Программа курса внеурочной деятельности «Я гражданин и патриот России» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий.
Планируемы результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
У обучающегося будет формироваться:
– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике;
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать
Содержание курса внеурочной деятельности
Мы – россияне.
Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Малая родина в составе России. Семейные традиции; мои родители; моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье; семейные праздники. Моя школа - моя судьба.
Российская государственность.
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Участие граждан в управлении страной.
Россия – демократическое государство.
Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях.
Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».
Современное российское общество.
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире».
Россия в современном мире. Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол- во часов | Форма проведения | Формы контроля |
| | всего | теория | практика | | |
1. | Граждане России - россияне | 1 | 1 | | беседа | диспут |
2-3 | Россия – многонациональное государство | 2 | 1 | 1 | подготовка проектов | проекты |
4-5 | Особенности территориального устройства страны | 2 | 1 | 1 | подготовка проектов | проекты |
6 | Традиции, обычаи, праздники народов России | 2 | | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | сообщения |
8-9 | Малая Родина в составе России | 2 | 1 | 1 | рефераты | защита рефератов |
10-11 | Семейные традиции; мои родители; моя родословная. | 2 | 1 | 1 | Подготовка проектов | проекты |
12-13 | Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье; семейные праздники. | 2 | 1 | 1 | Подготовка проектов | проекты |
14 | Моя школа - моя судьба. | 1 | 1 | | | |
15 | Государство на страже закона, прав и свобод граждан | 1 | | 1 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву |
16 | Органы власти в России. Ветви власти | 1 | | 1 | игра | ролевая игра «Выборы» |
17 | Власть и политика | 1 | | 1 | встреча с депутатом городской Думы | беседа |
18-19 | Демократия – власть народа: история и современность | 2 | | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | стенгазеты |
20 | Государство в экономической жизни людей | 1 | 1 | | беседа | дискуссия |
21 | Гражданский кодекс РФ | 1 | 1 | | беседа | дискуссия |
22-23 | Занятость и трудоустройство в современной России | 2 | | 2 | экскурсия в Службу занятости населения | экскурсия |
24-25 | Роль банков в экономике | 2 | | 2 | экскурсия в банк | экскурсия |
26 | Налоговая политика государства | 1 | | 1 | встреча с работником налоговой инспекции | беседа |
27-28 | Современное российское общество и тенденции его развития | 2 | 2 | | беседа | дискуссия |
29 | Научные открытия и технические достижения | 1 | 1 | | беседа | дискуссия |
30-31 | Многообразие религиозных конфессий | 2 | | 2 | встречая с представителями религиозных конфессий | беседа |
32-33 | Экологические проекты в России и мире | 2 | | 2 | создание презентаций | презентации |
34-35 | Может ли человечество жить без войн | 2 | | 2 | интеллектуальная неделя | дискуссия |
Приложение 1.
Аннотация к программе внеурочной деятельности
«Я гражданин и патриот России»
8 класс
Программа «Я гражданин и патриот России» предназначена для учащихся 8 класса.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской государственности
- сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными материалами;
- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;
- способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков.
Место программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 8 – 9 классах. Всего 35 часов в 8 классах, 34 часа в 9 классах. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания. Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий.
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин;
- экскурсии;
- поиск сайтов и извлечение нужной информации;
- проектная деятельность;
- разработка и проведение экскурсий по стендам;
- встречи;
- подготовка сообщений, презентаций.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.
Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.