СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.

Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Рязанцевская средняя школа




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»



Направление: общеинтеллектуальное

Количество часов в неделю: 1 ч. в год: 34ч

Класс: 11

Срок реализации: 1 год




Руководитель:Разумовская Е.Н.










п. Рязанцево, 2019-2020 уч.год


Пояснительная записка

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для старшеклассников и относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.

Интеллектуальный клуб в процессе своей работы помогает расширению кругозора учащихся во многих направлениях: математика, естествознание, литература, краеведение, история и т.д.

Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи. В основе предлагаемой программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности. Развитый интеллект – это ещё и эрудиция, умение вспомнить в нужное время нужную информацию, правильно сформулировать ответ на заданный вопрос, быстро перебрать все возможные направления поиска. Клуб, кроме прочих, решает ещё и задачи общения, взаимодействия, совместного поиска решения. Умения собрать команду. Умения руководить этой командой. Умения корректно взаимодействовать, без взаимных упрёков за неправильный ответ. То есть, кроме общеинтеллектуальных задач клуб решает ещё и социальные задачи.

Воспитательная направленность занятий в рамках работы клуба «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.

Цель программы:

  • вовлечение детей в общественно полезную деятельность;

  • стимулирование познавательной деятельности;

  • содействие формированию и развитию личности ребенка, творческих способностей обучающихся, их самореализации;

  • удовлетворение потребностей и интересов детей;

  • расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма.

Задачи клуба:

  • повышение активности учащихся;

  • показ моделей организации культурно - досугового пространства;

  • создание условий для организации увлекательно-содержательной деятельности, способствующей самовыражению учащихся;

  • создание благоприятного социально-психологического климата в школьном коллективе, обеспечение ситуации успеха для обучающихся;

  • формирование отношений сотрудничества между учителями, учениками и родителями;

  • развитие мотивации к учебе;

  • развитие коммуникативной культуры обучающихся;

  • углубление знаний по ряду предметов (истории, литературе, биологии, географии, математике, МХК, музыке…);

  • развитие учебных навыков, в том числе исследовательских;

  • развитие логического мышления, внимания;

  • развитие творческих способностей;

  • Развитие мотивации к повышению интеллекта

  • повышение уровня культуры обучающихся

  • активизация жизненной позиции ребенка.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей:

  • изучение интеллектуальных возможностей учащихся школы и динамики их роста;

  • формирование культуры умственного труда средствами воспитательной работы;

  • развитие всестороннего и глубокого интереса к интеллектуальной деятельности, потребности в развитии собственного интеллекта;

  • развитие творческой инициативы и активности учащихся в интеллектуальной деятельности;

  • создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в подготовке воспитательных мероприятий;

  • поддержка, стимулирование и поощрение учащихся, проявляющих себя в этой области.

Формы работы в рамках реализации программы:

  • Часы общения;

  • диспуты;

  • виртуальные экскурсии по историческим и культурным местам России и мира;

  • работа в библиотечном фонде;

  • работа с электронными ресурсами;

  • «мозговые штурмы»;

  • командные интеллектуальные игры;

  • интеллектуальные игры на личное первенство;

  • участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах;

  • участие в предметных неделях;

  • командные тренинги;

  • мини-конференции;

  • создание проектов;

  • участие в школьных и районных научно-практических конференциях,

  • интеллектуальных марафонах, интеллектуальных играх и фестивалях.

 Результаты освоения программы:

В ходе реализации программы учащиеся должны:

  • научиться работать со словарями и энциклопедиями;

  • расширить свой кругозор;

  • научиться применять полученные знания, эрудицию в нестандартныхситуациях;

  • получить опыт участия в интеллектуальных играх;

  • овладеть основами дискуссионной деятельности;

  • развить творческие и интеллектуальные способности;

  • выработать умение работать в команде.

Срок реализации программы «Что? Где? Когда?» составляет 1 год по 1 час в неделю,

Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх, а также результаты выступлений команды школы в Региональном чемпионате по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?».

Методическое обеспечение программы

Для реализации учебно-воспитательных целей используются следующие материалы:

  • развивающие игры;

  • архивы вопросов и игр;

  • информационные базы данных,

электронные (и иные) энциклопедии, справочники и интерактивные пособия.

Из технических средств применяются:

  • ноутбук с необходимым программным обеспечением;

  • медиа-проектор.

Вопросы и другие игровые материалы берутся с интернет ресурсов.








Литература

  1. Андросов А., Клейн А. Играем в «Что? Где? Когда?» / - Одесса: НВО ХПА, 1998.

  2. Баландин Б.Б. 1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных) / Москва: РИПОЛ КЛАССИК

  3. Белкин, В.А. Клуб интеллектуальных игр: методика тренировок / Москва, 2002.

  4. Ворошилов, В.Я. Феномен игры / Москва, ЭКСМО, 2002.

  5. Главная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1998.

  6. Кто хочет стать миллионером? / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

  7. Климович, Л.В. Играем в «знатоков»! / Минск: Беларускiверасень, 2005.

  8. Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Минск: Зорныверасень, 2007.

  9. Левин, Б.Е. «Что? Где? Когда?» для «чайников» / Донецк: Сталкер, 1999.

  10. Настольная книга умных и веселых / Сост. Ю.Д.Хайчин. – Донецк: Сталкер, 1997.

  11. О, счастливчик! / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.

  12. О, счастливчик. Книга вторая. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 1999.

  13. О, счастливчик. Книга третья. / Ред. А.Кочаров. – Москва: Эгмонт Россия Лтд., 2000.

  14. Своя Игра / Сост. И.К. Тюрикова. – Москва: ТЕРРА, тт 1-10

  15. Хайчин, Ю.Д. ТВоя игра / – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

  16. Авторы-составители: Е.В. Алексеев, В.Г. Белкин, Н.А. Курмашева, М.О. Поташев, И.К. Тюрикова. «Что? Где? Когда?»: Рольф; Москва; 2000.





















Содержание

Организационное занятие.

Информационно-разминочные задания на креативность мышления:

«Эрудит-лото», «Аукцион», «Персонажи».

Правила составления вопросов.

Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов.

Лекция «Как работать с литературой».

Знакомство с библиотечным фондом школы: энциклопедии справочники, словари.

Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов.

Изучение энциклопедий в интернете.

Внимание к деталям. Выделение главного.

Умение слышать друг друга. Скорость реакции.

Игровые пробы на тему: «Искусство».

Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции.

Игровые пробы на тему: «Психология».

Примеры применения каждого компонента успешной игры.

Игровые пробы на тему: «Биология».

Виртуальная экскурсия: «Культуры мира».

Проведение и анализ мозгового штурма в разных проблемных ситуациях —

практические занятия.

Игровые пробы на тему: «Культуры мира».

Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Практические занятия.

Подготовка докладов на темы: «История литературы», «Русская азбука», «История слов и фразеологизмов русского языка».

Игровые пробы на тему: «История слов».

Игровые пробы на тему: «По страницам любимых книг».

Виртуальная экскурсия: «Эрмитаж».

Виртуальная экскурсия: «Третьяковская галерея».

Виртуальная экскурсия: «Лувр».

Подбор заданий к игре на тему: «Музеи мира».

Разбор составленных вопросов к игре: «Музеи мира».

Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

Виртуальная экскурсия: «Древний Египет».

Виртуальная экскурсия: «Древняя Греция».

Виртуальная экскурсия: «Древний Рим».

Подбор заданий к игре на тему: «История древнего мира».

Разбор составленных вопросов к игре по теме: «История древнего мира».

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Загадки древних цивилизаций».

Знакомство со священными книгами: «Библия», «Коран».

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Мировые религии».

Виртуальная экскурсия по мультимедийному историческому парку: «Россия – моя история».

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Вехи русской истории».

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Мировая художественная культура».Новогодний турнир «Что? Где? Когда?».

Лекция «История географических открытий».

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России.

Интеллектуальная викторина: «Своя Игра».

Конкурс составление вопросов по теме: «Мир вокруг нас».

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Вокруг света за 60 минут».

Лингвистические игры.

Интеллектуальная игра «Перевертыши».

Подбор заданий к игре на тему: «Афоризмы».

Подбор заданий к игре на тему: «Великие изобретатели».

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Афоризмы».

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Великие изобретатели».

Подготовка вопросов по теме: «Занимательные факты из истории информатики».

Разбор составленных вопросов к игре: «Занимательные факты из истории информатики».Подготовка вопросов по к брейн-рингу по физике.

Разбор составленных вопросов к брейн-рингу по физике.

Разработка вопросов для школьного турнира «Знатоки математики».

Разбор составленных вопросов к игре: «Знатоки математики».

Интеллектуальная викторина: «Счастливый случай».

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Физикам не до лирики».

Турнир «МИФ» (МИФ - Математика. Информатика. Физика).

Викторина «Романтика морей».

Интеллектуальная игра «Остров поэзии».

Подготовка докладов по теме: «Астрономия».

Виртуальная экскурсия в Музей Космонавтики.

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Космос и космонавтика».

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Звёздный час».

Викторина «Угадай мелодию».

Игра «Лестница знаний».

Интеллектуальная игра «Игры разума».

Интеллект-бой Битва умов».

Викторина «Знатоки охраны труда».

Викторина, посвященная Дню Победы «Колесо истории».

Игра «Интеллектуальный бумеранг».

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Назовите фамилию».

Викторина «А что вы видите?» (по фото, картинам, иллюстрациям).

Клубный турнир «Что? Где? Когда?».

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 11 классе.

Клуб «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Виды деятельности

1

Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Лекция «Как работать с литературой».

1


Лекция.

2

Знакомство с библиотечным фондом школы: энциклопедии, справочники, словари.

1


Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

3

Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов.

1


Работа в группах, выполнение практических заданий.

4

Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Игровые пробы на тему: «Психология»

1


Игровая деятельность в группах, рефлексия.

5

Игровые пробы на тему: «История слов».

1


Игровая деятельность в группах, рефлексия.

6

Игровые пробы на тему: «По страницам любимых книг».

1


Игровая деятельность в группах, рефлексия.

7

Виртуальная экскурсия: «Эрмитаж».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

8

Виртуальная экскурсия: «Третьяковская галерея».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

9

Виртуальная экскурсия: «Лувр».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

10

Подбор заданий к игре на тему: «Музеи мира».

1


Самостоятельная индивидуальная работа школьников по составлению вопросов к играм.

11

Разбор составленных вопросов к игре: «Музеи мира».

1


Анализ и сравнение результатов. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

12

Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

13

Виртуальная экскурсия: «Древний Египет».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

14

Виртуальная экскурсия: «Древняя Греция».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

15

Виртуальная экскурсия: «Древний Рим».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

16

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»:

«Загадки древних цивилизаций».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

17

Виртуальная экскурсия по мультимедийному историческому парку: «Россия – моя история».

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

18

Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России.

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

19

Игра «Один за всех». Правила игры.


1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

20

Конкурс составление вопросов по теме: «Мир вокруг нас».

1


Анализ и сравнение результатов. Игровая деятельность в группах, рефлексия

21

Тематическая игра «Что? Где? Когда?»: «Вокруг света за 60 минут».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

22

Интеллектуальная игра «Перевертыши».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

23

Подбор заданий к игре на тему: «Великие изобретатели».

1


Работа в группах, выполнение практических заданий.

24

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Великие изобретатели».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

25

Подготовка вопросов к игре «Десятка»

1


Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников

26

Игра «Десятка».Правила игры.


1


Анализ и сравнение результатов. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

27

Путешественники и открытия

Великие географические открытия. Русские путешественники. Имена на карте.

1


Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников

28

Интеллектуальная викторина: «Счастливый случай».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

29

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?»

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

30

Подготовка докладов по теме: Религии мира

Религии. Мифы и легенды. Боги.

1


Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников

31

Подготовка докладов по теме: Чудеса света

Архитектура. Семь чудес света. Музеи.


1


Поиск информации, обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников

32

Виртуальная экскурсия в Музей Космонавтики.

1


Обсуждение, составление вопросов, отбор и сравнение информации из нескольких источников.

33

Тренировочная игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Космос и космонавтика».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.

34

Викторина, посвященная Дню Победы «Колесо истории».

1


Применение полученных знаний на практике. Игровая деятельность в группах, рефлексия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!