Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная физика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности учащихся в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования на основе следующих документов:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №87 «О внесении изменений в № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ от 8 июня 2015 года № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253»;
- Примерной основной образовательной программы ООО, размещенной на официальном сайте http://fgosreestr.ru/http://, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15.)
-Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Устьянцевской СОШ.
Целью изучения кружка «Занимательная физика» является:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;
- приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие
познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
По учебному плану МКОУ Устьянцевской СОШ на изучение программы кружка «Занимательная физика» в 7-8 классах отводится 35 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения кружка
Личностные УУД
у учащихся будут сформированы
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
адекватное реагирование на трудности.
уважительное отношение к истории физики и к людям, причастным к созданию физической науки;
способность продолжать изучение физики, осуществляя сознательный выбор своей индивидуальной траектории учения;
формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о физической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления.
Метапредметные УУД
регулятивные:
учащиеся научатся
формулировать учебную цель;
выбирать способы деятельностив соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
составлять план и последовательность действий;
организовывать рабочие места;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
формирование способности к проектированию.
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
коммуникативные:
учащиеся научатся
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
учащиеся получат возможность научиться:
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
использовать речевые средства, в том числе с опорой на ИКТ.
познавательные:
учащиеся научатся
работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе средствами ИКТ;
выделять и формулировать познавательную цель;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
использовать физические модели, знаки, символы, схемы;
формулировать проблемы:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физику в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ)
Предметные УУД
учащиеся научатся
уметь пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр, весы, штангенциркуль) и объяснять их устройство;
уметь определять размер физического тела;
описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
измерять температуру воздуха и воды;
наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
учащиеся получат возможность научиться:
описывать физические явления и их признаки;
выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
понимать сходство и различие разных состояний веществ;
использовать знания о строении вещества для объяснения таких явлений как диффузия, испарение, сжатие и т.д.
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ. МЫ ПОЗНАЕМ МИР, В КОТОРОМ ЖИВЕМ. (2 часа)
Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Необходимость изучения природы. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Химические явления. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Шкала прибора. Работа с подвижными шкалами.
Экспериментальная задача: «Измерение объема твердого тела».
ТАЙНЫ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА(6 часов).
Характеристика тел и веществ: форма, объем, цвет, запах. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса. Первое представление о массе, как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Измерение массы физических тел. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Значение знаний о строении вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Доказательства сосуществования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка. Плотность как характеристика вещества.
Экспериментальные задачи: «Измерение массы на рычажных весах», «Измерение температуры воды и воздуха», «Наблюдение делимости вещества», «Наблюдение явления диффузии», «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ», «Измерение плотности вещества».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (10часов)
Изменение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Рассмотрение опытов и явлений взаимодействия тел с указанием сил действия и противодействия. Реактивное движение. Всемирное тяготение. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение. Сила упругости. Условия равновесия тел. Сила трения: ее проявление в природе, в быту. Зависимость силы трения от силы тяжести тела. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Постоянные магниты. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Земля как магнит. Компас. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.
Экспериментальные задачи: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации», «Измерение силы с помощью динамометра», «Измерение силы трения», «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел», «Наблюдение магнитного взаимодействия», «Вычисление давления тела на опору», «Измерение выталкивающей силы», «Выяснение условий плавания тел»
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (12 часов)
Механическое движение. Различные виды движения: прямолинейные, криволинейные, движение по окружности, вращательное, колебательное. Скорость движения. Ускоренное и замедленное движение. Относительность механического движения. Звук как источник информации человека об окружающем мире. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Тепловое расширение жидкости и газов. Процессы плавления и отвердевания, их объяснение сточки зрения строения вещества. Испарение и конденсация. Изучение процесса испарения жидкостей. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.
Экспериментальные задачи: «Вычисление скорости движения бруска», «Наблюдение относительности движения», «Наблюдение источников звука», «От чего зависит скорость испарения жидкости?» «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении», «Отливка игрушечного солдатика», «Нагревание стеклянной трубки». Весёлые опыты в домашних условиях.
ПОДВОДИМ ИТОГИ
Защита проектов «Физика вокруг нас»(2 часа)
Итоговое занятие. КВН «Физика плюс…» (2 часа)
Обобщающее занятие «Итоги работы кружка» (1 час)
Тематическое планирование
№п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ. МЫ ПОЗНАЕМ МИР, В КОТОРОМ ЖИВЕМ. | 2 |
2 | ТАЙНЫ ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА | 6 |
3 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ | 10 |
4 | ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ | 12 |
5 | ПОДВОДИМ ИТОГИ | 5 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Основной материал | Демонстрации, опыты, наглядность | Универсальные учебные действия: Р(регулятивные), П(познавательные), К(коммуникативные), Л(личностные) | |
|
Введение. Мы познаем мир, в котором живем (2 часа) | |
1/1 | | Природа. Человек. Что изучает физика. Современные научные открытия. | Что такое Природа. Явление природы. Деятельность человека по преобразованию природы. Роль физики в этой деятельности. | Слайды: лесной пейзаж, звездное небо, жилище древнего человека, различные виды транспорта. Демонстрация явлений природы. | Р (целеполагание) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Л (действие нравственно-этического оценивания) | |
2/2 | Методы изучения природы. Лабораторное оборудование и измерительные приборы.«Измерение объема твердого тела с помощью мензурки». | Научное познание Природы. Роль опытов в этом процессе. Знакомство с набором оборудования, измерительной линейкой. Научиться пользоваться мерным цилиндром. | Демонстрация школьного компьютерного оборудования. Измерение размеров тел с помощью линейки. Таблица: «Измерение длины». Таблица: «Измерение объема мензуркой». Стакан с водой, мензурка, твердое тело на нити. | |
|
Тайны тела ивещества ( 6 часов) | |
1/3 | | Экспериментальная задача: «Измерение массы на рычажных весах» | Изучить правила взвешивания на школьных лабораторных весах. | Таблица: «Измерение массы на рычажных весах». Весы, разновес, тело для взвешивания | Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка ) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи ) Л (действие нравственно-этического оценивания) | | |
2/4 | Экспериментальная задача: «Измерение температуры воды и воздуха» Температура. Строение вещества | Научить пользоваться термометром. На опыте показать связь температуры со скоростью движения частиц вещества | Таблица: «Измерение температуры термометром. Растворение марганцовки в холодной и горячей воде | |
|
3/5 | | Практические задания: «Наблюдение явления диффузии». «Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ» | Опыты по диффузии в жидкостях и газах. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) частиц вещества. | Диффузия медного купороса. Диффузия пахучих веществ. Взаимодействие свинцовых цилиндров. Прижимание стекла к воде. Сваривание стеклянных трубок. Сжатие и растяжение упругих тел. | |
| |
|
4/6 | Для чего нужно знать плотность Решение занимательных задач на применение формулы плотности. | Физический смысл плотности.. Вычисление массы, объема через плотность. | Опыты по определению плотности различных тел | |
|
5/7 | Экспериментальная задача: «Измерение плотности вещества» | Определение плотности металлического цилиндра | Весы. Разновес. Мензурка с водой. | | |
6/8 | Защита проекта по теме «Тело и вещество». | | | |
Взаимодействие тел (10 часов) | план | факт | |
1/9 | | Экспериментальная задача: «Измерение силы». | Действие и противодействие. Сила как характеристика действия одного тела на другое. Явление тяготения. Сила тяжести и её вычисление. | Взаимодействие тележек. Падение тел. | Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка ) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи ) Л (действие нравственно-этического оценивания) | |
2/10 | | Практическое задание: «Наблюдение возникновения силы упругости при деформации». | Виды деформаций. Объяснение возникновения силы упругости при деформации. Устройство и действие динамометра. | Таблица «Виды деформаций» | |
3/11 | Экспериментальная задача: « Измерение силы трения». | Причины возникновения силы трения. Выяснение зависимости силы трения от массы тела и материала поверхности. | | |
4/12 | Практическое задание: «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел». | Явление электризации. Взаимодействие заряженных тел. | Опыты по электризации. Электроскоп. | |
5/13 | . Практическое задание: «Наблюдение магнитного взаимодействия» | Наблюдение действия магнитных тел. Взаимодействие полюсов магнитов. Применение магнитов. | Магнитная стрелка. Магниты в технике и в быту. | |
6/14 | Экспериментальная задача: «Определение давления тела на опору» | Физический смысл давления. Единицы измерения. Способы измерения давления. | Экспериментальное определение давления | |
7/15 | | «Шлюзы». Шар Паскаля. Модель гидравлической машины. Измерение давления на разных глубинах. | Дать понятие о законе Паскаля; гидростатическом давлении и основном законе сообщающихся сосудов | Пример сообщающихся сосудов. Таблица | |
8/16 | «Эврика!Эврика!».Экс-периментальная задача: «Измерение выталкивающей силы». | Объяснение возникновения силы Архимеда. Измерение и выяснение зависимости от вытесненных объемов и плотности жидкости. | | |
9/17 | | Экспериментальная задача: «Выяснение условий плавания тел». | Дать понятие об условиях плавания тел. | | |
10/18 | Защита проекта по теме «Взаимодействие тел». | | | |
Физические явления (12часов) | |
1/19 | | Экспериментальная задача: «Вычисление скорости движения бруска». | Примеры механического движения. В чем состоит главная задача при изучении механического движения. Для чего нужно знать скорость. | Лаборатория «L -микро». Измерение средней скорости скатывающегося по плавающей плоскости тела. | Р (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка ) П (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; смысловое чтение; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; умение составлять тексты; анализ объектов, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование) К (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи ) Л (действие нравственно-этического оценивания) | | |
2/20 | Практическое задание: «Наблюдение относительного механического движения». Решение занимательных задач. | Понятие об относительном движении. Решение простейших задач на относительное движение. | Демонстрация опытов на относительное движение. | | |
3/21 | Путешествие в мир звука.Практическое задание: «Наблюдение источников звука» | Что такое звук. Распространение звука и его скорость. Отражение звука. | Демонстрация различных источников звука. | |
|
4/22 | | Физическая сказка о плавлении и отвердевании вещества. | Рассмотреть переходы из одного состояния в другое с точки зрения строения вещества. | Наблюдение плавления воска, олова, стекла. | |
5/23 | Испарение и конденсация в природе. | Рассмотреть переходы одного состояния в другое с точки зрения строения вещества. Эти явления в природе и технике. | Испарение и конденсация воды. Зависимость скорости испарения от рода вещества. | |
6/24 7/25 | Экспериментальная задача: «От чего зависит скорость испарения». Практическое задание: «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении». | Выполнение практических заданий связанных с изучением процесса испарения. | Пипетка, вода, спирт, термометр, вата | |
|
8/26 | Физический турнир. | Обобщение и повторение пройденной темы. | | |
9/27 | | Защита реферата, проекта теме«Физические явления» | Исследовательская работа | | |
10/28 | Экскурсия «Физика вокруг нас» | Наблюдения за природными явлениями | | |
11/29 12/30 | | Весёлые опыты в домашних условиях. | | |
1/31 2/32 | | Защита проектов «Физика вокруг нас» | | |
1/33 2/34 | | Итоговое занятие. КВН «Физка плюс…» | | | |
3/35 | | Обобщающее занятие «Итоги работы кружка». | Подведение итогов занятий в кружке. | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература для обучающихся:
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., ПонтакЛ.С. «Физика. Химия.5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа,2016.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике-7-9. - М: Просвещение, 2015.
Остер Г.Физика. - М.: Росмэн, 20014.
Перельман Л.И.Занимательная физика. Ч. 1,2. - М.: Наука,2017.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.6-7 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Энциклопедии «Астрономия», «Физика», «Техника». - М.: Аванта+.
7.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2017.
Литература для учителя:
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., ПонтакЛ.С. «Физика. Химия.5-6 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа,2013.
Гальперштейн Л.Здравствуй, физика! - М.: Детская литература, 2009.
Гальперштейн Л. Занимательная физика». - М.: Росмэн, 20013.
Усольцев А.П.Задачи по физике на основании литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2016.
Большая книга «ПОЧЕМУ» М.: «Дрофа» 2015
Гореев Л.А./Занимательные опыты по физике. М.: «Просвещение», 20014г
Электронные пособия.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Уроки физики.7,8 класс.
Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media 2000.ru
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Экран