СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабочая программа внеурочной деятельности историко- культурного направления" модуль "Доноведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана на основе авторской поограммы Е.Ю. Сухаревской.Доноведение .Просвещение, 2014г

Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа внеурочной деятельности историко- культурного направления" модуль "Доноведение"»



Каменский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Урывской СОШ

Приказ от 31 августа 2016 г. №201

___________________

М.С. Некрасова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

историко- культурное направления

(модуль «Доноведение» )

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс):

Основное общее образование 6 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34

Учитель Бирючина Елена Сергеевна

(ФИО)

Программа разработана на основе авторской программы Е.Ю.Сухаревской.Доноведение. Дополнительное образование: нор­матив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2014.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе документов:


  1. Программа вариативноно курса «Доноведение» 6 класса (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)


  1. Базисный учебный план.

Программа рассчитана на 34 учебных недель (34 часов в год, 1 учебный час в неделю)

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2- 4 класс, М.П.Астапенко,

Е.Ю. Сухаревская, 3-е издание Ростов-на-Дону «Баро- Пресс» 2009 г.

2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс. Е.Ю. Сухаревская, Ростов-на- Дону «Баро – Пресс»2009г.

3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Е.Ю.Сухаревская,

Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.г. Ткаченко. «Баро –Пресс» 2008 г.

4.Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс, Е.Ю. Сухаревская

5.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски.


Цель курса:

Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

1.Образовательные:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.


  1. Развивающие:


-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.

3.Воспитательные:


- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;

-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является:

Принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания.
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

  3. История Донского края – часть истории Отечества.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культур сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.

Принцип спиралевидной.

Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.

Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.

Программа обучения в 3-4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.


Структура курса.

Вся программа выстроена из 5 взаимосвязанных блоков:

▪ Я и окружающий мир.

▪ Природа Донского края.

▪Человек и природа.

▪Жизнь на Дону.

▪Яркие страницы истории земли Донской.


Виды коллективной учебной деятельности

- парная работа (носящая односторонний характер- сильный помогает отстающему; двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка)

-групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

- командные игры (класс делится на команды).



Содержание программы. 2 класс (35 ч.)

Тема раздела

Количество

часов

Число

1

Я и окружающий мир.

5 ч.


2

Природа Донского края.

18 ч.


3

Человек и природа.

4ч.


4

Жизнь на Дону.

4 ч.



Итого:

31 ч.




Учебно – тематический план на 2014-2015 гг.


Тема

Кол-во часов

Число

Образовательные задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир -2ч.

1

С чего начинается Родина… презентация


1

1.09

1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.

1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2

Школа- светлая гавань детства.

1

8.09

Жизнь на Дону – 1ч.

3

С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу)

1

15.09

1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями.

1.Составление альбома о родном городе(селе).

2.Выставка рисунков, фотографий.

3.Праздничное представление.


Я и окружающий мир -1ч.

4

Дорога от дома до школы

(экскурсия)

1

22.09

1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

–правила перехода через проезжую часть;

-сигналы светофора;

-правила посадки и высадки из общественного транспорта;

-дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

1.Игры «Мы на проезжей части»,

«Мы пассажиры»

2.Рисование макета» Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Природа Донского края – 10 ч.

5-




Природа (экскурсия)

«Учимся наблюдать»

1




29.09




1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.

1.Наблюдение предметов живой и неживой природы.

6

Викторина «Живая и неживая природа родного края»

1

6.10




1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.


7

Хутор и природа

(экскурсия)

1

13.10

1.Систематизировать знания детей о природе родного города(села)

1.Исследовательская деятельность по проблемам:

«Флора родного города(села)»,

«Фауна родного года (села)».

8


Что за дерево такое?

презентация

1


20.10


1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4) вида.

2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

1.Игра «У кого детки с этой ветки?»

1.Сбор трав и изготовление гербария.

2.Композиционное панно из растений.

9



Кустарники

презентация




1



27.10


10

Кустарники и деревья родного края.

(экскурсия)

1

10.11

11


Травушка-муравушка

1


17.11


1.Исследовательская деятельность по проблемам» Дерево моего края», «Кустарники моего края»

12

Травушка-муравушка

(экскурсия)

1

24.11

13

Растения и мы. презентация



1

1.12

1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.

2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

1.Игра «Фитоаптека»

2.Изготовление справочника лекарственных трав.

14

Краски Тихого Дона. презентация



1

8.12

1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

1. Чтение стихов о родном крае.

2.Рисование пейзажей родного края.


Я и окружающий мир -2ч.

15

Моё имя, отчество, фамилия. презентация


1

15.12

1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.

2.Углубить понятие «семья».

3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная»

1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».

2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник».

16

Что ты знаешь о роде своём.

1

22.12


Жизнь на Дону - 3

17

Обряды на Дону. презентация


1

12.01

1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону.

1.Изготовление новогодних игрушек;

маски для колядования, куклы – Масленички.

18

Зимние обряды.

презентация

1

19.01

19

Зимние обряды (праздничное мероприятие)

1

26.01


Природа Донского края – 8ч.

20

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

1

02.02

1.Расширить представление о животном мире родного края.

1. Наблюдение за животными в природе, дома.

2.Посещение краеведческого музея.

21

Домашняя мохнатая азбука

1

09.02

1.Расширить представления о домашних животных родного края

(3-4 представителя каждого вида)

2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

22

Мой домашний милый друг.

1

16.02

1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО.

2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

1. Наблюдение за животными дома.

2.Мини-сочинение о своём домашнем животном.

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.

презентация

1

25.02

1.Закрепить правила безопасного обращения с животными.

1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг»

24

Родные просторы.

(экскурсия)

1

2.03

1.Познакомить с особенностями поверхности родного края

(холмистая поверхность)

1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

25

Чем богаты наши недра.

презентация

1

09.03

1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

1.Рисование иллюстраций к сказкам:

«Сказка о каменном угле»,

«Кто главнее?»

26

Что такое почва?

1

16.03

1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием.

2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

1.Опыты:

исследование состава почвы.

27

Почва нам и стол, и дом.

(экскурсия)

1

23.03


Человек и природа -4 ч.

28

29

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.

(экскурсия)

1

06.04

13.04

1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах.

1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

30

31

Человек- хозяин природы?

1

20.04

27.04

1.Показать влияние человека на природное сообщество.

1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества

32

33


Спасём и сохраним!

1


04.05

11.05


1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике

34

35

Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)

1

18.05

25.05

1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

1. Ролевое представление.

театрализованное




Требования к уровню подготовки младших школьников

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: иметь представления:


о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края; знать:

объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области
родственные связи в семье;\


уметь:

различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


могут научиться:

правила поведения в общественных местах и на улице:

  1. личностным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.

2. Регулятивным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

  1. Познавательным универсальным учебным действиям

- включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Формы подведения итогов:

- анкетирование на тему «Мой край родной»;

- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;

-выставки творческих работ (рисунки, поделки, макеты)


Методическое обеспечение программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы

подведения итогов

1

Я и окружающий мир

коллективная

объяснительно-иллюстративный;

экскурсия

Презентации,

рабочая тетрадь

«Доноведение» 2 класс,

Е.Ю. Сухаревская

Компьютер, мультимедийный проектор, экран



1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

2. «Моё генеалогическое

древо»

3.Тематическое мини- сочинение.

2

Природа Донского края

работа в малых группах;

парная работа


экскурсия;

проект

Детские журналы:

«Юный натуралист»,

«Костёр», «Мурзилка»

газета «Домовёнок»

Презентации,

рабочая тетрадь «Доноведение»

2 класс,

Е.Ю. Сухаревская



Компьютер, мультимедийный проектор, экран



1.Тематическая выставка рисунков;

2. Мини- сочинение.

3

Человек и природа

коллективная;

групповая

исследовательская деятельность;

экскурсия


Таблицы, справочники,

Учебная литература «Естествознание»

1-3 кл. !995г.

Н.Я.Дмитриева

Компьютер, мультимедийный проектор, экран



1.Ролевое театрализованное представление

4

Жизнь на Дону

групповая

командные игры;

театрализованные представления

Презентации,

фотографии, статьи из газет

Компьютер, мультимедийный проектор, экран



1.Изготовление книжки-малышки

«Мой любимый друг»

















РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения Протокол педсовета от 30 августа 2016 г . 1

МБОУ Урывской СОШ Заместитель директора по УВР

от 29 августа 2016 года 1 Светлова Л.Г ____________________ ___________________

Бирючина Е.С.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!