Тема. Кол-во часов. | № занятия | Занятия по данной теме | Практические и лабораторные работы экскурсии, видеофильмы, проекты. |
Тема № 1.(2 часа) Введение | 1-2 | Занятие № 1.Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. Занятие № 2. Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека. | Просмотр видеофильма «Ключи от долголетия» |
Тема № 2. ( 4 часа) Окружающая среда и здоровье. | 3-4-5-6 | Занятие № 1.Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Занятие № 2.Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Занятие № 3.Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Занятие № 4. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. | Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям. Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь. Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха. |
Тема № 3. (3 часа) Экстремальные факторы. | 7-8-9 | Занятие № 1.Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. Занятие № 2.Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. Занятие № 3. Радиация. Рентгеновское излучение. | Просмотр видеофильма «Человек в космосе» Просмотр видеофильма «Чем опасна радиация». |
Тема №4.Режим дня. ( 2 часа) | 10-11 | Занятие № 1.Режим дня. Биологические ритмы. Занятие № 2. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. | Практикум № 3.Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий и подготовки Д/З. |
Тема № 5.Вредные привычки (3 часа). | 12-13 | Занятие № 1.Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. Занятие № 2. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. | Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья» |
Тема №6. Влияние физкультуры и спорта на организм человека. | 14-15 | Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Занятие № 2. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | |
Тема № 7. Питание и здоровье. ( 4 часа). | 16-17-18 | Занятие № 1. Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Занятие № 2. Химический состав пищи. Калорийность. Занятие № 3.Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. | Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания. Практикум № 5. Изучение этикеток продуктов питания. Практикум № 6. Расчет калорийности обеда. |
Тема № 8. Влияние физкультуры и спорта на организм человека (4 часа). | 19-20-21-22 | Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе. Занятие № 2. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Занятие № 3. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Занятие №4. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | Практикум № 7. Измерение жизненного объема легких у тренированного и нетренированного человека. |
Тема № 9. (2 часа) Диагностические процедуры больных | 23-24 | Занятие № 1. Лечебные и диагностические процедуры Занятие № 3. Клинические анализы и их расшифровка. | Экскурсия в ЦРБ. Клиническая лаборатория. Пригласить фельдшера. |
Тема №10. Бактерии, вирусы и человек. (5часов) | 25-26-27-28-29 | Занятие №1. Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. Занятие №2-3. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. Занятие №4. Антибиотики, их влияние на организм человека. Занятие №5. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. | Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки. |
Тема № 11. (3 часа) Уход за больными | 30-31-32 | Занятие № 1. Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными. Занятие №2. Уход за инфекционными больными. Занятие №3. Уход за новорожденными детьми. | Экскурсия в ЦРБ. |
Тема №12. (2 часа) Прививки и вакцины. | 33-34 | Занятие № 1. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. Занятие №2. Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины. | Просмотр видеофильма «Вакцина» |
Тема №13 Заболевания опорно-двигательной системы.(3 часа) | 35-36-37 | Занятие № 1. Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате. Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Занятие №3. Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи. | Практикум №9 «Диагностика плоскостопия и сколиоза». Практикум №10 «Разработка мер по профилактике сколиоза в школе и дома» Практикум№11. «Наложение шины при переломах» |
Тема № 14. Основные болезни сердечно - сосудистой системы. (4 часа) | 38-39-40-41 | Занятие № 1. Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. Занятие № 3. Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. Занятие № 4. Кровотечения, оказание первой помощи. | Практикум№12. Измерение артериального давления. Практикум №13.Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности. Практикум №14. Наложение жгута при кровотечениях. |
Тема№ 15. Дыхательнаясистема (3часа). | 42-43-44 | Занятие № 1. Возрастные изменения дыхательной системы. Причины возникновения и признаки заболеваний. Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, горной болезни. Занятие № 3. Клиника и признаки заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом. | Практикум №15. «Измерение ЖОЛ» Практикум №16 «Оказание первой помощи при остановке дыхания» |
Тема №16 Заболевания пищеварительной системы. (2 часа) | 45-46 | Занятие № 1. Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дисбактериоза, панкреатита, холецистита. Занятие № 2. Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени. Неправильное пищевое поведение – анерексия. | Просмотр видеофильма «Живая еда» |
Тема № 17. Лечебное питание больных (3 часа) | 47-48-49 | Занятие № 1. При язвенных болезнях При болезни печени, ожирении. При гастритах, хирургических больных Занятие №2При детских болезнях. Питание беременных. Аллергических болезнях. Занятие №3. Совместимость и калорийность продуктов питания. | Практикум № 17. Составление диет Расчет калорий в сутки. |
Тема №18. Заболевания зубов и гигиена полости рта (2 часа). | 50-51 | Занятие № 1. Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта. Занятие №2. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона. | Просмотр видеофильма «Здоровые зубы- здоровый организм». |
Тема №19. Заболевания выделительной системы. (1 час) | 52 | Занятие № 1. Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни. | Просмотр видеофильма «Искусственная почка» |
Тема №20. Распространенные заболевания нервной системы.(3 часа) | 53-54-55 | Занятие № 1. Возрастные изменения нервной системы. Симптомы иклиника течения амнезии, мигрени, рака головного мозга, комы. Занятие № 2. Признаки эпилепсии, менингита, стресса и депрессии. Занятие № 3. Заболевания, связанные с задержкой психологического развития у детей: ЗПР и олигофрения | |
Тема №21. Уход и профилактика болезней кожи. (5 часов) | 56-57-58-59-60 | Занятие № 1. Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. Занятие № 2. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей.Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок. Занятие № 3. Обморожения и ожоги их классификация. Занятие №4. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи. Занятие №5. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами. | Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри» Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица. |
Тема №21. Болезни зрительного анализатора. (2 часа) | 61-62 | Занятие №1. Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки. Занятие № 2.Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита. | Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз. |
Тема №22. Болезни слухового анализатора. (1 час) | 63 | Занятие №1. Возрастные изменения органов слуха. Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости. | |
Тема №23. Наследственные болезни. (1 час) | 64 | Причины возникновения и симптомы гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна. | |
Тема№24. Иммуномодуляторы (1 час) | 65 | Занятие №1. Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача? Занятие №2. Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики. | Исследовательская работа: «Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики». |
Тема №25 Народная медицина. (2 часа) | 66-67 | Занятие №1. Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека. Занятие №2. Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа. | Исследовательская работа:«Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека». |
Тема №26. (1 час) Итоговое занятие профориентационной направленности. | 68 | Этика и деонтология в медицине. | |
Резерв | 2 | | |