СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Культура добрососедства»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Культура добрососедства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Плодовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

__________________________

Протокол №____

от «____»_________2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______­ Л.П. Орлова


«_____»___________2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______ Л.Ф.Радченко


Приказ №_____

от «_____»________2018 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Культура добрососедства»


НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД



КЛАСС: 5–А


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1, за год 34


УЧИТЕЛЬ: Эмирсалиева Гульнар Нуриевна


КАТЕГОРИЯ: первая


СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г.№555.








с. Плодовое, 2018 г.


Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.08.2018);

  2. Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644;

  3. Авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, наук и молодежи Крыма от 11.06. 2015 г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности Республик Крым;

  4. Учебного плана МБОУ «Плодовская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год, принятого решением педагогического совета от 30.08.2018 г., протокол №14;

  5. Годового календарного учебного графика МБОУ «Плодовская СОШ» на 2018/2019 учебный год.

Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 34 часа за год, 1 час в неделю.

В образовательной деятельности классного руководителя 5 класса используются следующие сайты:

  1. –​ http://it-teach.ru/http://it-n.ru – сеть творческих учителей

  2. –​ http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

  3. –​ http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

  4. –​ http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

  5. –​ http://www.ug.ru – Учительская газета

  6. –​ Объединение педагогических изданий «Первое сентября» www.1september.ru /ru/main-slow.htm

Цель – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи:

  • формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота;

  • повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемых составляющих гражданственности;

  • формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами «культуры мира»;

  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;

  • привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;

  • формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;

  • подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае, формирование соответствующих компетентностей;

  • приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;

  • возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.




  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;  

  • приобретет способность к самооценке;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле         поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Ученик получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему, планировать свою деятельность во внеурочное время, высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.  Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.  Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач, делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

 Предметные результаты:        

• находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма; находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;

• отличать государственную символику России и Крыма;

• называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;

• иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;

• называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;

• определять ценности, которые объединяют все народы;

• давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт

• понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.

• следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;

• строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;

• рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;

• использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Структура и содержание курса соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым», утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2 - 1.

«Культура добрососедства» является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.

Учебный курс «Культура добрососедства» состоит из программ для 1-11-х классов, каждая из которых имеет своё название, отображающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:

5 класс (34 часа)

«Крымское многоголосье»

Введение.

Топонимика. Историческая ценность топонимов. Топонимы Крыма и его регионов.Роль географических названий в практической жизни.

Раздел 1. «Географическая среда».

Географическое положение Крыма. Географическое районирование Крыма и его уникальность для России. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охраны естественных ресурсов, восстановления и увеличения числа редких животных и растений. Что такое «Красная книга» России и Крыма и зачем она нужна. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский Ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т.д.) Наш Крым – самый чистый и красивый.

Раздел 2. «История».

История Крыма в названиях моего региона. Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с иографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или в Крым вообще. История моей семьи и моего региона. Для чего нужно знать историю своего этноса, рода, семьи.

Раздел 3. «Традиционная культура»

Самые замечательные (значительные) памятники архитектуры нашего населенного пункта и Крыма в целом. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня. Разнообразие блюд крымской кухни. «Крымская кухня» - это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были раньше в Крыму. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма Художники, которые прославили Крым. Художники, которыми гордятся крымчане и их произведения. Художественные музеи и галереи в Крыму. Музыка в жизни людей. Оркестр народных инструментов Крыма. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Инструменты славянского оркестра. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму. Музыкальный фольклор Крыма.Стихи, песни, легенды и предания о Крыме, о моем регионе, о моей школе.

Обряды приобщения к религии и имянаречия у этносов Крыма. Что значит мое имя. Имена моих друзей.«Азбука родства». Понятия «род», «фамилия», «семья», «родные». Иерархия

семейных связей.Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры моей улицы, моих друзей.

Раздел 4. «Язык соседа»

Родной язык. Язык моих друзей и соседей. Роль родного языка и языка общества. Наш друг – словарь. Какие бывают словари. Наука ономастика. «Словарик дружбы»:этикетная лексика, лексика, связанная с дружбой и соседством.

Раздел 5. «Аксиология»

Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть добрыми соседями. Что такое ценности? Семейные ценности. Взаимоотношения в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношения с близкими и далекими родственниками; отношения к старшим, к младшим, к сверстникам.

Раздел 6. «Конфликтология»

Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа.«Мы» и «они» - нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, и этим они нам интересны. Конструктивное общение. Класс-маленькая модель населения Крыма.

Тренинг: «Рассказываем вместе». Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы».

Раздел 7. «Поисково-исследовательская работа»

Методика проведения исследовательской работы по созданию истории своей семьи. Составление родословной. Сбор материала по терминологии родства 1-2 степени. Презентация родословной. Методика проведения исследовательской работы по изучению топонимики своего села. Презентация исследовательских работ.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел 1. «Географическая среда»

2

3

Раздел 2. «История»

4

4

Раздел 3. «Традиционная и современная культура»

8

5

Раздел 4 «Язык соседа»

6

6

Раздел 5. «Аксиология»

4

7

Раздел 6. «Конфликтология»

5

8

Раздел 7. «Поисково-исследовательская работа»

4


Итого:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

План

Факт

Введение (1 час)

1

Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой программы.

1

05.09


Раздел 1. «Географическая среда» (2 ч.)

2

Топонимика — наука о географических названиях. Происхождение топонимов. Историческая ценность топонимов.

1

12.09


3

История Крыма в названиях моего региона. Как изменяются географические названия. Топонимы Крыма и моего региона. Роль географических названий в практической жизни.

1

19.09


Раздел 2. «История» (4 ч.)

4

История Крыма в названиях моего региона.

О чем говорят наши имена и фамилии. 

1

26.09


5

История моей семьи в истории Крыма и моего региона. Для чего нужно знать историю своего этноса, рода, семьи.

1

03.10


6

Наука генеалогия. Мое родословное древо. Что можно передать по наследству.

1

17.10


7

Наука геральдика. Гербы наших населенных пунктов и регионов. Фамильные гербы. Тамга – знак принадлежности к определенному роду. Придумаем герб своей семьи, класса, школы.

1

24.10


Раздел 3. «Традиционная и современная культура» (8 ч.)

8

Гончарное ремесло, его происхождение и основы. Посуда. Украшения. Игрушки.

1

07.11


9

Музыка в жизни людей. Балканские и восточные музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов Крыма. Ансамбли и оркестры народной музыки в Крыму.

1

14.11


10

Музыкальный фольклор Крыма. Певцы-сказители на крымской земле. Фольклорные ансамбли в моем регионе. Фольклорные конкурсы и фестивали.

1

21.11


11

Стихи, песни. Стихи, песни легенды и предания о Крыме, о моем регионе, о моей школе.

1

28.11


12

Обряды приобщения к религии и имя наречения у этносов Крыма. Что значит мое имя. Имена моих друзей.

1

05.12


13

«Азбука родства». Понятия «род», «фамилия», «семья», «родные», «двоюродные». Иерархия семейных связей: 1-я и 2-я степени родства.

1

12.12


14

Как появилась игра. Почему играют люди. Подвижные игры народов Крыма.

1

19.12


15

Игры моего двора, моей улицы, моих друзей.

1

26.12


Раздел 4. «Язык соседа» (6 ч.)

16

Родной язык. Языки моих друзей и соседей. Роль родного языка и языка общения.

1

09.01


17

Наш друг — словарь. Как пишутся словари. Какие бывают словари. Словари языков и диалектов этносов Крыма.

1

16.01


18

Наука ономастика. Традиционные имена в фольклоре народов Крыма.

1

23.01


19

«Словарик дружбы»: этикетная лексика, терминология 1-й степени родства, лексика, связанная с дружбой и соседством, этикетные обращения к незнакомым людям разного пола и возраста.

1

30.01


20

«Словарик дружбы»: этикетная лексика.

1

06.02


21

Элементарные диалоги.

1

13.02


Раздел 5. «Аксиология» (4 ч.)

22

История моей семьи в истории Крыма и моего региона.

1

20.02


23

Что такое ценности? Семейные ценности. Взаимоотношение в семье. Отношение к родителям. Взаимоотношение с близкими и дальними родственниками.

1

27.02


24

Взаимоотношения поколений и полов в разных культурах.

1

06.03


25

Отношение к старшим. Отношение к младшим. Отношение к сверстникам.

1

13.03


Раздел 6. «Конфликтология» (4 ч.)

26

Осознание уникальности своего этноса и себя как представителя своего народа.

1

20.03


27

Групповое взаимодействие. Ответственность каждого за конфликтные ситуации. Что такое конфликт.

1

03.04


28

Позитивные и негативные стороны конфликта. Возможность его разрешения ненасильственным путем. Какие бывают конфликты. Как распознавать конфликты и предупреждать их.

1

10.04


29

Развитие навыков группового взаимодействия.

1

17.04


30

Развитие навыков самопрезентации. Речевые игры по практике эффективного общения.

1

24.04


Раздел 7. «Поисково-исследовательская работа» (4 ч.)

31

Методика проведения исследовательской работы по созданию истории своей семьи. Составление родословной. Сбор материала по терминологии родства 1-2 степени.

1

02.05


32

Презентация родословной.

1

08.05


33

Методика проведения исследовательской работы по изучению топонимики своего села.

1

15.05


34

Презентация исследовательских работ.

1

22.05


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения


«____»_________201 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________


«_____»___________201 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

___________________


«_____»________201 г.



Лист коррекции


Рабочей программы учителя ________________________________

Ф.И.О.

по _________________________________________________

предмет

в __________________________________________________

класс


№ п/п

Название раздела, темы

Тема урока

Дата проведения

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

























































Выводы о выполнении программы:



Учитель________________________ (__________________________)

Подпись Ф.И.О.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!