Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол заседания от 28.08.2018 г. № 1 | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБОУ ОСОШ № 1 протокол от 29.08.2018 г. № 16 | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ ОСОШ №1 ________ Л.Ф.Бабкина От31.08.2018г. № 333 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
клуб по интересам
«Доноведение»
для 3 «В» класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Склярова Т.В.
п. Орловский
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений 1 – 4 классов по «Доноведению»; авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко.
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1.Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2.Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1.Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2.Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1.Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Методические основы изучения курса
«Доноведение»
Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Требования к уровню подготовки младших школьников
1. Личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Содержание курса внеурочной деятельности
Годовое количество часов на изучение курса по программе составляет 34 часа, 1 час в неделю. В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий на 2018-2019 уч. год программа реализуется в объёме 34 часа.
Формы внеурочной деятельности по Доноведению:
организация экскурсий, выставки рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла;
беседы, ролевые игры, разработка проектов
Виды внеурочной деятельности – познавательная деятельность, работа с рисунками, картами, игровая деятельность, художественное творчество, исследовательская работа.
Структура курса «Доноведение»
№ | Раздел, тема | Количество часов |
1. | Я и окружающий мир | 10 часов |
2. | Жизнь на Дону | 10 часов |
3. | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону | 3 часа |
4. | Природа Донского края | 6 часов |
5. | Человек и природа | 5 часов |
| ИТОГО: | 34 часа |
Содержание программы
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (11ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Тематическое планирование
№ п/п | № | Дата скорректиро-ванная | дата | Тема | Количество часов | Примечание |
I четверть – 8ч Я и окружающий мир – 10 часов | | |
1 | 1 | | 04.09 | Край, в котором я живу | 1 | |
2 | 2 | | 11.09 | О городах и станицах родного края | 1 | |
3 | 3 | | 18.09 | С днём рождения, родной город (село) | 1 | |
4 | 4 | | 25.09 | У природы нет плохой погоды (экскурсия). | 1 | |
5 | 5 | | 02.10 | У природы нет плохой погоды. Осень. Зима | 1 | |
6 | 6 | | 09.10 | У природы нет плохой погоды. Весна. Лето | 1 | |
7 | 7 | | 16.10 | У природы нет плохой погоды. Обобщение. | 1 | |
8 | 8 | | 23.10 | Живая вода. | 1 | |
| | 2 четверть – 8 часов | | |
9 | 9 | | 06.11 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 1 | |
10 | 10 | | 13.11 | Растения и животные водоёмов. | 1 | |
| | Жизнь на Дону – 10 часов | | |
11 | 1 | | 20.11 | Тайны Донской земли | 1 | |
12 | 2 | | 27.11 | Танаис – древний город | 1 | |
13 | 3 | | 04.12 | Дикое поле | 1 | |
14 | 4 | | 11.12 | Донской край – казачий край | 1 | |
15 | 5 | | 18.12 | Первые казачьи городки | 1 | |
16 | 6 | | 25.12 | Жилище казака | | |
3 четверть – 10 часов | | |
17 | 7 | | 15.01 | Казачья семья | 1 | |
18 | 8 | | 22.01 | История вещей. Одежда. | 1 | |
19 | 9 | | 29.01 | История вещей. Посуда. | 1 | |
20 | 10 | | 05.02 | Славен Дон! | | |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону – 3 часа | | |
21 | 1 | | 12.02 | Сретение. Сороки. | 1 | |
22 | 2 | | 19.02 | Встреча птиц | 1 | |
23 | 3 | | 26.02 | Пасха, Вербное воскресенье | 1 | |
Природа Донского края – 6 часов | | |
24 | 1 | | 05.03 | Природная поверхность нашего края | 1 | |
25 | 2 | | 12.03 | Из недр Донской земли | 1 | |
26 | 3 | | 19.03 | Почвы родного края | 1 | |
4 четверть – 8 часов | | |
27 | 4 | | 02.04 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | |
28 | 5 | | 09.04 | Природные экосистемы луга | 1 | |
29 | 6 | | 16.04 | Природные экосистемы леса | 1 | |
| | Человек и природа – 5 часов | | |
30 | 1 | | 23.04 | Донская земля – житница России Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | |
31 | 2 | | 30.04 | Казачьи посиделки | 1 | |
32 | 3 | | 07.05 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | 1 | |
33 | 4 | | 14.05 | Славься наш край | 1 | |
34 | 5 | | 21.05 | Итоговый урок. | 1 | |