Каменский район
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Урывской СОШ
Приказ от 31 августа 2016 г. №201
___________________
М.С. Некрасова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
историко- культурное направления
(модуль «Доноведение» )
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс):
Основное общее образование 6 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Бирючина Елена Сергеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы Е.Ю.Сухаревской.Доноведение. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2014.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов:
Программа вариативноно курса «Доноведение» 6 класса (Е.Ю.Сухаревская, Ростов – на Дону «Баро – Пресс» 2008 г.)
Базисный учебный план.
Программа рассчитана на 34 учебных недель (34 часов в год, 1 учебный час в неделю)
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2- 4 класс, М.П.Астапенко,
Е.Ю. Сухаревская, 3-е издание Ростов-на-Дону «Баро- Пресс» 2009 г.
2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс. Е.Ю. Сухаревская, Ростов-на- Дону «Баро – Пресс»2009г.
3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Е.Ю.Сухаревская,
Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.г. Ткаченко. «Баро –Пресс» 2008 г.
4.Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс, Е.Ю. Сухаревская
5.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски.
Цель курса:
Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
1.Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Развивающие:
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
3.Воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;
-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является:
Принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания.
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края – часть истории Отечества.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культур сообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.
Принцип спиралевидной.
Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
Программа обучения в 3-4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса.
Вся программа выстроена из 5 взаимосвязанных блоков:
▪ Я и окружающий мир.
▪ Природа Донского края.
▪Человек и природа.
▪Жизнь на Дону.
▪Яркие страницы истории земли Донской.
Виды коллективной учебной деятельности
- парная работа (носящая односторонний характер- сильный помогает отстающему; двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка)
-групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры (класс делится на команды).
Содержание программы. 2 класс (35 ч.)
№ | Тема раздела | Количество часов | Число |
1 | Я и окружающий мир. | 5 ч. | |
2 | Природа Донского края. | 18 ч. | |
3 | Человек и природа. | 4ч. | |
4 | Жизнь на Дону. | 4 ч. | |
| Итого: | 31 ч. | |
Учебно – тематический план на 2014-2015 гг.
№ | Тема | Кол-во часов | Число | Образовательные задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир -2ч. |
1 | С чего начинается Родина… презентация | 1 | 1.09 | 1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | 1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
2 | Школа- светлая гавань детства. | 1 | 8.09 |
Жизнь на Дону – 1ч. |
3 | С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу) | 1 | 15.09 | 1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. | 1.Составление альбома о родном городе(селе). 2.Выставка рисунков, фотографий. 3.Праздничное представление. |
Я и окружающий мир -1ч. |
4 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 | 22.09 | 1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: –правила перехода через проезжую часть; -сигналы светофора; -правила посадки и высадки из общественного транспорта; -дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др. | 1.Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры» 2.Рисование макета» Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
Природа Донского края – 10 ч. |
5- | Природа (экскурсия) «Учимся наблюдать» | 1 | 29.09 | 1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. | 1.Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
6 | Викторина «Живая и неживая природа родного края» | 1 | 6.10 | 1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края. | |
7 | Хутор и природа (экскурсия) | 1 | 13.10 | 1.Систематизировать знания детей о природе родного города(села) | 1.Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города(села)», «Фауна родного года (села)». |
8 | Что за дерево такое? презентация | 1 | 20.10 | 1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4) вида. 2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | 1.Игра «У кого детки с этой ветки?» 1.Сбор трав и изготовление гербария. 2.Композиционное панно из растений. |
9 | Кустарники презентация | 1 | 27.10 |
10 | Кустарники и деревья родного края. (экскурсия) | 1 | 10.11 |
11 | Травушка-муравушка | 1 | 17.11 | 1.Исследовательская деятельность по проблемам» Дерево моего края», «Кустарники моего края» |
12 | Травушка-муравушка (экскурсия) | 1 | 24.11 |
13 | Растения и мы. презентация | 1 | 1.12 | 1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. 2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. 3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | 1.Игра «Фитоаптека» 2.Изготовление справочника лекарственных трав. |
14 | Краски Тихого Дона. презентация | 1 | 8.12 | 1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | 1. Чтение стихов о родном крае. 2.Рисование пейзажей родного края. |
Я и окружающий мир -2ч. |
15 | Моё имя, отчество, фамилия. презентация | 1 | 15.12 | 1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. 2.Углубить понятие «семья». 3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная» | 1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». 2. Мини – сочинение «Любимый семейный праздник». |
16 | Что ты знаешь о роде своём. | 1 | 22.12 |
Жизнь на Дону - 3 |
17 | Обряды на Дону. презентация | 1 | 12.01 | 1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. | 1.Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы – Масленички. |
18 | Зимние обряды. презентация | 1 | 19.01 |
19 | Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 1 | 26.01 |
Природа Донского края – 8ч. |
20 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | 02.02 | 1.Расширить представление о животном мире родного края. | 1. Наблюдение за животными в природе, дома. 2.Посещение краеведческого музея. |
21 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | 09.02 | 1.Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида) 2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | 1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» 2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …» |
22 | Мой домашний милый друг. | 1 | 16.02 | 1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО. 2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. | 1. Наблюдение за животными дома. 2.Мини-сочинение о своём домашнем животном. |
23 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. презентация | 1 | 25.02 | 1.Закрепить правила безопасного обращения с животными. | 1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг» |
24 | Родные просторы. (экскурсия) | 1 | 2.03 | 1.Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | 1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. 2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» |
25 | Чем богаты наши недра. презентация | 1 | 09.03 | 1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | 1.Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» |
26 | Что такое почва? | 1 | 16.03 | 1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием. 2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. | 1.Опыты: исследование состава почвы. |
27 | Почва нам и стол, и дом. (экскурсия) | 1 | 23.03 |
Человек и природа -4 ч. |
28 29 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. (экскурсия) | 1 | 06.04 13.04 | 1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах. | 1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
30 31 | Человек- хозяин природы? | 1 | 20.04 27.04 | 1.Показать влияние человека на природное сообщество. | 1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества |
32 33 | Спасём и сохраним! | 1 | 04.05 11.05 | 1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | 1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике |
34 35 | Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы) | 1 | 18.05 25.05 | 1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | 1. Ролевое представление. театрализованное |
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края; знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области
родственные связи в семье;\
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
правила поведения в общественных местах и на улице:
личностным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
2. Регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.
Познавательным универсальным учебным действиям
- включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мой край родной»;
- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;
-выставки творческих работ (рисунки, поделки, макеты)
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Я и окружающий мир | коллективная | объяснительно-иллюстративный; экскурсия | Презентации, рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс, Е.Ю. Сухаревская | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» 2. «Моё генеалогическое древо» 3.Тематическое мини- сочинение. |
2 | Природа Донского края | работа в малых группах; парная работа | экскурсия; проект | Детские журналы: «Юный натуралист», «Костёр», «Мурзилка» газета «Домовёнок» Презентации, рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс, Е.Ю. Сухаревская | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Тематическая выставка рисунков; 2. Мини- сочинение. |
3 | Человек и природа | коллективная; групповая | исследовательская деятельность; экскурсия | Таблицы, справочники, Учебная литература «Естествознание» 1-3 кл. !995г. Н.Я.Дмитриева | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Ролевое театрализованное представление |
4 | Жизнь на Дону | групповая | командные игры; театрализованные представления | Презентации, фотографии, статьи из газет | Компьютер, мультимедийный проектор, экран | 1.Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения Протокол педсовета от 30 августа 2016 г . № 1
МБОУ Урывской СОШ Заместитель директора по УВР
от 29 августа 2016 года №1 Светлова Л.Г ____________________ ___________________
Бирючина Е.С.