СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры" 2-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе содержится тематическое планирование курса ОПК со 2 по 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Основы православной культуры" 2-4 класс»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

(начальная школа)

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для начальной и основной школы направлена на духовно-нравственное личностное развитие обучающихся 2-4.

Программа разработана в соответствии со ФГОС начального и основного общего образования, основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с региональной учебной программой курса «Основы православной культуры» /Авт. архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина.

Актуальность представленной программы обуславливается необходимостью формирования нового образовательного результата, заданного ФГОС - воспитание высоконравственного ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных отечественных традициях.

В связи с этим возникает необходимость обращения молодого поколения к истокам русской культуры, исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества.

Концептуальная основа реализации поставленной цели заложена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: интеграция духовно-нравственного воспитания и развития во все виды деятельности обучающихся. Что означает интеграция во все направления образовательного процесса: урочное и внеурочное, внеучебное, социально-полезное.

Целевая установка внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития школьниками своих образовательных интересов на основе свободного выбора, для постижения и принятия духовно-нравственных ценностей на основе сопряжения научных знаний и культурно-исторических традиций.

В логике обозначенной цели и с учетом специфики духовно-нравственной составляющей образования определена цель данной программы.

Целевая установка программы «Основы православной культуры»: духовно-нравственное воспитание и развитие детей на основе сопряжения научных знаний, культуры и традиций православия.

Задачи:

  • приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности. Именно личностным образовательным результатам ФГОС определяет первоочередное место.

Программа выстраивается на основе принципов преемственности, последовательности, концентричности, развития.

Общеизвестно, что нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

Данный курс базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса «Основы православной культуры». Содержание программы раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческого, исторического, нравственного, библейского, аксиологического, краеведческого аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Курс «Основы православной культуры» играет обобщающую, систематизирующую роль. На уроке по ОПК учащиеся объединяют знания, полученные в процессе изучения различных предметов, в единую целостную картину.

В некоторых случаях курс ОПК выполняет пропедевтическую функцию, готовит школьников к восприятию конкретного предметного знания.

Курс ОПК обогащает содержание отдельных предметов. Так, тексты, изучаемые на уроках ОПК, можно использовать на уроках русского языка. И тексты, предлагаемые в виде упражнений в учебнике русского языка, использовать на уроках ОПК для наполнения их духовно-нравственным содержанием. Аналогично и по другим гуманитарным дисциплинам.

Последовательность изложения программы определяется в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

Программа построена по принципу развивающего обучения, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний об отечественной культуре и истории, полученных при изучении базовых дисциплин.

Программа «Основы Православной культуры» на ступени начального общего образования рассчитана на 102 часа в 2-4 классах (по 1 часу в неделю).


В программе просматривается концентрический принцип: три концентра - начальная школа, основная школа (5-6 классы), основная школа (7 класс).

В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, преподнесение начальных сведений о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы. В основной школе (5-6 классы) – целенаправленное изучение Ветхозаветной и Новозаветной истории в контексте культуры, традиций народа, ее нравственной оценки. Основная школа (7 класс) – систематизация и обобщение полученных знаний, их углубление и расширение при раскрытии интегрированных проблемных тем исторического и нравственного содержания. Такой подход позволит подготовить подростков к осознанию проблем мировоззренческого уровня, проведению сравнительного анализа культур разных эпох, народов и религий на старшей ступени обучения, позитивной ориентации в различных системах социум

Ожидаемые образовательные результаты реализации программы внеурочной деятельности

«Основы Православной культуры»

(2-4)


Программа «Основы православной культуры» способствует достижению результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной и основной школы.

Первый уровень результатов (второй класс)

Личностные:

  • формирование представлений о нравственных понятиях: добро, любовь к ближнему, милосердие, трудолюбие, совесть и др.;

  • знакомство с заповедями Божиими;

  • освоение культуры проведения православных праздников;

  • знакомство с традициями православной семьи;

  • проявление интереса к анализу житейских ситуаций, литературных произведений, исторических фактов;

  • обретение элементарного духовного опыта: уважительное отношение: к православным традициям семьи, родителям, родственникам, окружающим.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование вдумчивого читателя: овладение навыками смыслового чтения детских текстов;

  • формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение картин и икон.


Предметные:

  • Знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», слова «церковь», «храм», «ангел», «Пасха», «Троица», «Крещение», «православный», «благотворитель», «благодушный», «благочестивый», «добродушный», «добродетель» и иметь представление об их назначении.

  • Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского.

  • Уметь: рассказать о Преподобном Сергии Радонежском, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения; рассказать о сюжете известных художественных полотен, например, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крещение князя Владимира» В.М. Васнецова и др.

  • Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Иисус Христос, значение государственных и православных праздников.

Второй уровень результатов (третий класс)

Личностные:

  • формирование основных нравственных понятий: красота, доброта, любовь к родному краю, Отечеству, подвиг, совесть;

  • освоение культуры проведения православных праздников;

  • познание семейных традиции предков;

  • формирование интереса к анализу и оценке житейских ситуаций, литературных произведений, исторических фактов с нравственных позиций;

  • обретение элементарного духовного опыта: управление настроением, доброжелательное отношение к окружающим, отрицательного отношения к дурным наклонностям: тайноядение, чревоугодие, грубость, гневливость и другим.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • формирование вдумчивого читателя: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

  • формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение картин и икон;

  • формирование вдумчивого слушателя: готовность слушать собеседника, вести диалог.

Предметные:

  • Знать: понятие «церковное новолетие»; слова «монастырь», «монах», «Благовещение», «Покров», «подвиг»; структуру календарей (государственного и православного) и иметь представление об их значении.

  • Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, Преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона; основные воинские награды России.

  • Уметь: рассказать о преподобном Антонии Печерском и святом праведном Илии Муромце; государственных символах (герб, флаг, гимн), спеть гимн России, рассказать о сюжете известных художественных полотен, например, «Труды Преподобного Сергия Радонежского» М.В. Нестерова и другие.

  • Понимать: смысловое значение государственных и православных праздников.

Третий уровень результатов (четвертый класс)

Личностные:

  • принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, тайная помощь людям как народная традиция, патриотизм.

  • формирование умений анализа и оценки житейских ситуаций, литературных произведений, исторических фактов с нравственных позиций;

  • обретение элементарного духовного опыта: представление о духовном и материальном богатстве, о том, как человек распоряжается богатством (талантами), как дарами Божиими, понимание духовного смысла подвига, отличие истинного понимания подвига от ложного его понимания, бережное отношение к произнесенному слову и другие.

Метапредметные:

  • умение вносить коррективы в выполнение учебных задач на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событий с нравственных позиций;

  • формирование вдумчивого читателя: осознанное построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в рамках изучаемого материала;

  • формирование умений работы в команде: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

Знать: внешнее устройство храма, символику иконы «Воскресение Христово», традиции поминовения усопших, о значении монастырей в государственной жизни нашей страны.

Понимать: духовный смысл понятий «щит духовный, щит военный», православных праздников, духовный смысл подвига (ратного, трудового, молитвенного, родительского и т.д.).

Уметь: рассказать о миссионерском служении апостолов, о святых первоучителях Кирилле и Мефодии, благотворительной деятельности жителей родного города (села), о патриотическом подвиге русского народа во время смуты XVII века, о благодарном отношении потомков к память своих предков, а так же о воинской символике.


Выводы.

На первом уровне происходит освоение новых понятий;

на втором уровне - это моделирование педагогом ситуаций, в которых приобретается определенный опыт узнавания и осознания новых понятий в жизни, произведениях литературы, живописи, музыки;

на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения основ духовного опыта и опыта нравственного поведения в жизни.



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Темы и формы проведения занятий, виды деятельности обучающихся

Кол-во часов


ВТОРОЙ КЛАСС


1

Аз и Буки – начало науки

Вводное занятие. Познавательная беседа.

1

2

Начать с азов

Просмотр фильма…

1

3

Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства

Подготовка к празднику Матери: изготовление поделок, рисунков.

1

4

Традиция празднования именин

Подготовка поздравлений одноклассников, родных, знакомых с днем именин.

1

5

Семья прп. Сергия Радонежского.

Детские годы прп.Сергия Радонежского

Чтение жития, просмотр презентации.

1

6

Покров Пресвятой Богородицы:

история праздника.

Экскурсия в храм Покрова Богородицы (возможно виртуальная).

1

7

«…В поте лица твоего будешь добывать хлеб»

Конкурс стихов о хлебе.

1

8

Природный и духовный мир

Экскурсия в лес, парк, наблюдение за природными явлениями. Конкурс рисунков «Красота Божьего мира».

1

9

Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери

Чтение фрагмента книги И.С. Шмелева «Лето Господне» о традиции празднования «Покрова».

1

10

Язычество древних славян

Викторина на тему «Русские народные сказки, былины».

1

11

Урок нравственности: понятие греха

Чтение басен И.А. Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость и др. Практическая работа «Добродетели и пороки».

1

12

Традиции семейной трапезы

(Филипповский пост)

Чтение отрывка из книги И. Шмелева «Лето Господне». Знакомство с рецептами постной трапезы.

1

13

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Просмотр фильма.

1

14

Выбор пути духовного и земного

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

1

15

Заповедь о любви. Совесть

Знакомство со святоотеческой литературой о любви, совести.

1

16

Рождество Христово. История праздника

Изготовление рождественских подарков для детского сада.

1

17

Крещение Господне. Чудо освящения воды

Подготовка праздничного концерта для детского сада.

1

18

Любовь к детям. Христос и дети

Занятие совместно с родителями. «Что такое благословение?»

1

19

Дела милосердия: накормить алчущего, напоить жаждущего

Конкурс стихов о милосердии.

1

20

Отношение святых отцов к животным

Творческие проекты «Любимый питомец».

1

21

Урок нравственности: не осуждай

Чтение отрывка из книги И. Шмелева «Лето Господне». Беседа: «Прощеное воскресенье»..

1

22

Фронт боевой и фронт трудовой

Утренник: «Встань за Веру, Русская земля!». Встреча с ветеранами войны и труда.

1

23

Общение с миром, время очищения

Беседа о таинстве исповеди.

1

24

Строение семьи. Мир в семье

Занятие совместно с родителями. Рассказы о семейных традициях. Поклон как народная и церковная традиция общения.

1

25

Значение имени Божия:

«Имя Твое паче всякого имени призываем»

Анализ стихотворения об Иисусе Христе в хрестоматии. Практическая работа «Имена Божии».

1

26

Тема «Благовещение Богородицы» в искусстве

Проект «Традиции празднования «Благовещение» на Руси»

1

27

Вход Господень в Иерусалим:

историческое событие

Знакомство с праздничной иконой. Чтение рассказа М. Забылина «Вербное воскресенье».

1

28

Пасхальная седмица: традиции и символика

Подготовка Пасхального концерта для детского сада.

1

29

Радоница – Вселенская Пасха

Традиции поминовения усопших.

1

30

День Славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла

Изготовление церковно-славянских букв по трафаретам. Украшение букв природным орнаментом.

1

31

Посещение храма: внутреннее устройство

Посещение ближайшего храма.

2

32

Труд – основа жизни

Знакомство с профессиями родителей.

Участие в акции «Сделаем мир чище».

2


ТРЕТИЙ КЛАСС


1

Семейное чтение как традиция воспитания

Занятие совместно с родителями. Выставка книг для семейного чтения. Конкурс «Пословицы и поговорки о знаниях».

1

2

Церковное новолетие

Знакомство с церковным календарем.

1

3

Родители Пресвятой Богородицы

Творческий проект «Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье».

Подготовка ко дню Матери.

1

4

Исповедники Веры Православной

Чтение жития святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (фрагменты).

Знакомство с иконой «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София».

1

5

Монашество как особый подвиг служения

Виртуальная экскурсия в Троице-Сергиеву лавру.

1

6

Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

Инсценировка «Чудесное обретение иконы».

1

7

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Беседа о традиции вкушения хлеба, хранения хлеба, встречи гостей хлебом и солью.

1

8

Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека

Знакомство с произведениями живописи и поэзии о природе и духовном мире.

1

9

Судьба страны – судьба семьи

Знакомство с картинами о подвиге К. Минина и князя Дмитрия Пожарского (художники Скотти, Ю.Пантюхин, Э.Лисснер).

1

10

Теневые лабиринты сознания человека

Чтение детских рассказов и сказок, пословиц о суевериях и приметах инославных культур.

1

11

Нравственная природа человека: доброта как творческая сила

Просмотр фильма о святой . преподобномученице Елизавете (Романовой): помощь нищим, больным. Практическая работа «Доброе и злое сердце».

1

12

Православное устройство дома

Творческие проекты «Украшение дома», «Святыни дома», «Семейные реликвии».

1

13

Красота духовная и телесная.

Мужественная красота

Беседа о мужественной красоте на примере подвига А.В. Суворова.

1

14

Государственные и церковные символы России

Государственные и церковные символы: герб, гимн, флаг, знамя, хоругви. Рисование Государственных и губернских символов. Прослушивание музыкальных произведений: гимн России (сл. С.В. Михалкова, муз. А. Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (сл. В.А. Жуковского, муз. А.Ф. Львова).

1

15

Православная культура общения

Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).

1

16

Рождество Христово: народные традиции празднования

Подготовка к Рождественской елке.

1

17

Православные и государственные праздники

Беседа о традиции празднования Крещения Господня в России.

1

18

Отрок Иисус в преданиях народа

История возникновения апокрифических текстов. Знакомство с апокрифами о жизни Иисуса Христа.

1

19

Дела милосердия: «Прийти с утешением»

Практическая работа «Милости телесные и духовные». Посещение ветеранов войны и труда (родственников, соседей).

1

20

Гостеприимство как традиция народа

Викторина по русским народным сказкам о народной традиции гостеприимства.

1

21

Имя ее Любовь

Инсценировка сказки Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья»

1

22

Воинские знаки, отличия и награды Отечества

Выставка «Воинские знаки отличия и награды Отечества в нашей семье». Выпекание жаворонков совместно с родными.

1

23

Народные традиции поста

Беседа о значении Великого поста, о различии поста и диеты.

1

24

Православная традиция ведения домашнего хозяйства

Чтение отрывка из книги И.С. Шмелев. «Лето Господне». Семейная трапеза.

1

25

Поклон как народная и церковная традиция общения

Чтение отрывка из книги И.С. Шмелев. “Лето Господне». Инсценировка отрывков из русских народных сказок о традиции общения русского народа.

1

26

Благовещение. Традиции празднования

Поздравление с праздником Благовещения, изготовление подарков.

1

27

Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа

Изучение праздничной иконы. Рисование веточки вербы.

1

28

Пасхальная седмица:

Явление Христа Воскресшего.

Подготовка и проведение Пасхального концерта.

2

29

Мир дольний и горний

Знакомство со святоотеческой литературой о мире природы (Св. Игнатий Брянчанинов)

Просмотр видеозапись Евангельской притчи: о богаче и бедном Лазаре.

1

30

День Славянской письменности и культуры. Живое слово

Смотр - конкурс стихов и духовных и патриотических песнопений.

1

31

День рождения Церкви Христовой.

Начало апостольского служения

Духовный смысл праздника Святой Троицы. Традиции украшения храмов и домов.

1

32

Паломническая поездка по святым местам области


2


ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС


1

Древнерусская литература как исторический источник познания

Просмотр фильма «Как князь Владимир веру выбирал» (летопись «Повесть временных лет»).

1

2

Летоисчисление от Сотворения мира и по Рождеству Христову

Практическая работа «Лента времен. Определить знаменательные даты от Сотворения мира».

1

3

Рождество Пресвятой Богородицы - промысел Божий по спасению мира

Творческие проекты «Пресвятая Богородица как участница и покровительница отечественного домостроения (Умиление, Одигитрия, Оранта)», «Местные храмы Пресвятой Богородицы».

1

4

Защитники Святой Руси

Просмотр мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя - монахи-воины».

1

5

Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства

Знакомство с историческим событием России ХIV века благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву на картинах русских живописцев.

1

6

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

Россия – удел апостольского служения Пресвятой Богородицы. Прослушивание тропаря как жанра гимнографии.

1

7

Священный хлеб в церковном богослужении

Беседа о символическом значении освященного хлеба.

1

8

Богатство природы России

Творческие проекты «Богатство и разнообразие природы России», «Великие святыни нашей Родины», «Святые источники родного края и сохранение их».

1

9

Объединение государства и Церкви в борьбе со смутой XVII века

Прослушивание и обсуждение фрагмента оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

1

10

Защита Православия в языческом мире

Изучение жития святых: св. великомученик Димитрий Солунский – защитник христианства.

1

11

Щит военный, щит духовный

Знакомство с местночтимыми храмами и монастырями во имя Архангела Михаила и всех бесплотных сил: их стратегическое назначение». Изучение российского герба, творческий проект: «Изображение на иконе небесного воинства».

1

12

География служения апостолов Христовых

Апостол Андрей Первозванный, его путь по славянским землям («Повесть временных лет»). Благодарные потомки: память апостола Андрея Первозванного.

1

13

Соприкосновение духовного и телесного мира

Традиция празднования на Руси Введения во храм Пресвятой Богородицы. Инсценировка.

1

14

Славянские традиции почитания святых

Традиции почитания святого великомученика Георгия Победоносца в славянских странах. Изображение его на гербах, иконах.

1

15

Тайная помощь людям как способ выражения любви

Жития святых: свт. Николай, архиепископ Мир Ликийских, св. праведный Иоанн Кронштадтский (фрагменты жития).

Детский опыт оказания помощи своим друзьям, знакомым и незнакомым людям.

1

16

Рождество Христово: причины пришествия Христа в мир

Подготовка к Рождественской елке. Изготовление подарков для детского сада.

1

17

Взаимосвязь Крещения и Преображения как проявление Божественной сущности Христа

Проведение праздника Рождества Христова для детского сада.

1

18

Богопослушание и жертвенность как путь к спасению

Чтение житийной литературы «Илия Муромец – воин и монах».

1

19

Дела милосердия: защита физическая и духовная

Посещение ветеранов войны и труда (родных и соседей).

1

20

Молитва как разговор с Богом

Знакомство с жанром молитвы в поэзии русских классиков.

1

21

Ценности истинные и ложные

Беседа об отношении к богатству и богатым, о благотворительности в прошлом и сегодня.

1

22

Воинская символика

Виртуальная экскурсия в музей боевой славы.

Смотр - конкурс воинской песни.

1

23

«Кто имеет уши слышать, да слышит…»

Занятие совместно с родителями.

Беседа о слушании полезном и вредном.

1

24

Святое семейство: богопослушание

Инсценировка отрывков из русских народных сказок о традиции общения русского народа.

1

25

Подвиг и его природа

Беседа о подвиге (духовный, ратный, трудовой).

Знакомство с православной иконой: икона св. Симеона Столпника, прп. Серафима Саровского (моление на камне).

Изобразительное искусство: А.А. Дейнека «Оборона Севастополя».

1

26

Благовещение. Православное самодержавие

Поздравление с праздником Благовещения, изготовление подарков для детского сада.

1

27

Страстная седмица: Тайная Вечеря.

Моление о Чаше

Беседа о послушании.

1

28

Светлая седмица.

Икона Воскресения: символика

Подготовка и проведение Пасхального концерта.

2

29

Радоница. Поминание усопших воинов, павших на поле брани

Традиция поминовения усопших воинов, павших на поле брани.

1

30

День Славянской письменности и культуры. Азбучная молитва

Подготовка к участию в школьных Кирилло-Мефодиевских чтениях.

1

31

Традиция празднования Троицы на Руси

Символика праздника. Икона Андрея Рублева «Троица».

1

32

Паломническая поездка: благоустройство территории около святых источников.

2

32

Паломническая поездка: храмы губернии


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа второго класса

Урок №1. Аз и Буки – начало науки

Азбука. Красота Азбуки.

Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь.

Изучение азбуки в русской школе.

Библиотека вашей семьи.

Пословицы

Художественное произведение: Л. Модзалевский «Приглашение в школу»

Урок №2. Начать с азов

Начать с азов (Аз есмь…).

Заповеди Ветхого Завета: Первая заповедь – Возлюби Бога.

Новозаветная история: Первая молитва – Отче наш.

Традиция: Молитва перед началом каждого дела.

Художественное произведение: А. Фет «Ангел»;

Духовное песнопение: Отче наш.

Словарная работа: молитва, аминь.

Урок №3. Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства

Праздничная дата календаря: Описание жизни Пресвятой Богородицы.

Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.

Художественное произведение: С. Надсон «Под голос вьюги»

Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице.

Подготовка к празднику Матери.

Словарная работа: образ.

Урок №4. Традиция празднования именин

Отличие именин от дня рождения.

Как найти своего Небесного покровителя в православном календаре?

Традиция празднования дня именин: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днем именин.

Нравственная задача: любите ли вы дарить подарки?

Православная икона: святые Небесные покровители учеников класса.

Художественное произведение: И. Бунин «Ангел».

Изобразительное искусство: картина В. Сурикова «Нерукотворный образ»

Словарная работа: ангел-хранитель.

Урок №5. Семья прп. Сергия Радонежского

Семья отрока Варфоломея. Свв. Кирилл и Мария, братья. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.

Изобразительное искусство: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».

Художественное произведение: аудиозапись – о детских годах преподобного Сергия Радонежского.

Духовное песнопение: слушание молитвы: «Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас».

Словарная работа: обитель, монах.

Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника

Исторические события Х века по Р.Х. в греческом городе Царьграде. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

Православная икона: Покров Пресвятой Богородицы.

Духовное песнопение: «Величание на Покров Пресвятой Богородицы».

Словарная работа: словосочетания «живая душа», «живое дело».

Урок №7. «…в поте лица твоего будешь есть хлеб»

Ветхозаветная история: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17).

Уважительное отношение к труду хлебороба.

Традиция: отношение к хлебу в русской православной семье.

Изобразительное искусство: А.Г. Венецианов «Жнецы», «На пашне»; А.А. Пластов «Жатва», «На току»; портреты тружеников-хлеборобов и другие (по выбору учителя).

Художественное произведение: сказка «Легкий хлеб», О. Белявская «Золотой звон», Н.Палькин «Пахнет хлеб и солнцем, и землёй». Пословицы о хлебе.

Музыкальное произведение: «Хлеб - всему голова» (сл. В. Балачана, муз. Н. Кудрина), «Слава хлебу» (сл. В. Бокова, муз.Л. Тумиалиева), «Как прекрасна земля» (сл. Ф.Лаубе, муз. Б. Фиготино), Гимн хлебу (В.Г. Захарченко).

Словарная работа: хлеб, земля.

Урок №8. Природный и духовный мир

Постоянство и изменчивость Божьего мира.

Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга (символическое значение). Всемирный потоп. Ной и его дети.

Художественная литература: природный и духовный мир в художественных произведениях (А.С. Пушкин, И. Никитин, Ф.И. Тютчев, И.З. Суриков, С.Я. Маршак).

Изобразительное искусство: И.К. Айвазовский «Бурное море», «Девятый вал».

Музыкальное произведение: романс «Буря мглою небо кроет».

Слушание: фрагмент акафиста «Слава Богу за Все», кондак 6.

Урок №9. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери

Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России («Казанская» зимняя и «Казанская» летняя).

Православная икона: Казанская икона Божией Матери.

Духовное песнопение: «Величание Пресвятой Богородцы».

Изобразительное искусство: М. Скотти «Освобождение Москвы от поляков. Народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского».

Художественная литература: сказка о молодильных яблоках и живой воде.

Традиция празднования: государственного праздника Дня примирения и согласия

Словарная работа: крестьянин.

Урок №10. Язычество древних славян

Изображение идолов в русских народных сказках, былинах.

Элементы языческой культуры в русской жизни.

Православная традиция: призывание имени Божия в трудных жизненных ситуациях, во время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!».

Духовное песнопение: «Господи, помилуй!»

Изобразительное искусство: картины В.М. Васнецова на сказочные сюжеты, картина «Крещение киевлян».

Словарная работа: язычество, капища.

Урок №11. Урок нравственности: понятие греха

Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3). Гробы прихоти (Исх.17:15-20).

Художественная литература: Л. Толстой «Как лучше жить». Чтение басен И.А. Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость.

Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам (с использованием духовных песен и стихов, фольклора, пословиц).

Словарная работа: добродетель, прихоть, порок.

Урок №12. Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)

Традиция: назначение и проведение постов.

Изобразительное искусство: К. Коровин «За чайным столом».

Художественная литература: И. Шмелёв «Лето Господне».

Размышление по тексту: Семейная трапеза (непридуманный рассказ).

Ролевая игра: подготовка к трапезе, место за столом, отношение к еде и сотрапезникам, благодарение за трапезу.

***Пословицы и поговорки о питании.

Словарная работа: трапеза, пост.

Урок №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздничная дата календаря: Описание события Введения во храм.

Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Художественная литература: И. Никитин «Детская молитва».

Музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Милость мира» (литургия св. Иоанна Златоуста).

Словарная работа: лик, псалмы.

Урок №14. Выбор пути духовного и земного

Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности.

Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Витязь на распутье».

Словарная работа: распутье.

Урок №15. Заповедь о любви. Совесть

Как любить самого себя?

Чистая совесть – что это?

Как ты проявляешь любовь к родителям?

Художественная литература: народная сказка «Гуси-лебеди», «Эльза и братья», Л. Толстой «Добрый товарищ», Ф.М. Достоевского «Дорогая копеечка».

Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»: сюжет.

Размышление о прочитанном: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Пословицы.

Словарная работа: совесть.

Урок №16. Рождество Христово: история праздника

О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов».

Рождественский концерт, выставки.

Православная икона: икона Рождества Христова.

Духовное песнопение: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (тропарь, глас 4).

Художественная литература: А.А. Фет «Рождественская ночь», И.С. Шмелев «Лето Господне».

Словарная работа: сочельник.

Урок №17. Крещение Господне. Чудо освящения воды

Традиция празднования Крещения.

Чудо Крещенской воды.

Православная икона: икона «Крещение».

Духовное песнопение: тропарь праздника.

Художественная литература: П. Вяземский «Иоанн Предтече», В. Свечин «Дни Крещение на святой Руси».

Изобразительное искусство: И. Патинир «Крещение Христа».

Словарная работа: митрополит, Иордань.

Урок №18. Любовь к детям. Христос и дети

Новозаветная история: Христос и дети (Мф 19:13-15; Мк. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф.9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк.7:11-17).

Любовь родителей к детям.

Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Привели детей», «Воскрешение дочери Иаира».

Художественная литература: Л. Бутовский «Христос и дети». Н. Гурко «Сашенька».

Словарная работа: благословение.


Урок № 19. Дела милосердия

Новозаветная история: Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43).

Непридуманный рассказ: «Накормить алчущего и напоить жаждущего».

Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А.Н. Плещеев «Приголубьте сироток». Святочный рассказ «Рождественский ангел».

Рассуждение по прочитанному:

В. Осеева «Три товарища»

Словарная работа: алкать, алчущий, милостыня, обитель, сирота, нищета.

Урок № 20. Отношение святых отцов к животным

Жития святых: Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других).

Православные иконы: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (XVI в.).

Мемуарная литература: Из воспоминаний полковника В.К. Олленгрэна о детстве Николая II.

Художественная литература: *Рассказ священника. Николая Агафонова (фрагмент Апокриф о комарах).

Урок № 21. Урок нравственности: не осуждай

«Не осуждай - не будешь осужден».

Грех ябедничества.

Традиция: Прощение и Прощеное воскресенье.

Художественная литература: Прощеное воскресенье в книге И.С. Шмелева «Лето Господне». В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня», С. Золотцев «Прощенное воскресенье»

Cловарная работа: суждение, осуждение, ябедничество.

Урок №22. День защитника Отечества: фронт боевой, фронт трудовой.

Памятники воинам-защитникам нашего Отечества.

Историческая память: летописи военных подвигов наших соотечественников, день поминовения воинов.

Встреча с ветеранами войны и труда.

Православные иконы: св. благоверный князь Александр Невский, Преподобный Сергий Радонежский.

Изобразительное искусство: Ю. Ракша «Преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву князя Димитрия Донского».

Художественная литература:

Ю. Яковлев «Моя Родина», С.Табачников «Подарок»

Cловарная работа: земляки, поле брани, рать, дань, победа.

Урок №23. Общение с миром. Время очищения.

«Имеющий уши, да слышит» (Откровение Иоанна Богослова, гл.3; п. 22). Умение слушать и слышать.

Евангельские притчи: притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 4-8).

Художественная литература: «Подготовка к исповеди» в книге И.С. Шмелева «Лето Господне», Э. Мошковская «Я маму свою обидел».

Cловарная работа: общение, тернии.

Урок №24. Строение семьи. Мир в семье.

Семейная традиция: мироустроение семьи.

Взаимоотношения в семье.

Просите ли вы прощение друг у друга?

Умеете ли вы прощать.

Жития святых: житие прп. Тита, пресвитера Печерского.

Православные иконы: икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».

Изобразительное искусство: А. Пластов «Мама».

Художественная литература: Сила Благословения родительского (на примере сказки о Василисе Прекрасной и других произведений), *М.Горький «Детство», Н. Гоголь «Тарас Бульба».

Урок №25. Значение имени Божия. «Имя Твое паче всякого имени призываем»

Иисус, Спаситель, Христос, Мессия, Эммануил, Господь Саваоф.

Библейская история: Как помазали Давида на царство.

Православная икона: «Эммануил со святыми».

Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Бог Саваоф»

Художественная литература: Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья», А.К. Толстой «Спаситель», В.С. Соловьев «Имману-Эль».

Cловарная работа: помазанник.

Урок №26. Тема Благовещения Богородицы в искусстве

Дева Мария и архангел Гавриил.

Православная икона: «Благовещение Пресвятой Борогодицы»

Изобразительное искусство: С. Мартини «Благовещение» (1333, Флоренция); А.А. Иванов «Благовещение»; В. Поленов «Пошла в Нагорную страну» (1900) (устное сочинение по картине).

По страницам Новозаветной истории: Посещение Девой Марией Елисаветы.

Художественная литература: А.Иванов «Благовещение святое».

Духовное песнопение: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…»

Урок № 27. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие

По страницам Новозаветной истории: Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.

Православная икона «Вход Господа в Иерусалим».

Духовное песнопение: П. Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне».

Художественная литература: К.Д. Ушинский «Вербная», М. Забылина «Вербная неделя».

Урок № 28. Пасхальная седмица: традиции и символика

Русская традиция празднования пасхальной седмицы

Православная икона: «Сошествие во ад».

Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…».

Художественная литература: А. Майков «Христос Воскрес», Е. Опочинина «Царские писанки» и другие произведения классической литературы.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: благовест.

Урок №29. Радоница – Вселенская Пасха

История возникновения традиции празднования Радоницы.

Правила поведения на кладбище.

Изобразительное искусство: И. Левитан «Над вечным покоем».

Святоотеческая литература: Св. Игнатий Брянчининов «Под сенью Креста».

Художественная литература: В. Федоров «Мой детский сад».

Словарная работа: Радоница.

Урок №30. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла.

Православная икона: свт. равноапостольные Кирилл и Мефодий.

Цветная азбука Кирилла.

Особенности начертания букв.

Творческая работа по оформлению заглавной буквы к стихотворениям.

Урок №31. Посещение храма: внутреннее устройство храма

Внутреннее устройство храма: притвор, средняя часть, алтарь.

Иконостас, царские врата.

Храмовые иконы.

Урок №32. Труд – основа жизни

Труд духовный, физический, умственный.

Расскажите о профессии своих родителей.

Духовная, физическая, умственная работа, в чем она выражается?

Имеете ли вы опыт духовного труда; можете ли вы терпеть, отказаться от удовольствия?

Художественная литература: «Сенокос» В. Попов; С. Дрожжина «Первая борозда», М. Зощенко «Кто ваши родители?», К. Ушинский «Дети в роще».

Изобразительное искусство: А.А. Пластов «Сенокос».


Программа третьего класса

Урок №1. Семейное чтение как традиция воспитания

Жития святых: житийные сборники. Патерики (отечники).

Православная семейная традиция : чтение в кругу семьи.

Современные детские книги житий.

Какие книги читают в вашей семье?

Пословицы и поговорки о знаниях.

Изобразительное искусство: А. Красносельский «Бабушкины сказки».

Художественная литература: С. Маршак «Книжка про книжки», И. Суриков «Детство».

Урок №2. Церковное новолетие

Календари: государственный, православный, .

Церковный календарь. Год и годичный литургический круг.

Православные иконы: «Рождества Богородицы» и «Успение Пресвятой Богородицы», «святитель Димитрий Ростовский».

«Четьи-Минеи» – сокровищница духовного опыта святых: знакомство с книгой, житие святых (по выбору учителя).

Жития святых: святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, блаженной Ксении Петербургской.

Словарная работа: скрижаль, литургия, Четьи-Минеи.


Урок №3. Родители Пресвятой Богородицы.

Повторение: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (фрагменты жизнеописания).

Новозаветная история: свв. Иоаким и Анна, родители Девы Марии: жизнь и предназначение.

Православные иконы: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых Ворот», «Царя Давида».

Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье.

***Подготовка ко дню Матери.

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: супруги, жертва, праведный, псалтирь, тропарь.

Урок №4. Исповедники веры православной

Дата православного календаря: житие святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (фрагменты).

Православная икона: икона «Святые Вера, Надежда, Любовь и их мать София».

Традиция: Поздравление родных, знакомых, одноклассников с днем именин.

Художественная литература: Б. Ганаго «Подарок»

Словарная работа: исповедники.

Урок №5. Монашество как особый подвиг служения.

Исторический экскурс: Возникновение монашества на Руси: экскурс в историю монашества. Свв. Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси.

Монашеское служение преподобного Сергия Радонежского: труд и молитвенный подвиг (трудолюбие, смирение, служение ближнему, скромность, милостыня) (фрагмент жития).

Православная икона: иконы преподобных Антония и Феодосия - основателей иночества на Руси. Киево-Печерская лавра.

Изобразительное искусство: Триптих М.В. Нестерова «Труды преподобного Сергия Радонежского».

Художественная литература: Былина «Илия Муромец».

Азы церковнославянского языка: прописи.

Словарная работа: подвиг, служение, инок.

Урок №6. Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

Жития святых: житие св. Андрея Боголюбского (фрагмент).

Художественная литература: С. Высоцкая «Покров Богородицы».

Православная икона: «Покров Пресвятой Богородицы».

Традиции празднования»Покрова» в книге И.С. Шмелева «Лето Господне».

Словарная работа: церковнославянские и народные слова, встречающиеся в тексте книги И.С. Шмелева.

Урок №7. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Ветхозаветная история: Манна небесная (Исход. 16).

Новозаветная история: о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14: 13-21).

Православная икона: «Насыщение народа пятью хлебами пяти тысяч человек»

Художественная литература: С. Бехтеев «Детям» л толстой «Косточка»

Традиция вкушения хлеба, хранения хлеба.

Почему гостей встречают хлебом и солью?

Размышление о прочитанном: насыщение и чревоугодие, тайноядение: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему вся мои грехи…объядение, тайноядение…» (молитва на сон грядущим).

Словарная работа: насущный, даждь, днесь.

Урок №8. Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека

Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль; милосердие и жестокость).

Когда человек испытывает радость, печаль?

Милосердие – сострадание, утешение, помощь.

Живопись и поэзия о природе и духовном мире.

Жития святых: житие св. вмч. целителя Пантелеимона.

Церковнославянский язык: прописи.

Словарная работа: радость, печаль, милосердие, жестокость.

Урок №9. Судьба страны – судьба семьи

Испытания семьи св. Иосифа – обручника.

Семейная хроника, отражающая жизнь семьи в исторические переломы России.

Художественное искусство: картины М.В. Нестерова «Святая Русь», И.С. Глазунов «Вечная Россия»

Музыкальные произведения: Марш «Прощание Славянки».

Фотографии военных лет.

Словарная работа: судьба, страна, народ, смута.

Урок №10. Теневые лабиринты сознания человека

Суеверия прошлого и настоящего.

Суеверие и приметы инославных культур: гороскопы, календари и т.д.

Поведение суеверного человека (на материале детских рассказов и сказок, пословиц).

Духовное песнопение: «Отче наш».

Словарная работа: инославный, гороскоп.

Урок №11. Нравственная природа человека: доброта как творческая сила

Взаимосвязь двух основных качеств человека: Доброта и Красота как преобразующая сила.

Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце.

Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных произведениях народов России (на знакомом учащимся материале).

Общепринятые пожелания: Добро пожаловать, Доброй ночи¸ Доброго пути – смысловое содержание пожелания.

Икона: Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Жития святых: Св. преподобномученица Елизавета (Романова): помощь нищим, больным.

Словарная работа: добро, доброжелательность, добропорядочный, добровольный, добросердечный.

Урок №12. Православное устройство дома

Дом. Родительский дом. Символика деталей.

Украшение дома (внешнее и внутреннее).

Святыни дома.

Семейные реликвии.

Домашние традиции

Воспоминание: художник К. Коровин «Мыс Доброй Надежды»

Словарная работа: украшение, реликвия, традиции.

Урок №13. Красота духовная и телесная. Мужественная красота.

Беседа о мужественной красоте.

Рассказ о подвиге А.В. Суворова.

Жития святых: св. мученик Иоанн Воин.

Православные иконы: св. Александра Невского, св. Архангела Михаила, св. мученика Иоанна Воина.

Художественное искусство: картины П. Рыженко «Молитва Александра Пересвета перед Куликовсеой битвой», В.М. Васнецова «Поединок Пересвета с Чулубеем», В.И.Сурикова («Переход Суворова через Альпы»).

Урок №14. Государственные и церковные символы России

Государственные и церковные символы: герб, флаг, знамя, хоругвь.

История герба, флага, знамени, хоругви.

Символы древнего царства Израиль.

Художественное искусство: картина Доменико Гарджуло «Перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим».

Музыкальные произведения: гимн России (сл. С.В.Михалкова, муз. А.В. Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (1833 г, сл. В.А. Жуковского, муз. А.Ф. Львова).

Практическое задание: Рисование флага России и губернии; рассмотрение гербов.

Словарная работа: герб, флаг, знамя, хоругвь, тавлы.

Урок №15. Православная культура общения: «Мир Вам!»

Обращение Иисуса Христа «Мир Вам!» (Лк.24:36).

Обращение, приветствие и прощание в общении с родными, друзьями, священниками.

Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).

Словарная работа: спасибо, благодарю.

Урок №16. Рождество Христово: народные традиции.

Повторение: Радость пастухов.

Традиции: Празднование Рождества Христова

Иконы: Рождество Христово.

Художественная литература: Беседа по сказке «Мороз Иванович».

Духовное песнопение: ирмос Рождественского канона, глас 1.

Художественное искусство: картины Ф. Сачков «Христославы» , Джорджоне «Поклонение пастухов»

Музыкальные произведения: Христославы.

Словарная работа: ирмос, канон.

Урок №17. Православные и государственные праздники.

Традиция празднования Крещения Господня в России.

Духовное песнопение: П. Чесноков «Единородный Сыне».

Календарная дата: Житие св. Илии Муромца (фрагменты).

Словарная работа: клирос.

Урок №18. Отрок Иисус в преданиях народа.

История возникновения апокрифических текстов.

Новозаветная история: Отрок Иисус в храме (Лк.2:40-52).

Апокрифическое евангелие: Отрок Иисус в Назарете (Евангелие от Иакова).

Духовное песнопение: Рождественский тропарь.

Словарная работа: раввин, кондак, субботний день.

Урок №19. Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»

Посещение и утешение больного, одинокого пожилого человека, обиженного.

Деяния апостолов: освобождение апостола Петра из темницы (5: 17).

Художественная литература: А. Плещеев «Напрасно, птички, вас», «Что ты соловеюшко».

Изобразительное искусство: картина Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).

Жития святых: св. Анастасия Узорешительница.

Словарная работа: узник.

Урок №20. Гостеприимство как традиция народа.

Ветхозаветная история: Авраам принимает трех странников (Детская Библия).

Новозаветная история «Марфа и Мария» (Лк. 10:38-42).

Художественная литература: Как встречают, угощают гостей герои сказок, детских рассказов (по знакомым ученикам материалам).

Пословицы и поговорки о встрече гостей.

Народная традиция: русское гостеприимство.

Словарная работа: гостеприимство.

Урок №21. Имя ее Любовь

Православная сказка Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья» (инсценировка).

Урок №22. Воинские знаки отличия и награды Отечества

Встреча с ветеранами войны и труда.

Фалеристика: Воинские знаки отличия и награды Отечества.

Календарная дата: житие свв. Сорока мучеников Севастийских.

Народная традиция: выпекать жаворонков из теста.

Музыкальное произведение: С.С. Прокофьев «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!». (Кантата св. Александру Невскому «Битва на Чудском озере»), фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь».

Словарная работа: фалеристика.

Урок №23. Народные традиции поста

Великий пост. Пост - время очищения.Пост и диета.

Художественная литература: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Кусочек хлеба»

Православные традиции: проведение поста

Славянская цифирь: прописи.

Словарная работа: диета, пост.

Урок №24. Православная традиция ведения домашнего

хозяйства

Хозяйственные традиции ухода за животными и птицами.

Пословицы о хозяйстве («Животинку водить – не разиня рот ходить» и другие).

Отношение к домашним животным.

Какие клички можно давать домашним животным.

Икона: «Флор и Лавр с Власием и Спиридоном».

Художественная литература: В.А.Солоухин «Черные доски», И. Горбунов-Посадов «Слепая лошадь»

Жития святых: жития свв. Флора и Лавра.

Урок №25. Поклон как народная и церковная традиция общения

Поклоны поясные и земные.

Святоотеческая литература: Отцы церкви о поклонах.

Художественная литература: Поклоны в традиции общения русского народа. И.С. Шмелев. «Лето Господне», на примерах народных сказок. Ю. Вознесенская «Юлианна, или опасные игры».

Духовное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» (обиход).

Урок №26. Благовещение. Традиции празднования

Поздравление с праздником Благовещения.

Новозаветная история: «Благовещение» (Лк. 1: 26-38).

Художественная литература: Ф.А. Тумановский «Вчера я растворил темницу», А.С. Пушкин «В чужбине свято наблюдаю»

Православная икона: иконы «Благовещение», «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».

Художественное искусство: картина Г.Гагарина «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Урок №27. Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа

Новозаветные истории: Изгнание торговцев из Иерусалимского храма. (Ин. 12; 12-19). Чудо со смоковницей (Мф. 21: 18-22). Какая заповедь Божия первая? (МФ. 22, 34-40).

Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины».

Изобразительное искусство: А. Иванов «Изгнание торгующих из храма»

Урок №28. Пасхальная седмица: Явление Христа Воскресшего

Пасхальный концерт.

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.

Изобразительное искусство: А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине».

Духовное песнопение: Н. Римский–Корсаков «Светлый праздник», ирмос: «Светися, светися Новый Иерусалиме…»

Художественная литература: Поэзия о Пасхе.

И.С. Шмелев «Пасха» из книги «Лето Господне».

Словарная работа: Плащаница, Геена огненная, Благовонное миро.

Урок №29. Мир дольний и горний

Мир дольний и горний: молитва как связь между ними.ч и Лазарь

Евангельская притча: о богаче и бедном Лазаре (Лк. 16: 19-31).

Жития святых: Киево-Печерский патерик: прп. Марк пещерник, прп. Агапит, врач безвозмездный; Сказание о чуде в пещере, состоявшемся во время Пасхи.

Изобразительное искусство: Гюстав Доре «Богач и Лазарь»

Словарная работа: дольний, горний, Эдем

Урок №30. День Славянской письменности и культуры. Живое слово

Славянская письменность: история происхождения. Свв. Кирилл и Мефодий – учителя Словенские.

Гимн свв. равноапостольным Кириллу и Мефодию (сл. М. Розенгейма, муз. В. Главача).

Икона: свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий (иконописец Григорий Журавлев)

Художественная литература: Поэзия о значении слова (С. Анненков, И. Бунин). Книга А.С. Малиновского «Радостная встреча» об иконописце Григории Журавлеве.

**Урок № 31. День рождения Церкви Христовой

День Пятидесятницы.

Начало апостольского служения. Свв. первоапостолы Петр и Павел.

Православная икона: иконы «Сошествие Святаго Духа», апостолов Петра и Павла.

Изобразительное искусство: Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».

Посещение храма: посещение храма в честь свв. первоапостолов Петра и Павла (или близлежащего храма).

Урок №32. Паломническая поездка по святым местам

области.

ПРОГРАММА ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА

Урок №1. Древнерусская литература как исторический источник познания

Летописи: Повесть временных лет. Местные летописи. Царственный летописец.

Рассказы летописей: Как князь Владимир веру выбирал (летопись «Повесть временных лет»).

Картография и хронология: показать на карте место крещения равноапостольного великого князя Владимира, рассмотреть временное пространство и контекст событий.

Изобразительное искусство: С. Ефошкин «Русские первомученики Феодор и Иоанн», А. Земцев «в елье Пимена», И. Эггинк «Князь Владимир выбирает религию», К. Лебедев «Крещение киевлян».

Документальные источники: фотографии раскопок баптистерии (крещальня) Свято-Владимирского собора; раскопок Херсонеса (Корсунь).

Урок №2. Летоисчисление от Сотворения мира и по Рождеству Христову

Лента времен: до новой эры и новая эра; до Рождества Христова и по Рождеству Христову: точка отсчета.

Гражданский образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня в Священной Истории – I век по Р.Х. (новой эры).

Практическое задание: определить знаменательные даты страны от Сотворения мира.

Урок №3. Рождество Пресвятой Богородицы - промысел Божий о спасении мира

Пресвятая Богородица как участница и покровительница отечественного домостроения (Умиление, Одигитрия, Оранта).

Православная икона: иконы Божией Матери «Смоленская», «Владимирская», «Иверская» «Тихвинская».

Изобразительное искусство: В. Верещагин «Закладка Десятинной церкви в Киеве»

Краеведение: местные храмы Пресвятой Богородицы.

Словарная работа: Одигитрия, Оранта, эпоха, эра.

Урок №4. Защитники Святой Руси

Крест – «оружие мира непобедимая победа».

Изображение Креста.

Нательный крестик.

Крестное знамение.

Пересвет и Ослябя - монахи-воины.

Изобразительное искусство: А. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия донского на Куликовскую битву», А. Бубнов «Утро на Куликовом поле».

Картография: схема Куликовской битвы.

Фотографии: гробниц монахов Пересвета и Осляби

Урок №5. Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства

Монастыри - просвещение и образование

Монастыри – на страже государственных границ

Монастыри – оплот объединения княжеств в единое государство.

Изобразительное искусство: Н. Клыкова «Преподобная Ефросинья Полоцкая – просветительница Беларуси»

Урок №6. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

Россия – удел апостольского служения Пресвятой Богородицы.

Помощь Пресвятой Богородицы русскому воинству.

Народные традиции: празднование Покрова Пресвятой Богородицы.

Картография: работа с картой области, центральной части России.

Словарная работа: апостол, удел, служение, покровительство.

Урок №7. Священный хлеб в церковном богослужении

Символическое значение освященного хлеба.

Освящение хлеба на Всенощном богослужении накануне большого праздника.

Православные традиции принятия священного хлеба.

Музыкальные произведения: песни о хлебе.

Словарная работа: артос, антидор, просфора.

Урок №8. Богатство природы России.

Постоянство и изменчивость Божьего мира. Богатство и разнообразие природы России, великие святыни нашей Родины.

Причины изменений в природе, катаклизмов и разрушений.

Изобразительное искусство: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Тихая обитель», К. Брюлов «Гибель Помпеи», Н. Ломтев «Апостол Андрей Первозванный водружает Крест на горах киевских».

Художественная литература: А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина».

Краеведческий материал: святые источники родного края и сохранение их.

Музыкальное произведение: народная песня «Вижу чудное приволье».

Урок №9. Объединение государства и Церкви в борьбе со смутой XVII века

Причины возникновения смуты. Исторический экскурс в начало XVII века.

Ополчение Минина и Пожарского (избавление от инославных).

Изобразительное искусство: П. Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о сдаче Москвы», К. Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам».

Музыкальное произведение: фрагмент оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Жития святых: св. Патриарха Московского Гермогена.

Урок №10. Защита Православия в языческом мире.

Понятие «воинство» - смысл исторический, социальный, духовный.

Жития святых: св. воин Димитрий Солунский – защитник христианства.

Православная икона: изображение на иконе: св. первомученика архидиакона Стефана, св. великомученика Димитрия Солунского, св. великомученика Георгия Победоносца, св. мученицы Татианы, св. великомученицы Варвары, св. великомученицы Екатерины. Символы изображения.

Художественная литература: притча св. Николая Агафонова «Сказ о том, как ангелы упали с неба»

Урок №11. Щит военный, щит духовный

История русского воинства: отражение в государственных символах и наградах.

Российский герб: святые Архангелы Михаил и Гавриил - заступники и покровители русского народа.

Подвиг защитников Севастополя.

Священники: их духовное и военное участие в защите нашего Отечества.

Икона: Изображение на иконе небесного воинства.

Изобразительное искусство: Ф. Рубо «Оборона Севастополя», Ю. Пантюхин «За землю русскую»

Краеведение: местночтимые храмы и монастыри во имя Архангела Михаила и всех бесплотных сил небесных: их стратегическое назначение.

Урок №12. География служения апостолов Христовых

Апостол Андрей Первозванный, его путь по славянским землям («Повесть временных лет»).

Знаки отличия доблестной славы воинов: орден св. апостола Андрея Первозванного (1697г.).

Икона: «Сошествие Святого Духа», «Собор святых славных и всехвальных апостолов от 12-ти», «Собор святых славных и всехвальных апостолов от 70-ти».

Картография и схемы: страны, где проповедовали апостолы.

Урок №13. Соприкосновение духовного и материального мира

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Почему Дева Мария введена была во Святая Святых? Явление ангела Деве Марии.

Устройство храма.

Икона: «Ангел питает Деву Марию во храме»

Изобразительное искусство: Тициан «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Православное зодчество: архитектурные храмовые сооружения.

Художественная литература: А. Огильви «Введение во храм», З.Зинченко «Храм»

Словарная работа: храм, церковь, собор, часовня, колокольня.

Урок №14. Славянские традиции почитания святых

Традиции почитания святого великомученика Георгия Победоносца в славянских странах.

Трагедия уничтожения православных храмов в славянских странах.

Православное зодчество. Храмовые сооружения в славянских странах.

Художественная литература: В. Солоухин «Славянские тетради», Д. Бальмонт «Славяне-братья», Н. Кокухин «Народы-братья»

Духовное песнопение: «Земля Русская». Стихира русским святым.

Краеведение: Самарское знамя.

Урок №15. Тайная помощь людям как способ выражения любви

Жития святых: Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; святой праведный Иоанн Кронштадтский (фрагменты жития).

Народные традиции: оказание помощи нуждающимся.

Детский опыт оказания помощи своим друзьям, знакомым и незнакомым людям.

Храмовое зодчество: колокольни и колокола.

Православная икона: свт. Николай, архиепископ Мир Ликийский, св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Изобразительное искусство: И. Левитан «Вечерний звон».

Православное зодчество: колокольня – архитектурное сооружение (назначение).

Музыкальные произведения: колокольный звон: виды благовеста. В. Гаврилин «Перезвон».

Словарная работа: барабан, апсида.

Урок №16. Рождество Христово: причины пришествия Христа в мир

Причины пришествия Христа в мир: любовь Божия к роду человеческому; восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия: спасение души человеческой.

Православная традиция: празднование Рождества Христова. Колядки.

Подготовка к рождественской елке. Изготовление подарков для детского сада.

Фрески: «Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов»

Изобразительное искусство: К. Трутовский «Колядки в Малороссии».

Картография и схемы: карта Израиля

Словарная работа: праздник.

Урок №17. Взаимосвязь Крещения и Преображения как проявление Божественной сущности Иисуса Христа.

Традиции празднования Крещения Господня в христианском мире.

Евангельская история: Преображение Господне как свидетельство Его Божественной сущности.

Икона: Крещение и Преображение Господне.

Духовное песнопение: Тропарь. «Во Иордане…».

Художественная литература: тема Крещения и Преображения в русской литературе.

Урок №18. Богопослушание и жертвенность как путь к

спасению

Евангельская история: Сретение: смысловое значение встречи.

Евангельская история: Бегство святого семейства в Египет. Богопослушание.

Исторический экскурс:

Жертвенное служение Отечеству: защита от врагов (военное духовенство).

Жертвенное служение Отечеству: Русская Аляска (В.И. Беринг А.И Чириков). Волевые качества членов экспедиции. Православные храмы на Аляске.

Православная икона: «Сретение»: символы.

Изобразительное искусство: Б. Мурильо «Отдых на пути в Египет»; В.М. Васнецов «Богатыри».

Духовное песнопение: С.В. Рахманинов «Ныне отпущаеши раба Твоего…».

Словарная работа: Богоприимец.

Урок №19. Дела милосердия: защита телесная и духовная.

«Одеть нагого» – защитить, дать покров телесный и духовный.

Почему на Руси любят нищих, странников, богомольцев?

Семь дел милости телесной (алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, странного в дом вводить, немощного посещать, входить к заключенным в темницы, искуплять плененных, умершего погребать).

Православная икона: иконы «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость»: символы.

Художественная литература: АИ. Куприн «Рождественская быль», притча о посещении Богом

Словарная работа: скорбящий, скорбь.

Урок №20. Молитва как разговор с Богом

Структура молитвы: обращение, прошение, славословие, благодарение.

Молитва как труд.

Жанр молитвы в русской народной поэзии.

Евангельская притча: притча о фарисее и мытаре (Лк. 18: 10-14).

Художественная литература: священник Николай Агафонов «Молитва алтарника».

Музыкальное произведение: опера М.И Глинки «Жизнь за царя», молитва семьи Сусаниных.

Словарная работа: любоначалие, смиренномудрие, славословие, благодарение.

Урок №21. Ценности истинные и ложные

Об отношении к богатству и богатым.

Смысл благотворительности в прошлом и сегодня.

Евангельские притчи: о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21).

Икона: «Притча о неразумном богаче», «Преподобный Самсон Странноприимец».

Краеведение: Быль о поселке Солнечная Поляна. Благотворители: самарские купцы Шихобаловы.

Словарная работа: мшелоимство, прихоть; углебаеши.

Урок №22. День защитника Отечества: воинская символика

Военная символика. История военной формы.

Выставка фотографий, картин, газетных и журнальных фотографий.

Концерт воинской песни.

Газетная хроника: Рассказ «Солдат из Трептов-парка»

Урок №23. «Кто имеет уши, да слышит…» (Мк.4:9,23)

Зачем Господь даровал человеку уши?

Слушание полезное и вредное.

Миф об Одиссее, проплывающем мимо Сирен.

Пословицы о слове и языке.

Икона: Святая преподобная Ефросиния.

Изобразительное искусство: И. Глазунов «Великая княгиня Московская Евдокия», К. Блох «Нагорная проповедь», Джон Уотерхаус «Одиссей и сирены».

Историческая справка: Святая преподобная Ефросиния.

Проведение мини-опроса: Телевизионные передачи: ваша потребительская разборчивость.

Словарная работа: потребление.

Урок №24. Святое семейство: богопослушани

Св. Иосиф – покровитель семьи, труженик-плотник, подвижник, образец смирения и послушания Воле Божьей.

Пресвятая Дева Мария – образец целомудрия, смирения, мудрого молчания и послушания, труженица.

Православная икона: Божией Матери «Вифлеемская».

Изобразительное искусство: Никола Пуссен «Святое семейство», Рафаэль «Сикстинская Мадонна».

Урок №25. Подвиг и его природа

Истинное и ложное понимание подвига.

Подвиг духовный, ратный, трудовой.

Православная икона: св. Симеон Столпник.

Изобразительное искусство: А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», картины трудовых будней.

Жития святых: преподобного Симеона Столпника

Художественная литература: Ф.И. Тютчев «И эта вера не обманет», А. Хомяков «Подвиг», Г. Наджаров «Валя Котик».

Словарная работа: подвиг.

Урок №26. Благовещение. Православное самодержавие

Поздравление с праздником Благовещения.

Календарная дата: Начало династии Романовых.

Подвиг Ивана Сусанина. «Верный в малом и в большом верный».

Православная икона: «Благовещание Пресвятой Богородицы».

Изобразительное искусство: И. Фаюстов «Подвиг Ивана Сусанина», А. Кившенко «Призвание на царство Романовых – Михаил Федорович».

Музыкальное произведение: опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (фрагмент).

Урок №27. Страстная седмица: Тайная Вечеря, Моление о чаше

Вход Господень в Иерусалим. Осанна в вышних

Новозаветная история: Омовение ног. Тайная вечеря (Мф. 26: 17-30),»Моление о чаше» (Мф. 26; 36-26; 36-44). Взятие под стражу в Гефсиманском саду. (Мф 26: 45-57).

Иконы: «Иисус Христос умывает ноги ученикам», «моление о чаше».

Изобразительное искусство: Н.Н. Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»; В. Нестеренко «Тайная Вечеря».

Урок №28. Светлая седмица. Икона Воскресения: символика

Исторический экскурс: Голгофа, охрана гробницы Спасителя.

Православная икона: икона «Воскресение»; духовный смысл иконы.

Изобразительное искусство: А. Иванов «Иосиф и Никодим переносят Тело Христа», М. В. Нестеров «Воскресение Христа», Г. Мультшер «Воскресение Христа».

Практическая работа: украшение пасхальных яиц.

Урок №29. Радоница. Поминовение усопших воинов, павших на поле брани

Поминовение усопших воинов, павших на поле брани.

О чем рассказала фронтовая фотография?

Поминальная трапеза.

Современные традиции поминовения усопших воинов.кому

Изобразительное искусство: А. Архипов «Радоница», Ф. Москвитин «Дмитриевская суббота. Явление Богородицы князю Дмитрию Донскому», В. Верещагин «Побежденные. Панихида».

Фотографии: Памятник русским воинам на кладбище Ново Гробле. Белград.

Могила неизвестного солдата у стен Московского Кремля.

Словарная работа: усопший, упокоение, почить, преставиться.

Урок №30. День Славянской письменности и культуры. Азбучная молитва

Слово о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии.

Азбучная молитва.

Урок № 31. Традиция празднования Троицы на Руси

Традиция празднования Троицы в церкви и дома.

Православная икона: «Троица».

Художественная литература: И.С. Шмелёв «Лето Господне».

Письмо сверстника: Береза моего деда.

Словарная работа: Троица, любовь, согласие, Дух.


Урок №32. Паломническая поездка: благоустройство территории около святого источника

Традиции паломничества на Руси.

Изобразительное искусство: Р. Цюнд «Путь в Эмаус», В. Перов «Паломники на богомолье».

Записки паломника: Т. Мечев «На богомолье».


Музыкальные произведения: Альфред Шнитке. «Сотворение мира»; Андрей Петров. «Сотворение мира. Пролог и хоровод ангелов».

Нравственный урок: Причины разделения небесного ангельского мира, ответственность человека за все живое на земле.

Рабочая тетрадь: путешествия в мир слова, литературы, иконописи.

Словарная работа: архангелы, ангелы, херувимы и серафимы, творчество, Творец, Отец, Владыка.


Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Блаженство рая»; Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Каин и Авель. Графика. В презентации даны репродукции картин на выбор учителя: Ф.А. Бруни «Первое убийство»(1867); В.И. Бриоски «Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божьего» (1813); А.П. Лосенко «Авель» (1768).

Художественная литература: Н.С. Гумилев “Потомки Каина”.

Классическая музыка: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Нравственный урок: зависть, как можно преодолеть это чувство; последствия проявления зависти, разбор конкретных ситуаций

Рабочая тетрадь: путешествия в мир слова, литературы, истории. Работа со словарем крылатых выражений.

Словарная работа: добродетель, грех.






Ресурсное обеспечение реализации программы.


Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом (DVD). В приложениях представлены церковнославянские тексты для каждого урока, начиная с четвертого класса, а также хрестоматийный материал для чтения.


Литература

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.

  2. Библия для детей: священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / пересказ протоиерея Александра Соколова. – М. – ЭКСМО, 2014.

  3. Патриарх Кирилл. Слово пастыря. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.

  4. Балашов Б., протоиерей. Христос и мы. – М.: Изд-во

«Христианский мир», 2007.

  1. Жития святых. / Сост.архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 2003.

  2. Закон Божий для детей / Под ред. С. Куломзиной. – М.: Паломник, 2004.

  3. Иванов А. Свет миру. Рассказ о возникновении монашеской жизни. М.: Изд-во «Отчий дом», 2002.

  4. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения в школе и дома. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2003

  5. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986.

  6. Митрополит Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская история. СПб, 2008.

  7. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания / под редакцией А.П. Лопухина. ООО «Харвест», 2000.

  8. Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1986.

  9. Святая земля Библии / Под ред.Ф.С. Комарского. – СПб. – Репринтное издание, 1894.

  10. Словарь православной лексики в русской литературе XIX – XX вв. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. – 272 с.

  11. Основы православной культуры. Церковь и культура Хрестоматия / [сост. О. Голосова] – М.: Лепта Книга, Вече, ГрифЪ, 2014 – 320 с..

Учебная литература:

  1. Учебная программа курса «Основы православной культуры» для средней общеобразовательной школы. /Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В.Захарченко Т.М. Сливкина. 4-е перераб. издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  2. Духовно-нравственная культура России. Учебное пособие для 2 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  3. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 3 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  4. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 4 класса по курсу «Основы православной культуры». / Сост. Архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  5. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 5 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Вениамин (Лабутин), архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, В.А. Бархоткин, В.П. Ярцева. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  6. Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 6 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Вениамин (Лабутин), архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, В.А. Бархоткин, А.И. Зимина, Е.А. Лафинчук, В.П. Ярцева. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  7. Духовно-нравственная культура России. Книга для учителя по курсу «Основы православной культуры». / Авт.: архимандрит Вениамин (Лабутин), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.

  8. Учебники по истории, литературе, музыке, русскому языку для 2-7 классов.




43



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!