МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛОБАНОВСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения предметов социально-гуманитарного и эстетического цикла Протокол №1 от 30 августа 2016 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________А.Н.Бушманова 31 августа 2016 | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лобановская школа» ________С. В.Костыря Приказ № от 31 августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА
«АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
6 КЛАСС
Составитель:
Бруцкая Е.Л.
учитель географии и обществознания
с. Лобаново, 2016
Пояснительная записка
Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель программы:
-формирование у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
-осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
-формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
-формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
обучающие:
-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;
развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты по внеурочной деятельности «Дорожная азбука» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты | Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные | Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
Смыслообразование: - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Нравственно-этическая ориентация: - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, |
Познавательные УУД | Общеучебные: - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. |
| Знаково-символические: - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; |
Информационные: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). |
Логические: - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - синтез; - сравнение, - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение. |
Оценка: - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; |
Саморегуляция: - активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта; |
Коммуникативные УУД | Инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; |
Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
Взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, |
Регулятивные УУД | Целеполагание: - формулировать и удерживать учебную задачу, - преобразовывать практическую задачу в познавательную, |
Планирование: - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; |
Учебные действия: - выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. - использовать речь для регуляции своего действия; |
Прогнозирование: - предвосхищать результата; |
Контроль: - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. - использовать установленные правила в контроле способа решения; |
Коррекция: - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
1 час в неделю, 34 часа в год
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы проведения мероприятия
|
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины ПДД. | 1 | Беседа, блиц-опрос на знание правил ПДД, ребусы |
2 | Причины ДТП. | 2 | Рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Практика: ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение» |
3 | Проект №1. «Улица полна неожиданностей» | 1 | Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра. |
4 | Где и как переходить улицу? | 2 | Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах. |
5 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 1 | Составление маршрута движения от дома в школу и обратно. Разбор конкретных ситуаций. Вклеивание схемы маршрута в дневники учащихся |
6 | Проект №3 Правила для пешеходов. | 1 | Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришѐл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Практика: Дидактическая игра «Найдѐм знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!». |
7 | Перекрестки и их виды. | 2 | Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрѐсток». Коллективное разгадывание кроссворда. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. |
8 | Сигналы светофора с дополнительной секцией. | 2 | Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика. |
9 | Дорожные знаки и дорожная разметка. Знаки для пешеходов и для водителей | 1 | Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.») |
10 | Проект №4 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нѐм, что запомнили). |
11 | Проект №3. «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 1 | Дидактическая игра «Найдѐм знаки». Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. |
12 | Виды транспорта. Проект №5. Виды транспорта. | 2 | Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта. Просмотр видеофильма «Машины специального назначения» |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности. |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из трамвая, других видов транспорта. . Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. |
15 | Движение транспортных средств. Движение по загородным (сельским) дорогам. | 1 | Знание дорожных знаков, обозначающих населѐнный пункт. Практика: дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай». Составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе. |
16 | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 2 | Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах . |
17 | Проект №6. «Ситуации на дороге». | 1 | Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра. |
18 | Правила для роллинга. | 1 | Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация. |
19 | Проект №7. «Где можно и где нельзя играть». | 1 | Стихи Г.Титова «Глупый утѐнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома. |
20 | Проект №8. Движение по дороге в группе. | 1 | Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила при групповом движении),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций. |
21 | Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). | 2 | Беседа, ролевая игра, работа в группах Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем пострадавшему». |
22 | Повторение. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?» . Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». |
23 | Резерв | 1 | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины ПДД. | 1 | 1 | |
2 | Причины ДТП. | 2 | 2 | |
3 | Проект №1 «Улица полна неожиданностей». | 1 | | 1 |
4 | Где и как переходить улицу? | 2 | 1 | 1 |
5 | Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». | 1 | | 1 |
6 | Проект №3 Правила для пешеходов. | 1 | | 1 |
7 | Перекрестки и их виды. | 2 | 1 | 1 |
8 | Сигналы светофора с дополнительной секцией. | 2 | 2 | |
9 | Дорожные знаки и дорожная разметка. Знаки для пешеходов и для водителей. | 1 | | 1 |
10 | Проект №4 «Дорожные знаки в моей окрестности». | 2 | 1 | 1 |
11 | Проект №5. «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». | 1 | | 1 |
12 | Виды транспорта. Проект №6. Виды транспорта. | 2 | 1 | 1 |
13 | Поездка на автобусе и троллейбусе. | 1 | | |
14 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. | 1 | | |
15 | Движение транспортных средств. | 1 | 1 | |
16 | Движение по загородным (сельским) дорогам. | 2 | 1 | 1 |
17 | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 2 | 1 | 1 |
18 | Проект №7. «Ситуации на дороге». | 1 | 1 | 1 |
19 | Правила для роллинга. | 1 | 1 | |
20 | Проект №8. «Где можно и где нельзя играть». | 1 | | 1 |
21 | Проект №9. Движение по дороге в группе. | 1 | | 1 |
23 | Оказание первой медицинской помощи при ДТП (переломы и другие виды травм). | 2 | 1 | 2 |
24 | Повторение. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | 1 | |
21 | Резерв | 1 | 1 | |
22 | Всего | 34 | 18 | 16 |