Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС ______Шаповалова С.Ф. Протокол № ___ от «____» _________ 2021 г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № ___ от «__» ______ 2021 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _____ Н.К. Яковлева «__»______ __2021 г. | «Утверждаю» Директор ГАОУ школы №7 _____ Т. А. Булыгина «__» ________ 2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Я и мое здоровье» для обучающихся 2-а класса
на 2021-2022 учебный год
Разработчик программы: Старокожева З. С ,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
г. Благовещенск
Пояснительная записка
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»
Г. Гейне
Наше будущее – наши дети. Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
По результатам многочисленных исследований здоровье школьников с 1 класса ухудшается, все больше с каждым годом его обучения в школе. Одна из причин – низкая двигательная активность и нахождение значительного времени в статичном сидячем положении за партой в школе, за компьютером дома. Поэтому необходимо сделать акцент на активное формирование у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, культуры здоровья.
Актуальность программы: Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. Решающая роль в её решении отводится школе.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Известно, что нельзя ничему научить, ограничиваясь рассказом или показом, для этого нужна соответствующая деятельность. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов здоровьесберегающих технологий.
Программа «Я и мое здоровье» представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по формированию здорового и правильного образа жизни и включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- сформировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться осознанности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Я и мое здоровье» начинается со второго класса. Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 34ч.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
При организации работы кружка должны:
- учитываться санитарно-гигиенические требования, уровень нагрузок и возрастные особенности обучающихся.
- совершенствоваться двигательная активность детей: это физминутки, подвижные перемены, оздоровительный бег, занятия в спортивном зале, учебные занятия по физкультуре, Дни и Недели здоровья.
Занятия проводятся с пользованием профилактических методик, например, оздоровительной гимнастики (пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и т.д.); самомассажа, применением функциональной музыки, чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью. Занятия проводятся с использованием таких средств как сюжетно-ролевые игры, отработка этикета в движении, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика, танцевальные упражнения, инсценировка, викторины, конкурсы, просмотр мультфильмов, посещение библиотеки, и т.д.
Использование различных форм и методов проведения занятий способствует усвоению и систематизации знаний в области здоровьесбережения; развитию познавательной сферы обучающихся, формированию нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, творческого отношения к любому виду деятельности.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Материал, используемый на занятиях, должен содержать доступную, достаточную и достоверную информацию. Учитывая уровень информированности детей, тематику занятий можно углублять и расширять.
К реализации данной программы учитель может привлекать учителей предметников, школьного психолога, родителей.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
-Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Содержание занятий направлено на развитие у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности обучающихся: навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Основные формы работы: конкурсы, анкетирование. Викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, соревнования
Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Обучающиеся должны уметь:
- осознанно выполнять правила здорового образа жизни;
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье;
должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
Регулятивные:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- понимание и принятие учебной задачи, поставленной педагогом;
Коммуникативные:
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- слушать и понимать речь других;
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание учебного предмета
Программа внеурочной деятельности состоит из таких разделов:
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Советы доктора Воды | 2 |
2 | Друзья Вода и мыло. | 2 |
3 | Береги глаз как алмаз Глаза – главные помощники человека | 1 |
4 | Осанка «Улучшим осанку» | 1 |
5 | Основы личной гигиены В гостях у Мойдодыра | 2 |
6 | Подвижные игры Знакомство с доктором Свежий Воздух | 2 |
7 | Уроки королевы Зубной Щетки Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми | 4 |
8 | Как сохранить улыбку красивой? Знакомство с доктором Здоровые Зубы | 2 |
9 | «Рабочие инструменты» человека | 2 |
10 | Что такое «вредные привычки»? | 2 |
11 | О вреде курения | 1 |
12 | Настольные игры. | 1 |
13 | Зачем человеку кожа. Встреча с доктором Здоровая Кожа. | 3 |
14 | Этика и этикет | 3 |
15 | Гигиена питания Питание – основа жизни Гигиенические правила приема пищи Советы доктора Здоровая Пища Правила поведения за столом Где и как готовят пищу «Лесная столовая» Питание – необходимое условие для жизни человека- обоб по теме | 4 |
16 | Сон – лучшее лекарство | 1 |
17 | Повторение пройденного материала | 1 |
| Итого: | 34 |
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Технические средства обучения:
- магнитная доска;
- ПК;
- ЭОР;
- ЦОР;
Спортивный инвентарь:
- мячи;
- скакалки;
- эстафетные палочки;
Список литературы:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2014 г., 223 с.
2.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. - М.: Глобус, 2016. – (Воспитательная работа).
3. «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
4. Журнал «Учительская» июль, 2009 ИРО РТ кафедра начального образования
5. Формирование здорового образа жизни у младших школьников/ авт.-сост. Т.Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 174 с.
6. Две недели в Лагере здоровья. Рабочая тетрадь / М. М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова. – М.:Nestle, 2016-71c.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Я и мое здоровье»
№ п/п | Тема урока | Дата | К-во часов | Коррекционная работа | Вид контроля |
план | факт |
1 | Советы доктора Воды Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». | | | 1 | Развитие пластичности кисти руки | вводный |
2 | Советы доктора Воды Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
3 | Друзья Вода и мыло. Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
4 | Друзья Вода и мыло. Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | индивидуальный |
5 | Береги глаз как алмаз Глаза – главные помощники Человека Глаза – важный источник информации об окружающем мире. Как беречь глаза. Организация зрительного режима. Воспитание правильной посадки во время занятия – основа сохранения зрения. Разучивание простых упражнений для отдыха глаз. | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
6 | Осанка «Улучшим осанку» Осанка. Правильная посадка при чтении и письме. Значение правильной посадки для формирования осанки. Формирование убеждения в необходимости правильной посадки (эстетическая, гигиеническая и учебная мотивация). Игра «Великаны – карлики». | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | фронтальный |
7 | Основы личной гигиены В гостях у Мойдодыра Значение соблюдения правил личной гигиены для здоровья. Культура поведения. Поддержание порядка и чистоты одежды, обуви, учебных принадлежностей. Конкурс загадок. | | | 1 | Развитие умения слушать учителя и выполнять задания | комбинированный |
8 | В гостях у Мойдодыра Чистая кожа – основное требование личной гигиены. От чего загрязняется кожа. Уход за кожей. Формирование навыка мытья рук, ног, тела, смены белья. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия | индивидуальный |
9 | Подвижные игры Знакомство с доктором Свежий Воздух Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | | | 1 | Коррекция внимания, слухового и зрительного восприятия | индивидуальный |
10 | Подвижные игры Знакомство с доктором Свежий Воздух Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!» | | | 1 | Коррекция внимания, зрительного восприятия | групповой |
11 | Уроки королевы Зубной Щетки Почему болят зубы? Чтобы зубы были здоровыми | | | 1 | Коррекция памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия | групповой |
12 | Для чего нужны зубы? Молочные и постоянные зубы. Почему зубы начинают болеть. Больные зубы – причина многих недугов. Что бывает при потере зуба. Как чистить зубы. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
13 | Почему болят зубы. Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование. | | | 1 | Развитие умения работать в коллективе | индивидуальный |
14 | Чтобы зубы были здоровыми. (2ч) Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | комбинированный |
15 | Как сохранить улыбку красивой? Знакомство с доктором Здоровые Зубы | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
16 | Как сохранить улыбку красивой? Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | фронтальный |
17 | «Рабочие инструменты» человека Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
18 | «Рабочие инструменты» человека Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | групповой |
19 | Что такое «вредные привычки»? Содержание понятия «вредные привычки». Какие бывают вредные привычки. В чем их опасность. Как от них избавиться. Игра «Волшебное зеркало». | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | фронтальный |
20 | Что такое «вредные привычки»? Содержание понятия «вредные привычки». Какие бывают вредные привычки. В чем их опасность. Как от них избавиться. Игра «Волшебное зеркало». | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
21 | О вреде курения Формирование представления о вреде табакокурения на детский организм и состояние здоровья в целом. Просмотр видеофильма. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
22 | Настольные игры. | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия | комбинированный |
23 | Зачем человеку кожа. Встреча с доктором Здоровая Кожа. Игра «Угадай-ка». Кожа. Проведение опытов. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей. | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | индивидуальный |
24 | Если кожа повреждена. Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?» | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
25 | Надёжная защита организма Органы чувств Если кожа повреждена «Как оказать первую помощь?» | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
26 | Этика и этикет Этикет прихода и ухода из школы Содержание понятий «этика» и «этикет». Этика и этикет младшего школьника. Школьный этикет. Правила прихода и ухода из школы. Учебные игры: «Ученик входит в класс до начала урока», «Ученик опоздал на урок», «Ученик уходит домой раньше остальных». | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | фронтальный |
27 | Внешний вид учащихся Внешний вид учащегося. Виды одежды: школьная (деловая), спортивная, домашняя, уличная, рабочая. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | индивидуальный |
28 | Этикет поведения учащихся на перемене Правила поведения на перемене и подготовка к уроку. Разучивание подвижных игр, которые можно использовать на перемене. | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | комбинированный |
29 | Гигиена питания Питание – основа жизни Гигиенические правила приема пищи | | | 1 | Коррекция внимания, восприятия материала, умения работать с учебником | комбинированный |
30 | Советы доктора Здоровая Пища Правила поведения за столом. Где и как готовят пищу? | | | 1 | Коррекция внимания, слухового восприятия, развитие умения работать в группе | групповой |
31 | «Лесная столовая» | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | фронтальный |
32 | Питание – необходимое условие для жизни человека - обоб по теме | | | 1 | Коррекция памяти ,восприятия материала | индивидуальный |
33 | Сон – лучшее лекарство | | | 1 | Коррекция памяти, восприятия материала | групповой |
34 | Повторение пройденного материала Итоги | | | 1 | Развитие интереса к учебной деятельности, умения слушать учителя и выполнять задания | групповой |
Литература
1.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. – Самара, 2003.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996.
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – СПб., 1995.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997.
Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников / Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя.- М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М., 1997.
Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: Учебное пособие для учащихся 1,2,3-4 классов. – М.: АСТ, 1997.
Назарова А.Г.Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по методике игротренинга. – СПб., 2005.
ъ Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Большая книга правил для воспитанных детей
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992
Учебно – методическое обеспечение по предмету.
Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 2016.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2016,
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2016.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2016.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2015.
Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 2015
Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2015
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2015.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2015.