Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей трудового обучения Протокол № __ от ________ | УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» О.Л. Комарова приказом от _______ № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Поливцева Е.М.
учитель трудового обучения первой квалификационной категории.
Пояснительная записка
Программа «Эти забавные животные» предназначена для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 часа. На изучение курса отводится 1 час в неделю.
Программа «Эти забавные животные» соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развития сообразительности, наблюдательности, любознательности. В процессе занятий дети учатся рассуждать, видеть сходства и различия во внешних признаках предлагаемых объектов.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Содержание курса «Эти забавные животные» оказывает существенное влияние на воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности ребенка, бережно и естественно относящейся к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы.
Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы:
- развивать интеллектуальные и практические умения по изучению животного мира;
- учить детей использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
- обучить умению работать индивидуально и в группе;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности;
- формировать у детей знания о единстве природы, закономерностях природных явлений;
- способствовать развитию творческих способностей ребенка;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Цель занятий – ознакомление учащихся с животным миром.
На занятиях используются различные методы и формы обучения; беседы носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов. Учащиеся ведут наблюдения за животными, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его. Каждая тема завершается итоговой работой.
Программа учитывает особенности детей с ОВЗ и поэтому предусматривает организацию во время занятий подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Природоведение» и не требует от учащихся дополнительных знаний, содержит полезную информацию, интересные факты из жизни животных.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;
формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;
использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
выполнять правила безопасного поведения в природе;
использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
узнавать изученные объекты и явления живой природы;
сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными;
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);
приводить примеры животных;
соотносить группы животных и их существенные признаки;
проводить сравнение по заданным признакам;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные универсальные учебные действия
ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;
различать способ и результат действия;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
работать в группе и индивидуально.
Показатели эффективности достижения планируемых результатов
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни, о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм, об организации коллективной творческой деятельности; использование имеющих знаний о природе в повседневной жизни, формирование культуры общения с животными как части экологической культуры; применение знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.; умение работать индивидуально и в группе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений к природе; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; стремление к коллективной творческой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; формирование гуманного отношения к животным.
Для достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.
Для показателей эффективности достижений планируемых результатов предусматриваются следующие формы реализации:
Творческая работа по теме «Самый, самый…», «Животные избравшие сушу».
Проект «Их стихия - небо».
Проект «Многообразие животного мира».
Проект «Самый, самый…».
Проект «Возьмём под защиту».
Конкурсы рисунков по темам: «Пернатая радуга», «Избравшие сушу», «Удивительный мир животных » и т.д.
Тематические беседы.
Ролевые игры, моделирующие взаимоотношения живых объектов.
Просмотр художественных и документальных фильмов о животных.
Игра «Зоопарк».
Составление рассказов по теме « Животные».
Викторина «Что ты знаешь о птицах?»
Экскурсия по теме «Птицы нашей местности».
Выставка поделок, фотографий и рисунков.
Содержание курса
Пернатая радуга (8 часов)
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Происхождение птиц. Основные группы птиц. Внешний вид. Распространение птиц. Образ жизни. Интересные факты. Птицы нашей местности. Охраняемые птицы нашего края. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Удивительный мир животных (25 часов)
Происхождение животных. Многообразие животного мира. Виды животных. Местообитание. Повадки, привычки животных. Образ жизни. Сезонные изменения в жизни животных. Интересные факты из жизни животных.
Итоговое занятие (1 часа)
Подведение итогов занятий. Подготовка выставки аппликаций и рисунков.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
| 1. Пернатая радуга | 8 | |
1 | Птица – секретарь. | 1 | 4.09 |
2 | У кого мешок под клювом? | 1 | 11.09 |
3 | Мастер парящего полета. | 1 | 18.09 |
4 | Спутники моряков. | 1 | 25.09 |
5 | Пернатый кузнец. | 1 | 2.10 |
6 | Кукушка. | 1 | 9.10 |
7 | Экскурсия по теме «Птицы нашей местности». | 1 | 16.10 |
8 | Проект по теме «Их стихия - небо». | 1 | 23.10 |
| 2. Удивительный мир животных | 25 | |
9 | Самый большой на суше. | 1 | 6.11 |
10 | Самый высокий зверь. | 1 | 13.11 |
11 | Какая кошка самая крупная? | 1 | 20.1 |
12 | Самый быстрый зверь. | 1 | 27.11 |
13 | Самый маленький из семейства кошачьих. | 1 | 4.12 |
14 | Самый лучший прыгун. | 1 | 11.12 |
15 | Самые большие обезьяны. | 1 | 18.12 |
16 | Самые маленькие обезьянки. | 1 | 25.12 |
17 | Творческая работа по теме «Самый, самый…». | 1 | 15.01 |
18 | Зверек живущий под землей | 1 | 22.01 |
19 | О зебрах и диких лошадях. | 1 | 29.01 |
20 | Почему льва называют царем зверей? | 1 | 5.02 |
21 | Почему волка называют санитаром леса? | 1 | 12.02 |
22 | Дикая собака. | 1 | 19.02 |
23 | Кто такие муравьеды. | 1 | 26.02 |
24 | Творческая работа по теме «Животные избравшие сушу». | 1 | 5.03 |
25 | Мангусты | 1 | 12.03 |
26 | Степные дозорные | 1 | 19.03 |
27 | Речные инженеры | 1 | 2.04 |
28 | Кто такие ленивцы? | 1 | 9.04 |
29 | Лемуры. | 1 | 16.04 |
30 | Проект по теме «Многообразие животного мира». | 1 | 23.04 |
31 | Жемчужина сибирской тайги. | 1 | 30.04 |
32 | Зверек для королевской мантии. | 1 | 7.05 |
33 | Проект по теме «Возьмём под защиту» | 1 | 14.05 |
| 3. Итоговое занятие | 1 | |
34 | Подготовка выставки аппликаций и рисунков с изображением животных. | 1 | 21.05 |
Список литературы
Литература для учителя:
1. Дрийверова М. У. У нас дома животные. [Текст] / М. У. Дрийверова. – М., 1995.
2. Ляхов П. Р. Рассказы о животных для детей. [Текст] / авт.-сост.П. Р. Ляхов. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 398, [2] с.
3. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму. [Текст] / М.Д. Махлин. – М., 1993.
4. Плешаков А. А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. [Текст]. – М.: Вентана-Граф, 1994. – 144 с.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. [Текст] / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Развитие исследовательских умений младших школьников. [Текст] / [Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова]; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
7. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] / В 2 вып. [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскинв]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
8. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. [Текст] / под ред. Е. В. Хижняковой. - М., 2007.
9. Федотова О. Н. Окружающий мир. [Текст]: 1 класс: Методическое пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов. - 2-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2009. - 97 с.
10. Фефилова Е. П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. [Текст] / Изд. 2-е, испр. И доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2006. - 325с.
11. Хомич Е. О.Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. [Текст] / Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с.
12. Ясвин В. А. Азбука содержания животных. [Текст] / В.А. Ясвин, М.Ф. Пупиньш. – М., 2001.
Литература для ученика:
1. Гур Брэдбери У. Птицы морей, побережий и рек. [Текст]. – М.: Мир, 1983.–128 с.
2. Дрийверова М. У. У нас дома животные. [Текст] / М. У. Дрийверова – М., 1995.
3. Дружинина М. В. Наш лес: Стихи, загадки, головоломки, путаницы, считалки. [Текст]. – М.: Дрофа-Плюс, 2004. – 64 с.
4. Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы. [Текст] / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
7. Животные. Твоя первая энциклопедия. [Текст]. – М.: Азбука-Аттикус, 2010. – 128 с.
8. Заплатная С. М. Что ты знаешь о птицах? [Текст]. – М.: Детская литература, 1989. – 15 с.
9. Ляхов П. Р. Рассказы о животных для детей. [Текст] / авт.-сост.П. Р. Ляхов. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 398, [2] с.
10. Флинт В. Е. Птицы в нашем лесу. [Текст]. – М.: Детская литература, 1981. – 25 с.
11. Хомич Е. О.Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. [Текст] / Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с.
12. Я познаю мир: Коварные животные: Для умных, но ленивых: веселые уроки. [Текст] / Н. Арнольд, М. Оливер; Пер. с англ. Д. С. Щигеля, М. В. Сеферовой, М. Я. Беньковский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 430, [2] с.