СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки памяти» (8 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки памяти" предназначена для учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки памяти» (8 класс)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Пудемская средняя общеобразовательная школа»


Принято на заседании

Педагогического совета школы

«___» ________ 2018 г.

Протокол № ____


Утверждено

Приказ №____

от «__»______2018 г.

Директор школы _________

/ Е. И. Агафонова/










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Истоки памяти»

8 класс

Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна,

учитель истории первой квалификационной категории


Направление: духовно-нравственное



2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки памяти» для 8 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  5. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04. 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»


Назначение программы

Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы МКОУ «Пудемская СОШ». Составлена в соответствии с требованиями к структуре рабочей программы ФГОС ООО.

Проектная деятельность школьников в рамках программы «Истоки памяти» организуется преимущественно по духовно-нравственному направлению.

Настоящая программа создает условия для духовно-нравственного, патриотического, культурного, социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.




Актуальность и перспективность курса

В последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, важно активизировать работу школьников по изучению родного края.

В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.  Необходимость программы кружка «Истоки памяти» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории и краеведению.

Без знания истории родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки памяти» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история села Пудем, Ярского района. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая их биографии, выполняя проекты, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления проектной деятельности - изучение истории родного края.


Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия

Внеурочные занятия по проектной деятельности «Истоки памяти» ориентированы на учащихся 8 класса. Которые занимаются проектной деятельностью четвёртый год.


Объём часов, отпущенных на занятия

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа в год. Количество часов в 1-ой четверти - 8 ч.; количество часов во 2-ой четверти - 8 ч.; количество часов в 3–й четверти - 10 ч.; количество часов в 4-ой четверти - 8 ч.

Цели и задачи реализации программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении историко-краеведческого материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки работы с рукописными текстами, архивными материалами, дополнительной литературой, СМИ, оформления исследовательских работ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.


Формы и методы работы

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • трудовые дела.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Учебно-тематический план


Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

теория

практика

1

История родного края

8

1

7

2

Музей

5

2

3

3

Экскурсионная работа

4

1

3

4

Домашний музей

8

1

7

5

Вахта Памяти

9

3

6


ИТОГО:

34

8

26
















Планируемые результаты курса внеурочной деятельности


Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

работа в группе, работа в паре

Метапредметные результаты

Регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

Познавательные

  • умения учиться: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения проектных заданий с использованием дополнительной литера­туры;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов.



Предметные результаты

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость краеведения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, энциклопедией, дополнительной литературой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать результаты поиска;

— ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

— составлять описание краеведческой находки его паспорта;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в защите своего проекта,

- выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— высказывать своё суждение о проведенных беседах;

— участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.


Календарно-тематическое планирование


Разделы программы

Темы занятий

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

по факту

Раздел I История родного края

(8 часов)

Краеведение как наука о родном крае

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р.Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять свои мысли в устной речи.

1

1



История села

Практическая работа творческого характера

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р. Уметь работать самостоятельно и в группе

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

2

2



История школы. Ветераны пед. труда, мой первый учитель, мой выпуск, мои родители-выпускники школы

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи.

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

2

2



Выдающиеся люди нашего края

Составление литературной викторины, кроссвордов

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

3

3


Раздел II. Музей (5 часов)

Музей как источник сохранения и передачи культуры народа

Лекция с элементами беседы

Л.Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

1

1



Культура поведения в музее

Свод правил поведения в музее

Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания.

Р.Уметь работать с новыми понятиями.

П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

1

1



Виды сбора информации

Практическая работа в библиотеке

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных

1




Работа школьного музея

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование навыков творческой деятельности.

Р. Уметь работать самостоятельно и в группе

П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

1




«В музее»

Творческая работа

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических

1



Раздел III Экскурсионная работа (4 часа)

Что такое экскурсия?

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л. Формирование «стартовой» мотивации к обучению.

Р. Совместно с учителем ставить новые учебные задачи.

П. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

К.Оформлять

1




Правила проведения экскурсии в музее

Практическая работа творческого характера

Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

1




«Я поведу тебя в музей…»

Практическая работа творческого характера

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться во время экскурсии

К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения

2



Раздел IV. Домашний музей (8 часов)

Моя семья в истории моего села

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

2




Я расскажу о своей семье

Практическая работа репродуктивного и творческого характера (проект)

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

1




Семейный фотоальбом

Малая конференция


Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

1




История одной фотографии

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

2




Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

2



Раздел V. Вахта Памяти

(9 часов)

Уголок Боевой Славы

Работа в группах

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться в музее

К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения

2




Книга Памяти

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

1




Жители села в годы Великой Отечественной войны

Малая конференция

Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

1




Урок мужества

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

1




«Детство, опаленное войной»

Написание проекта

Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности.

Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно.

П.Перерабатывать полученную информацию.

К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач.

2




Моя бабушка/дедушка – труженик тыла

Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Л.Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Р. уметь работать в парах и группах, участвовать в экскурсии; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

П.Уметь ориентироваться во время экскурсии

К. участвовать в экскурсии; соблюдать правила общения

1




«Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты)

Малая конференция


Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты.

Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Использовать ИКТ для решения поставленных задач. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений

К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ.

1









34








Информационно-методическое обеспечение


Для педагога

1. Владимирова Р.А., История Удмуртии в школе, Ижевск, 2007.

2. Владыкин А.П., История земли ярской, Глазов, 2008.

  1. Голдина Р.Д., Силуэты растаявших веков, Ижевск, Удмуртия, 1996.

  1. Гришкина М.В. История Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2007.

  2. Иванова М.Г., История Удмуртии, Ижевск, Удмуртия, 2006.

  3. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002.

  4. Перевертайло Н.М., Огородникова А.В. В помощь школьному музею.- Ижевск, 2015.

  5. Методические материалы в помощь руководителю школьного музея. / Автор-составитель В.И.Ивонина.- Ижевск: Удмуртия,2017.

  6. Начинающему исследователю родословной: Программа и методические рекомендации для педагогов/ Автор – составитель А.В.Огородникова.-Ижевск: Удмуртия, 2017.



История Пудемского железоделательного завода

1. Эммауский А.В. «Исторический очерк Вятского края XVII-XVIII в.» – Киров, 1956 г., с. 42-43.

2. Павленко Н.И. «История металлургии России XVIII в.» – М., 1962 г., с. 292.

3. То же п. 1, с. 42-43.

4. Очерки Удмуртской АССР, т. 1 – Ижевск, 1958 г., с. 12

5. Столетие Вятской губернии –Вятка, 1880 г. т.I – стр.218

6. Сергеев В.П. «Камские заводы» – Ижевск, 1958 г., с. 8-10

7. Блинова Л.М. – научный сотрудник ЦГА УР г. Ижевск «Из истории Пудемского листопрокатного завода»: лекция, 1983 г., 11 л, л. 1-2.

8. Из ведомости о заводах, которые вошли в Вятское наместничество: Пудемский завод И. Осокина за 1781 . – ЦГА г. Киров, ф. 496, оп. III, д. 4, лл. 37-38.

9. Бармин А., Руда. – М., Детгиз, 1952, с. 34, 111, 135.

10. Томилова Р.П. История Пудемской школы. – Музей ПСОШ, НВФ - № 194.

Для учащихся

1.Пудем 100 лет назад, Е. Горбушина – Сельская правда, 13.02.1999, с. 2

2.Документы рассказывают: из истории Пудемского Листопрокатного завода – Сельская правда, 22.11.1979 г., с. 2-3, № 140.

3.Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVII-XIX в.в. – Свердловск, 1956 г., с. 68-69.

4.Вештомов А. История вятчан . Казань, 1907.

5.Статистический сборник Вятской губернии на 1901-1902 гг., с. 18, 54.

П. Голубев, Сборник сведений экономического и культурного развития Вятского края – Вятка, 1896 г., с. 29.








22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!