СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс Проектная лаборатория

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП ВНД 1 ч в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс Проектная лаборатория»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ лицей

_________/О.М. Чиханова/

Приказ № 105-О

от 27 августа.2021












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Проектная лаборатория»

для 9 класса «Г»

на 2021-2022 учебный год

(социальное направление)








Составитель: Ермошкина Лариса Юрьевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

Мухутдинова Ирина Евгеньевна,

учитель ОБЖ, ИЗО, технологии

высшей квалификационной категории













2021 год

1. Общая характеристика программы


Программа внеурочной деятельности «Проектная лаборатория» расширяет образовательную область «Естественно-научные предметы» и способствует реализации духовно-нравственного, интеллектуального, общекультурного и социального развития личности обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная лаборатория» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа предназначена для общеобразовательной школы, адресована ученикам 9 класса. Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год, 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность каждого занятия составляет 45 минут. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен планом образовательного учреждения, познавательными интересами учащихся.

Цель: -познакомить школьников с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; формировать основные компетентности: коммуникативную, информационную, решать проблемы.

Задачи:

  • знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

  • уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;

  • знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

  • представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

  • знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;

  • составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

  • иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;

  • - проводить рефлексию своей деятельности.

  • -формировать универсальные учебные действия;

  • -расширять кругозор;

  • -обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

  • -развивать творческие способности;

  • -развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

  • - развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

  • -на представленном материале формировать у обучающихся практические умения по ведению проектов разных типов.

  • -способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  • -развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

  • -вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

  • -дать возможность обучающимся проявить себя


2. Результаты освоения программы:


Планируемые образовательные результаты:

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на уроках основ проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.

  • сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

  • сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  • сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результат обучения: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы

Программа предусматривает достижение трёх уровней результатов:


Уровень

Результат

Первый уровень

Приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

Понимание выпускниками девятых классов сути проектной деятельности, умение поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень

Позитивное отношение к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Использование метода проектов, самостоятельный выбор темы проекта, приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень

Получение девятиклассниками самостоятельного социального опыта в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены на защите проектов и на других конкурсных мероприятиях.


3. Содержание программы


Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии). Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий. Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации. Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника: социальный проект «Дети одного Солнца». Знакомство и обсуждение социального проекта, разработанного и реализованного старшеклассником. Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека. Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Модуль 2. Самоопределение (4 ч) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам. Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования. Модуль 3. Замысел проекта (4 ч) Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом. Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта. Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта. Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч) Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин. Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандин Раздел 4.3. Модели и способы управления проектами. Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч) Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация. Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления. Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла. Сравнение проектных замыслов. Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу проектов школьников. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (4 ч) Раздел 6.1. Позиция эксперта. Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами. Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников. Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка. Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка. Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч) Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии. Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов. Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях. Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта. Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов исследований учащихся, рекомендации к её подготовке и проведению.


Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Всего часов

Культура исследования и проектирования

6

Самоопределение

4

Замысел проекта

4

Условия реализации проекта

3

Трудности реализации проекта

5

Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

4

Дополнительные возможности улучшения проекта

6

Презентация и защита индивидуального проекта

2


Итого:

34


Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Виды внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Дата

план

Дата

факт


Культура исследования и проектирования (6ч)





Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно

познавательная

урок-беседа



Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего

познавательная

урок-лекция.



Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности

познавательная

урок с использованием ИКТ средств



Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём

проблемно-ценностное общение

проблемный урок



Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца»

проблемно-ценностное общение

урок-дискуссия



Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

познавательная

урок-исследование




Самоопределение (4ч)





Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности

познавательная

урок-практикум



Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом

познавательная

урок-практикум



Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?

познавательная

урок-дискуссия



Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования

познавательная

урок -практика, исследование




Замысел проекта (4ч)





Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования

познавательная

урок-практикум



Формулирование цели проекта

познавательная

урок-практикум



Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта

познавательная

урок-практикум



Поиск недостающей информации, её об работка и анализ

познавательная

урок-практикум




Условия реализации проекта (3ч)





Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта

познавательная

урок -практика, исследование



Источники финансирования проекта

познавательная

урок-семинар



Модели управления проектами

познавательная

урок-практикум




Трудности реализации проекта (5ч)





Переход от замысла к реализации проекта

познавательная

проект



Риски проекта





Практическое занятие. Анализ проектного замысла

познавательная

урок-практикум



Практическое занятие. Анализ проектного замысла. Сравнение проектных замыслов

познавательная

урок с использованием ИКТ средств



Практическое занятие. Анализ проектов сверстников

познавательная

урок-практикум




Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (4ч)





Позиция эксперта

познавательная

урок - деловая игра



Предварительная защита проектных и исследовательских работ

проблемно-ценностное общение

математический бой



Оцениваем проекты сверстников: проект

познавательная

урок-практикум



Оценка начального этапа исследования

познавательная

урок-практикум с применением ИКТ




Дополнительные возможности улучшения проекта (6ч)





Технология как мост от идеи к продукту

познавательная

урок-практикум



Видим за проектом инфраструктуру

познавательная

урок-практикум



Опросы как эффективный инструмент проектирования

познавательная

урок-практикум



Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов

познавательная

урок с использованием ИКТ средств



Использование видео- ролика в продвижении проекта

познавательная

урок-практикум



Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности

познавательная

урок-практикум




Презентация и защита индивидуального проекта (2ч)





Презентация и защита индивидуального проекта

познавательная

защита проекта



Рефлексия по результатам защиты индивидуального исследовательского проекта

познавательная

круглый стол




4. Методическое и материально-техническое обеспечение программы

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Таблицы по предметам.

  3. Подборка дидактического материала к каждому занятию.

  4. Подборка ЦОР.


5. Библиография (список литературы)


  • Список литературы для педагога;

  1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Просвещение

  2. Сборник примерных рабочих программ. Элективные курсы для профильной школы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /[Н. В. Антипова и др.]. — М. : Просвещение, 2019

  3. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — No 2. — С. 92—115.

  4. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.

  5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. —Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

  6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.


  • Список литературы для обучающихся.

  1. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013

  2. Леонтович А.В. Проектная мастерская. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.В. Леонтович, И.А. Смирнов, А.С. Саввичев. – М.: Просвещение, 2019

  3. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы / под ред. А.В. Леонтовича. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016

  4. Беляков Н.С. Оформление учебных работ: правила, рекомендации, советы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

  5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 8-9 класс / под ред. проф. Е.Я. Когана. – 2-у изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  6. А. Блок «Автобиография» . Сборник статей, М., 1956. Гомер. Илиада. Песнь шестая За страницами учебника математики М., «Просвещение» 1989 С. 191

  7. Софья Васильевна Ковалевская: приложение «Математика» к газете «Первое сентября» / - 2009. -№18.-С. 2-3

  8. Сочинения в 3-х томах, Санкт-Петебург: Золотой век, Диамант,1997 

  9. БакиеваА., «Математика в художественной литературе». «История математики в школе, IV – VI классах», изд. Просвещение, М., 1981, с.240. ,

  10. «За страницами учебника математики», изд. Просвещение, М., 1996, с.320.

  11. Лебедь, Щука и Рак.  «Математические задачи в литературных произведениях».  . 


  • Интернет ресурсы

  1. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) -www.fipi.ru

http://www.gotovkege.ru/demos.html

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: https://math-oge.sdamgia.ru

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/

  3. Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru

  4. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).

  5. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).

  6. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).

  7. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/ organizations/55619/info).

  8. Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).

  9. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).

  10. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).

  11. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).

  12. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).

  13. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).

  14. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).

  15. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).

  16. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://startupnetwork.ru/startups/).

  17. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika).

  18. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-ka-postroila-robota-kotoryy/).

  19. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990).

  20. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).

  21. Проведение опросов (http://anketolog.ru).

  22. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).

  23. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).

  24. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-
    tazha-video).

  25. Федеральный закон от 11.08.1995 г. No 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

____________________/Корсунина О. М./

«26» августа 2021г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!