Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математика в информатике»
для учащихся 5-6 классов
Автор разработки: |
Литвинюк Юлия Валерьевна |
Учитель информатики |
МБОУ «СОШ № 31» |
2020 г.
г. Ангарск
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».
-
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-
понимание роли информационных процессов в современном мире;
-
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
-
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
-
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Регулятивные:
-
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
-
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
-
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
-
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИК
-
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
-
получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
-
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
-
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
-
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
-
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).
-
представление знаково-символических моделей на формальных языках;
-
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
-
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
-
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
-
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
-
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
-
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;
Познавательные:
-
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
-
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
-
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
-
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);
-
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
-
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
-
освоение основных понятий и методов информатики;
-
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);
-
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
-
построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);
-
освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
-
освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
-
вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
-
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.
Коммуникативные:
-
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
-
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
-
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
-
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
-
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
5 класс.
Введение (1 час)
Раздел 1. Решение логических задач в графическом редакторе Paint (3 час)
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
Раздел 2. Табличный способ решения логических задач (6 часа)
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Раздел 3. Решение алгоритмических задач (10 часов)
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Раздел 4. Выявление закономерностей (5 часов)
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
Раздел 5. Решение логических задач путем рассуждений (2 часа)
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические выводы.
Раздел 6. Решение комбинаторных задач (3 часа)_
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Раздел 7. Разработка выигрышных стратегий (4 часа)
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
6 класс.
Раздел 1. «Вводное занятие» (1 ч.)
Теоретическая часть. (Компьютерная безопасность. Техника безопасности в кабинете информатики. Полезные сайты. Информация)
Практическая часть (Тест «Безопасность в компьютерном классе»)
Раздел 2. «Системы счисления» (10 ч.)
Теоретическая часть. (Единичная система, древнеегипетская десятичная непозиционная система, система счисления, позиционная система счисления, развернутая форма записи числа, перевод целого числа из q-ичной системы счисления в десятичную, перевод целого числа из десятичной системы счисления в q-ичную, компьютерные системы счисления)
Практическая часть (Самостоятельная работа по теме «Понятие базиса» ,тест «Развёрнутая и свернутая формы записи чисел»,самостоятельная работа «Перевод чисел из q-ичной системы счисления в десятичную», самостоятельная работа «Арифметические операции в q-ичных системах счисления», самостоятельная работа «Системы счисления», самостоятельная работа «Системы счисления»)
Раздел 3. Представление информации в компьютере (9 часов)
Теоретическая часть. Представление целых и действительных чисел в компьютере, мантисса, нормализованная форма, дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая, представление целых и действительных чисел в компьютере, дополнительный и обратный код, байт и символ, кодировки, ввод по коду, пространственная дискретизация, аналоговая и дискретная форма информации.
Практическая часть. (Выполнение практических работ, тест «Целочисленная арифметика»)
Раздел 4. «Введение в алгебру логики» (9 ч.)
Теоретическая часть. (Высказывание, операции логического отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации, эквиваленции, логические формулы, таблицы истинности, законы тождества)
Практическая часть. (Выполнение практических работ, тест «законы алгебры логики, )
Раздел 5. «Элементы теории алгоритмов» (5 ч.)
Теоретическая часть (Язык программирования, понятие простой величины, типы величин, линейные программы, алгоритмические конструкции, составной оператор).
Практическая часть (Создание первых программ с помощью языка программирования Pascal, составление блок схем).
-
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5 класс
№ | Название темы | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. «Вводное занятие» 1 час |
-
| Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Инструктаж. Введение: структура дисциплины. | 1 | | |
Раздел 2. «Решение логических задач в графическом редакторе Paint» 3 часа |
-
| Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. | 1 | | |
-
| Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. | 1 | | |
-
| Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint. | 1 | | |
Раздел 3 «Табличный способ решения логических задач» 6 часов |
-
| Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. | 1 | | |
-
| Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО). | 1 | | |
-
| Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. | 1 | | |
-
| Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. | 1 | | |
-
| Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО. | 1 | | |
-
| Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО. | 1 | | |
Раздел 4. «Решение алгоритмических задач» 10 часов |
-
| Задачи о переправах. | 1 | | |
-
| Задачи о разъездах. | 1 | | |
-
| Задачи о переливаниях. | 1 | | |
-
| Задачи о перекладываниях. | 1 | | |
-
| Задачи о взвешиваниях. | 1 | | |
-
| Решение задач в виртуальных лабораториях. | 1 | | |
-
| Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. | 1 | | |
-
| Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. | 1 | | |
-
| Анимированное решение в редакторе презентаций. | 1 | | |
-
| Анимированное решение в редакторе презентаций. | 1 | | |
Раздел 5. «Выявление закономерностей» 5 часов |
-
| Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. | 1 | | |
-
| Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. | | | |
-
| Поиск недостающего элемента. | 1 | | |
-
| Разгадывание «чёрных ящиков». | 1 | | |
-
| Работа в виртуальной лаборатории. | 1 | | |
Раздел 6. «Решение логических задач путем рассуждений» 2 часа |
-
| Индукция. Дедукция. | 1 | | |
-
| Задачи о лжецах. Логические выводы. | 1 | | |
Раздел 6. «Решение комбинаторных задач» 3 часа |
-
| Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. | 1 | | |
-
| Использование графов для решения комбинаторных задач. | 1 | | |
-
| Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint. | 1 | | |
Раздел 7. «Разработка выигрышных стратегий» 4 часа |
-
| Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. | 1 | | |
-
| Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. | 1 | | |
-
| Выигрышная стратегия. | 1 | | |
-
| Доказательство отсутствия выигрышной стратегии. | 1 | | |
6 класс
№ | Название темы | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. «Вводное занятие» 1 час |
-
| Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Инструктаж. Введение: структура дисциплины. | 1 | | |
Раздел 2. «Системы счисления» 10 часов |
-
| Принцип позиционности. Основные определения. Понятие базиса | 1 | | |
-
| Единственность представления чисел в q-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления | 1 | | |
-
| Развёрнутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления. | 1 | | |
-
| Перевод чисел из q-ичной системы счисления в десятичную. | 1 | | |
-
| Перевод чисел из десятичной системы счисления в q-ичную. | 1 | | |
-
| Арифметические операции в q-ичных системах счисления | 1 | | |
-
| Взаимосвязь между системами счисления с основаниями. | 1 | | |
-
| Системы счисления и архитектура компьютеров | 1 | | |
-
| Решение задач. Системы счисления. | 1 | | |
-
| Решение задач. Системы счисления. | 1 | | |
Раздел 3 «Представление информации на компьютере» 9 часов |
-
| Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код. | 1 | | |
-
| Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов. | 1 | | |
-
| Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой. | 1 | | |
-
| Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики | 1 | | |
-
| Представление текстовой информации. | 1 | | |
-
| Представление графической информации. | 1 | | |
-
| Представление звуковой информации. | 1 | | |
-
| Методы сжатия цифровой информации. | 1 | | |
-
| Решение задач. Представление информации | 1 | | |
Раздел 4. «Введение в алгебру логику» 9 часов |
-
| Алгебра логики. Понятие высказывания. | 1 | | |
-
| Логические операции. | 1 | | |
-
| Логические формулы, таблицы истинности. | 1 | | |
-
| Законы алгебры логики. | 1 | | |
-
| Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач или алгебра переключательных схем). | 1 | | |
-
| Построение функциональных схем по структурным формулам и обратно. | 1 | | |
-
| Построение структурных формул по таблицам истинности. | 1 | | |
-
| Решение задач. Алгебра логики. | 1 | | |
-
| Решение задач. Алгебра логики. | 1 | | |
Раздел 5. «Элементы теории алгоритмов» 5 часов |
-
| Структура программы на языке Pascal. | 1 | | |
-
| Типы данных. Оператор присваивания. | 1 | | |
-
| Линейные алгоритмы. | 1 | | |
-
| Логический тип данных. | 1 | | |
-
| Решение задач. Линейные алгоритмы | 1 | | |
8