СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Безопасное детство» социальной направленности адресована младшим школьникам и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское

Усманского муниципального района Липецкой области


УТВЕРЖДЕНА

приказом

МБОУ СОШ с.Октябрьское

№ 114 от 10.08.2021г.



ПРИНЯТА

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 10.08 2021г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Безопасное детство»


социальной направленности


4 «б» класса



Учитель: Панарина Светлана Викторовна














2021- 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Безопасное детство» социальной направленности адресована младшим школьникам и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Актуальность заключается в необходимости формирования чувства безопасности как важной цели жизни человека.

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Опасными в окружающем мире могут быть дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей объекты растительного мира.

Чтобы защитить себя и ближнего, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях – приоритетная задача рабочей программы.

Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.

Вторая проблема - это пожарная безопасность. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избеганию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность зависит от осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.) - повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина.

Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с УМК «Школа России», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство»

Педагогическая значимость программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, сформировать устремления ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основу взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми.


Общая характеристика курса


Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи программы:

  • формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях;

  • воспитывать правильное отношение к среде обитания и понимание правил поведения в ней;

  • сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.


Описание места курса в плане внеурочной деятельности


Содержание программы «Безопасное детство» относится к социальному направлению внеурочной деятельности.

Программа «Безопасное детство» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста и рассчитана на учащихся 4Б класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 ч в год (34 учебные недели).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты:

  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им:

  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Адекватно оценивать результаты своей деятельности, сопоставлять собственную оценку с оценкой товарищей

Познавательные универсальные учебные действия:

- Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую деятельность.

- Осуществлять поиск информации из книг, собственных наблюдений, объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми.

- Понимать информацию, представленную в вербальной и изобразительной форме; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

- Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению


Предметные результаты:

В результате реализации программы учащиеся должны знать/понимать:

  • основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке автобусом.

  • правила движения управления велосипедом (с 14 лет);

  • законы природы;

  • роль человека в природном равновесии;

  • меры предосторожности при разведении костра;

  • меры безопасности на воде весной, в лесу.

  • знать правила пожарной безопасности.

  • правила личной безопасности.





Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:


  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

  • укладывать рюкзак;

  • устанавливать палатку в обычных условиях;

  • разводить костер;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса и местным признакам;

  • определять стороны горизонта;

  • переходить через ручей по бревну;

  • ходить по пересеченной местности;

  • оказывать первую доврачебную помощь.

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях во время пожара.

  • владеть навыками уверенного поведения;

  • вызвать полицию, скорую помощь, пожарную службу.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности «Безопасное детство» распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.


2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.


3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации основ безопасности жизнедеятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.


На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

На II уровне:

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому модулю (праздник «Посвящение в ЮИДД», летнее зачетное путешествие, посвящение в отряд «ЮПД», составление памятки «Как не стать жертвой»)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 ч в неделю, 34 ч в год


I. «Улица полна неожиданностей» (9 ч)

I. «Отряд юных инспекторов движения»:

1.1 Вводное занятие (1 ч)

1.2 Отряд юных инспекторов движения (1 ч). Повторение пройденного за прошлый год обучения. Отряд юных инспекторов движения, их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения.

1.3 История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч). История развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.

1.4 Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков (1 ч). Подготовка игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».

Практическое занятие: проведение игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».

1.5 Дорожная разметка и ее предназначение (1 ч). Разновидности дорожной разметки.

1.6 Общие правила к водителям велосипедов (2 ч). Правила и места пользования велосипедом. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности.

1.7 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1 ч). Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Практическое занятие: первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

1.8. «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов. Практическое занятие: выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.

1.9. Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД» (1 ч). Подведение итогов за 4 года обучения.

Практическое занятие: посвящение в юные инспектора дорожного движения.


Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия

Виды деятельности: проект, творческая работа, составление памятки, видеофильм, КТД.


II. «Мир вокруг нас» (8 ч)

II.1. «Юные туристы»:

1.1 Вводное занятие (1 ч)

2.1 Ориентирование на местности. (2 ч). Ориентирование на местности по местным признакам.

Практическое занятие: оказание первой помощи при ушибах.

2.2 Ориентирование на местности. Компас (1 ч). Правила ориентирования по компасу.

Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.

    1. Итоговое занятие «Юные туристы» (4 ч)

Практическое занятие: проведение зачетного путешествия, по итогам которого руководитель вручит личные учетные карточки туристов. В карточках оценивается степень освоения следующих элементов туристкой техники: укладка рюкзака, установка палатки в обычных условиях, разведение костра, переход через речку (ручей) по бревну, ходьба по пересеченной местности, подъемы и спуски по склонам, определение сторон горизонта по местным признакам, ориентирование по компасу и карте, умение оказывать первую доврачебную помощь.


Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия

Виды деятельности: презентация, составление плана местности, дневник.




III. «Не шути с огнем» (8 ч)

III. I «Мы- отряд «ЮПД» - 4 год обучения:

3.1 Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД») (2 ч).

Практическое занятие: КТД: разработка положения отряда «ЮПД»: цели и задачи, функции, права и обязанности членов отряда, символики.

3.2 Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы (1 ч).

Практическое занятие: Представление отряда «ЮПД» перед учащимися школы.

3.3 Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01» (2 ч).

Практическое занятие: Проведение игры – практикума «Звони по номеру-01».

3.4 Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов (2 ч).

Практическое занятие: Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов. Издание книжки-малышки.

3.5 Итоговое занятие (1 ч). Закрепление знаний за 4 года обучения.

Практическое занятие: решение теста.


Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия

Виды деятельности: агитбригада, спектакль, КТД, составление книжки-малышки, диагностика.


IV. «Это должны знать все» (8 ч)

IV.I «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения:

4.1 Умей сказать нет! (2 ч). Овладение навыками уверенного поведения.

Практическое занятие: тренинг «Умей сказать нет!»

4.2 «Чтобы вы сделали? (2 ч).

Практическое занятие: проведение деловой игры «Чтобы вы сделали?»

4.3 Насилие и закон. Игра или реальная жизнь? (1 ч)

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4.4 Подбор материала для буклета-памятки «Это должны знать все», «Как не стать жертвой» (2 ч).

4.5 Итоговое занятие за четыре(1 ч). Закрепление знаний, умений и навыков.

Практическое занятие: составление буклета-памятки «Как не стать жертвой»


Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия

Виды деятельности: выбор модели поведения, выработка правил, КТД.


V. Итоговое занятие за четыре года обучения (1 ч).


Формы организации образовательного процесса: аудиторное занятие.

Виды деятельности: диагностика.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название разделов

Кол-во часов

(всего)

1

Улица полна неожиданностей. «Отряд юных инспекторов движения» - 4-й год обучения



9

2

Мир вокруг нас. «Юные туристы» - 4 год обучения

8

3

Не шути с огнем. «Мы - отряд «ЮПД» - 4 год обучения

8

4

Это должны знать все. «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения

8

5

Итоговое занятие за четыре года обучения.

1


Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

1 ч в неделю, 34 ч в год



занятия

Название темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Дата факт.

Форма проведения

Улица полна неожиданностей. «Отряд юных инспекторов движения» - 4-й год обучения

9




1

Вводное занятие «Улица полна неожиданностей»

1

07.09


Экскурсия

2

Отряд юных инспекторов движения.

1

14.09


Проект

3

История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

1

21.09


Творческая работа

4

Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков.

1

28.09


Проект

5

Дорожная разметка и ее предназначение.

1

05.10


Творческая работа

6

Общие правила к водителям велосипедов.

1

12.10


Составление памятки

7

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

1

19.10


Видеофильм

8

«Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.

1

26.10


Выступление агитбригады ЮИДД

9

Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД».

1

09.11


КТД

Мир вокруг нас. «Юные туристы» - 4 год обучения

8




10

Вводное занятие «Юные туристы»

1

16.11


Презентация

11

Ориентирование на местности. Местные признаки.

1

23.11


Презентация

12

Ориентирование на местности. Местные признаки.

1

30.11


План местности

13

Ориентирование на местности. Компас.

1

07.12


Выработка правил

14

Итоговое занятие «Юные туристы».

1

14.12


Выработка правил

15

Итоговое занятие «Юные туристы».

1

21.12


Дневник

16

Итоговое занятие «Юные туристы».

1

28.12


Дневник

17

Итоговое занятие «Юные туристы».

1

11.01


Дневник

Не шути с огнем. «Мы - отряд «ЮПД» - 4 год обучения

8




18

Вводное занятие «Мы - отряд «ЮПД»

1

18.01


Выработка правил

19

Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)

1

25.01


Агитбригада

20

Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД»)

1

01.02


Агитбригада

21

Подготовка и представление отряда «ЮПД» учащимся школы.

1

08.02


Спектакль

22

Подготовка и представление отряда «ЮПД» учащимся школы.

1

15.02


Спектакль

23

Подготовка и проведение игры-практикума для учащихся 0-х и 1-х классов «Звони по номеру-01».

1

22.02


КТД

24

Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнём шутить нельзя!» для учащихся 1-х классов. Составление книжки-малышки.

1

01.03


Выработка правил

Составление книжки-малышки

25

Итоговое занятие «Мы - отряд «ЮПД».

1

15.03


Диагностика

Это должны знать все. «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения

8




26

Умей сказать нет!

1

22.03


Выбор модели поведения

27

Умей сказать нет!

1

05.04


Тренинг

28

Чтобы вы сделали?

1

12.04



Выбор модели поведения

29

Чтобы вы сделали?

1

19.04


КТД

30

Насилие и закон. Игра или реальная жизнь?

1

26.04


Решение и разбор ситуационных задач.


31

Подбор материала для буклета-памятки «Это должны знать все»

1

17.05


КТД

32

Составление буклета-памятки «Как не стать жертвой»

1

20.05


КТД

33

Итоговое занятие «Будь внимательным и осторожным»

1

24.05


Диагностика


Итоговое занятие за четыре года обучения

1




34

Обобщающее занятие.

1

31.05


Тестирование Диагностика







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!