ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
(начальная школа)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для начальной и основной школы направлена на духовно-нравственное личностное развитие обучающихся 2-4.
Программа разработана в соответствии со ФГОС начального и основного общего образования, основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с региональной учебной программой курса «Основы православной культуры» /Авт. архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В. Захарченко, Т.М. Сливкина.
Актуальность представленной программы обуславливается необходимостью формирования нового образовательного результата, заданного ФГОС - воспитание высоконравственного ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных отечественных традициях.
В связи с этим возникает необходимость обращения молодого поколения к истокам русской культуры, исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества.
Концептуальная основа реализации поставленной цели заложена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: интеграция духовно-нравственного воспитания и развития во все виды деятельности обучающихся. Что означает интеграция во все направления образовательного процесса: урочное и внеурочное, внеучебное, социально-полезное.
Целевая установка внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития школьниками своих образовательных интересов на основе свободного выбора, для постижения и принятия духовно-нравственных ценностей на основе сопряжения научных знаний и культурно-исторических традиций.
В логике обозначенной цели и с учетом специфики духовно-нравственной составляющей образования определена цель данной программы.
Целевая установка программы «Основы православной культуры»: духовно-нравственное воспитание и развитие детей на основе сопряжения научных знаний, культуры и традиций православия.
Задачи:
приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
возрождение духовно-нравственных традиций семьи.
Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности. Именно личностным образовательным результатам ФГОС определяет первоочередное место.
Программа выстраивается на основе принципов преемственности, последовательности, концентричности, развития.
Общеизвестно, что нравственные ценности, воззрения, отношения проявляются в укладе жизни человека, семьи, общества. Поэтому основной принцип построения программы – обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.
Данный курс базируется на основных содержательных линиях, представленных в проекте федерального стандарта курса «Основы православной культуры». Содержание программы раскрывается и конкретизируется в логике культуроведческого, исторического, нравственного, библейского, аксиологического, краеведческого аспектов. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).
Курс «Основы православной культуры» играет обобщающую, систематизирующую роль. На уроке по ОПК учащиеся объединяют знания, полученные в процессе изучения различных предметов, в единую целостную картину.
В некоторых случаях курс ОПК выполняет пропедевтическую функцию, готовит школьников к восприятию конкретного предметного знания.
Курс ОПК обогащает содержание отдельных предметов. Так, тексты, изучаемые на уроках ОПК, можно использовать на уроках русского языка. И тексты, предлагаемые в виде упражнений в учебнике русского языка, использовать на уроках ОПК для наполнения их духовно-нравственным содержанием. Аналогично и по другим гуманитарным дисциплинам.
Последовательность изложения программы определяется в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).
Программа построена по принципу развивающего обучения, вектор спирали которой направлен на дополнение, углубление и развитие знаний об отечественной культуре и истории, полученных при изучении базовых дисциплин.
Программа «Основы Православной культуры» на ступени начального общего образования рассчитана на 102 часа в 2-4 классах (по 1 часу в неделю).
В программе просматривается концентрический принцип: три концентра - начальная школа, основная школа (5-6 классы), основная школа (7 класс).
В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, преподнесение начальных сведений о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы. В основной школе (5-6 классы) – целенаправленное изучение Ветхозаветной и Новозаветной истории в контексте культуры, традиций народа, ее нравственной оценки. Основная школа (7 класс) – систематизация и обобщение полученных знаний, их углубление и расширение при раскрытии интегрированных проблемных тем исторического и нравственного содержания. Такой подход позволит подготовить подростков к осознанию проблем мировоззренческого уровня, проведению сравнительного анализа культур разных эпох, народов и религий на старшей ступени обучения, позитивной ориентации в различных системах социум
Ожидаемые образовательные результаты реализации программы внеурочной деятельности
«Основы Православной культуры»
(2-4)
Программа «Основы православной культуры» способствует достижению результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной и основной школы.
Первый уровень результатов (второй класс)
Личностные:
формирование представлений о нравственных понятиях: добро, любовь к ближнему, милосердие, трудолюбие, совесть и др.;
знакомство с заповедями Божиими;
освоение культуры проведения православных праздников;
знакомство с традициями православной семьи;
проявление интереса к анализу житейских ситуаций, литературных произведений, исторических фактов;
обретение элементарного духовного опыта: уважительное отношение: к православным традициям семьи, родителям, родственникам, окружающим.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование вдумчивого читателя: овладение навыками смыслового чтения детских текстов;
формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение картин и икон.
Предметные:
Знать: термины «новый учебный год», «новый календарный год», слова «церковь», «храм», «ангел», «Пасха», «Троица», «Крещение», «православный», «благотворитель», «благодушный», «благочестивый», «добродушный», «добродетель» и иметь представление об их назначении.
Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского.
Уметь: рассказать о Преподобном Сергии Радонежском, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения; рассказать о сюжете известных художественных полотен, например, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крещение князя Владимира» В.М. Васнецова и др.
Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Иисус Христос, значение государственных и православных праздников.
Второй уровень результатов (третий класс)
Личностные:
формирование основных нравственных понятий: красота, доброта, любовь к родному краю, Отечеству, подвиг, совесть;
освоение культуры проведения православных праздников;
познание семейных традиции предков;
формирование интереса к анализу и оценке житейских ситуаций, литературных произведений, исторических фактов с нравственных позиций;
обретение элементарного духовного опыта: управление настроением, доброжелательное отношение к окружающим, отрицательного отношения к дурным наклонностям: тайноядение, чревоугодие, грубость, гневливость и другим.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
формирование вдумчивого читателя: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
формирование вдумчивого зрителя: рассмотрение картин и икон;
формирование вдумчивого слушателя: готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметные:
Знать: понятие «церковное новолетие»; слова «монастырь», «монах», «Благовещение», «Покров», «подвиг»; структуру календарей (государственного и православного) и иметь представление об их значении.
Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, Преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона; основные воинские награды России.
Уметь: рассказать о преподобном Антонии Печерском и святом праведном Илии Муромце; государственных символах (герб, флаг, гимн), спеть гимн России, рассказать о сюжете известных художественных полотен, например, «Труды Преподобного Сергия Радонежского» М.В. Нестерова и другие.
Понимать: смысловое значение государственных и православных праздников.
Третий уровень результатов (четвертый класс)
Личностные:
принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, тайная помощь людям как народная традиция, патриотизм.
формирование умений анализа и оценки житейских ситуаций, литературных произведений, исторических фактов с нравственных позиций;
обретение элементарного духовного опыта: представление о духовном и материальном богатстве, о том, как человек распоряжается богатством (талантами), как дарами Божиими, понимание духовного смысла подвига, отличие истинного понимания подвига от ложного его понимания, бережное отношение к произнесенному слову и другие.
Метапредметные:
умение вносить коррективы в выполнение учебных задач на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событий с нравственных позиций;
формирование вдумчивого читателя: осознанное построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в рамках изучаемого материала;
формирование умений работы в команде: определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
Знать: внешнее устройство храма, символику иконы «Воскресение Христово», традиции поминовения усопших, о значении монастырей в государственной жизни нашей страны.
Понимать: духовный смысл понятий «щит духовный, щит военный», православных праздников, духовный смысл подвига (ратного, трудового, молитвенного, родительского и т.д.).
Уметь: рассказать о миссионерском служении апостолов, о святых первоучителях Кирилле и Мефодии, благотворительной деятельности жителей родного города (села), о патриотическом подвиге русского народа во время смуты XVII века, о благодарном отношении потомков к память своих предков, а так же о воинской символике.
Выводы.
На первом уровне происходит освоение новых понятий;
на втором уровне - это моделирование педагогом ситуаций, в которых приобретается определенный опыт узнавания и осознания новых понятий в жизни, произведениях литературы, живописи, музыки;
на третьем уровне создаются необходимые условия для приобретения основ духовного опыта и опыта нравственного поведения в жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Темы и формы проведения занятий, виды деятельности обучающихся | Кол-во часов |
| ВТОРОЙ КЛАСС | |
1 | Аз и Буки – начало науки Вводное занятие. Познавательная беседа. | 1 |
2 | Начать с азов Просмотр фильма… | 1 |
3 | Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства Подготовка к празднику Матери: изготовление поделок, рисунков. | 1 |
4 | Традиция празднования именин Подготовка поздравлений одноклассников, родных, знакомых с днем именин. | 1 |
5 | Семья прп. Сергия Радонежского. Детские годы прп.Сергия Радонежского Чтение жития, просмотр презентации. | 1 |
6 | Покров Пресвятой Богородицы: история праздника. Экскурсия в храм Покрова Богородицы (возможно виртуальная). | 1 |
7 | «…В поте лица твоего будешь добывать хлеб» Конкурс стихов о хлебе. | 1 |
8 | Природный и духовный мир Экскурсия в лес, парк, наблюдение за природными явлениями. Конкурс рисунков «Красота Божьего мира». | 1 |
9 | Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери Чтение фрагмента книги И.С. Шмелева «Лето Господне» о традиции празднования «Покрова». | 1 |
10 | Язычество древних славян Викторина на тему «Русские народные сказки, былины». | 1 |
11 | Урок нравственности: понятие греха Чтение басен И.А. Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость и др. Практическая работа «Добродетели и пороки». | 1 |
12 | Традиции семейной трапезы (Филипповский пост) Чтение отрывка из книги И. Шмелева «Лето Господне». Знакомство с рецептами постной трапезы. | 1 |
13 | Введение во храм Пресвятой Богородицы Просмотр фильма. | 1 |
14 | Выбор пути духовного и земного Сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье». | 1 |
15 | Заповедь о любви. Совесть Знакомство со святоотеческой литературой о любви, совести. | 1 |
16 | Рождество Христово. История праздника Изготовление рождественских подарков для детского сада. | 1 |
17 | Крещение Господне. Чудо освящения воды Подготовка праздничного концерта для детского сада. | 1 |
18 | Любовь к детям. Христос и дети Занятие совместно с родителями. «Что такое благословение?» | 1 |
19 | Дела милосердия: накормить алчущего, напоить жаждущего Конкурс стихов о милосердии. | 1 |
20 | Отношение святых отцов к животным Творческие проекты «Любимый питомец». | 1 |
21 | Урок нравственности: не осуждай Чтение отрывка из книги И. Шмелева «Лето Господне». Беседа: «Прощеное воскресенье».. | 1 |
22 | Фронт боевой и фронт трудовой Утренник: «Встань за Веру, Русская земля!». Встреча с ветеранами войны и труда. | 1 |
23 | Общение с миром, время очищения Беседа о таинстве исповеди. | 1 |
24 | Строение семьи. Мир в семье Занятие совместно с родителями. Рассказы о семейных традициях. Поклон как народная и церковная традиция общения. | 1 |
25 | Значение имени Божия: «Имя Твое паче всякого имени призываем» Анализ стихотворения об Иисусе Христе в хрестоматии. Практическая работа «Имена Божии». | 1 |
26 | Тема «Благовещение Богородицы» в искусстве Проект «Традиции празднования «Благовещение» на Руси» | 1 |
27 | Вход Господень в Иерусалим: историческое событие Знакомство с праздничной иконой. Чтение рассказа М. Забылина «Вербное воскресенье». | 1 |
28 | Пасхальная седмица: традиции и символика Подготовка Пасхального концерта для детского сада. | 1 |
29 | Радоница – Вселенская Пасха Традиции поминовения усопших. | 1 |
30 | День Славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла Изготовление церковно-славянских букв по трафаретам. Украшение букв природным орнаментом. | 1 |
31 | Посещение храма: внутреннее устройство Посещение ближайшего храма. | 2 |
32 | Труд – основа жизни Знакомство с профессиями родителей. Участие в акции «Сделаем мир чище». | 2 |
| ТРЕТИЙ КЛАСС | |
1 | Семейное чтение как традиция воспитания Занятие совместно с родителями. Выставка книг для семейного чтения. Конкурс «Пословицы и поговорки о знаниях». | 1 |
2 | Церковное новолетие Знакомство с церковным календарем. | 1 |
3 | Родители Пресвятой Богородицы Творческий проект «Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье». Подготовка ко дню Матери. | 1 |
4 | Исповедники Веры Православной Чтение жития святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (фрагменты). Знакомство с иконой «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София». | 1 |
5 | Монашество как особый подвиг служения Виртуальная экскурсия в Троице-Сергиеву лавру. | 1 |
6 | Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси Инсценировка «Чудесное обретение иконы». | 1 |
7 | «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Беседа о традиции вкушения хлеба, хранения хлеба, встречи гостей хлебом и солью. | 1 |
8 | Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека Знакомство с произведениями живописи и поэзии о природе и духовном мире. | 1 |
9 | Судьба страны – судьба семьи Знакомство с картинами о подвиге К. Минина и князя Дмитрия Пожарского (художники Скотти, Ю.Пантюхин, Э.Лисснер). | 1 |
10 | Теневые лабиринты сознания человека Чтение детских рассказов и сказок, пословиц о суевериях и приметах инославных культур. | 1 |
11 | Нравственная природа человека: доброта как творческая сила Просмотр фильма о святой . преподобномученице Елизавете (Романовой): помощь нищим, больным. Практическая работа «Доброе и злое сердце». | 1 |
12 | Православное устройство дома Творческие проекты «Украшение дома», «Святыни дома», «Семейные реликвии». | 1 |
13 | Красота духовная и телесная. Мужественная красота Беседа о мужественной красоте на примере подвига А.В. Суворова. | 1 |
14 | Государственные и церковные символы России Государственные и церковные символы: герб, гимн, флаг, знамя, хоругви. Рисование Государственных и губернских символов. Прослушивание музыкальных произведений: гимн России (сл. С.В. Михалкова, муз. А. Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (сл. В.А. Жуковского, муз. А.Ф. Львова). | 1 |
15 | Православная культура общения Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры). | 1 |
16 | Рождество Христово: народные традиции празднования Подготовка к Рождественской елке. | 1 |
17 | Православные и государственные праздники Беседа о традиции празднования Крещения Господня в России. | 1 |
18 | Отрок Иисус в преданиях народа История возникновения апокрифических текстов. Знакомство с апокрифами о жизни Иисуса Христа. | 1 |
19 | Дела милосердия: «Прийти с утешением» Практическая работа «Милости телесные и духовные». Посещение ветеранов войны и труда (родственников, соседей). | 1 |
20 | Гостеприимство как традиция народа Викторина по русским народным сказкам о народной традиции гостеприимства. | 1 |
21 | Имя ее Любовь Инсценировка сказки Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья» | 1 |
22 | Воинские знаки, отличия и награды Отечества Выставка «Воинские знаки отличия и награды Отечества в нашей семье». Выпекание жаворонков совместно с родными. | 1 |
23 | Народные традиции поста Беседа о значении Великого поста, о различии поста и диеты. | 1 |
24 | Православная традиция ведения домашнего хозяйства Чтение отрывка из книги И.С. Шмелев. «Лето Господне». Семейная трапеза. | 1 |
25 | Поклон как народная и церковная традиция общения Чтение отрывка из книги И.С. Шмелев. “Лето Господне». Инсценировка отрывков из русских народных сказок о традиции общения русского народа. | 1 |
26 | Благовещение. Традиции празднования Поздравление с праздником Благовещения, изготовление подарков. | 1 |
27 | Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа Изучение праздничной иконы. Рисование веточки вербы. | 1 |
28 | Пасхальная седмица: Явление Христа Воскресшего. Подготовка и проведение Пасхального концерта. | 2 |
29 | Мир дольний и горний Знакомство со святоотеческой литературой о мире природы (Св. Игнатий Брянчанинов) Просмотр видеозапись Евангельской притчи: о богаче и бедном Лазаре. | 1 |
30 | День Славянской письменности и культуры. Живое слово Смотр - конкурс стихов и духовных и патриотических песнопений. | 1 |
31 | День рождения Церкви Христовой. Начало апостольского служения Духовный смысл праздника Святой Троицы. Традиции украшения храмов и домов. | 1 |
32 | Паломническая поездка по святым местам области | 2 |
| ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС | |
1 | Древнерусская литература как исторический источник познания Просмотр фильма «Как князь Владимир веру выбирал» (летопись «Повесть временных лет»). | 1 |
2 | Летоисчисление от Сотворения мира и по Рождеству Христову Практическая работа «Лента времен. Определить знаменательные даты от Сотворения мира». | 1 |
3 | Рождество Пресвятой Богородицы - промысел Божий по спасению мира Творческие проекты «Пресвятая Богородица как участница и покровительница отечественного домостроения (Умиление, Одигитрия, Оранта)», «Местные храмы Пресвятой Богородицы». | 1 |
4 | Защитники Святой Руси Просмотр мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя - монахи-воины». | 1 |
5 | Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства Знакомство с историческим событием России ХIV века благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву на картинах русских живописцев. | 1 |
6 | Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси Россия – удел апостольского служения Пресвятой Богородицы. Прослушивание тропаря как жанра гимнографии. | 1 |
7 | Священный хлеб в церковном богослужении Беседа о символическом значении освященного хлеба. | 1 |
8 | Богатство природы России Творческие проекты «Богатство и разнообразие природы России», «Великие святыни нашей Родины», «Святые источники родного края и сохранение их». | 1 |
9 | Объединение государства и Церкви в борьбе со смутой XVII века Прослушивание и обсуждение фрагмента оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». | 1 |
10 | Защита Православия в языческом мире Изучение жития святых: св. великомученик Димитрий Солунский – защитник христианства. | 1 |
11 | Щит военный, щит духовный Знакомство с местночтимыми храмами и монастырями во имя Архангела Михаила и всех бесплотных сил: их стратегическое назначение». Изучение российского герба, творческий проект: «Изображение на иконе небесного воинства». | 1 |
12 | География служения апостолов Христовых Апостол Андрей Первозванный, его путь по славянским землям («Повесть временных лет»). Благодарные потомки: память апостола Андрея Первозванного. | 1 |
13 | Соприкосновение духовного и телесного мира Традиция празднования на Руси Введения во храм Пресвятой Богородицы. Инсценировка. | 1 |
14 | Славянские традиции почитания святых Традиции почитания святого великомученика Георгия Победоносца в славянских странах. Изображение его на гербах, иконах. | 1 |
15 | Тайная помощь людям как способ выражения любви Жития святых: свт. Николай, архиепископ Мир Ликийских, св. праведный Иоанн Кронштадтский (фрагменты жития). Детский опыт оказания помощи своим друзьям, знакомым и незнакомым людям. | 1 |
16 | Рождество Христово: причины пришествия Христа в мир Подготовка к Рождественской елке. Изготовление подарков для детского сада. | 1 |
17 | Взаимосвязь Крещения и Преображения как проявление Божественной сущности Христа Проведение праздника Рождества Христова для детского сада. | 1 |
18 | Богопослушание и жертвенность как путь к спасению Чтение житийной литературы «Илия Муромец – воин и монах». | 1 |
19 | Дела милосердия: защита физическая и духовная Посещение ветеранов войны и труда (родных и соседей). | 1 |
20 | Молитва как разговор с Богом Знакомство с жанром молитвы в поэзии русских классиков. | 1 |
21 | Ценности истинные и ложные Беседа об отношении к богатству и богатым, о благотворительности в прошлом и сегодня. | 1 |
22 | Воинская символика Виртуальная экскурсия в музей боевой славы. Смотр - конкурс воинской песни. | 1 |
23 | «Кто имеет уши слышать, да слышит…» Занятие совместно с родителями. Беседа о слушании полезном и вредном. | 1 |
24 | Святое семейство: богопослушание Инсценировка отрывков из русских народных сказок о традиции общения русского народа. | 1 |
25 | Подвиг и его природа Беседа о подвиге (духовный, ратный, трудовой). Знакомство с православной иконой: икона св. Симеона Столпника, прп. Серафима Саровского (моление на камне). Изобразительное искусство: А.А. Дейнека «Оборона Севастополя». | 1 |
26 | Благовещение. Православное самодержавие Поздравление с праздником Благовещения, изготовление подарков для детского сада. | 1 |
27 | Страстная седмица: Тайная Вечеря. Моление о Чаше Беседа о послушании. | 1 |
28 | Светлая седмица. Икона Воскресения: символика Подготовка и проведение Пасхального концерта. | 2 |
29 | Радоница. Поминание усопших воинов, павших на поле брани Традиция поминовения усопших воинов, павших на поле брани. | 1 |
30 | День Славянской письменности и культуры. Азбучная молитва Подготовка к участию в школьных Кирилло-Мефодиевских чтениях. | 1 |
31 | Традиция празднования Троицы на Руси Символика праздника. Икона Андрея Рублева «Троица». | 1 |
32 | Паломническая поездка: благоустройство территории около святых источников. | 2 |
32 | Паломническая поездка: храмы губернии | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа второго класса
Урок №1. Аз и Буки – начало науки
Азбука. Красота Азбуки.
Буквы Азбуки. Имена букв. Букварь.
Изучение азбуки в русской школе.
Библиотека вашей семьи.
Пословицы
Художественное произведение: Л. Модзалевский «Приглашение в школу»
Урок №2. Начать с азов
Начать с азов (Аз есмь…).
Заповеди Ветхого Завета: Первая заповедь – Возлюби Бога.
Новозаветная история: Первая молитва – Отче наш.
Традиция: Молитва перед началом каждого дела.
Художественное произведение: А. Фет «Ангел»;
Духовное песнопение: Отче наш.
Словарная работа: молитва, аминь.
Урок №3. Рождество Богородицы – начало Божественного домостроительства
Праздничная дата календаря: Описание жизни Пресвятой Богородицы.
Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.
Художественное произведение: С. Надсон «Под голос вьюги»
Духовное песнопение: песни детских хоров о Богородице.
Подготовка к празднику Матери.
Словарная работа: образ.
Урок №4. Традиция празднования именин
Отличие именин от дня рождения.
Как найти своего Небесного покровителя в православном календаре?
Традиция празднования дня именин: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днем именин.
Нравственная задача: любите ли вы дарить подарки?
Православная икона: святые Небесные покровители учеников класса.
Художественное произведение: И. Бунин «Ангел».
Изобразительное искусство: картина В. Сурикова «Нерукотворный образ»
Словарная работа: ангел-хранитель.
Урок №5. Семья прп. Сергия Радонежского
Семья отрока Варфоломея. Свв. Кирилл и Мария, братья. Завещание преподобного Сергия Радонежского о посещении родителей в Хотьковской обители.
Изобразительное искусство: М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею».
Художественное произведение: аудиозапись – о детских годах преподобного Сергия Радонежского.
Духовное песнопение: слушание молитвы: «Преподобный Отче наш Сергие, моли Бога о нас».
Словарная работа: обитель, монах.
Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника
Исторические события Х века по Р.Х. в греческом городе Царьграде. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Православная икона: Покров Пресвятой Богородицы.
Духовное песнопение: «Величание на Покров Пресвятой Богородицы».
Словарная работа: словосочетания «живая душа», «живое дело».
Урок №7. «…в поте лица твоего будешь есть хлеб»
Ветхозаветная история: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17).
Уважительное отношение к труду хлебороба.
Традиция: отношение к хлебу в русской православной семье.
Изобразительное искусство: А.Г. Венецианов «Жнецы», «На пашне»; А.А. Пластов «Жатва», «На току»; портреты тружеников-хлеборобов и другие (по выбору учителя).
Художественное произведение: сказка «Легкий хлеб», О. Белявская «Золотой звон», Н.Палькин «Пахнет хлеб и солнцем, и землёй». Пословицы о хлебе.
Музыкальное произведение: «Хлеб - всему голова» (сл. В. Балачана, муз. Н. Кудрина), «Слава хлебу» (сл. В. Бокова, муз.Л. Тумиалиева), «Как прекрасна земля» (сл. Ф.Лаубе, муз. Б. Фиготино), Гимн хлебу (В.Г. Захарченко).
Словарная работа: хлеб, земля.
Урок №8. Природный и духовный мир
Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга (символическое значение). Всемирный потоп. Ной и его дети.
Художественная литература: природный и духовный мир в художественных произведениях (А.С. Пушкин, И. Никитин, Ф.И. Тютчев, И.З. Суриков, С.Я. Маршак).
Изобразительное искусство: И.К. Айвазовский «Бурное море», «Девятый вал».
Музыкальное произведение: романс «Буря мглою небо кроет».
Слушание: фрагмент акафиста «Слава Богу за Все», кондак 6.
Урок №9. Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери
Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России («Казанская» зимняя и «Казанская» летняя).
Православная икона: Казанская икона Божией Матери.
Духовное песнопение: «Величание Пресвятой Богородцы».
Изобразительное искусство: М. Скотти «Освобождение Москвы от поляков. Народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского».
Художественная литература: сказка о молодильных яблоках и живой воде.
Традиция празднования: государственного праздника Дня примирения и согласия
Словарная работа: крестьянин.
Урок №10. Язычество древних славян
Изображение идолов в русских народных сказках, былинах.
Элементы языческой культуры в русской жизни.
Православная традиция: призывание имени Божия в трудных жизненных ситуациях, во время благодарения: «спасибо», «Господи, помилуй!».
Духовное песнопение: «Господи, помилуй!»
Изобразительное искусство: картины В.М. Васнецова на сказочные сюжеты, картина «Крещение киевлян».
Словарная работа: язычество, капища.
Урок №11. Урок нравственности: понятие греха
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение (Быт.3). Гробы прихоти (Исх.17:15-20).
Художественная литература: Л. Толстой «Как лучше жить». Чтение басен И.А. Крылова, отражающих человеческие пороки: непослушание, жадность, хитрость, неуважение к старшим, упрямство, нетерпимость.
Беседа о нравственных качествах, противостоящих порокам (с использованием духовных песен и стихов, фольклора, пословиц).
Словарная работа: добродетель, прихоть, порок.
Урок №12. Традиции семейной трапезы (Филипповский пост)
Традиция: назначение и проведение постов.
Изобразительное искусство: К. Коровин «За чайным столом».
Художественная литература: И. Шмелёв «Лето Господне».
Размышление по тексту: Семейная трапеза (непридуманный рассказ).
Ролевая игра: подготовка к трапезе, место за столом, отношение к еде и сотрапезникам, благодарение за трапезу.
***Пословицы и поговорки о питании.
Словарная работа: трапеза, пост.
Урок №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Праздничная дата календаря: Описание события Введения во храм.
Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Художественная литература: И. Никитин «Детская молитва».
Музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Милость мира» (литургия св. Иоанна Златоуста).
Словарная работа: лик, псалмы.
Урок №14. Выбор пути духовного и земного
Сказки славянских народов: тема греха, тема выбора. Странствующие сюжеты, общие ценности.
Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Витязь на распутье».
Словарная работа: распутье.
Урок №15. Заповедь о любви. Совесть
Как любить самого себя?
Чистая совесть – что это?
Как ты проявляешь любовь к родителям?
Художественная литература: народная сказка «Гуси-лебеди», «Эльза и братья», Л. Толстой «Добрый товарищ», Ф.М. Достоевского «Дорогая копеечка».
Православная икона: Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»: сюжет.
Размышление о прочитанном: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).
Пословицы.
Словарная работа: совесть.
Урок №16. Рождество Христово: история праздника
О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов».
Рождественский концерт, выставки.
Православная икона: икона Рождества Христова.
Духовное песнопение: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (тропарь, глас 4).
Художественная литература: А.А. Фет «Рождественская ночь», И.С. Шмелев «Лето Господне».
Словарная работа: сочельник.
Урок №17. Крещение Господне. Чудо освящения воды
Традиция празднования Крещения.
Чудо Крещенской воды.
Православная икона: икона «Крещение».
Духовное песнопение: тропарь праздника.
Художественная литература: П. Вяземский «Иоанн Предтече», В. Свечин «Дни Крещение на святой Руси».
Изобразительное искусство: И. Патинир «Крещение Христа».
Словарная работа: митрополит, Иордань.
Урок №18. Любовь к детям. Христос и дети
Новозаветная история: Христос и дети (Мф 19:13-15; Мк. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф.9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк.7:11-17).
Любовь родителей к детям.
Изобразительное искусство: В.Д. Поленов «Привели детей», «Воскрешение дочери Иаира».
Художественная литература: Л. Бутовский «Христос и дети». Н. Гурко «Сашенька».
Словарная работа: благословение.
Урок № 19. Дела милосердия
Новозаветная история: Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43).
Непридуманный рассказ: «Накормить алчущего и напоить жаждущего».
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А.Н. Плещеев «Приголубьте сироток». Святочный рассказ «Рождественский ангел».
Рассуждение по прочитанному:
В. Осеева «Три товарища»
Словарная работа: алкать, алчущий, милостыня, обитель, сирота, нищета.
Урок № 20. Отношение святых отцов к животным
Жития святых: Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других).
Православные иконы: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский, миниатюры из лицевого жития пр. Сергия Радонежского (XVI в.).
Мемуарная литература: Из воспоминаний полковника В.К. Олленгрэна о детстве Николая II.
Художественная литература: *Рассказ священника. Николая Агафонова (фрагмент Апокриф о комарах).
Урок № 21. Урок нравственности: не осуждай
«Не осуждай - не будешь осужден».
Грех ябедничества.
Традиция: Прощение и Прощеное воскресенье.
Художественная литература: Прощеное воскресенье в книге И.С. Шмелева «Лето Господне». В. Никифоров-Волгин «Светлая заутреня», С. Золотцев «Прощенное воскресенье»
Cловарная работа: суждение, осуждение, ябедничество.
Урок №22. День защитника Отечества: фронт боевой, фронт трудовой.
Памятники воинам-защитникам нашего Отечества.
Историческая память: летописи военных подвигов наших соотечественников, день поминовения воинов.
Встреча с ветеранами войны и труда.
Православные иконы: св. благоверный князь Александр Невский, Преподобный Сергий Радонежский.
Изобразительное искусство: Ю. Ракша «Преподобный Сергий Радонежский благословляет на битву князя Димитрия Донского».
Художественная литература:
Ю. Яковлев «Моя Родина», С.Табачников «Подарок»
Cловарная работа: земляки, поле брани, рать, дань, победа.
Урок №23. Общение с миром. Время очищения.
«Имеющий уши, да слышит» (Откровение Иоанна Богослова, гл.3; п. 22). Умение слушать и слышать.
Евангельские притчи: притча о сеятеле (фрагмент) (Лк. 8: 4-8).
Художественная литература: «Подготовка к исповеди» в книге И.С. Шмелева «Лето Господне», Э. Мошковская «Я маму свою обидел».
Cловарная работа: общение, тернии.
Урок №24. Строение семьи. Мир в семье.
Семейная традиция: мироустроение семьи.
Взаимоотношения в семье.
Просите ли вы прощение друг у друга?
Умеете ли вы прощать.
Жития святых: житие прп. Тита, пресвитера Печерского.
Православные иконы: икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».
Изобразительное искусство: А. Пластов «Мама».
Художественная литература: Сила Благословения родительского (на примере сказки о Василисе Прекрасной и других произведений), *М.Горький «Детство», Н. Гоголь «Тарас Бульба».
Урок №25. Значение имени Божия. «Имя Твое паче всякого имени призываем»
Иисус, Спаситель, Христос, Мессия, Эммануил, Господь Саваоф.
Библейская история: Как помазали Давида на царство.
Православная икона: «Эммануил со святыми».
Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Бог Саваоф»
Художественная литература: Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья», А.К. Толстой «Спаситель», В.С. Соловьев «Имману-Эль».
Cловарная работа: помазанник.
Урок №26. Тема Благовещения Богородицы в искусстве
Дева Мария и архангел Гавриил.
Православная икона: «Благовещение Пресвятой Борогодицы»
Изобразительное искусство: С. Мартини «Благовещение» (1333, Флоренция); А.А. Иванов «Благовещение»; В. Поленов «Пошла в Нагорную страну» (1900) (устное сочинение по картине).
По страницам Новозаветной истории: Посещение Девой Марией Елисаветы.
Художественная литература: А.Иванов «Благовещение святое».
Духовное песнопение: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…»
Урок № 27. Вход Господень в Иерусалим: историческое событие
По страницам Новозаветной истории: Вход Господень в Иерусалим: историческое событие.
Православная икона «Вход Господа в Иерусалим».
Духовное песнопение: П. Чайковский «Благословен, Грядый во имя Господне».
Художественная литература: К.Д. Ушинский «Вербная», М. Забылина «Вербная неделя».
Урок № 28. Пасхальная седмица: традиции и символика
Русская традиция празднования пасхальной седмицы
Православная икона: «Сошествие во ад».
Духовное песнопение: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…».
Художественная литература: А. Майков «Христос Воскрес», Е. Опочинина «Царские писанки» и другие произведения классической литературы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благовест.
Урок №29. Радоница – Вселенская Пасха
История возникновения традиции празднования Радоницы.
Правила поведения на кладбище.
Изобразительное искусство: И. Левитан «Над вечным покоем».
Святоотеческая литература: Св. Игнатий Брянчининов «Под сенью Креста».
Художественная литература: В. Федоров «Мой детский сад».
Словарная работа: Радоница.
Урок №30. День славянской письменности и культуры. Цветная азбука Кирилла.
Православная икона: свт. равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Цветная азбука Кирилла.
Особенности начертания букв.
Творческая работа по оформлению заглавной буквы к стихотворениям.
Урок №31. Посещение храма: внутреннее устройство храма
Внутреннее устройство храма: притвор, средняя часть, алтарь.
Иконостас, царские врата.
Храмовые иконы.
Урок №32. Труд – основа жизни
Труд духовный, физический, умственный.
Расскажите о профессии своих родителей.
Духовная, физическая, умственная работа, в чем она выражается?
Имеете ли вы опыт духовного труда; можете ли вы терпеть, отказаться от удовольствия?
Художественная литература: «Сенокос» В. Попов; С. Дрожжина «Первая борозда», М. Зощенко «Кто ваши родители?», К. Ушинский «Дети в роще».
Изобразительное искусство: А.А. Пластов «Сенокос».
Программа третьего класса
Урок №1. Семейное чтение как традиция воспитания
Жития святых: житийные сборники. Патерики (отечники).
Православная семейная традиция : чтение в кругу семьи.
Современные детские книги житий.
Какие книги читают в вашей семье?
Пословицы и поговорки о знаниях.
Изобразительное искусство: А. Красносельский «Бабушкины сказки».
Художественная литература: С. Маршак «Книжка про книжки», И. Суриков «Детство».
Урок №2. Церковное новолетие
Календари: государственный, православный, .
Церковный календарь. Год и годичный литургический круг.
Православные иконы: «Рождества Богородицы» и «Успение Пресвятой Богородицы», «святитель Димитрий Ростовский».
«Четьи-Минеи» – сокровищница духовного опыта святых: знакомство с книгой, житие святых (по выбору учителя).
Жития святых: святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, блаженной Ксении Петербургской.
Словарная работа: скрижаль, литургия, Четьи-Минеи.
Урок №3. Родители Пресвятой Богородицы.
Повторение: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (фрагменты жизнеописания).
Новозаветная история: свв. Иоаким и Анна, родители Девы Марии: жизнь и предназначение.
Православные иконы: «Встреча Иоакима и Анны у Золотых Ворот», «Царя Давида».
Традиции празднования Рождества Богородицы в церкви, семье.
***Подготовка ко дню Матери.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: супруги, жертва, праведный, псалтирь, тропарь.
Урок №4. Исповедники веры православной
Дата православного календаря: житие святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (фрагменты).
Православная икона: икона «Святые Вера, Надежда, Любовь и их мать София».
Традиция: Поздравление родных, знакомых, одноклассников с днем именин.
Художественная литература: Б. Ганаго «Подарок»
Словарная работа: исповедники.
Урок №5. Монашество как особый подвиг служения.
Исторический экскурс: Возникновение монашества на Руси: экскурс в историю монашества. Свв. Антоний и Феодосий – основатели иночества на Руси.
Монашеское служение преподобного Сергия Радонежского: труд и молитвенный подвиг (трудолюбие, смирение, служение ближнему, скромность, милостыня) (фрагмент жития).
Православная икона: иконы преподобных Антония и Феодосия - основателей иночества на Руси. Киево-Печерская лавра.
Изобразительное искусство: Триптих М.В. Нестерова «Труды преподобного Сергия Радонежского».
Художественная литература: Былина «Илия Муромец».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: подвиг, служение, инок.
Урок №6. Чудо явления иконы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
Жития святых: житие св. Андрея Боголюбского (фрагмент).
Художественная литература: С. Высоцкая «Покров Богородицы».
Православная икона: «Покров Пресвятой Богородицы».
Традиции празднования»Покрова» в книге И.С. Шмелева «Лето Господне».
Словарная работа: церковнославянские и народные слова, встречающиеся в тексте книги И.С. Шмелева.
Урок №7. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
Ветхозаветная история: Манна небесная (Исход. 16).
Новозаветная история: о насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14: 13-21).
Православная икона: «Насыщение народа пятью хлебами пяти тысяч человек»
Художественная литература: С. Бехтеев «Детям» л толстой «Косточка»
Традиция вкушения хлеба, хранения хлеба.
Почему гостей встречают хлебом и солью?
Размышление о прочитанном: насыщение и чревоугодие, тайноядение: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему вся мои грехи…объядение, тайноядение…» (молитва на сон грядущим).
Словарная работа: насущный, даждь, днесь.
Урок №8. Постоянство и изменчивость Божьего мира и природы человека
Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль; милосердие и жестокость).
Когда человек испытывает радость, печаль?
Милосердие – сострадание, утешение, помощь.
Живопись и поэзия о природе и духовном мире.
Жития святых: житие св. вмч. целителя Пантелеимона.
Церковнославянский язык: прописи.
Словарная работа: радость, печаль, милосердие, жестокость.
Урок №9. Судьба страны – судьба семьи
Испытания семьи св. Иосифа – обручника.
Семейная хроника, отражающая жизнь семьи в исторические переломы России.
Художественное искусство: картины М.В. Нестерова «Святая Русь», И.С. Глазунов «Вечная Россия»
Музыкальные произведения: Марш «Прощание Славянки».
Фотографии военных лет.
Словарная работа: судьба, страна, народ, смута.
Урок №10. Теневые лабиринты сознания человека
Суеверия прошлого и настоящего.
Суеверие и приметы инославных культур: гороскопы, календари и т.д.
Поведение суеверного человека (на материале детских рассказов и сказок, пословиц).
Духовное песнопение: «Отче наш».
Словарная работа: инославный, гороскоп.
Урок №11. Нравственная природа человека: доброта как творческая сила
Взаимосвязь двух основных качеств человека: Доброта и Красота как преобразующая сила.
Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце.
Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных произведениях народов России (на знакомом учащимся материале).
Общепринятые пожелания: Добро пожаловать, Доброй ночи¸ Доброго пути – смысловое содержание пожелания.
Икона: Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Жития святых: Св. преподобномученица Елизавета (Романова): помощь нищим, больным.
Словарная работа: добро, доброжелательность, добропорядочный, добровольный, добросердечный.
Урок №12. Православное устройство дома
Дом. Родительский дом. Символика деталей.
Украшение дома (внешнее и внутреннее).
Святыни дома.
Семейные реликвии.
Домашние традиции
Воспоминание: художник К. Коровин «Мыс Доброй Надежды»
Словарная работа: украшение, реликвия, традиции.
Урок №13. Красота духовная и телесная. Мужественная красота.
Беседа о мужественной красоте.
Рассказ о подвиге А.В. Суворова.
Жития святых: св. мученик Иоанн Воин.
Православные иконы: св. Александра Невского, св. Архангела Михаила, св. мученика Иоанна Воина.
Художественное искусство: картины П. Рыженко «Молитва Александра Пересвета перед Куликовсеой битвой», В.М. Васнецова «Поединок Пересвета с Чулубеем», В.И.Сурикова («Переход Суворова через Альпы»).
Урок №14. Государственные и церковные символы России
Государственные и церковные символы: герб, флаг, знамя, хоругвь.
История герба, флага, знамени, хоругви.
Символы древнего царства Израиль.
Художественное искусство: картина Доменико Гарджуло «Перенесение Ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим».
Музыкальные произведения: гимн России (сл. С.В.Михалкова, муз. А.В. Александрова) и гимн «Боже, царя храни» (1833 г, сл. В.А. Жуковского, муз. А.Ф. Львова).
Практическое задание: Рисование флага России и губернии; рассмотрение гербов.
Словарная работа: герб, флаг, знамя, хоругвь, тавлы.
Урок №15. Православная культура общения: «Мир Вам!»
Обращение Иисуса Христа «Мир Вам!» (Лк.24:36).
Обращение, приветствие и прощание в общении с родными, друзьями, священниками.
Способы выражения благодарности, просьбы (ролевые игры).
Словарная работа: спасибо, благодарю.
Урок №16. Рождество Христово: народные традиции.
Повторение: Радость пастухов.
Традиции: Празднование Рождества Христова
Иконы: Рождество Христово.
Художественная литература: Беседа по сказке «Мороз Иванович».
Духовное песнопение: ирмос Рождественского канона, глас 1.
Художественное искусство: картины Ф. Сачков «Христославы» , Джорджоне «Поклонение пастухов»
Музыкальные произведения: Христославы.
Словарная работа: ирмос, канон.
Урок №17. Православные и государственные праздники.
Традиция празднования Крещения Господня в России.
Духовное песнопение: П. Чесноков «Единородный Сыне».
Календарная дата: Житие св. Илии Муромца (фрагменты).
Словарная работа: клирос.
Урок №18. Отрок Иисус в преданиях народа.
История возникновения апокрифических текстов.
Новозаветная история: Отрок Иисус в храме (Лк.2:40-52).
Апокрифическое евангелие: Отрок Иисус в Назарете (Евангелие от Иакова).
Духовное песнопение: Рождественский тропарь.
Словарная работа: раввин, кондак, субботний день.
Урок №19. Дела милосердия: «Прийти с утешением к узнику»
Посещение и утешение больного, одинокого пожилого человека, обиженного.
Деяния апостолов: освобождение апостола Петра из темницы (5: 17).
Художественная литература: А. Плещеев «Напрасно, птички, вас», «Что ты соловеюшко».
Изобразительное искусство: картина Н.А.Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Жития святых: св. Анастасия Узорешительница.
Словарная работа: узник.
Урок №20. Гостеприимство как традиция народа.
Ветхозаветная история: Авраам принимает трех странников (Детская Библия).
Новозаветная история «Марфа и Мария» (Лк. 10:38-42).
Художественная литература: Как встречают, угощают гостей герои сказок, детских рассказов (по знакомым ученикам материалам).
Пословицы и поговорки о встрече гостей.
Народная традиция: русское гостеприимство.
Словарная работа: гостеприимство.
Урок №21. Имя ее Любовь
Православная сказка Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья» (инсценировка).
Урок №22. Воинские знаки отличия и награды Отечества
Встреча с ветеранами войны и труда.
Фалеристика: Воинские знаки отличия и награды Отечества.
Календарная дата: житие свв. Сорока мучеников Севастийских.
Народная традиция: выпекать жаворонков из теста.
Музыкальное произведение: С.С. Прокофьев «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!». (Кантата св. Александру Невскому «Битва на Чудском озере»), фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь».
Словарная работа: фалеристика.
Урок №23. Народные традиции поста
Великий пост. Пост - время очищения.Пост и диета.
Художественная литература: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Кусочек хлеба»
Православные традиции: проведение поста
Славянская цифирь: прописи.
Словарная работа: диета, пост.
Урок №24. Православная традиция ведения домашнего
хозяйства
Хозяйственные традиции ухода за животными и птицами.
Пословицы о хозяйстве («Животинку водить – не разиня рот ходить» и другие).
Отношение к домашним животным.
Какие клички можно давать домашним животным.
Икона: «Флор и Лавр с Власием и Спиридоном».
Художественная литература: В.А.Солоухин «Черные доски», И. Горбунов-Посадов «Слепая лошадь»
Жития святых: жития свв. Флора и Лавра.
Урок №25. Поклон как народная и церковная традиция общения
Поклоны поясные и земные.
Святоотеческая литература: Отцы церкви о поклонах.
Художественная литература: Поклоны в традиции общения русского народа. И.С. Шмелев. «Лето Господне», на примерах народных сказок. Ю. Вознесенская «Юлианна, или опасные игры».
Духовное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» (обиход).
Урок №26. Благовещение. Традиции празднования
Поздравление с праздником Благовещения.
Новозаветная история: «Благовещение» (Лк. 1: 26-38).
Художественная литература: Ф.А. Тумановский «Вчера я растворил темницу», А.С. Пушкин «В чужбине свято наблюдаю»
Православная икона: иконы «Благовещение», «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы».
Художественное искусство: картина Г.Гагарина «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Урок №27. Вход Господень в Иерусалим: последние наставления Иисуса Христа
Новозаветные истории: Изгнание торговцев из Иерусалимского храма. (Ин. 12; 12-19). Чудо со смоковницей (Мф. 21: 18-22). Какая заповедь Божия первая? (МФ. 22, 34-40).
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Ветка Палестины».
Изобразительное искусство: А. Иванов «Изгнание торгующих из храма»
Урок №28. Пасхальная седмица: Явление Христа Воскресшего
Пасхальный концерт.
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
Изобразительное искусство: А. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине».
Духовное песнопение: Н. Римский–Корсаков «Светлый праздник», ирмос: «Светися, светися Новый Иерусалиме…»
Художественная литература: Поэзия о Пасхе.
И.С. Шмелев «Пасха» из книги «Лето Господне».
Словарная работа: Плащаница, Геена огненная, Благовонное миро.
Урок №29. Мир дольний и горний
Мир дольний и горний: молитва как связь между ними.ч и Лазарь
Евангельская притча: о богаче и бедном Лазаре (Лк. 16: 19-31).
Жития святых: Киево-Печерский патерик: прп. Марк пещерник, прп. Агапит, врач безвозмездный; Сказание о чуде в пещере, состоявшемся во время Пасхи.
Изобразительное искусство: Гюстав Доре «Богач и Лазарь»
Словарная работа: дольний, горний, Эдем
Урок №30. День Славянской письменности и культуры. Живое слово
Славянская письменность: история происхождения. Свв. Кирилл и Мефодий – учителя Словенские.
Гимн свв. равноапостольным Кириллу и Мефодию (сл. М. Розенгейма, муз. В. Главача).
Икона: свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий (иконописец Григорий Журавлев)
Художественная литература: Поэзия о значении слова (С. Анненков, И. Бунин). Книга А.С. Малиновского «Радостная встреча» об иконописце Григории Журавлеве.
**Урок № 31. День рождения Церкви Христовой
День Пятидесятницы.
Начало апостольского служения. Свв. первоапостолы Петр и Павел.
Православная икона: иконы «Сошествие Святаго Духа», апостолов Петра и Павла.
Изобразительное искусство: Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».
Посещение храма: посещение храма в честь свв. первоапостолов Петра и Павла (или близлежащего храма).
Урок №32. Паломническая поездка по святым местам
области.
ПРОГРАММА ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА
Урок №1. Древнерусская литература как исторический источник познания
Летописи: Повесть временных лет. Местные летописи. Царственный летописец.
Рассказы летописей: Как князь Владимир веру выбирал (летопись «Повесть временных лет»).
Картография и хронология: показать на карте место крещения равноапостольного великого князя Владимира, рассмотреть временное пространство и контекст событий.
Изобразительное искусство: С. Ефошкин «Русские первомученики Феодор и Иоанн», А. Земцев «в елье Пимена», И. Эггинк «Князь Владимир выбирает религию», К. Лебедев «Крещение киевлян».
Документальные источники: фотографии раскопок баптистерии (крещальня) Свято-Владимирского собора; раскопок Херсонеса (Корсунь).
Урок №2. Летоисчисление от Сотворения мира и по Рождеству Христову
Лента времен: до новой эры и новая эра; до Рождества Христова и по Рождеству Христову: точка отсчета.
Гражданский образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня в Священной Истории – I век по Р.Х. (новой эры).
Практическое задание: определить знаменательные даты страны от Сотворения мира.
Урок №3. Рождество Пресвятой Богородицы - промысел Божий о спасении мира
Пресвятая Богородица как участница и покровительница отечественного домостроения (Умиление, Одигитрия, Оранта).
Православная икона: иконы Божией Матери «Смоленская», «Владимирская», «Иверская» «Тихвинская».
Изобразительное искусство: В. Верещагин «Закладка Десятинной церкви в Киеве»
Краеведение: местные храмы Пресвятой Богородицы.
Словарная работа: Одигитрия, Оранта, эпоха, эра.
Урок №4. Защитники Святой Руси
Крест – «оружие мира непобедимая победа».
Изображение Креста.
Нательный крестик.
Крестное знамение.
Пересвет и Ослябя - монахи-воины.
Изобразительное искусство: А. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия донского на Куликовскую битву», А. Бубнов «Утро на Куликовом поле».
Картография: схема Куликовской битвы.
Фотографии: гробниц монахов Пересвета и Осляби
Урок №5. Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства
Монастыри - просвещение и образование
Монастыри – на страже государственных границ
Монастыри – оплот объединения княжеств в единое государство.
Изобразительное искусство: Н. Клыкова «Преподобная Ефросинья Полоцкая – просветительница Беларуси»
Урок №6. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
Россия – удел апостольского служения Пресвятой Богородицы.
Помощь Пресвятой Богородицы русскому воинству.
Народные традиции: празднование Покрова Пресвятой Богородицы.
Картография: работа с картой области, центральной части России.
Словарная работа: апостол, удел, служение, покровительство.
Урок №7. Священный хлеб в церковном богослужении
Символическое значение освященного хлеба.
Освящение хлеба на Всенощном богослужении накануне большого праздника.
Православные традиции принятия священного хлеба.
Музыкальные произведения: песни о хлебе.
Словарная работа: артос, антидор, просфора.
Урок №8. Богатство природы России.
Постоянство и изменчивость Божьего мира. Богатство и разнообразие природы России, великие святыни нашей Родины.
Причины изменений в природе, катаклизмов и разрушений.
Изобразительное искусство: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Тихая обитель», К. Брюлов «Гибель Помпеи», Н. Ломтев «Апостол Андрей Первозванный водружает Крест на горах киевских».
Художественная литература: А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина».
Краеведческий материал: святые источники родного края и сохранение их.
Музыкальное произведение: народная песня «Вижу чудное приволье».
Урок №9. Объединение государства и Церкви в борьбе со смутой XVII века
Причины возникновения смуты. Исторический экскурс в начало XVII века.
Ополчение Минина и Пожарского (избавление от инославных).
Изобразительное искусство: П. Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту о сдаче Москвы», К. Маковский «Воззвание Минина к нижегородцам».
Музыкальное произведение: фрагмент оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Жития святых: св. Патриарха Московского Гермогена.
Урок №10. Защита Православия в языческом мире.
Понятие «воинство» - смысл исторический, социальный, духовный.
Жития святых: св. воин Димитрий Солунский – защитник христианства.
Православная икона: изображение на иконе: св. первомученика архидиакона Стефана, св. великомученика Димитрия Солунского, св. великомученика Георгия Победоносца, св. мученицы Татианы, св. великомученицы Варвары, св. великомученицы Екатерины. Символы изображения.
Художественная литература: притча св. Николая Агафонова «Сказ о том, как ангелы упали с неба»
Урок №11. Щит военный, щит духовный
История русского воинства: отражение в государственных символах и наградах.
Российский герб: святые Архангелы Михаил и Гавриил - заступники и покровители русского народа.
Подвиг защитников Севастополя.
Священники: их духовное и военное участие в защите нашего Отечества.
Икона: Изображение на иконе небесного воинства.
Изобразительное искусство: Ф. Рубо «Оборона Севастополя», Ю. Пантюхин «За землю русскую»
Краеведение: местночтимые храмы и монастыри во имя Архангела Михаила и всех бесплотных сил небесных: их стратегическое назначение.
Урок №12. География служения апостолов Христовых
Апостол Андрей Первозванный, его путь по славянским землям («Повесть временных лет»).
Знаки отличия доблестной славы воинов: орден св. апостола Андрея Первозванного (1697г.).
Икона: «Сошествие Святого Духа», «Собор святых славных и всехвальных апостолов от 12-ти», «Собор святых славных и всехвальных апостолов от 70-ти».
Картография и схемы: страны, где проповедовали апостолы.
Урок №13. Соприкосновение духовного и материального мира
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Почему Дева Мария введена была во Святая Святых? Явление ангела Деве Марии.
Устройство храма.
Икона: «Ангел питает Деву Марию во храме»
Изобразительное искусство: Тициан «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Православное зодчество: архитектурные храмовые сооружения.
Художественная литература: А. Огильви «Введение во храм», З.Зинченко «Храм»
Словарная работа: храм, церковь, собор, часовня, колокольня.
Урок №14. Славянские традиции почитания святых
Традиции почитания святого великомученика Георгия Победоносца в славянских странах.
Трагедия уничтожения православных храмов в славянских странах.
Православное зодчество. Храмовые сооружения в славянских странах.
Художественная литература: В. Солоухин «Славянские тетради», Д. Бальмонт «Славяне-братья», Н. Кокухин «Народы-братья»
Духовное песнопение: «Земля Русская». Стихира русским святым.
Краеведение: Самарское знамя.
Урок №15. Тайная помощь людям как способ выражения любви
Жития святых: Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; святой праведный Иоанн Кронштадтский (фрагменты жития).
Народные традиции: оказание помощи нуждающимся.
Детский опыт оказания помощи своим друзьям, знакомым и незнакомым людям.
Храмовое зодчество: колокольни и колокола.
Православная икона: свт. Николай, архиепископ Мир Ликийский, св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Изобразительное искусство: И. Левитан «Вечерний звон».
Православное зодчество: колокольня – архитектурное сооружение (назначение).
Музыкальные произведения: колокольный звон: виды благовеста. В. Гаврилин «Перезвон».
Словарная работа: барабан, апсида.
Урок №16. Рождество Христово: причины пришествия Христа в мир
Причины пришествия Христа в мир: любовь Божия к роду человеческому; восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия: спасение души человеческой.
Православная традиция: празднование Рождества Христова. Колядки.
Подготовка к рождественской елке. Изготовление подарков для детского сада.
Фрески: «Грехопадение Адама и Евы и изгнание их из рая», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов»
Изобразительное искусство: К. Трутовский «Колядки в Малороссии».
Картография и схемы: карта Израиля
Словарная работа: праздник.
Урок №17. Взаимосвязь Крещения и Преображения как проявление Божественной сущности Иисуса Христа.
Традиции празднования Крещения Господня в христианском мире.
Евангельская история: Преображение Господне как свидетельство Его Божественной сущности.
Икона: Крещение и Преображение Господне.
Духовное песнопение: Тропарь. «Во Иордане…».
Художественная литература: тема Крещения и Преображения в русской литературе.
Урок №18. Богопослушание и жертвенность как путь к
спасению
Евангельская история: Сретение: смысловое значение встречи.
Евангельская история: Бегство святого семейства в Египет. Богопослушание.
Исторический экскурс:
Жертвенное служение Отечеству: защита от врагов (военное духовенство).
Жертвенное служение Отечеству: Русская Аляска (В.И. Беринг А.И Чириков). Волевые качества членов экспедиции. Православные храмы на Аляске.
Православная икона: «Сретение»: символы.
Изобразительное искусство: Б. Мурильо «Отдых на пути в Египет»; В.М. Васнецов «Богатыри».
Духовное песнопение: С.В. Рахманинов «Ныне отпущаеши раба Твоего…».
Словарная работа: Богоприимец.
Урок №19. Дела милосердия: защита телесная и духовная.
«Одеть нагого» – защитить, дать покров телесный и духовный.
Почему на Руси любят нищих, странников, богомольцев?
Семь дел милости телесной (алчущего напитать, жаждущего напоить, нагого одеть, странного в дом вводить, немощного посещать, входить к заключенным в темницы, искуплять плененных, умершего погребать).
Православная икона: иконы «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость»: символы.
Художественная литература: АИ. Куприн «Рождественская быль», притча о посещении Богом
Словарная работа: скорбящий, скорбь.
Урок №20. Молитва как разговор с Богом
Структура молитвы: обращение, прошение, славословие, благодарение.
Молитва как труд.
Жанр молитвы в русской народной поэзии.
Евангельская притча: притча о фарисее и мытаре (Лк. 18: 10-14).
Художественная литература: священник Николай Агафонов «Молитва алтарника».
Музыкальное произведение: опера М.И Глинки «Жизнь за царя», молитва семьи Сусаниных.
Словарная работа: любоначалие, смиренномудрие, славословие, благодарение.
Урок №21. Ценности истинные и ложные
Об отношении к богатству и богатым.
Смысл благотворительности в прошлом и сегодня.
Евангельские притчи: о неразумном богаче (Лк. 12: 15-21).
Икона: «Притча о неразумном богаче», «Преподобный Самсон Странноприимец».
Краеведение: Быль о поселке Солнечная Поляна. Благотворители: самарские купцы Шихобаловы.
Словарная работа: мшелоимство, прихоть; углебаеши.
Урок №22. День защитника Отечества: воинская символика
Военная символика. История военной формы.
Выставка фотографий, картин, газетных и журнальных фотографий.
Концерт воинской песни.
Газетная хроника: Рассказ «Солдат из Трептов-парка»
Урок №23. «Кто имеет уши, да слышит…» (Мк.4:9,23)
Зачем Господь даровал человеку уши?
Слушание полезное и вредное.
Миф об Одиссее, проплывающем мимо Сирен.
Пословицы о слове и языке.
Икона: Святая преподобная Ефросиния.
Изобразительное искусство: И. Глазунов «Великая княгиня Московская Евдокия», К. Блох «Нагорная проповедь», Джон Уотерхаус «Одиссей и сирены».
Историческая справка: Святая преподобная Ефросиния.
Проведение мини-опроса: Телевизионные передачи: ваша потребительская разборчивость.
Словарная работа: потребление.
Урок №24. Святое семейство: богопослушани
Св. Иосиф – покровитель семьи, труженик-плотник, подвижник, образец смирения и послушания Воле Божьей.
Пресвятая Дева Мария – образец целомудрия, смирения, мудрого молчания и послушания, труженица.
Православная икона: Божией Матери «Вифлеемская».
Изобразительное искусство: Никола Пуссен «Святое семейство», Рафаэль «Сикстинская Мадонна».
Урок №25. Подвиг и его природа
Истинное и ложное понимание подвига.
Подвиг духовный, ратный, трудовой.
Православная икона: св. Симеон Столпник.
Изобразительное искусство: А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», картины трудовых будней.
Жития святых: преподобного Симеона Столпника
Художественная литература: Ф.И. Тютчев «И эта вера не обманет», А. Хомяков «Подвиг», Г. Наджаров «Валя Котик».
Словарная работа: подвиг.
Урок №26. Благовещение. Православное самодержавие
Поздравление с праздником Благовещения.
Календарная дата: Начало династии Романовых.
Подвиг Ивана Сусанина. «Верный в малом и в большом верный».
Православная икона: «Благовещание Пресвятой Богородицы».
Изобразительное искусство: И. Фаюстов «Подвиг Ивана Сусанина», А. Кившенко «Призвание на царство Романовых – Михаил Федорович».
Музыкальное произведение: опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (фрагмент).
Урок №27. Страстная седмица: Тайная Вечеря, Моление о чаше
Вход Господень в Иерусалим. Осанна в вышних…
Новозаветная история: Омовение ног. Тайная вечеря (Мф. 26: 17-30),»Моление о чаше» (Мф. 26; 36-26; 36-44). Взятие под стражу в Гефсиманском саду. (Мф 26: 45-57).
Иконы: «Иисус Христос умывает ноги ученикам», «моление о чаше».
Изобразительное искусство: Н.Н. Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»; В. Нестеренко «Тайная Вечеря».
Урок №28. Светлая седмица. Икона Воскресения: символика
Исторический экскурс: Голгофа, охрана гробницы Спасителя.
Православная икона: икона «Воскресение»; духовный смысл иконы.
Изобразительное искусство: А. Иванов «Иосиф и Никодим переносят Тело Христа», М. В. Нестеров «Воскресение Христа», Г. Мультшер «Воскресение Христа».
Практическая работа: украшение пасхальных яиц.
Урок №29. Радоница. Поминовение усопших воинов, павших на поле брани
Поминовение усопших воинов, павших на поле брани.
О чем рассказала фронтовая фотография?
Поминальная трапеза.
Современные традиции поминовения усопших воинов.кому
Изобразительное искусство: А. Архипов «Радоница», Ф. Москвитин «Дмитриевская суббота. Явление Богородицы князю Дмитрию Донскому», В. Верещагин «Побежденные. Панихида».
Фотографии: Памятник русским воинам на кладбище Ново Гробле. Белград.
Могила неизвестного солдата у стен Московского Кремля.
Словарная работа: усопший, упокоение, почить, преставиться.
Урок №30. День Славянской письменности и культуры. Азбучная молитва
Слово о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии.
Азбучная молитва.
Урок № 31. Традиция празднования Троицы на Руси
Традиция празднования Троицы в церкви и дома.
Православная икона: «Троица».
Художественная литература: И.С. Шмелёв «Лето Господне».
Письмо сверстника: Береза моего деда.
Словарная работа: Троица, любовь, согласие, Дух.
Урок №32. Паломническая поездка: благоустройство территории около святого источника
Традиции паломничества на Руси.
Изобразительное искусство: Р. Цюнд «Путь в Эмаус», В. Перов «Паломники на богомолье».
Записки паломника: Т. Мечев «На богомолье».
Музыкальные произведения: Альфред Шнитке. «Сотворение мира»; Андрей Петров. «Сотворение мира. Пролог и хоровод ангелов».
Нравственный урок: Причины разделения небесного ангельского мира, ответственность человека за все живое на земле.
Рабочая тетрадь: путешествия в мир слова, литературы, иконописи.
Словарная работа: архангелы, ангелы, херувимы и серафимы, творчество, Творец, Отец, Владыка.
Изобразительное искусство: В.М. Васнецов «Блаженство рая»; Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Каин и Авель. Графика. В презентации даны репродукции картин на выбор учителя: Ф.А. Бруни «Первое убийство»(1867); В.И. Бриоски «Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божьего» (1813); А.П. Лосенко «Авель» (1768).
Художественная литература: Н.С. Гумилев “Потомки Каина”.
Классическая музыка: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Нравственный урок: зависть, как можно преодолеть это чувство; последствия проявления зависти, разбор конкретных ситуаций
Рабочая тетрадь: путешествия в мир слова, литературы, истории. Работа со словарем крылатых выражений.
Словарная работа: добродетель, грех.
Ресурсное обеспечение реализации программы.
Данная программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом (DVD). В приложениях представлены церковнославянские тексты для каждого урока, начиная с четвертого класса, а также хрестоматийный материал для чтения.
Литература
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.
Библия для детей: священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома / пересказ протоиерея Александра Соколова. – М. – ЭКСМО, 2014.
Патриарх Кирилл. Слово пастыря. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.
Балашов Б., протоиерей. Христос и мы. – М.: Изд-во
«Христианский мир», 2007.
Жития святых. / Сост.архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий. СПб.: Изд-во «САТИСЪ», 2003.
Закон Божий для детей / Под ред. С. Куломзиной. – М.: Паломник, 2004.
Иванов А. Свет миру. Рассказ о возникновении монашеской жизни. М.: Изд-во «Отчий дом», 2002.
Иванова С.Ф. Введение во храм слова. Книга для чтения в школе и дома. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2003
Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986.
Митрополит Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская история. СПб, 2008.
Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания / под редакцией А.П. Лопухина. ООО «Харвест», 2000.
Русский фольклор. М.: Художественная литература, 1986.
Святая земля Библии / Под ред.Ф.С. Комарского. – СПб. – Репринтное издание, 1894.
Словарь православной лексики в русской литературе XIX – XX вв. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. – 272 с.
Основы православной культуры. Церковь и культура Хрестоматия / [сост. О. Голосова] – М.: Лепта Книга, Вече, ГрифЪ, 2014 – 320 с..
Учебная литература:
Учебная программа курса «Основы православной культуры» для средней общеобразовательной школы. /Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), М.М. Арбекова, Е.П. Бельчикова, М.В.Захарченко Т.М. Сливкина. 4-е перераб. издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Духовно-нравственная культура России. Учебное пособие для 2 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 3 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 4 класса по курсу «Основы православной культуры». / Сост. Архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, Т.М.Сливкина. 2-е издание. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 5 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Вениамин (Лабутин), архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, В.А. Бархоткин, В.П. Ярцева. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Духовно-нравственная культура России. Книга для ученика 6 класса по курсу «Основы православной культуры». / Авт.-сост: архимандрит Вениамин (Лабутин), архимандрит Георгий (Шестун) Е.П. Бельчикова, В.А. Бархоткин, А.И. Зимина, Е.А. Лафинчук, В.П. Ярцева. – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Духовно-нравственная культура России. Книга для учителя по курсу «Основы православной культуры». / Авт.: архимандрит Вениамин (Лабутин), Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина – Самара: ООО «Медиа-Книга», 2015.
Учебники по истории, литературе, музыке, русскому языку для 2-7 классов.
43