СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Красный, желтый, зеленый"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Красный, желтый, зеленый"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края







Согласовано

Школьным МО

Руководитель ШМО

__________/________________/


Протокол №___от _____2020 г

Принята

Педагогическим советом школы

Протокол №___


от _________2020г

Утверждаю

Директор школы


_____________О.А.Умрихина





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Красный, желтый, зеленый»

на 2020-2021 уч. год



Уровень образования 1-4 классы

Количество часов по программе:

в 4 классе – 34 ч.(1 час в неделю)






Составитель

Конопелько Е.М.4Акл,

учитель нач. классов








с. Леньки

2020г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Красный, Желтый, Зеленый» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также требованиями Примерной основной образовательной программы общеобразовательных учреждений.

В основу разработки рабочей программы положена авторская программа Н.Ф Виноградовой «Я – пешеход и пассажир» / Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. ― М.: Вентана-Граф, 2011.

Программа реализует социальное направление, создавая условия для формирования навыков безопасности дорожного движения, социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность программы: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуры личной безопасности.

Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.

Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города, поэтому разговор о личной безопасности начинается с правил поведения на улице и дорогах. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Обучающие

  • Научить основным правилам дорожного движения;

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.

Развивающие

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Воспитательные

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

«Красный, Желтый, Зеленый»

Основные идеи, принципы, особенности программы

Программа «Красный, Желтый, Зеленый» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий;

  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе и, как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях;

  • принцип единства воспитания и обучения.

Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

С учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, а так же познавательных возможностей школьника начальных классов, каждый год обучения разделён на 3 блока:

  1. Ориентировка в окружающем мире

  2. Ты - пешеход

  3. Ты – пассажир


Работа кружка проводится в форме тео­ретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу «от простого – к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала используются дидактические и подвижные игры. Занятия проводятся в классе, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

Особое внимание в воспитательном процессе уделяется моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровыми формами для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков. Внимание обучающихся обращено на то, что безоговорочное выполнение ПДД – это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.

В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Ценностные ориентиры содержания курса способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, тематических викторинах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе;

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников социального направления распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний о культурном и безопасном поведении на дороге, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- Правила дорожного движения, значимость их выполнения.

- Сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части.

- Сигналы светофора и регулировщика.

- Правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог.

- Виды транспорта, правила движения на велосипедах.

- Правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

- Дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные).

- О работниках ГИБДД, их обязанностях.

- Культура поведения граждан на улице, в общественных местах.

- Режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья.

Для достижения первого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости соблюдения правил дорожного движения, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- Ценить жизнь свою, близких и окружающих людей.

- Заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия.

- Быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни.

- Дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками.

- Бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома.

Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам, родителям и другим участникам дорожного движения, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях.

- Правильно переходить дорогу, перекрёсток.

- Выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования.

- Различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними.

- Передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части.

- Предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё.

- Применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ.

Третий уровень результатов достигается только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Программа внеурочной деятельности «Красный, Желтый, Зеленый» предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия,

  • беседы,

  • конкурсы,

  • соревнования,

  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения,

  • дидактические, ролевые и подвижные игры,

  • экскурсии,

  • демонстрация фильмов и видеороликов,

  • беседы с инспекторами дорожного движения.

Методы и способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

в обучении

  • практический: различные упражнения с моделями, с игровым
    материалом транспортных средств, изготовление макетов дорожных знаков;

  • наглядный: наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств;

  • словесный: как ведущий – инструктаж, беседы, разъяснения; работа с книгой – в основном чтение, изучение;

  • видеометод: просмотр, обучение.

в воспитании

  • методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы проведения занятий

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Формы контроля в рамках программы

- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

- проведение викторин;

- организация игр – тренингов;

- проведение праздников по ПДД.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение курса внеурочной деятельности «Красный, Желтый, Зеленый» рассчитано на 135 часов: в 1 классе — 33ч, во 2, 3 и 4 клас­сах — по 34ч. Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в 1-2 классе составляет 25 минут, в 3-4 классе 40 минут.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Освоение курса внеурочной деятельности «Красный, Желтый, Зеленый» создает условия для достижения личностных результатов формирования безопасности дорожного движения, а именно:

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования (умею кататься на велосипеде, но и научусь ездить на проезжей части);

  • умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на соблюдение правил дорожного движения;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

  • осознанное ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Красный, Желтый, Зеленый».


Освоение программы внеурочной деятельности по формированию безопасности дорожного движения «Красный, Желтый, Зеленый» создает условия для достижения следующих метапредметных результатов:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

  • формирование способности оценивать своё поведение со стороны;

  • формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.


Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по формированию безопасности дорожного движения «Красный, Желтый, Зеленый» является формирование следующих умений:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближённом к установленным ПДД);

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Красный, Желтый, Зеленый»


1 год обучения, 33 часа.


Ориентировка в окружающем мире (8ч)

Правила дорожного движения (2ч)

Зачем нужно знать ПДД? Просмотр видеоролика, беседа о ПДД. Вопрос для обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?» Словесная игра «Прочитаем слова»: на доске искажённые слова «радгоо» (дорога), «илацу» (улица), «варилпа» (правила). Вопрос для обсуждения: «Почему мы не можем понять смысл этих слов?» (они написаны не по правилам). Коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать правила дорожного движения?»

Чему нас учат ПДД? ПДД как часть общей культуры человека, раскрыть необходимость их выполнения. Школьник – как участник дорожного движения.

Мы идем по улице (1ч)

Экскурсия. Дать пояснение определению улица (пространство между домами, тротуар, газон, проезжая часть и название улицы). Познакомить детей с улицами поселка, особенностями движения на них. Рассказать, какое дорожное движение принято в нашей стране. Учить наблюдать: замечать дорожные ситуации, дорожные знаки, особенности передвижения транспортных средств и пешеходов.

Мы идем в школу (1ч)

Беседа «Мой путь в школу и домой». Дорога от дома до школы: разбор ситуаций. Практическая работа: Разработка безопасного маршрута движения в школу и домой.

На чём люди ездят (1ч)

Преставление о современном транспорте.

Разновидность транспортных средств и их назначение.

Близко – далеко, быстро – медленно (1ч)

Понятие о скорости транспортных средств. Различные транспортные средства движутся с разной скоростью, что необходимо учитывать при нахождении на улице. Разобрать значение выражений «далеко – близко», «ближе – дальше», «быстро – медленно», «быстрее – медленнее».

Сигналы машин (1ч)

Сигналы, которые подает транспорт при поворотах «направо», «налево». Значение сигналов транспортных средств.

Остановка транспорта (1ч)

Места остановки транспорта. Правила поведения пешеходов на остановках общественного транспорта. Правила входа и выхода из транспорта.

Составление памятки «Правила поведения на остановке общественного транспорта».

Ты – пешеход (17ч)

Праздник «Посвящение в пешеходы» (1ч)

Праздничная программа.

Какие бывают дороги (2ч)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту, движение по обочине при отсутствии тротуара. Уточнить, как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин. Понятие об одностороннем и двустороннем движении. Движение транспортных средств по дороге с односторонним и двусторонним движением. Поведение пешеходов на таких дорогах.

Где мы будем играть? (1ч)

Почему нельзя играть там, где есть движение транспорта. Правильный выбор места для игр: специальные игровые площадки, дворы жилых домов. Надо быть внимательным во дворе. Где можно кататься на велосипеде.

Дорога за городом (1ч)

Правила поведения пешеходов на дороге за городом. Понятия «шоссе», «обочина».

Светофоры (2ч)

Что такое светофор? Дать определение названию (техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки). Какие бывают светофоры. Значение цветовых сигналов светофора (какой сигнал светофора разрешает движение)

Дорожные знаки (4ч)

Расширить представление детей о дорожных знаках. Кому нужны дорожные знаки? Дорожные знаки - командиры и помощники водителей и пешеходов. Прогулка по улице (экскурсия). Разобрать, какие на улице установлены знаки и что они означают (что разрешают, что запрещают или о чем предупреждают).

Дорожный знак «Пешеходный переход» (2ч)

Как правильно выбрать место перехода через проезжую часть. Виды пешеходных переходов, их обозначение. Правила перехода через проезжую часть по пешеходному переходу. Объяснить учащимся, где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода.

Нас увидят в сумерках (1ч)

Какого цвета одежда может стать причиной возникновения опасности на дороге. Специальные знаки на одежде, отражающие свет помогают водителям лучше видеть пешехода в сумерках.

Мы переходим улицу (2ч)

Уточнить и расширить представления учащихся о правилах перехода через улицу. Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Уточнить, как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Перекресток (1ч)

Что такое перекресток? В каких направлениях автомобили могут двигаться на перекрестке. Поведение пешеходов при переходе дороги на перекрестке.

Ты – пассажир (6ч)

Мы пассажиры (2ч)

Пассажиром быть наука. Правила поведения в транспорте. Повторить значение понятий «пешеход», «пассажир», «водитель». Ролевая игра «Если мы вежливы». Составление словарика.

Мы едем в гости (на дачу) (1ч)

Правила посадки и высадки пассажиров в легковой автомобиль. Для чего нужны ремни безопасности в автомобиле. Правила перевозки детей в личном автомобиле.

Опасные ситуации (2ч)

Понятие «опасная ситуация». Привести пример опасных ситуаций на дороге. Как не допустить возникновения опасных ситуаций?

Несчастный случай (1ч)

Причины возникновения несчастных случаев. Поведение при несчастном случае.

Оказание первой помощи до приезда врачей.

Что узнали, чему научились… (2ч)

Что узнали, чему научились… (1ч)

Повторение материала, усвоенного за год. Экскурсия по улицам поселка с рассмотрением конкретных дорожных ситуаций с нарушителями-пешеходами и нарушителями-водителями.

Викторина «Мы знаем правила дорожного движения!» (1ч)

Итоговый тест.


2 год обучения, 34 часа.


Ориентировка в окружающем мире (14ч)

О транспорте (2ч)

Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро».

Задания на классификацию транспорта по признакам: городской – сельский, воздушный – водный – наземный – подземный, пассажир­ский – грузовой.

Беседа на тему: «Машины специального назначения» (с иллюстра­тивным материалом).

Дорога (3ч)

Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги».

Со­ставление памятки «Как нужно вести себя на дорогах».

Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».

Дорога за городом (1ч)

Беседа на тему: «Если мы находимся на загородном шоссе».

Рас­сматривание и обсуждение рисунка-схемы (часть загородной дороги): поиск ошибок.

Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом».

Части дороги (2ч)

Упражнение «Закончи предложения»: «Дорога могут быть городские и …», «Городская дорога имеет следующие части…, «Проезжая часть — это …», «Тротуар — это …» и т. Д.

Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога. Загородное шоссе».

Дорожные знаки (2ч)

Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения».

Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме.

Разъяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков.

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по чтению и функциям.

Внимание! Опасность! (4ч)

Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала).

Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в городском дворике жилого дома?».

Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?».

Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД).

Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!»

Ты – пешеход (12ч)

Мы здесь живём (1ч)

Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Выполнение рисунков «Наш двор» с учётом ПДД.

Будем уважать людей! (1ч)

Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?».

Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение презентации «Как мы можем помочь другим людям?».

Мы — пешеходы (6ч)

Осуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила…».

Ролевая игра «К нам в гости пришёл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы».

Дидактическая игра «Найдём знаки».

Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу».

Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра».

Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

Перекрёсток (2ч)

Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

Регулировщик (2ч)

Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулиров­щик».

Сюжетная игра «Как ребята улицу переходили». Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

Ты – пассажир (5ч)

Мы — пассажиры (3ч)

Дидактическая игра «Найдём знаки».

Ролевая игра «Расскажи ма­лышу, как нужно вести себя в автобусе».

Дидактическая игра «Спраши­ваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

Будем уважать водителей (1ч)

Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?».

Просмотр видеофильма «Может ли автомашина быстро остановиться».

Обсуждение ситуаций: «Идёт дождь», «На улице туман», «Тёмное время суток».

Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

Мы едем на машине (1ч)

Рассматривание схемы «Салон автомобиля».

Рассказ учителя «По­чему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного по­ведения?».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

Что узнали, чему научились… (3ч)

Мы покупаем велосипед (1ч)

Упражнение на классификацию знаков дорожного движения.

Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде».

Что узнали, чему научились… (1ч)

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

Викторина «Правила дорожные знать каждому положено» (1ч)


3 год обучения, 34 часа


Ориентировка в окружающем мире (10ч)

Мы ориентируемся на местности (1ч)

Экскурсия по поселку. Оценка объектов, находящихся на правой и левой стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения. Создание плана микрорайона с учётом дорожной обстановки.

Виды транспорта (4ч)

Рисование транспортного средства и рассказ о нём. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом).

Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.

Световые сигналы автомобиля (2ч)

Практическая работа: определить направление движения автомобиля.

Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? (1ч)

Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

Будем осторожными (1ч)

Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).
Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».
Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чём должен помнить любой участник дорожного движения?

В метро (1ч)

Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперёд, чтобы посмотреть, не идёт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».

Ты – пешеход (20ч)

Какие бывают дороги (2ч)

Просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) «Дороги бывают разные».

Рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал».

Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом).

Словесная игра «Угадай по описанию».

Дорожное движение (1ч)

Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просёлочная дорога и шоссе и др.

Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).

Перекрёсток и автомагистраль (1ч)

Сюжетная игра-конструирование «Строим перекрёсток» (коллективная работа за общим столом).

Дорожные знаки (4ч)

Изготовление дорожных знаков (практическая работа).

Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нём всё, что знает. Учащиеся дополняют, исправляют, задают вопросы, оценивают ответ.

Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».

Регулировщик (1ч)

Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы регулировщика».

Правила для пешеходов (5ч)

Составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах)

«Правила знаем — бед избегаем!». Ролевая игра «Узнаём знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика».

Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

Населённый пункт (1ч)

Знание дорожных знаков, обозначающих населённый пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

Движение на загородной дороге (1ч)

Составление памятки для пешехода и велосипедиста, которые двигаются по загородному шоссе.

Внимание! Железнодорожный переезд! (1ч)

Обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др. Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.

Движение в трудных условиях (1ч)

Просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололёд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идёт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».

Жилая зона (1ч)

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

Случай на дороге (1ч)

Завершение рассказа: «Петя шёл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»

Ты – пассажир (2ч)

Труд водителя (2ч)

Рассказы детей на тему «Профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге. Акция «письмо водителю».

Что узнали, чему научились… (2ч)

Что узнали, чему научились… (2ч)

Итоговый тест-опрос.

Викторина «Знай правила движения, как таблицу умножения».


4 год обучения, 34 часа


Ориентировка в окружающем мире (11ч)

Будем себя беречь (2ч)

Беседа на тему «Береги себя». Вопросы для обсуждения: «Что такое осторожность?», «Почему нужно быть осторожным на дорогах и улицах, к чему может привести легкомысленность и неумение предвидеть последствия своих действий?».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Ученик предлагает ситуацию, класс оценивает её как опасную или безопасную.

Ролевая игра «Опасная встреча». Роли: девочка, мальчик, прохожий, сосед.

Сюжеты: «прохожий просит мальчика проводить его до … »; «сосед приглашает попить чая»; «незнакомец предлагает поехать с ним к маме» и др.

Транспорт (4ч)

Рассказ учителя об истории создания транспортных средств, рассматривание иллюстраций: первый трамвай, первая железная дорога, первый самолёт и
автомобиль. Транспорт будущего.

Игра-соревнование «Транспорт». Дидактическая игра «Да и нет». Ролевая игра
«Беседа с сотрудником ГИБДД». Дети, исполняя роль сотрудника ГИБДД, рассказывают о каком-то виде транспорта (его назначении, особенностях).

Что такое тормозной путь (1ч)

Рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

Рисование схемы «Тормозной путь».

Правила дорожного движения (1ч)

Ознакомление с Правилами дорожного движения РФ — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны. Беседа «Что такое требование?».

Движение транспорта (2ч)

Практическая работа «Выберем правильный маршрут». Беседа об автомагистрали. Объяснение выражения «попасть в пробку».

Дорожно-транспортное происшествие (1ч)

Продолжение беседы о том, что такое ДТП, причины возникновения ДТП.

Практическая работа «Если случилась беда»: как помочь, если ты стал свидетелем ДТП (вызвать «скорую помощь», позвонить в милицию, оказать первую помощь).

Ты – пешеход (19ч)

Дорога (2ч)

Рассматривание рисунка-схемы «Дорога». Беседа по вопросам: Какой участок земли называют дорогой? Чем различаются дороги в городе и за городом? Зачем нужна каждая часть дороги? Для чего делают дорожную разметку? Как дорожная разметка помогает обеспечить порядок на дороге?

Дидактическая игра «Препятствие на дороге». Ученик описывает какое-нибудь препятствие, а дети предлагают способы его преодоления.

Я – грамотный пешеход (1ч)

Повторение изученного материала. Тест

Дорожные знаки (5ч)

Заключительная беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дидактическая игра «Наведём порядок в городе». На рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и объясняют, почему они так сделали. Конкурс знатока дорожных знаков.

Населённый пункт (1ч)

Работа с дорожными знаками: узнавание, называние, характеристика. Ролевая игра «Куда я еду». Роли: водитель, сотрудник дорожно-патрульной службы, пешеход, пассажир.

Сигналы водителей, светофора и регулировщика (3ч)

Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых транспортными средствами, светофором и регулировщиками. Беседа «Что мы видели на экскурсии». Рисование дорожных знаков и рассказ о них.

Ролевая игра «Помогаем малышу изучать ПДД». Роли: малыши, сотрудник ГИБДД, четвероклассники. Рассказ учителя об истории возникновения светофоров.

Опасный случай (3ч)

Объяснение значения выражения «держать ухо востро». Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?». Дети придумывают ситуации и рассматривают разные варианты их развития. Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».

Рядом с железной дорогой (1ч)

Игра «Кто быстрее». Задание «Выбери знак дорожного движения по названию». Беседа «О чём может рассказать эта ситуация?». Ученик придумывает различные ситуации, а дети отвечают, чем они могут закончиться.

Необычные пешеходы и водители (3ч)

Рассказ учителя об «особых водителях и пешеходах». Рисование знаков, помогающим инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке. Рассказы детей «Как мы можем помочь людям инвалидам?»


Ты – пассажир (2ч)

Как перевозят людей (2ч)

Беседа о проезде в грузовом транспорте: при поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Беседа о «зайцах». Вопросы: кого называют «зайцем» и стыдно ли им быть? Почему нельзя бросать мусор на пол в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая)? Разве во время движения транспорта мешает кому-нибудь, если дети едят мороженое, хрустят сухарями? Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

Что узнали, чему научились… (2ч)

Итоговый тест-опрос. Подготовка к праздничному уроку.

Праздничный урок «Я знаю Правила Дорожного Движения!»



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 класс (1ч/нед., 33ч/год)


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Универсальные Учебные Действия учащихся

Раздел I. Ориентировка в окружающем мире (8ч)

- Сравнивать объекты, находящиеся в разных пространственных положениях.

- Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов: близко-далеко, рядом, около, за, перед, ближе-дальше и др.

- Объяснять свой путь от дома до школы.

- Определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

- Выделять из многообразия объектов транспортное средство.

- Классифицировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

- Определять форму дорожных знаков (треугольник, круг, квадрат)

- Сравнивать цвет знаков, группировать их по цветовым оттенкам.

- Наблюдать: замечать дорожные ситуации, дорожные знаки, особенности передвижения транспортных средств и пешеходов.

- Работать в группе при составлении памяток: «Где нужно соблюдать правила дорожного движения?», «Правила поведения на остановке общественного транспорта».

- Формулировать правила личной безопасности по пути в школу и домой, на остановках общественного транспорта, при входе и выходе из общественного транспорта.

- Учиться контролировать поведение, преодолевая стресс и тревогу.

Личностные

- Приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наша безопасность.

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

- Усвоение действий безопасного движения в школу и домой; усвоение действий при входе и выходе из транспорта.

Регулятивные

- Овладевать навыками самостоятельной организации безопасной деятельности.

- Осознавать ценность собственной безопасности.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

- Учиться совместно с учителем и другими 

учениками давать эмоциональную оценку 

деятельности товарищей.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

- Перерабатывать полученную информацию

делать выводы в результате совместной 

работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах 

общения и поведения в школе и следовать  им.

Раздел II. Ты – пешеход (17ч)

- Определять пространственные положения и взаимоотношения объектов (знаки, дорога): близко-далеко, рядом, около, за, перед, ближе-дальше и др.

- Сравнивать объекты, находящиеся в разных пространственных положениях.

- Выделять изученные знаки дорожного движения узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»).

- Различать цвет и форму запрещающих знаков.

- Находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы).

- Различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними.

- Рассуждать, почему нельзя играть там, где есть движение транспорта.

- Формулировать правила личной безопасности при: движении по тротуару, на загородной дороге, переходе по пешеходному переходу, переходе дороги на перекрестке.

Личностные

- Приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наша безопасность.

- Расширение знаний и навыков по безопасности дорожного движения.

- Усвоение основных правил дорожного движения.

Регулятивные

Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

Познавательные

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

Коммуникативные

Слушать и понимать речь других.

Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова.

Раздел III. Ты – пассажир (6ч)

- Объяснять значение понятий «пешеход», «пассажир», «водитель».

- Формулировать правила безопасного поведения проезда в общественном транспорте: вести себя спокойно и вежливо, не отвлекать водителя, не высовываться из окна, не задерживаться у входа и выхода.

- Называть правила личной безопасности при посадке, высадке из общественного и транспорта.

- Работать в парах, инсценируя ситуацию разговора с водителем.

- Работать в группе при составлении словарика вежливых слов.

- Формулировать правила безопасности посадки и высадки из личного транспорта.

- Называть правила перевозки детей.

- Объяснять для чего нужно автомобильное кресло безопасности для детей, подушки безопасности, ремни безопасности.

- Приводить примеры возникновения опасных ситуаций на дороге, участвовать в коллективном обсуждении опасных ситуаций.

- Учиться оказывать первую помощь до приезда врачей при несчастном случае.

- Учиться контролировать поведение, преодолевая стресс и тревогу.

Личностные

- Определять и высказывать под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

Познавательные

Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять безопасность.

Усвоение основных правил поведения в школе, на дороге, в опасных местах.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные

Проявлять активность во взаимодействии.

Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Что узнали, чему научились… (2ч)

Формулировать выводы из изученного, оценивать личные достижения.

Личностные

Стремиться выполнять ПДД, применяя полученные знания и умения.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные

Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.

Умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

Познавательные

Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Коммуникативные

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Применять правила поведения в разных жизненных ситуациях.


2 класс (1ч/нед., 34ч/год)


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Универсальные Учебные Действия учащихся

Раздел I. Ориентировка в окружающем мире (14ч)

- Определять особенности пространственного положения транспортного средства: при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения: далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около.

- Определять скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

- Классифицировать личный и общественный транспорт, называть отличия.

- Объяснять сигналы, подаваемые транспортным средством при движении (сигнал поворота, сигнал заднего хода).

- Называть маршрутные транспортные средства: автобус, троллейбус, трамвай.

- Выполнять упражнения на классификацию знаков дорожного движения.

- Участвовать в учебном диалоге при обсуждении проблемных ситуаций, при обсуждении значений пословиц и поговорок.

- Устанавливать, определять по рисункам и личным наблюдениям маршруты безопасного движения.

- Формулировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

- Работать в группах при составлении памятки «Правила поведения на шоссе за городом».

Личностные

- Установка на соблюдение правил дорожного движения.

- Приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наша безопасность.

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Регулятивные

- Овладевать навыками самостоятельной организации безопасной деятельности.

- Осознавать ценность собственной безопасности.

-Учиться совместно с учителем и другими 

учениками давать эмоциональную оценку 

деятельности товарищей.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

- Перерабатывать полученную информацию

делать выводы в результате совместной работы 

всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать  им;

Раздел II. Ты – пешеход (12ч)

- Выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения.

- Объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД).

- Раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения.

- Разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

- Составлять схему-рисунок регулируемого и нерегулируемого перекрестка.

- Называть предупреждающие и запрещающие знаки, их цвет и форму.

- Работать в группах: конструирование знаков дорожного движения, составление плаката «Переходи улицу правильно!», коллективное разгадывание кроссворда.

- Работать в парах, выполняя роли: сотрудника ГИБДД, регулировщика, пешехода.

Личностные

- Расширение знаний и навыков по безопасности дорожного движения.

- Усвоение основных правил дорожного движения.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

Познавательные

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других.

-Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова.

Раздел III. Ты – пассажир (5ч)

- Формулировать правила безопасного проезда в личном транспорте.

- Объяснять для чего нужно автомобильное кресло безопасности для детей, подушки безопасности, ремни безопасности.

- Формулировать правила безопасности посадки и высадки из личного транспорта.

- Участвовать в коллективной беседе, задавая друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте, оценивать ответы друг друга.

- Работать в группе при составлении памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».


Личностные

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

Познавательные

- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять безопасность.

- Усвоение основных правил поведения на дороге, в опасных местах.

- Перерабатывать полученную информацию

делать выводы в результате совместной 

работы всего класса;

Коммуникативные

- Проявлять активность во взаимодействии.

- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Что узнали, чему научились… (3ч)

- Выполнять упражнения на классификацию знаков дорожного движения для велосипедистов.

- Формулировать выводы из изученного, оценивать личные достижения.

Личностные

- Стремиться выполнять ПДД, применяя полученные знания и умения.

- Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

- Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить.

Познавательные

- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять безопасность

Коммуникативные

- Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- Применять правила поведения в разных жизненных ситуациях.


3 класс (1ч/нед., 34ч/год)


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Универсальные Учебные Действия учащихся

Раздел I. Ориентировка в окружающем мире (10ч)

- Определять пространственное положение транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа: несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение.

- Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость.

- Выполнять рисунки транспортного средства, рассказывать о нем.

- Рассказывать о профессиях на транспорте.

- Анализировать особенности дороги и местности, по которой она проходит.

- Участвовать в учебном диалоге, обсуждая опасные ситуации поведения в метро.

Личностные

- Установка на соблюдение правил дорожного движения.

- Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Регулятивные

- Освоение навыков самостоятельной организации безопасной деятельности.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

- Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков.

- Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам.

- Установление причинно-следственных связей и зависимости между изучаемыми материалами, их положения в пространстве и времени.

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других.

- Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова.

Раздел II. Ты – пешеход (20ч)

- Выполнять рисунки дорог, угадывать, какую дорогу нарисовал товарищ.

- Работать в группах при составлении рассказа от имени участника дорожного движения, при составлении памятки для пешехода и велосипедиста, которые двигаются по загородному шоссе.

- Участвовать в коллективном конструировании дорожного перекрестка.

- Выполнять упражнения на определение дорожного знака и его характеристики.

- Классифицировать дорожные знаки движения по принадлежности к виду.

- Называть дорожные знаки, обозначающие населенный пункт.

- Выполнять рисунки знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

- Называть сигналы регулировщика, повторять движения и объяснять, что они обозначают.

- Участвовать в инсценировке ситуаций, выполнять роли: сотрудника ГИБДД, пешехода, водителя.

- Участвовать в учебном диалоге, обсуждая опасные ситуации.

- Рассуждать над значением пословиц.

- Рисовать дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде.

- Участвовать в коллективной беседе на тему: Почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду?

- Работать в группах при составлении памятки «Внимание! Плохая погода!».

Личностные

- Расширение знаний и навыков по безопасности дорожного движения.

- Усвоение основных правил дорожного движения.

- Стремление выполнять ПДД, применяя полученные знания и умения.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

Познавательные

- Выявлять сходство и различия объектов;

- Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные

- Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с одноклассниками.

- Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.


Раздел III. Ты – пассажир (2ч)

- Анализировать и обсуждать ситуации, которые могут быть опасными для водителя.

- Работать в группах при составлении памятки «Письмо водителю».

Личностные

- Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

Познавательные

- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять безопасность.

- Усвоение основных правил поведения на дороге, в опасных местах.

Коммуникативные

- Проявлять активность во взаимодействии.

Что узнали, чему научились… (2ч)

- Формулировать выводы из изученного, оценивать личные достижения.

Личностные

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные

- Осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Коммуникативные

- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


4 класс (1ч/нед., 34ч/год)


Характеристика основных видов деятельности учащихся

Универсальные Учебные Действия учащихся

Раздел I. Ориентировка в окружающем мире (11ч)

- Участвовать в коллективной беседе, рассуждая на тему личной безопасности и безопасного поведения на улицах, дорогах.

- Инсценировать опасные ситуации.

- Узнавать об истории создания транспортных средств, рассматривать иллюстрации.

- Сообщать о видах транспорта, их особенностях и назначении.

- Инсценировать беседу с сотрудником ГИБДД, выполнять роль сотрудника ГИБДД.

- Работать в группах при составлении памятки «Внимание! Тормозной путь!».

- Схематически изображать тормозной путь транспортного средства.

- Ознакомиться с Правилами дорожного движения РФ — государственным документом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории нашей страны.

- Участвовать в коллективной беседе об автомагистрали, отвечая на поставленные вопросы, учиться выбирать правильный маршрут.

- Называть причины возникновения ДТП, формулировать порядок действий оказания помощи.

Личностные

- Установка на соблюдение правил дорожного движения.

- Развитие познавательных действий учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Регулятивные

- Освоение навыков самостоятельной организации безопасной деятельности.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

- Умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

- Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков.

- Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других.

- Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова.

Раздел II. Ты – пешеход (19ч)

- Узнавать, называть, классифицировать дорожные знаки.

- Инсценировать ситуацию на дороге, выполняя роли: водителя, сотрудника дорожно-патрульной службы, пешехода, пассажира.

- Объяснять сигналы, подаваемые транспортными средствами, светофором и регулировщиками.

- Рисовать дорожные знаки, рассказывать о них.

- Называть опасные ситуации, рассматривать разные варианты их развития.

- Участвовать в коллективной беседе о водителях и пешеходах – инвалидах. Рассуждать о помощи, которую мы можем им оказать.

- Рисовать знаки, помогающие инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке.


Личностные

- Приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наша безопасность.

- Расширение знаний и навыков по безопасности дорожного движения.

- Усвоение основных правил дорожного движения.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Проговаривать последовательность действий для сохранения личной безопасности.

Познавательные

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других.

- Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова.

Раздел III. Ты – пассажир (2ч)

- Формулировать правила проезда на грузовом транспорте с бортами.

- Формулировать этические нормы поведения при проезде в салоне общественного транспорта.


Личностные

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

- Уважительное отношение к иному мнению.

Регулятивные

- Уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

Познавательные

- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять личную безопасность.

- Усвоение основных правил поведения проезда в общественном транспорте; в личном и грузовом транспорте.

Коммуникативные

- Проявлять активность во взаимодействии.

Что узнали, чему научились… (2ч)

- Формулировать выводы из изученного, оценивать личные достижения.

Личностные

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные

- Осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные

- Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять безопасность

Коммуникативные

- Проявлять активность во взаимодействии.

- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Каленарно-тематическое планирование

4 класс (1ч./нед., 34ч./год)


п/п


Темы занятия

календарные сроки

фактические сроки

примечание




Ориентировка в окружающем мире (11ч)

1

Беседа на тему «Береги себя».

Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

4.09



2

Ролевая игра «Опасная встреча».

11.09



3

История создания транспортных средств.

18.09



4

Транспорт будущего.

25.09



5

Игра-соревнование «Транспорт».

Дидактическая игра «Да и нет».

2.10



6

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД».

9.10



7

Что такое тормозной путь? Рисование схемы. Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

16.10



8

Ознакомление с Правилами дорожного движения РФ.

Беседа «Что такое требование?».

23.10



9

Беседа об автомагистрали. Что значит «попасть в пробку»?

6.11



10

Практическая работа «Выберем правильный маршрут».

13.11



11

Причины возникновения ДТП.

Практическая работа «Если случилась беда».

20.11



Ты - пешеход (19ч)

12

Дорога. Тематическая беседа.

27.11



13

Дидактическая игра «Препятствие на дороге».

4.12



14

Я – грамотный пешеход.

Повторение изученного материала. Тест.

11.12



15

Повторение изученного материала: «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».

18.12



16

Заключительная беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».

25.12



17

Дидактическая игра «Наведём порядок в городе».

15.01



18

Дидактическая игра «Наведём порядок в городе».

22.01



19

Конкурс знатока дорожных знаков.

29.01



20

Ролевая игра «Куда я еду».

5.02



21

Экскурсия на перекрёсток. Наблюдение и оценка сигналов, подаваемых ТС.

12.02



22

История возникновения светофоров.

Рисование дорожных знаков и рассказ о них.

19.02



23

Ролевая игра

«Помогаем малышу изучать ПДД».

26.02



24

Что значит «держать ухо востро»?

5.03



25

Обсуждение «Как ситуация может превратиться в опасную?».

12.03



26

Составление памятки «Что такое опасная ситуация и как её избежать?».

19.03



27

Игра «Кто быстрее».

2.04



28

Рассказ учителя об «особых водителях и пешеходах».

9.04



29

Рисование знаков, помогающим инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке.

16.04



30

Рассказы детей «Как мы можем помочь людям инвалидам?»

23.04



Ты – пассажир (2ч)

31

Как перевозят людей.

Беседа о проезде в грузовом транспорте.

30.04



32

Беседа о «зайцах».

Ролевая игра «Мы едем в автобусе».

7.05



Что узнали, чему научились (2ч)

33

Итоговый тест-опрос.

Подготовка к праздничному уроку.

14.05



34

Праздничный урок

«Я знаю Правила Дорожного Движения!»

21.05





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.

Методические пособия:

  • Виноградова Н.Ф. Программа и поурочно-тематическое планирование по
    курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста: кн. для учителя. -
    М.: ЭНАС-КЛАСС: Из д-во НЦ ЭНАС, 2007.

Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы): знаки дорожного движения;

  • изобразительные наглядные пособия по безопасности ПДД: рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, плакаты.

Цифровые образовательные ресурсы

  • Сайт детского познавательного журнала «Весёлые медвежата»

http://www.medvejata.ru/greenlight/

  • Сайт «Сеть творческих учителей»

http://www.itn.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860

  • Сайт «Детские электронные книги и презентации»

http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/

  • Информационный образовательный портал

http://www.rusedu.ru/subcat_28.html

  • Мультимедийный диск «Правила дорожного движения для детей». ООО «Селена» 2008 год.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: ноутбук, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«Красный, Желтый, Зеленый»


В результате изучения курса внеурочной деятельности по изучению безопасности дорожного движения «Красный, Желтый, Зеленый» обучающиеся будут знать правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

  • воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;

Обучающиеся получат возможность узнать:

  • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;



1 год обучения


К концу изучения программы в 1-ом классе учащиеся должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах поселка;

  • безопасные участки улиц и дорог в поселке;

  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

  • опасности, связанные с погодными условиями и освещением;

  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;

  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

В области ориентирования и поведения в окружающей среде:

  • определять форму предметов окружающего мира: треугольник, круг, квадрат;

  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира: близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше;

  • сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

  • объяснять свой путь от дома до школы;

  • определять свое положение на местности по отношению к важным объектам: близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;

  • выделять среди объектов окружающей среды изученные знаки дорожного движения, узнавать их, знать назначение;

  • различать цвет и форму запрещающих знаков;

  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

  • находить места переходов по дорожным знакам: подземный, наземный переходы;

  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;

  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы в 1 классе:

  • устный опрос;

  • демонстрации и выставки творческих работ;

  • экскурсии;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов освоения программы в 1 классе: тестирования, праздник «Посвящение в пешеходы», викторина «Мы знаем правила дорожного движения!»


2 год обучения


К концу изучения программы во 2 классе учащиеся должны знать (кроме перечисленного):

  • специфику дорожной разметки;

  • правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;

  • правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

  • правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.

Учащиеся должны уметь:

  • различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;

  • выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из автобуса, маршрутного такси.

В области ориентирования и поведения в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;

  • определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

  • соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве: далеко-медленно, близко-быстро;

  • различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие и предписывающие знаки);

  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

  • группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы во 2 классе:

  • устный опрос;

  • демонстрации и выставки творческих работ;

  • мини-схема дороги;

  • конкурсы рисунков дорожных знаков;

  • экскурсии;

  • сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

Способы выявления промежуточных и конечных результатов освоения программы во 2 классе: тестирования, проведение викторины «Правила дорожные знать каждому положено».

3год обучения


К концу изучения программы в 3 классе учащиеся должны знать 

(кроме перечисленного):

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

В области ориентирования и поведения в окружающей среде:

  • определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

  • определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость);

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

  • определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

  • находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

  • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

  • объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

  • самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (стадиона, клуба, магазина).

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы в 3 классе:

  • устный опрос;

  • демонстрации и выставки творческих работ;

  • конкурсы знатоков дорожных знаков

  • экскурсии;

  • сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

Способы выявления промежуточных и конечных результатов освоения программы в 3 классе: тестирования, проведение викторины «Знай правила движения, как таблицу умножения».

4 год обучения


К концу изучения программы в 4 классе учащиеся должны овладеть вышеперечисленными знаниями и умениями. Кроме этого у учащихся будут сформированы следующие умения:

В области ориентирования и поведения в окружающей среде

  • характеризовать слова «опасность», «опасный»;

  • объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;

  • предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

  • представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

  • осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения

  • объяснять значение правил дорожного движения;

  • группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

  • соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

  • анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

  • выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

  • анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы в 4 классе:

  • устный опрос;

  • демонстрации и выставки творческих работ;

  • конкурсы знатоков дорожных знаков

  • экскурсии;

  • сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).

Способы выявления промежуточных и конечных результатов освоения программы в 4 классе: тестирования, праздник «Я знаю правила дорожного движения!»
































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.

2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 года N2265.

Введены в действие с 1.07.2003 года.

3. Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.

4. В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.

5. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2003.

6. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.

7. «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

8. Н.В. Ковалёва Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

9. А.В. Бармин, Е.А. Гальцов, И.Ю. Клюев Изучаем ПДД. 1-4 классы. Тематические занятия, классные часы и викторины. – Волгоград: Учитель, 2010.

10. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожного транспортного травматизма. Система работы в ОУ. - Волгоград: Учитель, 2007.

11. Дорожные знаки в картинках. - Издательство «Гном и Д», 2009.

12. Ижевский П. В., Хренников Б.О., Александров И.В., Маслов М.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2007.

13. Л.С. Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для школьников. Психологов. – М: Владос пресс, 2002.

14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.

15.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ)/авт. Кол. Под рук. С.В. Барканова, О.А. Никоновой.-М., 2001










40




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!