СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическое проектирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическое проектирование»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическое проектирование»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 города Димитровграда Ульяновской области»







Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологическое проектирование»



для учащихся 3-4 классов

срок реализации программы 2 года






Учителя начальных классов

Еткарёвой Татьяны Геннадиевны






Димитровград - 2023


Пояснительная записка


В Законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В единстве с социально-экономическими процессами должны рассматриваться проблемы окружающей среды. Необходимо, чтобы все люди поняли свою ответственность перед будущим. Задача состоит в том, чтобы преобразить это понимание в конкретные дела и совершить переход к новым формам развития и образу жизни. Человечеству, чтобы выжить, необходимо принять иную модель развития, изменить способ своей жизнедеятельности, провести кардинальные изменения в различных сферах: экономике, культуре, политике, исходя из концепции устойчивого развития. Достижению этих целей во многом способствует экологическое образование школьников, которому в последнее время уделяется очень большое внимание. Эффективность экологического обучения и воспитания в школе зависит от ряда факторов. Среди них, прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль играет использование наряду с традиционными, инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. Для реализации задач экологического образования необходимо отдавать предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания;

  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательного учреждения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:

- метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

- метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогических процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребенком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребенка.


Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка,



Тип программы – модифицированная.

Вид программы:

  • по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития обучающихся - общеразвивающая, научно-исследовательская;

  • по уровню сложности – интегрированная;

  • по форме организации образовательного процесса – групповая, с индивидуальным подходом в области освоения экологических знаний и проектной деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Эко-проектирование».

Новизна дополнительной образовательной программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.

Актуальность.

Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Оно должно помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.



Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в дополнении и расширении знаний по экологии, полученных в школе и формирование элементарных навыков изучения природы, через проектную деятельность. При определении педагогической целесообразности в основу были положены следующие концепции и подходы: совокупность идей о дополнительном образовании детей как средстве творческого развития (В.А. Березина), концепция развития дополнительного образования в общеобразовательной учреждении (Е.Б. Евладова), концепция развития школьников в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Синягина), совокупность идей о повышении квалификации педагогов дополнительного образования (И.В. Калиш), совокупность идей об единстве учебной и неучебной деятельности в подготовке детей безопасному поведению в природной среде (А.Г. Маслов), совокупность идей о развитии дополнительного образования в России (А.В. Егорова), концепция государственного управления развитием системы образования (Н.И. Булаев).

Цель:

- формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:

Образовательные

  • формирование знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об  экологических   проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;

  • использование возможностей проектной теологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;

  • формирование исследовательских навыков;

  • научить ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения;

  • обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.


Развивающие

  • способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей;

  • развитие способностей к причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем;

  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;

  • формирование умений публичных выступлений;

  • развитие критического мышления;

  • способствовать развитию воображения и творческих способностей ребёнка.

  • развивать нравственные и эстетические чувства;

  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

  • способствовать расширению кругозора, принимая участие в творческих компьютерных программах и конкурсах «Портфолио».



Воспитательные

  • воспитание экологически направленных ценностных ориентации личности, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;

  • совершенствование способностей к самообразованию;

  • формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;

  • способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;

  • воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира;

  • способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;

  • создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения;

  • проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни.



Организационно-методическая деятельность направлена на повышение уровня экологической грамотности, развитие творческих способностей обучающихся. Для оптимального решения этих задач необходимо:

  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения обучающихся;

  • Практические мероприятия.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Компетентности, приобретаемые ребёнком:



Учебные:

  • умение связывать воедино и использовать отдельные части знаний;

  • решать учебные и самообразовательные задачи;

  • извлекать пользу из образовательного опыта;

Исследовательские:

  • получение и обработка информации

  • обращение к различным источникам данных и их использование

  • представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах, на конференциях.

Социально-личностные:

  • оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой

Коммуникативные:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.

  • выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.

Информационные:

  • способствование развитию информационной компетентности учащихся через овладение системой дополнительных знаний в области современных ИКТ; формирование у них алгоритмического стиля мышления; развитие познавательной исследовательской деятельности, что будет способствовать подготовке учащихся к жизни в информационном обществе.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. Количество учебных часов - 216. Количество занятий - 2 раза в неделю по 3 академических часа. Количество обучающихся в группе -12 человек. Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.

Формы и методы.


С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно-ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

  • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

  • обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений;

  • вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.);

  • контрольно-диагностические методы (самоконтроль, контроль качества усвоения программы) через тестирование динамики роста знаний, умений, навыков;

  • интерактивные методы, т.е. обучение во взаимодействии (тренинги, ролевые игры);

Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Репродуктивные

  • Методы проектного обучения

  • Методы проблемного обучения:

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковые, или эвристические

  • исследовательские

  • Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.


Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:

•  мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);

•  информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);

•  инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);

•  деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.

Ожидаемый результат.

  • Повышение уровня экологической грамотности;

  • Развитие творческих способностей учащихся;

  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения обучающихся;

  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях и пр.


Первый год обучения

Обучающийся должен знать:


  • систему элементарных экологических знаний;

  • первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;


  • Обучающийся должен уметь:


  • применять полученные знания и умения при выполнении проектной деятельности;

  • оформлять результаты и делать выводы из исследования;

  • самостоятельно (или под руководством педагога) разрабатывать и осуществлять защиту творческих проектов и презентаций;


  • Второй год обучения:

  • Обучающийся должен знать:


  • разнообразие экосистем своей местности;

  • об экологической проблеме как проблеме нарушения естественных связей в Природе;

  • основные методы изучения природы;

  • об основных экологических проблемах своей местности, района, области и в масштабах государства.


  • Обучающийся должен уметь:


  • оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране;

  • применять знания для составления экологических прогнозов и оценки деятельности человека;

  • представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;

  • использовать знания в решении экологических проблем и в природоохранной деятельности.

По окончании обучения обучающиеся должны:

  • знать основные экологические понятия и термины;

  • знать особенности геоэколоческого положения, природы, населения области;

  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем области; особо охраняемые природные территории своего края;

  • знать объекты историко-культурного наследия;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки экологических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках информацию;

  • анализировать информацию, необходимую для изучения географических, исторических, этнографических, экологических объектов и явлений;

  • уметь приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своей области; формирования отраслей хозяйства;

  • составлять краткую историко-географическую, эколого-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической, исторической, статистической информации, форм ее представления, собственных наблюдений; представлять результаты своей работы в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

  • знать требования техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;

  • уметь работать с файловой системой;

  • уметь применять прикладные программы (работа с текстовой, графической информацией) для решения практических задач;

  • уметь работать с оргтехникой (сканер, принтер, ксерокс);

  • знать о роли Интернет в современном обществе;

  • использовать антивирусные программы;

  • знать возможности программ по созданию презентаций, создавать презентации;

  • знать возможности пакета офисных программ и использовать программы пакета для решения прикладных задач;

  • выполнять основные операции с файлами, папками, ярлыками (создание, копирование, переименование, удаление);

  • знать о принципах функционирования, иметь представления о механизмах обработки и вывода информации посредством прикладных программ;

  • ориентироваться в изученных программных средствах, понимать назначение отдельных модулей при разработке проектов и решения различных задач;

  • уметь самостоятельно выбрать и применить изученные методы и приемы, для достижения поставленной задачи;

  • уметь самостоятельно разрабатывать проекты;

  • уметь реализовать проект с собственной сюжетной линией, оформлением;

  • уметь работать с графическими, мультимедийными программами для обработки информации;

  • уметь анализировать и изучать готовые проекты;

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск нужной информации по заданной тематике.

Способы проверки ожидаемого результата.

Основные виды диагностики результата:

 входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);

 текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

 промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;

 итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося 1-2 годов обучения по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;

  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);

  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);

  • система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.

  • Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.







Диагностика знаний умений и навыков проводится в начале, середине и конце года

(вводный, текущий и итоговый)

1-ый год обучения

Вид контроля

Содержание

Методы

Сроки

В водный

-уровень нравственно-экологической позиции:

  • негативно-деструктивная;

  • равнодушно-созерцательная;

  • пассивно-сочувственная;

  • активно-добротворческая.

-сформированность общеучебных умений



-опыт взаимодействия с природой



-отношение к учению

Беседа,

Тест «Определение нравственно-экологической позиции»




Наблюдение


Тест


Анкетирование



сентябрь









сентябрь

с ентябрь



сентябрь-май

Текущий

-освоение учебного материала по теме;



-творческий потенциал обучающихся;



-оценка самостоятельности, возможностей спланировать работу

Опросы (устные, письменные), тестирование, викторины;

Самостоятельные, творческие работы;



Практические занятия

сентябрь-май

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Итоговые тесты, отчеты

Апрель-май




Диагностика знаний умений и навыков проводится в начале, середине и конце года

(вводный, текущий и итоговый)

2-ой год обучения


Вид контроля

Содержание

Методы

Сроки

Вводный

-уровень нравственно-экологической позиции:

  • негативно-деструктивная;

  • равнодушно-созерцательная;

  • пассивно-сочувственная;

- активно-добротворческая.

Тест «Определение нравственно-экологической позиции»



Сентябрь




-уровень начальных знаний

Тест «Проект и я»

Сентябрь

Текущий

-освоение учебного материала по теме;





-творческий потенциал обучающихся;



-оценка самостоятельности, возможностей спланировать работу;


Опросы (устные, письменные), тестирование, викторины;



Самостоятельные, творческие работы;



Практическая работа;

Сентябрь-май

Итоговый


- уровень знаний по программному материалу

Контроль ожидаемых результатов

Тест «………………..»




Апрель-май

Методическое и техническое обеспечение образовательной программы:


Учебно-методический комплекс:

  1. учебно-методические пособия (см. Литература);

  2. Материал из опыта педагога:

- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и видам деятельности;

- дидактический материал;

- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации, памятки и т.д.);

3) методическое психолого-педагогическое сопровождение личности обучающегося (тесты, анкеты, опросник);

4) Материалы здоровьесберегающего комплекса:

  • комплексы упражнений для глаз;

  • упражнений для снятия общего утомления;

  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

  • упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;

  • дыхательная гимнастика;

  • комплекс упражнений, направляющий энергию на использование потенциала мозга без напряжения;

  • релаксационные комплексы.



































Календарно – тематический план

I год обучения


п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Вводное тестирование.

3

3

-

2

Экология как наука. Современные проблемы экологии.

6

6

-

3

Метод проектов.

6

6

-

4

Проблемные ситуации и подходы к их решению.

9

3

6

5

Поиск информации.

6

3

3

6

Технология выполнения группового и индивидуального проектов.

9

3

6

7

Индивидуальный проект.

27

6

21

8

Проект в мини-группе или в группе.

27

6

21

9

Анализ результатов и качества выполнения проекта.

6

3

3

10

Земля как планета. Понятие о биосфере. Глобальные проблемы человечества.

21

9

12

11

Гидросфера. Охрана водных объектов.

21

9

12

12

Охрана атмосферы.

21

9

12

13

Охрана животного мира.

24

12

12

14

Охрана растительного мира.

24

12

12

15

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

3

-

3

16

Итоговое занятие.

3

3

-


Итого:

216

93

123























Содержание программы

(I год обучения)


Темы разделов. Содержание тем.

Формы и методы проведения занятий.

1.

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Вводное тестирование.

Словесный метод. Беседа, диалог.

2.

Экология как наука. Современные проблемы экологии. Введение понятий «экология», «экосистема». Биоценоз. Типичные биоценозы.

Тест « Соотнеси термин и определение»

Словесный, наглядный метод, метод игры. Беседа, рассказ, объяснение, демонстрация пособий, занятия на природе.

Итоговое занятие: Игровые ситуации «Взаимоотношения в биоценозе».

3.

Метод проектов. Ознакомление с проектной деятельностью. Её история. Виды деятельности при погружении в метод проектов. Методы творчества, применяемые при проектировании. Типология проектов.

Словесный, наглядный, практический, эвристический метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, дискуссия, мозговая атака.

Итоговое занятие: - «Учимся проектировать» - мозговая атака.

4.

Проблемные ситуации. Выдвижение гипотез. Проблема последовательных действий (мозаичная). Составление алгоритма действий, существенных с точки зрения решения этой проблемы. Проблема, имеющая множество вариантов решения. Проблемы творческие, продуктивные по сути. Проблема многослойная (когда решается каждая её часть). Работа в группах.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, дискуссия, решение проблемных ситуаций, круглый стол.

Итоговое занятие: Сюжетная игра «Учимся решать проблемы»

5.

Поиск информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная). Ознакомление с методами поиска, изучение литературы, работа с литературными источниками. Социологический опрос. Сбор, систематизация и анализ данных. Оформление библиографического списка; представление иллюстративного материала.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, практическая работа.

Итоговое занятие: Практическая работа «Определение источников информации, способ сбора и анализа»

6.

Ознакомление с технологией выполнения группового или самостоятельного проекта, обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и задач, выбор методов работы, формулирование выводов, оценка полученных результатов. Типология проектов. Тренинг «Распределение обязанностей в группе», практическая работа: «Разработка плана действий».

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг.

Итоговое занятие: Деловая игра «Я выбираю»

7.

Индивидуальный проект (монопроект).

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Упражнение «Как вырастить цветок».

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, упражнение, практическая работа.

Итоговое занятие: Ролевая игра «Я и проекты»

8.

Проект в минигруппе и группе.

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Функциональные обязанности. Игра «Наш кабинет». Упражнение «Почта».

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, дискуссия, практическая работа.

Итоговое занятие: практикум в технике «зигзаг»

9.

Анализ результатов и качества выполнения проектов. Критерии внешней оценки проекта. Оценка продвижения в рамках проекта и оценка продукта. Критерии. Самооценка. Паспорт проекта.

Ноология, ассоциация, неология, рефлексия, беседа, рассказ, показ, практическая работа.

Итоговое занятие: Тренинг «Мои чувства и эмоции. Учимся презентации»

10.

Земля как планета. Понятие о биосфере. Глобальные проблемы человечества.

«Грозит ли землянам глобальное потепление?»

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг.

Защита проектов: «Каковы масштабы экологического загрязнения планеты?»

11.

Гидросфера. Понятие гидросферы.

Распределение воды и суши на земном шаре. Океаны. Моря. Круговорот воды в природе. Вода в жидком, твердом и газообразном состоянии. Присутствие воды в биосфере. Запасы воды на Земле. Реки и их притоки. Речная сеть родного края. Ее прошлое. Настоящее и будущее. Значение водных объектов в народном хозяйстве. Потребности человечества в пресной воде.

«Ходит капелька по кругу» - познавательная игра.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, дискуссия, рассказ, рефлексия, показ.

Защита проектов: «Вода обычная и необыкновенная».

12.

Охрана атмосферы.

Атмосфера. Чистый воздух - необходимое условие нормальной жизнедеятельности людей. Современное состояние и охрана атмосферы. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Химический состав выбросов. Бурная автомобилизация - активный источник загрязнения воздуха. Кислотный дождь и его последствия. Смог - серьезная угроза для здоровья человека и состояния окружающей природной среды. Озоновые дыры. Охрана атмосферного воздуха.

Практикум «Чистый воздух».

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, практикум.

Защита проектов: «Это мы создаем атмосферу, в которой живём!»

13.

Охрана растительного мира.

Мир растений – источник жизни на Земле. Зеленый океан – поставщик атмосферного кислорода. Многообразие растений. Леса – одно из важнейших звеньев в природной цепи круговорота веществ. Основные древесные породы области. Лес - экологическая система. Значение леса. Лишайники, мхи и папоротники наших лесов. Грибы – чудо природы. Лесная аптека. Закон об охране лесного богатства.

Словесный, наглядный, практический, эвристический метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, мозговая атака, показ, рефлексия.

Защита проектов: «Спасем это мир».

14.

Охрана животного мира.

Животный мир Земли. Многообразие животного мира. Обзор животного мира родного края. Любой вид животного - неповторимое явление природы. Пигмеи и гиганты среди животных. Редкие и исчезающие животные. Занимательное из жизни животных. Охрана животных.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный метод. Беседа, рассказ, показ, дискуссия , практикум.

Защита проектов: «Моё любимое животное».

15.

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

Проблемный, проектный метод. Показ, рефлексия.

16.

Итоговое занятие. Планирование на новый учебный год.

Словесный метод. Беседа, диалог.



































Календарно – тематический план

II год обучения


п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Вводное тестирование.

3

3

-

2

Природа и человек. Природоохранная деятельность человека.

27

9

18

3

Окружающая среда и здоровье человека.

33

12

21

4

Гигиена питания. Экология жилища.

24

9

15

5

Мир природы в мире человека.

27

6

21

6

Город как среда обитания человека.

24

9

15

7

Наш край. Проблемы региона.

33

15

18

8

Основные экологические исследования.

18

9

9

9

Природоохранные организации.

21

15

6

10

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

3

-

3

11

Итоговое занятие.

3

3

-


Итого:

216

90

126































Содержание программы

(II год обучения)


Темы разделов. Содержание тем.

Формы и методы проведения занятий.

1.

Вводное занятие. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Вводное тестирование.

Словесный метод. Беседа, диалог.

2.

Природа и человек. Природоохранная деятельность человека. Природный комплекс и его компоненты. Что такое окружающая среда. Связь человека с окружающей средой. Дары природы. Разумное использование природных ресурсов. Проблемы природопользования. Антропогенная деятельность.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг.

Итоговое занятие: деловая игра «Человек и природа».

3.

Окружающая среда и здоровье человека.

Действие загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Понятие о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Закаливание и его роль в укреплении здоровья.

Моно - проекты: «Советы бывалого», «Закаляйся как сталь», «Движение – твоё лекарство», «Обойдёмся без докторов», «…И глаза «скажут» спасибо»

Словесный, наглядный, практический, эвристический метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, мозговая атака, показ, рефлексия.

Защита проектов: «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра!».

4.

Гигиена питания. Экология жилища. Изба, юрта, чум – дом человека. Понятие «правильное питание». Роль витаминов в нашем организме. Экологические аспекты жилища и учебного заведения. Анкетирование «Режим и правильное питание». «Мой дом – моя крепость» - ролевая игра, «Растения лечат».

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг.

Защита проектов: «Учитесь быть здоровыми».

5.

Мир природы в мире человека.

Гуманитарная экология. Экологическая этика. Понятие «природная среда», «мир природы», «общение с природой». Восприятие человеком красоты и гармонии природы. Историко-культурная ценность живой природы. Отражение красоты природы в живописи, скульптуре, литературе, музыке, фольклоре. «Природа славян», «Перед ликом священной природы…».

Словесный, наглядный, практический, эвристический метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, мозговая атака, показ, рефлексия.

Защита проектов: «И красотой природы дышим…»

6.

Город как среда обитания человека. Влияние урбанизации на окружающую среду. Градообразующие экологические факторы. Городская флора и фауна как компонент территории. Экологическая обстановка в городе. Город и ТБО.Практическая работа: «Транспортная нагрузка в городе».

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, рассказ, деловая игра, показ, рефлексия.

Итоговое занятие: сюжетно-ролевая игра «Это мой город»

7.

Наш край. Особенности географического положения и природы своего края. История заселения. Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. Проблемы региона.

Хозяйственная деятельность населения. Изменение экосистем под влиянием деятельности человека. Охраняемые территории. Практическая работа «Составление плана - схемы с нанесением природных и антропогенных памятников». Экскурсия в краеведческий музей.

Словесный, наглядный, практический, эвристический метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, мозговая атака, показ, рефлексия, экскурсия.

Итоговое занятие: познавательная игра «Мой край любимый»

8.

Основные экологические исследования. Экологический мониторинг. Методы исследования природной среды. Правила ведения дневников наблюдений. Растения биоиндикаторы. Животные – биоиндикаторы.


Словесный, наглядный, практический, эвристический метод. Беседа, рассказ, ролевая игра, тренинг, мозговая атака, показ, рефлексия, экскурсия.

Итоговое занятие: практическая работа «Исследование состояния учебного кабинета».

9.

Природоохранные организации. Законодательные акты по охране природы в России. Право на экологическую информацию. Структура средозащитных мероприятий. МСОП – Международный союз охраны природы.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Всемирная хартия охраны природы. ГРИНПИС.

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемный, проектный метод. Беседа, рассказ, деловая игра, показ, рефлексия.

Итоговое занятие: сюжетно – ролевая игра «Я – защитник природы».

10.

Фестиваль «Калейдоскоп проектов».

Проблемный, проектный метод. Показ, рефлексия.

11.

Итоговое занятие. Планирование на новый учебный год.

Словесный метод. Беседа, диалог.






















Литература

  1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.

  2. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.

  3. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» // Волгоград: Учитель, 2007.-154 с.

  4. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А.,Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. // Волгоград: Учитель, 2009.- 189 с.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!