СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Юный шахматист"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по шахматам к учебнику: Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой "Шахматы в школе". Программа разработана в соответсвии с ФГОС для 1 - 4 классов. Рабочая программа курса внеурочной деятельности конкретизирует распределение материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "Юный шахматист"»

Программа внеурочной деятельности - модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающая процесс обучения, воспитания и творческого развития.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный шахматист» для 1-4 классов составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № , с учетом авторской программы «Шахматы в школе» (автор: Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова.)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности конкретизирует распределение материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Тип программы – возрастная образовательная, направленная на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующая возможности различных видов деятельности.

















  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Метапредметные результаты

Предметные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Ученик научится

-Формированию основ шахматной культуры.

-Уважительному отношению к иному мнению.

-Приобретению основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

-Воспитанию этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

-Умению управлять своими эмоциями.

-Дисциплинированности, внимательности, трудолюбию и упорству в достижении поставленных целей.

-Формированию основ российско гражданской идентичности.

-Ориентации на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации

-Наличию чувства прекрасного

-Пониманию важности бережного отношения к собственному здоровью.

-Наличию мотивации к творческому труду, работе на результат.

-Готовности и способность к саморазвитию и самообучению.

-Формированию навыков творческого подхода при решении различных задач, стремлению к работе на результат.

-Оказанию бескорыстной помощи окружающим.


-Умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций.

-Способность формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнера(собеседника)

-Возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

-Умению планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-Способность принимать и охранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе в внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

-Умению с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать позновательную цель деятельности в области шахматной игры.

-Владению способом структурирования шахматных знаний.

-Способности выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях.

-Умению находить необходимую информацию.

- Способности строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно – следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения..

-Истории возникновения и развития шахматной игры

-Приобретению знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значения в жизни человека.

-Владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала.

-Приобретению навыка организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.






















  1. Содержание учебного предмета

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

1 класс (33 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них практическая часть

Краткое содержание раздела

формы организации и виды деятельности


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Из истории шахмат

1


Сведения о возникновении шахмат и появлении их на

Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.

2

Базовые понятия

шахматной игры

29


Изучение основ шахматной игры: шахматная доска,

шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Соревнования

3

3

Участие детей в шахматном

турнире «Первенство класса».

2 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них практическая часть

Краткое содержание раздела

формы организации и виды деятельности


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Из истории шахмат

1


Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира.

2

Базовые понятия

шахматной игры

20


Основы шахматной игры (повторение материала 1-го

года обучения: защита в шахматах, матование

одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки,

короткие партии. Основы эндшпиля: реализация

большого материального преимущества.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения

позиций

4


Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый

шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали».

4

Соревнования

8

8

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

5

Шахматный праздник

1


Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

3 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них практическая часть

Краткое содержание раздела

формы организации и виды деятельности


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Из истории шахмат

1


История возникновения соревнований по шахматам,

системы проведения шахматных соревнований.

2

Базовые понятия

шахматной игры

20


Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода,

тактические приёмы «завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты», «спёртый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения

позиций

4


Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».

4

Соревнования

8

8

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

5

Шахматный праздник

1


Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

4 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них практическая часть

Краткое содержание раздела

формы организации и виды деятельности


Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Из истории шахмат

1


История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России.

2

Базовые понятия

шахматной игры

22


Тактические приёмы «мельница», «перекрытие»,

«рентген». Основы дебюта: открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты, слабые пункты f2/f7, перевес в развитии фигур, выбор хода и оценка позиции,

перевес в пространстве. Основы эндшпиля: простейшие ладейные и легкофигурные окончания.

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения

позиций

2


Конкурсы решения позиций на все пройденные тактические приёмы и шахматные комбинации.

4

Соревнования

8

8

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

5

Шахматный праздник

1


Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.


  1. Тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Содержание, основные понятия





план

факт





1 класс (33 часа)



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат


1

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

1



ОНЗ

Знакомство детей с правилами техники безопасности на

занятиях по шахматам.

Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рас-

сказ об истории возникновения данного понятия и шах-

матной игры в целом


Базовые понятия шахматной игры


2

Шахматная доска.

1



ОНЗ

Знакомство детей с новыми понятием «шахматная дос-

ка», белыми и чёрными полями на шахматной доске,

угловыми и центральными полями, правильным распо-

ложением шахматной доски в начале партии


3

Горизонталь.

1



ОНЗ

Знакомство с шахматной доской: новое понятие

«горизонталь»,


4

Вертикаль.

1



ОНЗ

Знакомство с шахматной доской: новое понятие

«вертикаль»

5

Диагональ.

1



ОНЗ

Знакомство с шахматной доской: новое понятие

«диагональ»

6

Шахматная нотация.

1



ОНЗ

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур

7

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1



ОНЗ

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции

8

Ладья.

1



ОНЗ

Знакомство учащихся с шахматной фигурой

«ладья», её местом в начальной позиции,

способом передвижения ладьи по доске: ход и

взятие; раскрытие понятий «ход фигуры»,

«невозможный ход»

9

Слон.

1



ОНЗ

Знакомство учащихся с шахматной фигурой

«слон», его местом в начальной позиции,

объяснение способов передвижения слона по

доске: ход и взятие; введение и раскрытие

понятий «белопольный» и «чернопольный» слон

10

Ферзь.

1



ОНЗ

Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его

местом в начальной позиции, способом

передвижения ферзя по доске: ход и взятие

11

Конь.

1



ОНЗ

Знакомство с шахматной фигурой «конь», его

местом в начальной позиции, способом

передвижения коня по доске: ход и взятие

12

Пешка.

1



ОНЗ

Правила хода и взятия пешкой

13

Превращение пешки .

1



ОНЗ

Правила превращение пешки

14

Король.

1



ОНЗ

Правила хода и взятия королём

15

Ценность фигур.

1



ОНЗ

Сравнительная сила фигур

16

Нападение.

1



ОНЗ

Атакующие возможности фигур

17

Взятие. Взятие на проходе.

1



ОНЗ

Особое взятие пешкой: взятие на проходе

18

Шах и защита от шаха.

1



ОНЗ

Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха

19

Мат.

1



ОНЗ

Постановка мата всеми фигурами

20

Пат – ничья.

1



ОНЗ

Варианты ничьей

21

Рокировка.

1



ОНЗ

Правила рокировки, длинная и короткая рокировки

22

Основные принципы игры в начале партии.

1



ОНЗ

Общие принципы игры в начале шахматной партии


23

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1



ОНЗ

Техника матования одинокого короля двумя ладьями

24

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю.

1



ОНЗ

Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй

25

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1



ОНЗ

Техника матования одинокого короля ферзём и королём

26

Материальное преимущество.

1



ОНЗ

Определение материального преимущества, реализация

материального преимущества

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1



ОНЗ

Ошибочные ходы в начале партии и их последствия

28

Партии – миниатюры.

1



ОНЗ

Анализ коротких партий

29

Запись шахматной партии.

1



ОНЗ

Способ ведения записи партии во время соревнований

30

Шахматный этикет.

1



ОНЗ

Правила поведения шахматиста во время партии

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Соревнования

31

Шахматный турнир.

1



Комбинированный

Участие в шахматном турнире

32

Шахматный турнир.

1



Комбинированный

Участие в шахматном турнире

33

Шахматный турнир.

1



Комбинированный

Участие в шахматном турнире



2 класс (34 часа)



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат


1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и вы-

дающиеся шахматисты мира

1



ОНЗ

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам.

Из истории шахмат: знакомство с именами шахмати-

стов – чемпионов мира, ведущих шахматистов


Базовые понятия шахматной игры


2

Шахматные фигуры

(повторение)

1



ОНЗ

Повторение материала первого года обучения


3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

Рокировка (повторение)

1



ОНЗ

Повторение материала первого года обучения


4

Мат. Пат. Мат одинокому ко-

ролю королём и ладьёй. Мат в

один ход (повторение)

1



ОНЗ

Повторение материала первого года обучения

5

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры,

защита фигуры

1



ОНЗ

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и

такими действиями против угроз партнёра, как уход из-

под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защи-

та фигуры

6

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

1



ОНЗ

Знакомство с двумя другими видами защиты в шахмат-

ной партии – перекрытием, контрнападением

7

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике тактических приёмов, пройден-

ных на уроках 5, 6

8

Тактический приём «двойной

удар»

1



ОНЗ

Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,

способами нанесения двойного удара различными фи-

гурами

9

Тактический приём «связка»

1



ОНЗ

Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятия-

ми «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку

10

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике тактических приёмов, пройден-

ных на уроках 8, 9

11

Тактический приём «ловля

фигуры»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фи-

гуры» и способами его применения

12

Тактический приём «сквозной

удар»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной

удар» и способами его применения

13

Мат на последней горизонта-

ли

1



ОНЗ

Слабость последней горизонтали, «форточка»

14

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике тактических приёмов, пройден-

ных на уроках 11–13

15

Тактический приём «откры-

тый шах»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый

шах» и способами его практического применения

16

Тактический приём «двойной

шах»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной

шах» и способами его практического применения

17

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

18

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

19

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

20

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

21

Основы игры в дебюте: де-

бютные ловушки

1



ОНЗ

Раскрытие основных принципов игры в дебюте, зна-

комство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Ле-

галя»

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

22

Основы игры в дебюте: атака

на короля

1



ОНЗ

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака

на короля партнёра

23

Основы игры в дебюте: атака

на короля

1



ОНЗ

Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака

на короля партнёра

24

Основы эндшпиля: реализа-

ция большого материального

преимущества

1



ОНЗ

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и

такими способами реализации преимущества, как игра

на мат, размен одноимённых фигур для увеличения ма-

териального перевеса

25

Основы эндшпиля: реализа-

ция большого материального

преимущества

1



ОНЗ

Знакомство с понятием «реализация преимущества» и

такими способами реализации преимущества, как игра

на мат, размен одноимённых фигур для увеличения ма-

териального перевеса

Соревнования

26

Основы анализа шахматной

партии

1



ОНЗ

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

27

Основы анализа шахматной

партии

1



ОНЗ

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

28

Основы анализа шахматной

партии

1



ОНЗ

Просмотр и анализ коротких

шахматных партий

29

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков 21–25

30

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

31

Шахматный турнир.

1



Комбинированный

Игровая практика

32

Шахматный турнир.

1



Комбинированный

Игровая практика

33

Шахматный турнир.

1



Комбинированный

Игровая практика

Шахматный праздник

34

Шахматный праздник

1



Комбинированный

Решение заданий, игровая практика



3 класс (34 часа)



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат


1

Из истории возникновения

соревнований по шахматам.

Системы проведения шахмат-

ных соревнований.

1



ОНЗ

Беседа о важности соблюдения правил техники без-

опасности на занятиях по шахматам.

Знакомство с материалом об истории возникновения

шахматных соревнований, изучение различных систем

проведения шахматных соревнований


Базовые понятия шахматной игры


2

Матование одинокого короля

разными фигурами (повторе-

ние)

1



ОНЗ

Повторение материала второго года обучения. Разыг-

рывание позиций, решение позиций на мат в два хода


3

Тактические комбинации и

приёмы «связка», «сквозной

удар», «двойной удар», «ловля

фигуры» (повторение)

1



ОНЗ

Повторение материала второго года обучения


4

Тактические комбинации и

приёмы «двойной шах», «от-

крытый шах» (повторение)

1



ОНЗ

Повторение материала второго года обучения

5

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков 2–4

6

Тактический приём «завлече-

ние»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение

фигур под тактический удар»

7

Тактический приём «отвлечение»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты»

8

Тактический приём «уничто-

жение защиты»

1



ОНЗ

Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтоже-

ние защиты», способом его применения в практической

игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на дан-

ную тему

9

Тактический приём «спёртый

мат»

1



ОНЗ

Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор

классической партии на применение приёма «спёртый

мат»

10

Сочетание тактических приё-

мов

1



ОНЗ

Просмотр партий на тему «сочетания различных такти-

ческих приёмов»

11

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков 6–9

12

Борьба за инициативу

1



ОНЗ

Информирование учащихся о том, как начинать атаку-

ющие действия в шахматной партии

13

Основы дебюты: атака на не-

рокировавшегося короля

1



ОНЗ

Знакомство со способами атаки на короля, который не

успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий,

быстрое развитие, мобилизация фигур

14

Атака на рокировавшегося ко-

роля

1



ОНЗ

Знакомство со способами атаки на короля, который сде-

лал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пе-

шечного прикрытия короля, уничтожение защиты

15

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков 12–14

16

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

17

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

18

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

19

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

20

Основы анализа шахматной

партии: выбери ход и найди

план


1



ОНЗ

Знакомство с основами анализа шахматной партии, раз-

бор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов

мира

21

Основы пешечного эндшпиля:

проходная пешка, правило

квадрата

1



ОНЗ

Знакомство c элементарными пешечными окончания-

ми: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без

помощи своего короля, правило квадрата

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

22

Основы пешечного эндшпиля:

крайняя пешка, «отталкивание

плечом»

1



ОНЗ

Знакомство c элементарными пешечными окончания-

ми: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помо-

щи своего короля, отталкивание плечом

23

Основы пешечного эндшпиля:

оппозиция и ключевые поля

1



ОНЗ

Повторение материала: игра пешки против короля,

пешка проходит в ферзи без помощи своего короля,

пешка проходит в ферзи при помощи своего короля;

введение новых понятий «оппозиция», «ключевые по-

ля»

24

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против коро ля с пешкой

1



ОНЗ

Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблоки руемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «клю чевые поля».

25

25 Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

1



ОНЗ

Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных

и слабых сторон

Соревнования

26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

1



ОНЗ

Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особен-

ности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g

27

Конкурс решения позиций: 20–26 как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков

28

28 Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник –

Д. Садвакасов

1



ОНЗ

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадыва ние ходов

29

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

1



ОНЗ

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадыва ние ходов

30

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

31

Шахматный турнир

1



Комбинированный

Игровая практика

32

Шахматный турнир

1



Комбинированный

Игровая практика

33

Шахматный турнир

1



Комбинированный

Игровая практика

Шахматный праздник

34

Шахматный праздник

1



Комбинированный

Решение заданий, игровая практика



4 класс (34 часа)



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Из истории шахмат


1

История появления шахмат на

Руси. Зарождение шахматной

культуры в России


1



ОНЗ

Беседа о важности соблюдения правил техники без-

опасности на занятиях по шахматам.

Знакомство с материалом об истории появления шахмат

на Руси, о том, как в России начала формироваться


шахматная культура


Базовые понятия шахматной игры


2

Основные принципы игры в дебюте

1



ОНЗ

вДополнение знаний об игре в дебюте новыми сведени ями: роль центра, создание численного превосходства


3

Перевес в развитии фигур

1



ОНЗ

Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения

численного превосходства»


4

Атака на короля

1



ОНЗ

Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и

разносторонней рокировках, а также плана атаки на ко-

роля, оставшегося в центре

5

Перевес в пространстве

1



ОНЗ

Способы игры при пространственном перевесе, спосо-

бы достижения пространственного перевеса

6

Оценка позиции

1



ОНЗ

Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы

правильно оценить позицию во время шахматной пар-

тии

7

План игры

1



ОНЗ

Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие

цели планирования

8

Выбор хода

1



ОНЗ

Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсиро-

ванные варианты, профилактика. Учимся думать за

партнёра

9

Открытые дебюты

1



ОНЗ

Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия,

защита двух коней

10

Полуоткрытые дебюты

1



ОНЗ

Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская

защита, Французская защита

11

Закрытые дебюты

1



ОНЗ

Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита

12

Гамбиты

1



ОНЗ

Королевский гамбит

13

Тактический приём «мельни-

ца»

1



ОНЗ

Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Реше-

ние дидактических заданий

14

Тактический приём «перекры-

тие»

1



ОНЗ

Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Ре-

шение дидактических заданий

15

Тактический приём «рентген»

1



ОНЗ

Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение

дидактических заданий

16

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков 13–16

17

Анализ шахматной партии:

выбери ход

1



ОНЗ

Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих

шахматистов мира

18

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

19

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

20

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

21

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

22

Простейшие ладейные энд-

шпили: ладья с пешкой и ко-

ролём против ладьи

и короля

1



ОНЗ

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;

способами защиты за слабейшую сторону и способами

игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение

приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,

знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

23

Основы пешечного эндшпиля:

оппозиция и ключевые поляПростейшие ладейные энд-

шпили: ладья с пешкой и ко-

ролём против ладьи

и короля

1



ОНЗ

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;

способами защиты за слабейшую сторону и способами

игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение

приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,

знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

24

Простейшие ладейные энд-

шпили: ладья с пешкой и ко-

ролём против ладьи

и короля

1



ОНЗ

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;

способами защиты за слабейшую сторону и способами

игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение

приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,

знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

25

Простейшие ладейные энд-

шпили: ладья с пешкой и ко-

ролём против ладьи

и короля

1



ОНЗ

Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;

способами защиты за слабейшую сторону и способами

игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение

приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,

знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены

Соревнования

26

Простейшие легкофигурные

окончания: мат двумя слона-

ми одинокому королю.

1



ОНЗ

Знакомство с простейшими легкофигурными окончани-

ями: техника матования двумя слонами

27

Простейшие легкофигурные

окончания: мат конём и сло-

ном одинокому королю

1



ОНЗ

Знакомство с простейшими легкофигурными окончани-

ями: техника матования слоном и конём

28

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



ОНЗ

Отработка на практике материала уроков 22–27

29

Роль шахмат в жизни челове-

ка. Как стать сильным шахмати-

стом.

1



ОНЗ

Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем

учиться шахматной игре

30

Шахматный турнир

1



ОНЗ

Игровая практика

31

Шахматный турнир

1



Комбинированный

Игровая практика

32

Шахматный турнир

1



Комбинированный

Игровая практика

33

Шахматный турнир

1



Комбинированный

Игровая практика

Шахматный праздник

34

Шахматный праздник

1



Комбинированный

Решение заданий, игровая практика



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!