СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели изучения курса : удовлетворение потребностей обучающихся в области финансов , формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность »

(направление: общеинтеллектуальное)



8,9 класс

срок реализации: 2 года



Составитель:

учитель математики

Николаева Нина Алексеевна







с. Днепровское

2021







1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

      • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

      • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
  • деньги, их история, виды, функции;

  • семейный бюджет;

  • экономические отношения семьи и государства;

  • человек и финансовые организации;

  • собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги»,



«Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчётами;

  • кейсы по экономике семьи;

  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;

  • построение графиков и диаграмм;

  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Формы организации внеурочной деятельности:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность обучающихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления обучающихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсия.

Освоение отдельных тем курса внеурочной деятельности возможно с использованием дистанционных занятий, с использованием кейс-технологий или онлайн занятий.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения обучающимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта обучающихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

«Реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Виды и методы контроля знаний

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении; 
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что обучающийся не понял, не научился делать (например, рассчитать сумму доходов и расходов семьи, выполнении разных арифметических операций ); 
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения обучающихся в освоении основ финансовой грамотности. 

Учет освоения программы курса внеурочной деятельности не предусматривает выставление оценки. Система оценивания результатов освоения курса « Финансовой грамотности» основана на критериальном оценивании и предполагает вовлечение обучающихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

1. Знание, понимание основных принципов финансовой жизни семьи; понимание и правильное использование финансовых терминов.

2. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

3. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

4. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя.

5. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

6. Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

7. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств, качество оформления.









Вид работы

1(балл)

2(балла)

3( балла)

Максимальное количество балов

Тест, кроссворд, анаграмма





Задачи





Графическая работа





Кейс





Доклад, сообщение





Ролевая игра










Компьютерная презентация





Мини-исследование





Проект












































2. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
    • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

    • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

    • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

    • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

    • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

    • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

    • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

    • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

  • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

  • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать до- ходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, про- центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

  • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

    • работая индивидуально и в группе, договариваться о распре- делении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования по- зиций и учёта интересов сторон;

    • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

    • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
    • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

    • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

    • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

    • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

    • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.







3. Содержание курса

1 год обучения ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Базовый уровень

Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

        • определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

        • осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;

        • выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

        • находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

        • обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

        • приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;

        • актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

        • объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;

        • понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;

        • обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

        • описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

  • самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

  • оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

  • оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

  • самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

Темы занятий
  1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

  2. От чего зависит благосостояние семьи.

  3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.

  4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.




МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

        • называть основные источники доходов семьи;

        • составлять задачи, требующие денежных расчётов;

        • считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

        • объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

        • описывать свойства предмета, играющего роль денег;

        • объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

        • называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;

        • называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;

        • объяснять, как формируется семейный бюджет;

        • подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

        • подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;

        • объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

  • понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Темы занятий
  1. Деньги: что это такое.

  2. Учебные мини-проекты «Деньги».

  3. Из чего складываются доходы семьи.

  4. Учимся считать семейные доходы.

  5. Исследуем доходы семьи.

  6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

  7. Как появляются расходы семьи.

  8. Учимся считать семейные расходы.

  9. Исследуем расходы семьи.

  10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

  11. Как сформировать семейный бюджет.

  12. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

  13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

  14. Обобщение результатов изучения модуля 1.

  15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».


МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки:
  • осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

  • понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

        • анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

        • соотносить вид страхования и его цель;

        • рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

        • находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

        • описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

        • объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

        • объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

        • описывать виды страхования;

        • приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

        • высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

      • устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

      • оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

Темы занятий
  1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

  2. Что такое страхование и для чего оно необходимо.

  3. Что и как можно страховать.

  4. Ролевая игра «Страхование».

  5. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

  6. Как определить надёжность страховых компаний.

  7. Как работает страховая компания.

  8. Учебные мини-проекты «Страхование».

  9. Обобщение результатов изучения модуля 2.

  10. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Резервные часы 5 ч.



2 ГОД ОБУЧЕНИЯ МОДУЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО:

КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личностные характеристики и установки:
  • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;

  • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;

  • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.



Базовый уровень Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

  • различать прямые и косвенные налоги;

  • считать сумму налога;

  • проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

  • высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

  • находить нужную информацию на социальных порталах;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

      • объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;

        • называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);

      • приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;

      • перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;

      • называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;

      • приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;

      • высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;

  • рассчитывать величину подоходного налога и НДС;

  • оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях.

Темы занятий
  1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

  2. Что такое налоги и почему их надо платить.

  3. Какие бывают налоги.

  4. Учимся считать налоги.

  5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

  6. Сравниваем налоги граждан разных стран.

  7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

  8. Как работает налоговая служба.

  9. Учебные мини-проекты «Налоги».

  10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.

  11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

  12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

  13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

  14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

  15. Обобщение результатов изучения модуля 3.

  16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».



МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная став ка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Личностные характеристики и установки:
  • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;

  • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;

  • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;

  • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;

  • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

        • отличать инвестирование от сбережения и кредитования;

        • знать свои основные права и обязанности как потребителя;

        • находить актуальную информацию об услугах банков;

        • пользоваться пластиковой картой в банкомате;

        • считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;

        • планировать (45 шагов) свою самостоятельную деятельность;

        • сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

        • находить и анализировать информацию о курсе валют;

        • проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

    • перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);

    • объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;

    • объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;

    • называть необходимые условия для открытия своей фирмы;

    • объяснять причины существования различных валют;

    • называть основные мировые валюты и страны их использования;

    • объяснять, что такое валютный курс и как находить ин- формацию об изменениях курса валют.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;

  • сравнивать различные финансовые предложения;

  • оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;

  • брать на себя ответственность;

  • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.

  • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.

Темы занятий
  1. Для чего нужны банки.

  2. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

  3. Какие бывают вклады.

  4. Что такое кредиты и надо ли их брать.

  5. Изучаем сайт Центрального банка РФ.

  6. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

  7. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

  8. Как работает банк.

  9. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

  10. Что мы знаем о бизнесе.

  11. Как открыть фирму.

  12. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

  13. Ролевая игра «Открываем фирму».

  14. Что такое валюта и для чего она нужна.

  15. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

  16. Обобщение результатов изучения модуля 4.

  17. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

  18. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.






















4..Учебно-тематический план


Номер темы

Тема занятия

Кол-во часов*


1 год обучения


Введение в курс «Финансовая грамотность»

4


1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1


2

От чего зависит благосостояние семьи

1


3

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1


4

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1


Модуль 1. Доходы и расходы семьи

15


5

Деньги: что это такое

1


6

Учебные мини-проекты «Деньги»

1


7

Из чего складываются доходы семьи

1


8

Учимся считать семейные доходы

1


9

Исследуем доходы семьи

1


10

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

1



11

Как появляются расходы семьи

1




12

Учимся считать семейные расходы

1




13

Исследуем расходы семьи

1




14

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1




15

Как сформировать семейный бюджет

1




16

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1




17

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

1




18

Обобщение результатов изучения модуля 1

1




19

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»

1




Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

10




20

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься

1




21

Что такое страхование и для чего оно необходимо

1




22

Что и как можно страховать

1




23

Ролевая игра «Страхование»

1




24

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

1




25

Как определить надёжность страховых компаний

1




26

Как работает страховая компания

1



27

Учебные мини-проекты «Страхование»

1


28

Обобщение результатов изучения модуля 2

1


29

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

1


30–35

Резервные часы

6


Всего

35


2 год обучения


Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

16


1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

1


2

Что такое налоги и почему их надо платить

1


3

Какие бывают налоги

1


4

Учимся считать налоги

1


5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1


6

Сравниваем налоги граждан разных стран

1


7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

1


8

Как работает налоговая служба

1


9

Учебные мини-проекты «Налоги»

1


10

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1


11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

1

12

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1


13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

1


14

Учебные мини-проекты «Социальные пособия»

1


15

Обобщение результатов изучения модуля 3

1


16

Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаимодействуют»

1


Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

17


17

Для чего нужны банки

1


18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома

1


19

Какие бывают вклады

1


20

Что такое кредиты и надо ли их брать

1


21

Изучаем сайт Центрального банка РФ

1


22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья

1


23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

1


24

Как работает банк

1


25

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи»

1


26

Что мы знаем о бизнесе

1


27

Как открыть фирму

1


28

Для чего нужны бизнес-инкубаторы

1



29

Ролевая игра «Открываем фирму»

1


30

Что такое валюта и для чего она нужна

1


31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

1


32

Обобщение результатов изучения модуля 4

1


33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес»

1


Заключение

1


34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

1


Итого

34


Всего

69






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!