СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эти забавные животные» для 5 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Эти забавные животные» для 5 класса»

Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО

МО учителей трудового обучения

Протокол № __ от ________


УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» О.Л. Комарова приказом от _______ № ___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭТИ ЗАБАВНЫЕ ЖИВОТНЫЕ» ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.



























Разработчик: Поливцева Е.М.

учитель трудового обучения первой квалификационной категории.



Пояснительная записка


Программа «Эти забавные животные» предназначена для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 часа. На изучение курса отводится 1 час в неделю.

Программа «Эти забавные животные» соответствует общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развития сообразительности, наблюдательности, любознательности. В процессе занятий дети учатся рассуждать, видеть сходства и различия во внешних признаках предлагаемых объектов.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Содержание курса «Эти забавные животные» оказывает существенное влияние на воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности ребенка, бережно и естественно относящейся к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы.

Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи программы:

- развивать интеллектуальные и практические умения по изучению животного мира;

- учить детей использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

- обучить умению работать индивидуально и в группе;

- способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности;

- формировать у детей знания о единстве природы, закономерностях природных явлений;

- способствовать развитию творческих способностей ребенка;

- воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Цель занятий – ознакомление учащихся с животным миром.

На занятиях используются различные методы и формы обучения; беседы носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов. Учащиеся ведут наблюдения за животными, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его. Каждая тема завершается итоговой работой.

Программа учитывает особенности детей с ОВЗ и поэтому предусматривает организацию во время занятий подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Природоведение» и не требует от учащихся дополнительных знаний, содержит полезную информацию, интересные факты из жизни животных.


Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;

  • формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;

  • использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

  • выполнять правила безопасного поведения в природе;

  • использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни.



Познавательные универсальные учебные действия

  • узнавать изученные объекты и явления живой природы;

  • сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными;

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);

  • приводить примеры животных;

  • соотносить группы животных и их существенные признаки;

  • проводить сравнение по заданным признакам;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


Регулятивные универсальные учебные действия

  • ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;

  • различать способ и результат действия;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить монологическое высказывание;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • работать в группе и индивидуально.


Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ками знаний о правилах ведения экологического образа жизни, о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм, об организации коллективной творческой деятельности; использование имеющих знаний о природе в повседневной жизни, формирование культуры общения с животными как части экологической культуры; применение знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.; умение работать индивидуально и в группе.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика с учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений к природе; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; стремление к коллективной творческой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; формирование гуманного отношения к животным.

Для достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Для показателей эффективности достижений планируемых результатов предусматриваются следующие формы реализации:

 Творческая работа по теме «Самый, самый…», «Животные избравшие сушу».

 Проект «Их стихия - небо».

 Проект «Многообразие животного мира».

 Проект «Самый, самый…».

 Проект «Возьмём под защиту».

 Конкурсы рисунков по темам: «Пернатая радуга», «Избравшие сушу», «Удивительный мир животных » и т.д.

 Тематические беседы.

 Ролевые игры, моделирующие взаимоотношения живых объектов.

 Просмотр художественных и документальных фильмов о животных.

 Игра «Зоопарк».

 Составление рассказов по теме « Животные».

 Викторина «Что ты знаешь о птицах?»

 Экскурсия по теме «Птицы нашей местности».

  • Выставка поделок, фотографий и рисунков.


Содержание курса

Пернатая радуга (8 часов)

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Происхождение птиц. Основные группы птиц. Внешний вид. Распространение птиц. Образ жизни. Интересные факты. Птицы нашей местности. Охраняемые птицы нашего края. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Удивительный мир животных (25 часов)

Происхождение животных. Многообразие животного мира. Виды животных. Местообитание. Повадки, привычки животных. Образ жизни. Сезонные изменения в жизни животных. Интересные факты из жизни животных.

Итоговое занятие (1 часа)

Подведение итогов занятий. Подготовка выставки аппликаций и рисунков.


Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Количество часов

Дата


1. Пернатая радуга

8


1

Птица – секретарь.

1

4.09

2

У кого мешок под клювом?

1

11.09

3

Мастер парящего полета.

1

18.09

4

Спутники моряков.

1

25.09

5

Пернатый кузнец.

1

2.10

6

Кукушка.

1

9.10

7

Экскурсия по теме «Птицы нашей местности».

1

16.10

8

Проект по теме «Их стихия - небо».

1

23.10


2. Удивительный мир животных

25


9

Самый большой на суше.

1

6.11

10

Самый высокий зверь.

1

13.11

11

Какая кошка самая крупная?

1

20.1

12

Самый быстрый зверь.

1

27.11

13

Самый маленький из семейства кошачьих.

1

4.12

14

Самый лучший прыгун.

1

11.12

15

Самые большие обезьяны.

1

18.12

16

Самые маленькие обезьянки.

1

25.12

17

Творческая работа по теме «Самый, самый…».

1

15.01

18

Зверек живущий под землей

1

22.01

19

О зебрах и диких лошадях.

1

29.01

20

Почему льва называют царем зверей?

1

5.02

21

Почему волка называют санитаром леса?

1

12.02

22

Дикая собака.

1

19.02

23

Кто такие муравьеды.

1

26.02

24

Творческая работа по теме «Животные избравшие сушу».

1

5.03

25

Мангусты

1

12.03

26

Степные дозорные

1

19.03

27

Речные инженеры

1

2.04

28

Кто такие ленивцы?

1

9.04

29

Лемуры.

1

16.04

30

Проект по теме «Многообразие животного мира».

1

23.04

31

Жемчужина сибирской тайги.

1

30.04

32

Зверек для королевской мантии.

1

7.05

33

Проект по теме «Возьмём под защиту»

1

14.05


3. Итоговое занятие

1


34

Подготовка выставки аппликаций и рисунков с изображением животных.

1

21.05







Список литературы

Литература для учителя:

1. Дрийверова М. У. У нас дома животные. [Текст] / М. У. Дрийверова. – М., 1995.

2. Ляхов П. Р. Рассказы о животных для детей. [Текст] / авт.-сост.П. Р. Ляхов. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 398, [2] с.

3. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму. [Текст] / М.Д. Махлин. – М., 1993.

4. Плешаков А. А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. [Текст]. – М.: Вентана-Граф, 1994. – 144 с.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. [Текст] / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

6. Развитие исследовательских умений младших школьников. [Текст] / [Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Е. В. Климанова]; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.

7. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] / В 2 вып. [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, О. В. Раскинв]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

8. Ученическое проектирование и деятельностное содержание образования - стратегическое направление развития образования. [Текст] / под ред. Е. В. Хижняковой. - М., 2007.

9. Федотова О. Н. Окружающий мир. [Текст]: 1 класс: Методическое пособие / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С.А. Трафимов. - 2-е изд. - М.: Академкнига / Учебник, 2009. - 97 с.

10. Фефилова Е. П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. [Текст] / Изд. 2-е, испр. И доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.: «ВАКО», 2006. - 325с.

11. Хомич Е. О.Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. [Текст] / Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с.

12. Ясвин В. А. Азбука содержания животных. [Текст] / В.А. Ясвин, М.Ф. Пупиньш. – М., 2001.

Литература для ученика:

1. Гур Брэдбери У. Птицы морей, побережий и рек. [Текст]. – М.: Мир, 1983.–128 с.

2. Дрийверова М. У. У нас дома животные. [Текст] / М. У. Дрийверова – М., 1995.

3. Дружинина М. В. Наш лес: Стихи, загадки, головоломки, путаницы, считалки. [Текст]. – М.: Дрофа-Плюс, 2004. – 64 с.

4. Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы. [Текст] / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

7. Животные. Твоя первая энциклопедия. [Текст]. – М.: Азбука-Аттикус, 2010. – 128 с.

8. Заплатная С. М. Что ты знаешь о птицах? [Текст]. – М.: Детская литература, 1989. – 15 с.

9. Ляхов П. Р. Рассказы о животных для детей. [Текст] / авт.-сост.П. Р. Ляхов. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 398, [2] с.

10. Флинт В. Е. Птицы в нашем лесу. [Текст]. – М.: Детская литература, 1981. – 25 с.

11. Хомич Е. О.Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. [Текст] / Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с.

12. Я познаю мир: Коварные животные: Для умных, но ленивых: веселые уроки. [Текст] / Н. Арнольд, М. Оливер; Пер. с англ. Д. С. Щигеля, М. В. Сеферовой, М. Я. Беньковский. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 430, [2] с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!