муниципальное общеобразовательное учреждение
Рязанцевская средняя школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов в неделю: 1 ч. в год: 34ч
Класс: 11
Срок реализации: 1 год
Руководитель:Разумовская Е.Н.
п. Рязанцево, 2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи. В основе предлагаемой программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности. Развитый интеллект – это ещё и эрудиция, умение вспомнить в нужное время нужную информацию, правильно сформулировать ответ на заданный вопрос, быстро перебрать все возможные направления поиска. Клуб, кроме прочих, решает ещё и задачи общения, взаимодействия, совместного поиска решения. Умения собрать команду. Умения руководить этой командой. Умения корректно взаимодействовать, без взаимных упрёков за неправильный ответ. То есть, кроме общеинтеллектуальных задач клуб решает ещё и социальные задачи.
Воспитательная направленность занятий в рамках работы клуба «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
Цель программы:
вовлечение детей в общественно полезную деятельность;
стимулирование познавательной деятельности;
содействие формированию и развитию личности ребенка, творческих способностей обучающихся, их самореализации;
удовлетворение потребностей и интересов детей;
расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма.
Задачи клуба:
повышение активности учащихся;
показ моделей организации культурно - досугового пространства;
создание условий для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся;
создание благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе, обеспечение ситуации успеха для обучающихся;
формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями;
развитие мотивации к учебе;
развитие коммуникативной культуры обучающихся;
углубление знаний по ряду предметов (истории, литературе, биологии, географии, математике, МХК, музыке…);
развитие учебных навыков, в том числе исследовательских;
развитие логического мышления, внимания;
развитие творческих способностей;
Развитие мотивации к повышению интеллекта
повышение уровня культуры обучающихся
активизация жизненной позиции ребенка.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей:
изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики их роста;
формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;
развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;
развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;
поддержка, стимулирование и поощрение учащихся, проявляющих себя в этой области.
Формы работы в рамках реализации программы:
Часы общения;
диспуты;
виртуальные экскурсии по историческим и культурным местам России и мира;
работа в библиотечном фонде;
работа с электронными ресурсами;
«мозговые штурмы»;
командные интеллектуальные игры;
интеллектуальные игры на личное первенство;
участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах;
участие в предметных неделях;
командные тренинги;
мини-конференции;
создание проектов;
участие в школьных и районных научно-практических конференциях,
интеллектуальных марафонах, интеллектуальных играх и фестивалях.
Результаты освоения программы:
В ходе реализации программы учащиеся должны:
научиться работать со словарями и энциклопедиями;
расширить свой кругозор;
научиться применять полученные знания, эрудицию в нестандартныхситуациях;
получить опыт участия в интеллектуальных играх;
овладеть основами дискуссионной деятельности;
развить творческие и интеллектуальные способности;
выработать умение работать в команде.
Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 год по 1 час в неделю,
Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх, а также результаты выступлений команды школы в Региональном чемпионате по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».
Методическое обеспечение программы
Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:
развивающие игры;
архивы вопросов и игр;
информационные базы данных,
электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.
Из технических средств применяются:
Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов.
Литература
Андросов А., Клейн А. Играем в «Что? Где? Когда?» / - Одесса: НВО ХПА, 1998.
Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Москва: РИПОЛ КЛАССИК
Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок / Москва, 2002.
Ворошилов, В.Я. Феномен игры / Москва, ЭКСМО, 2002.
Главная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1998.
Кто хочет стать миллионером? / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
Климович, Л.В. Играем в «знатоков»! / Минск: Беларускiверасень, 2005.
Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Минск: Зорныверасень, 2007.
Левин, Б.Е. «Что? Где? Когда?» для «чайников» / Донецк: Сталкер, 1999.
Настольная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1997.
О, счастливчик! / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.
О, счастливчик. Книга вторая. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.
О, счастливчик. Книга третья. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.
Своя Игра / Сост. И.К. Тюрикова. – Москва: ТЕРРА, тт 1-10
Хайчин, Ю.Д. ТВоя игра / – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Авторы-составители: Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, Н.А. Курмашева, М.О. Поташев, И.К. Тюрикова. «Что? Где? Когда?»: Рольф; Москва; 2000.
Содержание
Организационное занятие.
Информационно-разминочные задания на креативность мышления:
«Эрудит-лото», «Аукцион», «Персонажи».
Правила составления вопросов.
Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов.
Лекция «Как работать с литературой».
Знакомство с библиотечным фондом школы: энциклопедии справочники, словари.
Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов.
Изучение энциклопедий в интернете.
Внимание к деталям. Выделение главного.
Умение слышать друг друга. Скорость реакции.
Игровые пробы на тему: «Искусство».
Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции.
Игровые пробы на тему: «Психология».
Примеры применения каждого компонента успешной игры.
Игровые пробы на тему: «Биология».
Виртуальная экскурсия: «Культуры мира».
Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях —
практические занятия.
Игровые пробы на тему: «Культуры мира».
Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практические занятия.
Подготовка докладов на темы: «История литературы», «Русская азбука», «История слов и фразеологизмов русского языка».
Игровые пробы на тему: «История слов».
Игровые пробы на тему: «По страницам любимых книг».
Виртуальная экскурсия: «Эрмитаж».
Виртуальная экскурсия: «Третьяковская галерея».
Виртуальная экскурсия: «Лувр».
Подбор заданий к игре на тему: «Музеи мира».
Разбор составленных вопросов к игре: «Музеи мира».
Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.
Виртуальная экскурсия: «Древний Египет».
Виртуальная экскурсия: «Древняя Греция».
Виртуальная экскурсия: «Древний Рим».
Подбор заданий к игре на тему: «История древнего мира».
Разбор составленных вопросов к игре по теме: «История древнего мира».
Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Загадки древних цивилизаций».
Знакомство со священными книгами: «Библия», «Коран».
Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Мировые религии».
Виртуальная экскурсия по мультимедийному историческому парку: «Россия – моя история».
Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Вехи русской истории».
Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Мировая художественная культура».Новогодний турнир «Что? Где? Когда?».
Лекция «История географических открытий».
Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России.
Интеллектуальная викторина: «Своя Игра».
Конкурс составление вопросов по теме: «Мир вокруг нас».
Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Вокруг света за 60 минут».
Лингвистические игры.
Интеллектуальная игра «Перевертыши».
Подбор заданий к игре на тему: «Афоризмы».
Подбор заданий к игре на тему: «Великие изобретатели».
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Афоризмы».
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Великие изобретатели».
Подготовка вопросов по теме: «Занимательные факты из истории информатики».
Разбор составленных вопросов к игре: «Занимательные факты из истории информатики».Подготовка вопросов по к брейн-рингу по физике.
Разбор составленных вопросов к брейн-рингу по физике.
Разработка вопросов для школьного турнира «Знатоки математики».
Разбор составленных вопросов к игре: «Знатоки математики».
Интеллектуальная викторина: «Счастливый случай».
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Физикам не до лирики».
Турнир «МИФ» (МИФ - Математика. Информатика. Физика).
Викторина «Романтика морей».
Интеллектуальная игра «Остров поэзии».
Подготовка докладов по теме: «Астрономия».
Виртуальная экскурсия в Музей Космонавтики.
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Космос и космонавтика».
Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Звёздный час».
Викторина «Угадай мелодию».
Игра «Лестница знаний».
Интеллектуальная игра «Игры разума».
Интеллект-бой Битва умов».
Викторина «Знатоки охраны труда».
Викторина, посвященная Дню Победы «Колесо истории».
Игра «Интеллектуальный бумеранг».
Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Назовите фамилию».
Викторина «А что вы видите?» (по фото, картинам, иллюстрациям).
Клубный турнир «Что? Где? Когда?».
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 11 классе.
Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности |
1 | Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Лекция «Как работать с литературой». | 1 | | Лекция. |
2 | Знакомство с библиотечным фондом школы: энциклопедии, справочники, словари. | 1 | | Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
3 | Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. | 1 | | Работа в группах, выполнение практических заданий. |
4 | Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Игровые пробы на тему: «Психология» | 1 | | Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
5 | Игровые пробы на тему: «История слов». | 1 | | Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
6 | Игровые пробы на тему: «По страницам любимых книг». | 1 | | Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
7 | Виртуальная экскурсия: «Эрмитаж». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
8 | Виртуальная экскурсия: «Третьяковская галерея». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
9 | Виртуальная экскурсия: «Лувр». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
10 | Подбор заданий к игре на тему: «Музеи мира». | 1 | | Самостоятельная индивидуальная работа школьников по составлению вопросов к играм. |
11 | Разбор составленных вопросов к игре: «Музеи мира». | 1 | | Анализ и сравнение результатов. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
12 | Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов. | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
13 | Виртуальная экскурсия: «Древний Египет». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
14 | Виртуальная экскурсия: «Древняя Греция». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
15 | Виртуальная экскурсия: «Древний Рим». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
16 | Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Загадки древних цивилизаций». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
17 | Виртуальная экскурсия по мультимедийному историческому парку: «Россия – моя история». | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
18 | Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России. | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
19 | Игра «Один за всех». Правила игры. | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
20 | Конкурс составление вопросов по теме: «Мир вокруг нас». | 1 | | Анализ и сравнение результатов. Игровая деятельность в группах, рефлексия |
21 | Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Вокруг света за 60 минут». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
22 | Интеллектуальная игра «Перевертыши». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
23 | Подбор заданий к игре на тему: «Великие изобретатели». | 1 | | Работа в группах, выполнение практических заданий. |
24 | Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Великие изобретатели». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
25 | Подготовка вопросов к игре «Десятка» | 1 | | Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников |
26 | Игра «Десятка».Правила игры. | 1 | | Анализ и сравнение результатов. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
27 | Путешественники и открытия Великие географические открытия. Русские путешественники. Имена на карте. | 1 | | Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников |
28 | Интеллектуальная викторина: «Счастливый случай». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
29 | Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
30 | Подготовка докладов по теме: Религии мира Религии. Мифы и легенды. Боги. | 1 | | Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников |
31 | Подготовка докладов по теме: Чудеса света Архитектура. Семь чудес света. Музеи. | 1 | | Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников |
32 | Виртуальная экскурсия в Музей Космонавтики. | 1 | | Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников. |
33 | Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Космос и космонавтика». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |
34 | Викторина, посвященная Дню Победы «Колесо истории». | 1 | | Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия. |