СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовенок" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовенок" 3 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Домовенок» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

Общая характеристика учебного предмета:

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа данного курса рассчитана на один год обучения. Во втором классе 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Личностные и предметные результаты

Личностные:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств, других людей и сопереживание им.

Предметные:

В результате прохождения программного материала, обучающиеся должны знать, понимать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Знать, уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1: Культура общения

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Формы организации: рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, беседа, этические игры,

этикетные ситуации, сюжетно-ролевые игры.

Виды деятельности учащихся:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение;

- игровая деятельность; познавательная деятельность;

- выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Раздел 2: Самовоспитание

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках.

Формы организации: беседа с элементами диалога, занятия наблюдения, тренинг, викторина.

Виды деятельности учащихся:

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность проблемно-ценностное общение.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности

О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из

пруда.

Формы организации: беседа, просмотр фильма, дискуссия, занятие-наблюдение, занятие-исследование, акции.

Виды деятельности учащихся:

- обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций;

- понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность».

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?

В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые

поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Формы организации: беседа, просмотр фильма, тренинг, ролевые игры, проектная деятельность,

коллективно-творческая деятельность.

Виды деятельности учащихся:

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения ситуации;

- анализировать правила игры;

Учебно – методическое обеспечение:

Белопольская, Н.А. и др. Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра [Текст] / Н.А. Белопольская. - М., 2002.

Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками [Текст] О.С. Богданова. - М.: «Просвещение», 1982.

Богусловская, Н.Е. Веселый этикет [Текст] / Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

Буйлова, J1.H. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Текст] / JLH.Буйлова. - М.: ЦРСДОД, 2000.

Горбунова, Н.А. Классные часы [Текст] / Н.А. Горбунова. - Волгоград: «Учитель АСТ»,2004.

Косачева, И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания [Текст] / И.П. Косачева. - М.: «АРКТИ», 2005. - 62 с.

.Костылева, О.Г. Учись быть вежливым [Текст] / О.Г. Костылева, И.Г. Лукина. - М.: Чистые пруды, 2006.

Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках [Текст] / Л. Лихачева. - Екатеринбург: Средне-Уральское издательство, 1996.

Максимова, Т.Н. Классные часы 1 класс [Текст] / Т.Н. Максимова. - М.: «Вако», 2009г.

Насонкина С.А. Уроки этикета/ С-П.:Детство-Пресс,2001

Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.

Пахомова, О.А. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.А. Пахомова. - М.: Книголюб, 2006. - 88 с.

Русские народные сказки в записи Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.

Сказка как источник творчества детей [Текст] Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] Популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго,1996.

Смирнов, Н.А. Этика и этикет младших школьников [Текст]: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Н.А. Смирнов. - М.: «Школьная Пресса», 2002.

Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике [Текст] / В.А. Сухомлинский. — М.: Педагогика,1990.

Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах [Текст]: В помощьучителю Часть1-2 / А.И. Шемшурина. - М.: Школа-Пресс, 1999.

Шорыгина, Т.А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера,2010.

Энциклопедия этикета [Текст]. - СПб.: Мим-Экспресс, 1996.

Этикет от А до Я для взрослых и детей [Текст]. - М.: «АСТ», 1998.

Этикет во все времена [Текст]: Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.: «Астрель «Олимп», «АСТ», 2000.

Материально – техническое обеспечение:

  • иллюстрации, таблицы,

  • компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)

  • презентации

  • компьютер + интерактивная доска



Учебно - тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Культура общения

9

2

Самовоспитание

8

3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

4

Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?

7

ИТОГО

34



Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Содержание курса

Дата проведения

Культура общения – 9 часов

1

Этикет разговора.

1

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение;

- игровая деятельность; познавательная деятельность;

- выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Формы организации: рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, беседа, этические игры, этикетные ситуации, сюжетно-ролевые игры.


2

Обращение к разным людям.

1


3

Практические упражнения в обращении к разным людям.

1


4

Вежливый отказ, несогласие.

1


5

Этикетные ситуации.

1


6

Практические упражнения в решении различных этикетных ситуаций.

1


7

Афоризмы.

1


8

Разговор по телефону.

1


9

Играем роль воспитанного человека.

1


Самовоспитание – 8 часов

10

Что значит быть вежливым?

1

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность проблемно-ценностное общение.

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках.

Формы организации: беседа с элементами диалога, занятия наблюдения, тренинг, викторина.


11

Мои достоинства и недостатки.

1


12

Мои достоинства и недостатки. Уроки самокритики.

1


13

Большое значение маленьких радостей.

1


14

О хороших и дурных привычках.

1


15

О хороших и дурных привычках. Уроки самокритики.

1


16

Афоризмы о самовоспитании.

1


17

Заповеди: как мы их исполняем.

1


Общечеловеческие нормы нравственности – 10 часов

18

О сострадании и жестокости.

1

- обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций;

- понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность».

О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из

пруда.

Формы организации: беседа, просмотр фильма, дискуссия, занятие-наблюдение, занятие-исследование, акции.


19

О сострадании и жестокости. Видеоурок.

1


20

Лгать нельзя, но если…?

1


21

Правдивость и честность.

1


22

Всегда ли богатство - счастье?

1


23

Что главное в жизни?

1


24

Спешите делать добро.

1


25

Спешите делать добро. Изготовление подарков для ветеранов.

1


26

Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

1


27

«Как сердцу высказать себя?»

1


Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? – 7 часов

28

В трудной ситуации попытаемся разобраться. Разыгрывание ситуаций.

1

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения ситуации;

- анализировать правила игры.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые

поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Формы организации: беседа, просмотр фильма, тренинг, ролевые игры, проектная деятельность,

коллективно-творческая деятельность.


29

Практические упражнения в решении трудных ситуаций.

1


30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1


31

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1


33

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1


34

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!