СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика в информатике" для учащихся 5-6 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика в информатике" для учащихся 5-6 классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Математика в информатике»

для учащихся 5-6 классов












Автор разработки:

Литвинюк Юлия Валерьевна

Учитель информатики

МБОУ «СОШ № 31»
















2020 г.

г. Ангарск


ВВЕДЕНИЕ


Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 31».


  1. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  1. наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  2. понимание роли информационных процессов в современном мире;

  3. владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  4. ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  5. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  6. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  7. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  8. способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  9. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Регулятивные:

  1. получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

  2. умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  3. владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;

  4. умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИК

  5. владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  6. получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

  7. владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  8. планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  9. умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

  10. умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).

  11. представление знаково-символических моделей на формальных языках;

  12. планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

  13. контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

  14. коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

  15. владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

  16. владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

  17. умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;

Познавательные:

  1. оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

  2. построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

  3. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  4. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);

  5. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

  6. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

  7. освоение основных понятий и методов информатики;

  8. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);

  9. развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

  10. построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);

  11. освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

  12. освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

  13. вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

  14. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Коммуникативные:

  1. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

  2. осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  3. получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

  4. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

  5. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


5 класс.

Введение (1 час)

Раздел 1. Решение логических задач в графическом редакторе Paint (3 час)

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.

Раздел 2. Табличный способ решения логических задач (6 часа)

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Раздел 3. Решение алгоритмических задач (10 часов)

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Раздел 4. Выявление закономерностей (5 часов)

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

Раздел 5. Решение логических задач путем рассуждений (2 часа)

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Раздел 6. Решение комбинаторных задач (3 часа)_

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Раздел 7. Разработка выигрышных стратегий (4 часа)

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.


6 класс.

Раздел 1. «Вводное занятие» (1 ч.)

Теоретическая часть. (Компьютерная безопасность. Техника безопасности в кабинете информатики. Полезные сайты. Информация)

Практическая часть (Тест «Безопасность в компьютерном классе»)

Раздел 2. «Системы счисления» (10 ч.)

Теоретическая часть. (Единичная система, древнеегипетская десятичная непозиционная система, система счисления, позиционная система счисления, развернутая форма записи числа, перевод целого числа из q-ичной системы счисления в десятичную, перевод целого числа из десятичной системы счисления в q-ичную, компьютерные системы счисления)

Практическая часть (Самостоятельная работа по теме «Понятие базиса» ,тест «Развёрнутая и свернутая формы записи чисел»,самостоятельная работа «Перевод чисел из q-ичной системы счисления в десятичную», самостоятельная работа «Арифметические операции в q-ичных системах счисления», самостоятельная работа «Системы счисления», самостоятельная работа «Системы счисления»)

Раздел 3. Представление информации в компьютере (9 часов)

Теоретическая часть. Представление целых и действительных чисел в компьютере, мантисса, нормализованная форма, дополнительный и обратный код, фиксированная запятая, плавающая запятая, представление целых и действительных чисел в компьютере, дополнительный и обратный код, байт и символ, кодировки, ввод по коду, пространственная дискретизация, аналоговая и дискретная форма информации.

Практическая часть. (Выполнение практических работ, тест «Целочисленная арифметика»)

Раздел 4. «Введение в алгебру логики» (9 ч.)

Теоретическая часть. (Высказывание, операции логического отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации, эквиваленции, логические формулы, таблицы истинности, законы тождества)

Практическая часть. (Выполнение практических работ, тест «законы алгебры логики, )

Раздел 5. «Элементы теории алгоритмов» (5 ч.)

Теоретическая часть (Язык программирования, понятие простой величины, типы величин, линейные программы, алгоритмические конструкции, составной оператор).

Практическая часть (Создание первых программ с помощью языка программирования Pascal, составление блок схем).


  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


5 класс

Название темы

Количество часов

Дата план

Дата факт

Раздел 1. «Вводное занятие» 1 час

Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Инструктаж. Введение: структура дисциплины.

1



Раздел 2. «Решение логических задач в графическом редакторе Paint» 3 часа

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint.

1



Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов.

1



Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.

1



Раздел 3 «Табличный способ решения логических задач» 6 часов

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия.

1



Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО).

1



Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО.

1



Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО.

1



Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

1



Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

1



Раздел 4. «Решение алгоритмических задач» 10 часов

Задачи о переправах.

1



Задачи о разъездах.

1



Задачи о переливаниях.

1



Задачи о перекладываниях.

1



Задачи о взвешиваниях.

1



Решение задач в виртуальных лабораториях.

1



Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

1



Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

1



Анимированное решение в редакторе презентаций.

1



Анимированное решение в редакторе презентаций.

1



Раздел 5. «Выявление закономерностей» 5 часов

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии.

1



Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов.




Поиск недостающего элемента.

1



Разгадывание «чёрных ящиков».

1



Работа в виртуальной лаборатории.

1



Раздел 6. «Решение логических задач путем рассуждений» 2 часа

Индукция. Дедукция.

1



Задачи о лжецах. Логические выводы.

1



Раздел 6. «Решение комбинаторных задач» 3 часа

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы.

1



Использование графов для решения комбинаторных задач.

1



Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

1



Раздел 7. «Разработка выигрышных стратегий» 4 часа

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры.

1



Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы.

1



Выигрышная стратегия.

1



Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

1





6 класс

Название темы

Количество часов

Дата план

Дата факт

Раздел 1. «Вводное занятие» 1 час

Основы техники безопасности и противопожарной безопасности. Инструктаж. Введение: структура дисциплины.

1



Раздел 2. «Системы счисления» 10 часов

Принцип позиционности. Основные определения. Понятие базиса

1



Единственность представления чисел в q-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления

1



Развёрнутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления.

1



Перевод чисел из q-ичной системы счисления в десятичную.

1



Перевод чисел из десятичной системы счисления в q-ичную.

1



Арифметические операции в q-ичных системах счисления

1



Взаимосвязь между системами счисления с основаниями.

1



Системы счисления и архитектура компьютеров

1



Решение задач. Системы счисления.

1



Решение задач. Системы счисления.

1



Раздел 3 «Представление информации на компьютере» 9 часов

Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код.

1



Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов.

1



Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой.

1



Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики

1



Представление текстовой информации.

1



Представление графической информации.

1



Представление звуковой информации.

1



Методы сжатия цифровой информации.

1



Решение задач. Представление информации

1



Раздел 4. «Введение в алгебру логику» 9 часов

Алгебра логики. Понятие высказывания.

1



Логические операции.

1



Логические формулы, таблицы истинности.

1



Законы алгебры логики.

1



Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач или алгебра переключательных схем).

1



Построение функциональных схем по структурным формулам и обратно.

1



Построение структурных формул по таблицам истинности.

1



Решение задач. Алгебра логики.

1



Решение задач. Алгебра логики.

1



Раздел 5. «Элементы теории алгоритмов» 5 часов

Структура программы на языке Pascal.

1



Типы данных. Оператор присваивания.

1



Линейные алгоритмы.

1



Логический тип данных.

1



Решение задач. Линейные алгоритмы

1




8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!