Программа внеурочной деятельности «Математика: просто, сложно, интересно» относится к естественнонаучному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Занятия внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Основными целями проведения занятий являются:
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления, вовлечению в исследовательскую деятельность.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, всего 34 часа в год.
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
принимая во внимание особенности их развития.
№ | Содержание курса | Форма организации и виды деятельности |
1 | За страницами учебников. -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи . делать выводы на основе обобщения знаний. -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа -аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | Беседы, математические игры, практические работы. |
2 | Задачи практико-ориентированного содержания. -анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); -искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. | Математические игры, занятие-исследование, проектная деятельность |
3 | Математический фольклор. -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -уметь работать с различными источниками информации; -определять цель работы; планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов. -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Работа с научно-популярной литературой, практикумы-исследования, занятия на пришкольном участке, подготовка проектов и газет. |
4 | Элементы логики, комбинаторики. - владеть общим приемом решения задач; - уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; - выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений - уметь работать в режиме диалога; - уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Работа в группах, математические игры, практические работы. |
5 | Решение логических задач - уметь логически рассуждать при решении задач; - уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; - уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | Работа в группах, математические игры, практические работы. |
6 | Текстовые задачи - уметь логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач; - уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; - выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений - уметь работать в режиме диалога; - уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; | Беседы, математические игры, практические работы. |
7 | Геометрические задачи -анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); -искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. | Математические игры, занятие-исследование, проектная деятельность |
8 | Математика вокруг нас - развивать математическое мышление и смекалку в ходе решения устных и полу устных заданий; - осмыслить потребности семьи с низким уровнем доходов, с высоким уровнем доходов, осознание потребностей школьника; - осознать потребности человека в организации досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих затрат, расчет затрат для разных видов отдыха; - осмыслить потребность в математических знаниях; - развить навыки решения задач на проценты. | Работа в группах, математические игры, практические работы. |
9 | Решение олимпиадных задач - уметь логически рассуждать при решении задач; - уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; - уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. | Работа в группах, математические игры, практические работы. |
10 | Функция: просто, сложно, интересно - вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей; - уметь читать графики и называть свойства по формулам; - осуществлять анализ объектов путём выделения существенных и несущественных признаки. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - выполнять разные роли в совместной работе; - развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. | Работа в группах, индивидуальная работа, математические игры, практические работы. |
11 | Диалоги о статистике. - выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций; - находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности; Приводить примеры достоверных и невозможных событий; - развивать способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. | Работа в группах, практические работы. |
12 | Орнаменты. Симметрия в орнаментах. - распознавать плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Вырезать две фигуры, симметричные относительно прямой, из бумаги. Проводить прямую, относительно которой две фигуры симметричны. Конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ; -исследовать свойства фигур, симметричных относительно плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описывать их свойства; - находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии; - конструировать орнаменты и паркеты, используя свойство симметрии, в том числе с помощью компьютерных программ. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. | Индивидуальная работа, практические работы, проектная деятельность |
13 | Быстрый счет без калькулятора - уметь применять вычисли тельные навыки при решении практических задач, других расчетах. Развить поисковую деятельность учащихся, научить их пользоваться техническими средствами для получения информации; - строить монологическую речь в устной и форме, участвовать в диалоге; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; - задавать уточняющие вопросы педагогу и собеседнику. Способность учащихся планировать свою деятельность и решать поставленные перед собой задачи. | Работа в группах, индивидуальная работа, математические игры, практические работы. |
14 | Оригами - уметь анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; - решать задачи из реальной практики, извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; моделировать геометрические объекты, используя бумагу. | Беседа, практическое занятие. |
15 | Геометрические находки - вычислять площади квадратов, прямоугольников по соответствующим правилам и формулам. Моделировать фигуры заданной площади, фигуры, равные по площади. Моделировать единицы измерения площади. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации; - выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площадей. Вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников. Находить приближённое значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты; - сравнивать фигуры по площади и периметру. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников; - выделять в условии задачи данные, необходимые для её решения, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Решать задачи на нахождение периметров и площадей квадратов и прямоугольников; - исследовать свойства треугольников, прямоугольников путём эксперимента, наблюдения, измерения, моделирования, в том числе, с использованием компьютерных программ. Формулировать утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур; - обосновывать, объяснять на примерах, опровергать с помощью контрпримеров утверждения о свойствах треугольников, прямоугольников, равных фигур. | Работа в группах, индивидуальная работа, математические игры, практические работы. |
| Дата | Тема занятия | Форма занятия |
1 | За страницами учебников. |
1 | | Математика в жизни человека | Рассказ учителя . |
2 | | Фокус с разгадыванием чисел | Игра : отгадывание даты рождения |
3 | | Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? | Рассказ учителя и просмотр презентации. |
4 | | Дроби. И их роль в истории. Клуб историко-математических задач. | Беседа. Практикум решения Сообщения учеников |
5 | | Как появилась алгебра? | Математическое кафе. |
2 | Задачи практико-ориентированного содержания. |
6 | | Решение алгебраических задач исследовательского характера. | Игра - путешествие |
7 | | Задачи на движение тел по течению и против течения. Практикум-исследование решения задач на движение | Практикум на воде ( реке, пруду) |
8 | | Решение геометрических задач исследовательского характера. | Практикум-исследование |
9 | | Весёлый час. Задачи в стихах | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» |
10 | | Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим» Геометрическая задача – фоку« Продень монетку». Шуточные вопросы по геометрии | Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. |
11 | | Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»» | Решение задач в командах. Подготовка газеты по группам |
12 | | Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. | Проекты. |
13 | | Математический К В Н. | КВН |
14 | | Практикум – исследование решения задач геометрического характера | Игра в форме «Что? Где? Когда?» |
15 | | Математика растений | Занятие - исследование |
3 | Математический фольклор. |
16 | | Решение типовых текстовых задач Выпуск математического бюллетеня. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа. | Практикум-исследование. |
17, 18 | | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. Урок в библиотеке. |
19, 20 | | Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. Математический бюллетень: Георг Александр Пик | Решение задач на вычисление площади многоугольника с помощью клетчатой бумаги, способом перекраивания и способом достройки. Формула Пика. Проектная работа. Презентация |
21 | | Тайна « золотого сечения» | Проектная работа. Презентация |
22 | | Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | Работа в группах. Защита проектной работы. |
23 | | Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. | Практикум на пришкольном участке. |
24 | | Задачи на разрезание и складывание фигур | Изготовление моделей для практических упражнений |
25 | | Задачи на перекраивание и разрезания | Игра -соревнование |
26, 27 | | Задачи из старинных рукописей и "Арифметики" Л.Ф.Магницкого | Практическое занятие. |
4 | Элементы логики, комбинаторики. |
28 | | Решение нестандартных задач | Математический бой |
29 | | Математическая регата. | Урок-соревнование. |
30 | | Киоск математических развлечений | Решение занимательных задач. |
31 | | Интеллектуальный марафон | Командные соревнования |
32 | | «Дурацкие» вопросы | Задачи на сообразительность |
33 | | Элементы теории вероятности. Задачи на случайную вероятность | Игра в форме телеигры «Кто хочет стать миллионером» |
34 | | «Математическая карусель» | Блиц игра с участием 3-х команд. Итоговое занятие. |
| Дата | Тема занятия | Форма занятия |
1 | Решение логических задач |
1 | | Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов. | Индивидуальная творческая деятельность
|
2 | | Задачи типа «Кто есть кто?» Табличный способ | Коллективная творческая деятельность |
3 | | Круги Эйлера | Работа в группах. Защита проектной работы. |
4 | | Задачи на переливание | Практикум-исследование. |
5 | | Задачи на взвешивание | Практикум-исследование. |
6,7 | | Олимпиадные задания по математике. | Практическое занятие |
8 | | Математический КВН | Игра |
2 | Текстовые задачи |
9 | | Текстовые задачи, решаемые с конца. | Творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы задач |
10 | | Задачи на движение. | Практикум-исследование. |
11 | | Задачи на части | Практикум-исследование. |
12,13 | | Занимательные задачи на проценты | Практикум-исследование. |
14 | | Решение задач разных видов. | |
3 | Геометрические задачи |
15 | | Выпуск экспресс-газеты на тему: Архимед | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. Урок в библиотеке. |
16, 17 | | Геометрия на клетчатой бумаге | Решение задач на вычисление площади многоугольника с помощью клетчатой бумаги, способом перекраивания и способом достройки. Формула Пика. Проектная работа. Презентация |
18 | | Решение задач на площадь | Коллективная творческая деятельность |
19, 20 | | Решение геометрических задач путём разрезания на части. | Коллективная творческая деятельность |
21 | | Математическое соревнование. | Урок-соревнование. |
4 | Математика вокруг нас |
22 | | Кому и зачем нужна математика? | творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в быту, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе |
23 | | Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. | творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и расходов школьника и семей с различным уровнем дохода обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти потребности |
24 | | Математика и режим дня | мини-проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю |
25 | | Математика в медицине | Практикум-исследование. |
26 | | Математика в спорте | Практикум-исследование. |
27, 28 | | Цена товара. Наценки и скидки. Задачи на проценты. | Практикум-исследование. Коллективная творческая деятельность |
29 | | Штрафы и налоги | Практикум-исследование. |
30 | | Что и как экономят пчелы? | практическая деятельность с моделями многоугольников на исследование возможности покрыть поверхность правильными многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов |
31 | | Деловая игра. | Блиц игра |
5 | Решение олимпиадных задач |
32, 33 | | Решение олимпиадных задач и задач конкурса "Кенгуру" | Математический бой |
34 | | Математический КВН | КВН |
| Дата | Тема занятия | Форма занятия |
1 | Функция: просто, сложно, интересно |
1 | | Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками | Индивидуальная работа |
2 | | Историко-генетический подход к понятию «функция» | Беседа |
3 | | Ограниченные и неограниченные функции | Практикум-исследование. |
4 | | Исследование функций элементарными способами | Практикум-исследование. |
5 | | Функционально-графический метод решения уравнений | Работа в группах |
6 | | Функция: сложно, просто, интересно. «Восхождение на вершину знаний» | Дидактическая игра |
2 | Диалоги о статистике. |
7 | | Статистические исследования | Работа в группах |
8,9 | | Проектная работа по статистическим исследованиям | Практическая работа Защита проектов |
3 | Орнаменты. Симметрия в орнаментах. |
10 | | Симметрия в орнаментах | Индивидуальная работа |
11, 12 | | Проектная работа: составление орнаментов | Практическая работа Защита проектов |
4 | Быстрый счет без калькулятора |
13 | | Приемы быстрого счета | Беседа |
14 | | Эстафета "Кто быстрей считает" | Игра |
15 | | Математический бой | Игра |
5 | Оригами |
16 | | Техника оригами | Беседа |
17 | | Создание базовых форм | Практическое занятие |
6 | | Геометрические находки |
18 | | Выпуск математической газеты " От Евклида до Лобачевского " | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. Урок в библиотеке. |
19 | | Осевая и центральная симметрия в планиметрии. | Групповая работа Практическая работа |
20 | | Решение геометрических задач с помощью понятия о центре тяжести | Групповая работа Практическая работа |
21 | | Теорема Птолемея и ее приложения | Практикум-исследование. |
22, 23 | | Геометрические задачи на местности. | Индивидуальная творческая деятельность
|
24, 25 | | Десять планиметрических задач | Практикум-исследование. |
26, 27 | | Двоякое выражение площади(или объема) как способ решения геометрических задач | Практикум-исследование. |
28 | | Выпуск математической газеты Теорема Чевы | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. Урок в библиотеке. |
29 | | Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге. | Групповая работа Практическая работа |
30 | | Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге. | Групповая работа Практическая работа |
31 | | Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге. | Групповая работа Практическая работа |
32, 33 | | Решение других задач на клетчатой бумаге. | Групповая работа Практическая работа |
34 | | Игра «Самый умный». | Игра |