Министерство образования, науки и молодежкой политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
Рабочая программа внеурочной деятельности
Кружок: «Юниор»
Направление: спортивно-оздоровительное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8-9
Подготовила:
студентка Ш-32 группы:
Швед Юлия Витальевна
Ейск, 2021
Пояснительная записка
Данная программа была составлена на основе программы
«За здоровьем – в школу».
Направленность программы: данная программа направлена на формирование, укрепление, и сохранение здоровья младших школьников.
Актуальность программы
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Юниор» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Программа внеурочной деятельности «Юниор» реализует спортивно – оздоровительное направление во внеурочной деятельности 3 класса, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа предназначена для обучающихся 3 классов в возрасте 8-9 лет. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов, Оптимальная численность группы 10-15 человек.
Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)
В соответствии с учебным планом начального общего образования программа внеурочной деятельности «Юниор» реализуется в 3-м классе. 34 – во 3 классе, Общий объем учебного времени составляет 34 часов (по 1 часу в неделю).
Формы проведения занятий: игры, беседы, викторины, праздники, веселые старты, походы, экскурсии, творческие работы и конкурсы.
Место проведения занятий: школа (кабинет начальных классов), стадион школы, спортивный зал школы, медицинский кабинет.
Режим проведения занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, уметь работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Формы подведения итогов реализации программы: итогом поведение реализации стало соревнования 3 классов под названием «Быстрее, выше, сильнее».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Теория | Практика |
I | Раздел «Формирование представлений о физическом развитии здорового образа жизни». | 12 | 6 | 6 |
1. | «Гигиена повседневного быта» | 2 | 1 | 1 |
2. | «Физическое развитие младшего школьника» | 2 | 1 | 1 |
3. | «Формирование правильной осанки» | 2 | 1 | 1 |
4. | «Основы самоконтроля» | 2 | 1 | 1 |
5. | «Средства и методы сохранения здоровья» | 2 | 1 | 1 |
6. | «Профилактика близорукости» | 2 | 1 | 1 |
II | Раздел «Воспитание двигательных способностей» | 2 | 1 | 1 |
1. | «Что значит быть ловким?» | 2 | 1 | 1 |
III | Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков» | 16 | 5 | 11 |
1. | «Прикладные умения и навыки» | 6 | 2 | 4 |
2. | «Основные виды движения» | 10 | 3 | 7 |
IV | Раздел «Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий» | 4 | 1 | 3 |
1. | «Быстрее, выше, сильнее» | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 34 | 13 | 21 |
Содержание программы
Раздел I
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни
Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый образ жизни.
Тема 1. Гигиена повседневного быта.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Гигиенические требования к одежде и обуви. Мой внешний вид – залог здоровья.
Практика: Правила ухода за одеждой и обувью. Тест «Ваше здоровье».
Тема 2. Физическое развитие.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Прибавление в росте и весе. Соответствие роста и веса возрастным нормам. Окончательный рост мальчиков и девочек.
Практика: Сравнение своего роста и веса с возрастными нормами. Определение своего роста в 20 лет.
Тема 3. Формирование правильной осанки.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Нормальная и ненормальная форма стопы. Плоскостопие. Борьба с плоскостопием.
Практика: Проверка формы стопы.
Тема 4. Основы самоконтроля.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности сердечно-сосудистой системы.
Практика: Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от
физической нагрузки.
Тема 5. Средства и методы сохранения здоровья.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.
Практика: Воздушные ванны. Босохождение. Умывание и обливание холодной водой.
Тема 6. Профилактика близорукости..
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Дальнозоркость. Близорукость. Влияние близорукости на здоровье человека.
Практика: Периферическое зрение. Упражнения для расширения периферического поля зрения.
Раздел II
Воспитание двигательных способностей
Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Быстрое овладевание новыми упражнениями. Действия в изменяющихся условиях. Ловкость.
Практика: Комплексы физических упражнений для развития ловкости.
Тема 4. Что значит быть сильным и выносливым?
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Раздел III
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков
Основные движения. Прикладные умения и навыки человека.
Тема 1. Прикладные умения и навыки
(6 часов: теоретические занятия-2 часа, практические занятия-4 часа)
Теория: Футбол. Роль вратаря в футболе.
Практика: Лазанье по канату и шесту. Отработка лазанья по канату и шесту. Игра «Пожарная команда».
Тема 2. Основные виды движения
(10 часов: теоретические занятия-3 часа, практические занятия-7 часов)
Теория: Прыжки. Виды и типы прыжков. Прыжки и спорт. Прыжок в глубину. Правила техники безопасности при совершении прыжка в глубину. Отличие прыжка от ходьбы и бега.
Практика: Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в высоту. Прыжки со скакалкой. Игротека «На болоте». Впрыгивание на
возвышение. Экскурсия «Природа – источник здоровья».
Раздел IV
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий
Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток, занимательных переменок.
Тема 1. «Быстрее, выше, сильнее»
(4часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-3 часа)
Теория: Малые формы двигательной активности. Влияние на организм человека.
Практика: Игры на переменах. Игры разных народов. Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше».
Методическое обеспечение
Техническое оснащение
Для занятий по внеурочной деятельности «Здоровячок» в Лицее оборудован учебный кабинет, спортивный зал, школьный стадион в соответствии со всеми предъявляемыми требованиям (санитарными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, техники безопасности, требованиями к минимуму оснащенности учебного кабинета и спортивного зала).
Материально-техническое оснащение кабинета начальных классов:
обеспечивает реализацию рабочей программы внеурочной деятельности «Здоровячок» в полном объеме;
предоставляет возможность реализации индивидуальных образовательных планов учащихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
создает условия для включения учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования; цифрового (электронного) и традиционного измерения.
Учебный кабинет содержит:
Справочные таблицы и материалы постоянного экспонирования:
Список литературы:
“50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 2018.
«365 уроков безопасности» Л.Логинова Айрис -Пресс. Москва. 2018.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2019 г. - / Мастерская учителя.
Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2018.
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2018 Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2018.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Метод. Пособие –М. Издательство НЦ ЭНАС. 2018.
Кузнецов В.С., Упражнения и игры с мячами. - М.: НЦ ЭНАС, 2020.
Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под редакцией Л.В.Руссковой. М. Просвещение. 2018.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2018– (Мастерская учителя)
Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2018.
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 2019.
Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия / авт. сост. С. О. Жатин. Волгоград: Учитель, 2018.
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 2018.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 2019.
Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения/ Э. Н. Петлякова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.- (Сердце отдаю детям)
Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/dig-resource/86743 Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе.
http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm Пожарная безопасность.
http://theobg.by.ru/bit.htm Правила безопасного поведения в быту.
http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm Пожарная безопасность.
http://festival.l september.ru/articles/509616/ Фестиваль педагогических идей .
http://senya-spasatel.ru/page_1.htm Безопасность - это важно
http://www.nsc.1september.ru- Сайт «Все для учителей начальной школы».