СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочного занятия "В гостях у сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать у обучающихся основные свойства внимания и памяти с помощью игровых, творческих упражнений.

Задачи:

Обучающие:

  • Учить детей соблюдать правила игры, понимать задания.
  • Приучать детей формулировать вопросы и грамотно их задавать.
  • Различать разные виды театральных кукол и уметь взаимодействовать с ними.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, познавательный интерес, кругозора.
  • Совершенствование навыков кукловождения, работы за ширмой.

Воспитательные:

  • Воспитание навыков работы в группе и культуры обучающихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного занятия "В гостях у сказки"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРА КУКОЛ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

(2023-2024 уч.год))

ПЛАН ЗАНЯТИЙ

(один раз в неделю по вторникам, 40-45 минут, максимум 1 час)

№№

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

ДАТА

1

Введение, «Театральное знакомство»



Раздел 1. «Виды театров кукол»


2

Пальчиковые куклы


3

Теневой театр


4

Куклы-марионетки


5

Планшетные куклы


6

Ростовые куклы


7

Перчаточные


8

Репетиция


9

Генеральная репетиция


10

Показ на зрителя в библиотеке им. И.А.Крылова. Сладкий стол



Раздел 2. «Подготовка спектакля»


11

Выбор репертуара


12

Распределение ролей, Пробные репетиции


13

Пробные репетиции


14

Репетиции по сценам


15

Репетиции по сценам


16

Репетиции по сценам


17

Соединение сцен


18

Соединение сцен


19

Добавление реквизита. Работа с реквизитом.


20

Добавление реквизита. Работа с реквизитом.


21

Работа с декорациями


22

Работа с декорациями и реквизитом


23

Добавление музыки, приспособление к музыке


24

Репетиция с музыкой


25

Репетиция с реквизитом и музыкой


26

Репетиция с декорациями и музыкой


27

Черновой прогон с остановками


28

Черновой прогон с музыкой, реквизитом, декорациями.


29

Генеральные репетиции спектакля


30

Показ спектакля в Детском парке на празднике День защиты детей. Вручение детям - участникам спектакля почётных грамот и, возможно сладких подарков (шоколадок)


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ «ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО»

Дети сидят перед руководителем полукругом

Здравствуйте, ребята! Вы пришли заниматься в кружок: Театр кукол. И конечным пунктом наших занятий будет настоящий спектакль, который мы покажем вашим родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам и, может быть, кому-то ещё, словом – зрителям. Это в этом году. А в конце учебного года, т.е. 1 июня на День защиты детей мы выйдем в парк и продемонстрируем наши способности там. Как вам перспектива?..

Для начала давайте с вами познакомимся. Меня зовут Валерия Сергеевна. Повторите!.. (Ребята повторяют). А как зовут вас, мы сейчас узнаем и запомним. Первый ребёнок называй своё имя, второй – повторяй имя предыдущего и называй своё, третий – повторяй имена предыдущих и называй своё и так далее… (Игра «Снежный ком», можно повторить дважды, чтобы и руководитель, и дети получше запомнили друг друга) А теперь делаем то же самое, только к своему имени прибавляем название животного, которое вы хорошо знаете. (Проводится игра) А теперь будет самое интересное! Каждый из вас попробует вспомнить, как выглядит, как ходит, что делает то животное, которое вы назвали и… покажет прямо здесь и сейчас! (Дети показывают животных). Вот, ребята, вы узнали кое-что из актёрского мастерства, которое обязательно пригодится в нашем будущем театре. (Немного обсудили, у кого удачнее получилось, что бы можно было добавить или исправить. А для этого нужно наблюдать: «не смотреть, а замечать». Можно схематично показать каких-нибудь животных, чтобы дети угадали)

Со следующего занятия мы с вами узнаем, какие виды театров кукол бывают.

РАЗДЕЛ 1. «ВИДЫ ТЕАТРОВ КУКОЛ»

Тема 1. «Пальчиковые куклы»

Дети сидят за столом. Необходимо: плотная бумага для акварели или тонкий картон, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей-карандаш

Ребята, мы попробуем с вами разобраться, какие же бывают куклы в театре. И начнём с самых маленьких: пальчиковых. Кто-нибудь слышал про такие?.. Их можно купить в магазине, а можно сделать самим, с помощью старших. Вот, посмотрите, какие у меня есть куклы, попробуйте надеть их на пальчик и представить, что это – живое существо. Как оно передвигается?.. Каким голосом оно говорит?.. Какой у него темперамент, то есть он шустрый, быстрый, или наоборот – медленный?.. Например, черепаха быстрая?.. (Медленная), а кошка?.. А собака?.. А улитка?.. (И т.д.) Попробовали? Придумали? Кто первый покажет?.. (Дети показывают). А давайте попробуем сразу сыграть маленький спектакль?.. Пусть эти животные будут просто друзья, которые собрались во дворе. Чей выход будет первый? (Спектакль-импровизация). Ребята, вам понравилось?.. Интересно?.. сейчас я покажу вам, как можно сделать такие куклы дома. (Вырезать из бумаги, склеить и надеть на пальчик. Это могут быть зайчики, кошечки, собачки и пр. Дети обводят на плотную бумагу образец, раскрашивают, вырезают, цепляют на пальчик и склеивают под руководством взрослого. Потом пробуют сыграть и поговорить голосом того, кого сделали).

Ну, вот, мы познакомились с пальчиковыми куклами. Следующий раз узнаем и о других театральных куклах.

Тема 2. «Теневой театр»

Вначале дети идут в комнату, где можно сделать темноту.

Позже дети садятся перед экраном телевизора.

Необходимо: затемнение, фонарь, плакат, простыня, экран или что-то, куда можно проецировать тени

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с театром теней или теневым театром. Кто-нибудь слышал про такой?.. Он бывает трёх видов. Можно делать проекции с помощью людей и реквизита. Вот, посмотрите! (Выключается свет, включается фонарь, руководитель входит в экран, берёт, например, чашку с блюдцем и пьёт чай, берёт буке и нюхает и пр.) Интересно?.. Бывают проекции с помощью картонных фигурок. Вот, посмотрите!.. (Демонстрируются фигурки). А ещё бывает теневой театр с помощью человеческих рук. (Показывает собаку, оленя, птицу, бабушку…) Хотите сами попробовать?.. (Дети пробуют по очереди). А сейчас мы перейдём в другой зал и я на экране покажу вам несколько фильмов с теневым театром. (Показ)

Вот, ребята, вы уже узнали два вида театра: пальчиковый теневой. Следующий раз мы узнаем ещё про один вид кукол.

Тема 3. «Куклы-марионетки»

Ребята сидят перед экраном телевизора.

Необходимо: одна кукла-марионетка,

бельевые верёвки по количеству в два раза меньше, чем детей

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с куклами-марионетками. Кто может сказать, как они выглядят? .. А вот, посмотрите! (показывает, например, куклу-страуса) Кто хочет попробовать, как она действует?.. (Дети по очереди пробуют). Ребята, правда, это намного сложнее, чем, например, пальчиковые куклы?.. Давайте посмотрим, как люди управляют куклами-марионетками. (Видео на экране).

Думаю, ребята, вряд ли мы с вами сможем освоить быстро работу с куклами-марионетками. А давайте попробуем сами быть марионетками. Давайте разделимся по парам… А теперь одни становятся на стулья (Стулья стоят в ряд), а другие держатся за концы верёвок. Те, кто на стульях, попробуйте поруководить теми, кто внизу, а вы немного расслабьтесь и слушайтесь своих руководителей… А теперь – поменяемся!.. (Дети пробуют) Вот видите, даже с людьми не так просто! Должно быть полное взаимопонимание, чувство партнёра. А вы друг другу были партнёрами.

На сегодня достаточно! Следующий раз поговорим о планшетных куклах.

Тема 4. «Планшетные куклы»

Дети сидят за столом. Нужна хотя бы одна планшетная кукла.

Потом дети смотрят видео

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с планшетными куклами. А как вы думаете. Почему они так называются?.. А где они выступают?.. Как не странно, они выступают на столе, который в театре кукол называется планшет. Их отличительная особенность: в голову вставлена палочка, с помощью которой можно действовать головой куклы, у этих кукол есть ноги, которыми они «ходят» по столу, то есть планшету. А главное, в отличие от множества других видов кукольных театров, актёры-люди, которые руководят куклами, не прячутся, а спокойно играют во весь рост. Но, поскольку играют-то они не сами, а за кукол, зрители смотрят на кукол, а актёров-людей не воспринимаю, как бы даже не замечают. Вы ведь дома играете в куклы, в солдатиков?.. Вы за них ходите, за них говорите, и верите, что это они ходят и говорят. Ведь так?.. Вот и здесь также. Попробуйте? Это, пожалуй, самые простые в исполнении куклы. Дети пробуют). А теперь давайте посмотрим видео с планшетными куклами! (Дети смотрят).

До свидания. Следующий раз мы познакомимся с самыми большими куклами: ростовыми!

Тема 5. «Ростовые куклы»

Необходимы костюмы ростовых кукол.

Видео на экранах

Здравствуйте, ребята! Пожалуй, с такими куклами вы точно хорошо знакомы! Ростовые куклы появляются на Днях рождения, утренниках и праздниках, они ходят по городу, предлагая какие-то рекламные листовки. Вы же все видели такие куклы?.. Можно создать представление, где будут одна две ростовые куклы, а можно всё представление создать из только ростовых кукол. Смотрится это зрелищно, красочно, но есть сложности: в них очень жарко, очень ограниченная видимость, говорить нужно только с помощью микрофона, или молчать, а за куклу будет говорить кто-то другой. Если вы думаете, что легко, давайте попробуем надеть на себя хотя бы голову ростовых кукол и поиграть с другими детьми… (Дети по очереди пробуют). Вы понимаете, что такие дети, как вы даже и не справятся, в костюмах ростовых кукол должны выступать только взрослые. Но давайте посмотрим фото и видео с ростовыми куклами. (Дети смотрят)

До свидания. Следующий раз мы вплотную перейдём к тем куклам, с которыми мы будим работать. Они называются перчаточные.

Тема 6. «Перчаточные куклы»

Дети сидят пред экраном. Потом заходят за ширму

Необходимо: перчаточные куклы, ширма

Здравствуйте, ребята, наконец, мы подошли к тем куклам, с которыми мы будем ставить спектакль. Это перчаточные куклы. А почему они так называются, как вы думаете?.. (Дети отвечают) Правильно, они надеваются на руку, как перчатка. Попробуйте сложить пальчики вот так: указательный палец вверх, там будет голова, средний и большой – в стороны, это – руки. Безымянный и мизинец прижаты к ладошке. Вот так… Вот, посмотрите, какие куклы у меня есть. Попробуйте надеть куклу на руку… Пошевелите, покрутите головой, как будто кукла говорит: «да» или «нет». На «нет» скорее всего придётся крутить всей куклой. А теперь разведите руки, сложите, помашите «до свиданья», погрозите одной рукой… Вот, видите, сколько разных движений может сделать кукла. А ещё может что-то взять в руки, положить, поздороваться за руку с другими куклами, погладить друг друга по голове или спине… Придумайте, какие движения можно сделать такой куклой… (Дети придумывают, показывают). А как кукла приходит и уходит?.. Кукла ходит лицом вперёд, как и мы, поэтому, когда идёт, нужно развернуться в ту, сторону, куда идёт. Кроме того, кукла выходит и уходит как бы по ступенькам вверх, если приходит или вниз, если уходит. Не по деревянной лестнице, а по ступенькам, то есть ещё и удаляется или постепенно появляется издалека. Нельзя куклой выныривать и проваливаться сквозь землю. Со стороны это смотрится именно так. Но самое сложное – это держать некоторое время куклу над ширмой. А ещё сложнее – держать сразу две куклы и действовать ими по-разному. Заходите за ширму, и по очереди выходите куклой и уходите. (Дети делают, руководитель корректирует). А теперь появитесь все, нет нет, не выныривайте, а как положено, пусть все куклы выйдут. Я сейчас буду говорить, что делает каждая кукла, а вы исполняйте!

Поросёнок, подойди к мышке, ага, волк мешает, что нужно сделать?.. волку отступить назад, не так резко, не отпрыгнуть, а отступить. А теперь поросёнок и мышка сцепились, чтобы подраться, а волк их разнимет. Хорошо. Медведь, пригласи всех в гости на чай с мёдом!.. А каким голосом говорит медведь?.. Правильно, басом, постарайся проговорить грубым голосом. Так. А что делают остальные? Первое, они могут переглянуться с соседом, а потом все, как локаторы, посмотреть на медведя. Лиса, скажи, что ты мёд не очень любишь. Каким голосом?.. Медленно, нежно. Медведь, скажи, что у тебя есть сыр. Лиса, ответь, что на это ты согласна и позови остальных… Все обрадовались. Как? Нужно по-разному: кто-то запрыгал, кто-то крикнул «ура!», кто-то сказал «здорово!», кто-то сказал «я как раз голодный». Импровизируйте!.. И все пошли к медведю в гости. Стоп! Как пошли?.. Первый медведь – он хозяин. А потом гуськом все остальные, по очереди уходим и постепенно снижаемся и исчезаем. Выходите все из-за ширмы, садитесь на стульчики. Что, тяжело? Да, это очень тяжёлый труд. И пока сам не попробуешь – не узнаешь.

Давайте посмотрим видео кукольного спектакля, которое снималось в квартире из-под стола. И обратите внимание, что кроме игры с куклами, нужен реквизит, декорации, музыка. Этот спектакль игрался под заранее сделанную озвучку, потому что под столом всего один или два человека. А вам придётся говорить за ширмой самим.

(Дети смотрят видео, обсуждают)

А теперь вам задание на дом. Нам нужно придумать название нашего театра. Подумайте дома, а потом мы выберем из всех то название, которое понравится всем нам.

РАЗДЕЛ 2. «РЕПЕТИЦИОННО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС»

Тема 1. «Репетиции»

Выбор сценария. (Сказка «Теремок» - 6 персонажей, автор (может быть и руководитель), декорации). Распределение ролей, чтение текста по ролям, уточнение, замена ролей. Определение характера и манера голосов персонажей. Первая репетиция. Репетиция на закрепление.

Тема 2. «Генеральная репетиция»

Генеральная репетиция с музыкой, реквизитом, декорациями.

Тема 3. «Показ спектакля на зрителя»

Зрители: родные и близкие, одноклассники, друзья и пр.

Обсуждение, мнение зрителей и самих участников, награждение грамотами по номинациям. Сладкий стол участников со зрителями за счёт родителей. Утверждение названия театра («По первому спектаклю: «ТЕРЕМОК»).


2 ПОЛУГОДИЕ 2020-2021 учебного года

Раздел 2. «Подготовка спектакля»

Здравствуйте! Как отдохнули на каникулах? Много подарков получили? Вот, ребята, мы с вами перешли к более важному этапу: нам нужно придумать, какой спектакль мы с вами будем ставить к 1 июня, ко Дню защиты детей. Напомню: мы выходим на широкую аудиторию детского парка. Я сейчас познакомлю вас со сценариями некоторых сказок и рассказов, а вы выберите то, что вам больше по душе. (Выбор репертуара: «Три поросёнка» (4 персонажа, декорации), «Золотая рыбка» (3 персонажа, декорации и реквизит), «Потерянная совесть» (4 персонажа, декорации), «Лиса Олисава» (6 персонажей), «Хвастливый мышонок» (6 персонажей), «Жадный волк» (5 персонажей). «Храбрый заяц» (5 персонажей), «Песенка мышонка» (5 персонажей), «Путешествие муравья» (6 персонажей, декорации). P.S. Если детей в группе намного более 6 человек, то можно подготовить два спектакля с группами в 4-5 человек и показывать их по очереди в течение дня).

Распределение ролей, пробные репетиции. Уточнение, замена ролей. Репетиция над образом персонажа (как говорит, как передвигается, темперамент, характер, манеры, взаимоотношения с другими персонажами).

Репетиции, постановка

Итоговое занятие

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!