширение и обогащение практического опыта детей. | Исчезающие виды растений | Справочники энциклопедии | | 1 |
5 | | Защита проектов по экологоохраняемым территориям. | Практическая работа | расширение и обогащение практического опыта детей, формирование творческого подхода к выполнению данного заданий | проект | Книжки-малышки | | 1 |
6 | | Экскурсия в осенний лес. | экскурсия | формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде. | | | | 1 |
7 | Что такое творческий труд? -10ч | Защитим птиц зимой.(изготовление и развешивание кормушек)Практическая работа. | Практическая работа | развитие коммуникативных умений (трудиться в паре, в группе, умение распределять задания между собой). | Помощь Охрана природы | кормушки | | 1 |
8 | | Изготовление поделок и поздравление пожилых людей. | Практическая работа | развитие коммуникативных умений (трудиться в паре, в группе, умение распределять задания между собой). | | Поделки. Стихи | | 1 |
9 | | Мы сами мастера. Проект | Изготовление новогодних украшений. | развитие творческих способностей, -воспитание заботливого отношения к себе и другим людям | игрушки. | бумага, ножницы, клей, природный материал | | 1 |
10 | | Готовимся к новогоднему балу.(изготовление масок, костюмов)Проект. | Практическая работа | развитие творческих способностей, | Маски, костюмы | бумага, ножницы, клей, | | 1 |
11-12 | | Изготовление подарков нашим папам к 23 февраля | Беседа, изготовление подарка | - воспитание любви, уважения к старшим - развитие творческих способностей | поделки | | | 2 |
13-14 | | Изготовление подарков и поздравление для наших мам и бабушек. | Практич раб . праздник | развитие творческих способностей, | поделки | бумага, ножницы, клей, | | 2 |
15 | | Всегда найдется дело для умелых рук. | Волонтёрская работа | воспитание любви, уважения к старшим | Помощь по укладке дров | | | 1 |
16 | | Субботник | уборка школьной территории. | воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную | | грабли | | 1 |
17 | Итоговое занятие | Клуб весёлых мастеров | | Подведение итогов, снятие усталости | | | | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение,
2010. – (Стандарт второго поколения).
внеурочной деятельности младших школьников). Киров: КИПКиПРО. – 2010 – 35с.
Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество», «Начальная школа». г. Мытищи Московской области
Журналы «Читаем, учимся, играем»
Буровик А. А. Родословная вещей. - М.: Знание, 1991.