Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Октябрьское
Усманского муниципального района Липецкой области
УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ СОШ с.Октябрьское
№ 114 от 10.08.2021г.
ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 10.08 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Безопасное детство»
социальной направленности
4 «б» класса
Учитель: Панарина Светлана Викторовна
2021- 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Безопасное детство» социальной направленности адресована младшим школьникам и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Актуальность заключается в необходимости формирования чувства безопасности как важной цели жизни человека.
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Опасными в окружающем мире могут быть дороги, бытовая техника, пожары в природе и в доме, ядовитые и опасные для детей объекты растительного мира.
Чтобы защитить себя и ближнего, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях – приоритетная задача рабочей программы.
Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избеганию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность зависит от осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.) - повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с УМК «Школа России», а именно с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Математика», «Физическая культура», «Технология», «Изобразительное искусство»
Педагогическая значимость программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, сформировать устремления ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основу взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми.
Общая характеристика курса
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи программы:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях;
воспитывать правильное отношение к среде обитания и понимание правил поведения в ней;
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Содержание программы «Безопасное детство» относится к социальному направлению внеурочной деятельности.
Программа «Безопасное детство» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей младшего школьного возраста и рассчитана на учащихся 4Б класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 ч в год (34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Адекватно оценивать результаты своей деятельности, сопоставлять собственную оценку с оценкой товарищей
Познавательные универсальные учебные действия:
- Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую деятельность.
- Осуществлять поиск информации из книг, собственных наблюдений, объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми.
- Понимать информацию, представленную в вербальной и изобразительной форме; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.
- Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению
Предметные результаты:
В результате реализации программы учащиеся должны знать/понимать:
основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения», правила перехода проезжей части на площадях, перекрестках, правила посадки и высадки из общественного транспорта, правила поведения детей при перевозке автобусом.
законы природы;
роль человека в природном равновесии;
меры предосторожности при разведении костра;
меры безопасности на воде весной, в лесу.
знать правила пожарной безопасности.
правила личной безопасности.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги; пользоваться общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
укладывать рюкзак;
устанавливать палатку в обычных условиях;
разводить костер;
ориентироваться на местности с помощью компаса и местным признакам;
определять стороны горизонта;
переходить через ручей по бревну;
ходить по пересеченной местности;
оказывать первую доврачебную помощь.
правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях во время пожара.
владеть навыками уверенного поведения;
вызвать полицию, скорую помощь, пожарную службу.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности «Безопасное детство» распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации основ безопасности жизнедеятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
На I уровне воспитанник имеет представление:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне:
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому модулю (праздник «Посвящение в ЮИДД», летнее зачетное путешествие, посвящение в отряд «ЮПД», составление памятки «Как не стать жертвой»)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 ч в неделю, 34 ч в год
I. «Улица полна неожиданностей» (9 ч)
I. «Отряд юных инспекторов движения»:
1.1 Вводное занятие (1 ч)
1.2 Отряд юных инспекторов движения (1 ч). Повторение пройденного за прошлый год обучения. Отряд юных инспекторов движения, их роль и участие в обеспечении безопасности дорожного движения. Правила членов Отряда юных инспекторов движения.
1.3 История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения (1 ч). История развития автотранспорта и правил дорожного движения в нашей стране.
1.4 Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков (1 ч). Подготовка игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».
Практическое занятие: проведение игровой программы «Путешествие в Страну дорожных знаков».
1.5 Дорожная разметка и ее предназначение (1 ч). Разновидности дорожной разметки.
1.6 Общие правила к водителям велосипедов (2 ч). Правила и места пользования велосипедом. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения в той или иной местности.
1.7 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (1 ч). Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическое занятие: первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.
1.8. «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов. Практическое занятие: выступление агитбригады ЮИДД «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов.
1.9. Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД» (1 ч). Подведение итогов за 4 года обучения.
Практическое занятие: посвящение в юные инспектора дорожного движения.
Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия
Виды деятельности: проект, творческая работа, составление памятки, видеофильм, КТД.
II. «Мир вокруг нас» (8 ч)
II.1. «Юные туристы»:
1.1 Вводное занятие (1 ч)
2.1 Ориентирование на местности. (2 ч). Ориентирование на местности по местным признакам.
Практическое занятие: оказание первой помощи при ушибах.
2.2 Ориентирование на местности. Компас (1 ч). Правила ориентирования по компасу.
Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.
Итоговое занятие «Юные туристы» (4 ч)
Практическое занятие: проведение зачетного путешествия, по итогам которого руководитель вручит личные учетные карточки туристов. В карточках оценивается степень освоения следующих элементов туристкой техники: укладка рюкзака, установка палатки в обычных условиях, разведение костра, переход через речку (ручей) по бревну, ходьба по пересеченной местности, подъемы и спуски по склонам, определение сторон горизонта по местным признакам, ориентирование по компасу и карте, умение оказывать первую доврачебную помощь.
Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия
Виды деятельности: презентация, составление плана местности, дневник.
III. «Не шути с огнем» (8 ч)
III. I «Мы- отряд «ЮПД» - 4 год обучения:
3.1 Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД») (2 ч).
Практическое занятие: КТД: разработка положения отряда «ЮПД»: цели и задачи, функции, права и обязанности членов отряда, символики.
3.2 Подготовка к представлению отряда «ЮПД» учащимся школы (1 ч).
Практическое занятие: Представление отряда «ЮПД» перед учащимися школы.
3.3 Подготовка игры-практикума для учащихся 1-х классов «Звони по номеру-01» (2 ч).
Практическое занятие: Проведение игры – практикума «Звони по номеру-01».
3.4 Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов (2 ч).
Практическое занятие: Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнем шутить нельзя!» для учащихся 0,1-х классов. Издание книжки-малышки.
3.5 Итоговое занятие (1 ч). Закрепление знаний за 4 года обучения.
Практическое занятие: решение теста.
Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия
Виды деятельности: агитбригада, спектакль, КТД, составление книжки-малышки, диагностика.
IV. «Это должны знать все» (8 ч)
IV.I «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения:
4.1 Умей сказать нет! (2 ч). Овладение навыками уверенного поведения.
Практическое занятие: тренинг «Умей сказать нет!»
4.2 «Чтобы вы сделали? (2 ч).
Практическое занятие: проведение деловой игры «Чтобы вы сделали?»
4.3 Насилие и закон. Игра или реальная жизнь? (1 ч)
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
4.4 Подбор материала для буклета-памятки «Это должны знать все», «Как не стать жертвой» (2 ч).
4.5 Итоговое занятие за четыре(1 ч). Закрепление знаний, умений и навыков.
Практическое занятие: составление буклета-памятки «Как не стать жертвой»
Формы организации образовательного процесса: аудиторные и внеаудиторные занятия
Виды деятельности: выбор модели поведения, выработка правил, КТД.
V. Итоговое занятие за четыре года обучения (1 ч).
Формы организации образовательного процесса: аудиторное занятие.
Виды деятельности: диагностика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов (всего) |
1 | Улица полна неожиданностей. «Отряд юных инспекторов движения» - 4-й год обучения | 9 |
2 | Мир вокруг нас. «Юные туристы» - 4 год обучения | 8 |
3 | Не шути с огнем. «Мы - отряд «ЮПД» - 4 год обучения | 8 |
4 | Это должны знать все. «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения | 8 |
5 | Итоговое занятие за четыре года обучения. | 1 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 ч в неделю, 34 ч в год
№ занятия | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата факт. | Форма проведения |
Улица полна неожиданностей. «Отряд юных инспекторов движения» - 4-й год обучения | 9 | | | |
1 | Вводное занятие «Улица полна неожиданностей» | 1 | 07.09 | | Экскурсия |
2 | Отряд юных инспекторов движения. | 1 | 14.09 | | Проект |
3 | История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. | 1 | 21.09 | | Творческая работа |
4 | Дорожные знаки и их группы. История возникновения дорожных знаков. | 1 | 28.09 | | Проект |
5 | Дорожная разметка и ее предназначение. | 1 | 05.10 | | Творческая работа |
6 | Общие правила к водителям велосипедов. | 1 | 12.10 | | Составление памятки |
7 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. | 1 | 19.10 | | Видеофильм |
8 | «Пропаганда правил дорожного движения» для учащихся 0-х и 1-х классов. | 1 | 26.10 | | Выступление агитбригады ЮИДД |
9 | Итоговое занятие «Посвящение в ЮИДД». | 1 | 09.11 | | КТД |
Мир вокруг нас. «Юные туристы» - 4 год обучения | 8 | | | |
10 | Вводное занятие «Юные туристы» | 1 | 16.11 | | Презентация |
11 | Ориентирование на местности. Местные признаки. | 1 | 23.11 | | Презентация |
12 | Ориентирование на местности. Местные признаки. | 1 | 30.11 | | План местности |
13 | Ориентирование на местности. Компас. | 1 | 07.12 | | Выработка правил |
14 | Итоговое занятие «Юные туристы». | 1 | 14.12 | | Выработка правил |
15 | Итоговое занятие «Юные туристы». | 1 | 21.12 | | Дневник |
16 | Итоговое занятие «Юные туристы». | 1 | 28.12 | | Дневник |
17 | Итоговое занятие «Юные туристы». | 1 | 11.01 | | Дневник |
Не шути с огнем. «Мы - отряд «ЮПД» - 4 год обучения | 8 | | | |
18 | Вводное занятие «Мы - отряд «ЮПД» | 1 | 18.01 | | Выработка правил |
19 | Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД») | 1 | 25.01 | | Агитбригада |
20 | Отряд «Юная пожарная дружина» («ЮПД») | 1 | 01.02 | | Агитбригада |
21 | Подготовка и представление отряда «ЮПД» учащимся школы. | 1 | 08.02 | | Спектакль |
22 | Подготовка и представление отряда «ЮПД» учащимся школы. | 1 | 15.02 | | Спектакль |
23 | Подготовка и проведение игры-практикума для учащихся 0-х и 1-х классов «Звони по номеру-01». | 1 | 22.02 | | КТД |
24 | Сбор и подготовка материала для создания книжки-малышки «С огнём шутить нельзя!» для учащихся 1-х классов. Составление книжки-малышки. | 1 | 01.03 | | Выработка правил Составление книжки-малышки |
25 | Итоговое занятие «Мы - отряд «ЮПД». | 1 | 15.03 | | Диагностика |
Это должны знать все. «Будь внимательным и осторожным» - 4 год обучения | 8 | | | |
26 | Умей сказать нет! | 1 | 22.03 | | Выбор модели поведения |
27 | Умей сказать нет! | 1 | 05.04 | | Тренинг |
28 | Чтобы вы сделали? | 1 | 12.04 | | Выбор модели поведения |
29 | Чтобы вы сделали? | 1 | 19.04 | | КТД |
30 | Насилие и закон. Игра или реальная жизнь? | 1 | 26.04 | | Решение и разбор ситуационных задач. |
31 | Подбор материала для буклета-памятки «Это должны знать все» | 1 | 17.05 | | КТД |
32 | Составление буклета-памятки «Как не стать жертвой» | 1 | 20.05 | | КТД |
33 | Итоговое занятие «Будь внимательным и осторожным» | 1 | 24.05 | | Диагностика |
| Итоговое занятие за четыре года обучения | 1 | | | |
34 | Обобщающее занятие. | 1 | 31.05 | | Тестирование Диагностика |