Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 64 от 31 августа 2022 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
(социальное направление)
в соответствии с ФГОС НОО
для 3 «А» класса
Составитель:
Фёдорова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2022 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
Авторской программой по внеурочной деятельности В.А. Горской, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2018 г. и сборника программ внеурочной деятельности: 1-4. Виноградовой Н. Ф. – М.: Вентана – Граф, 2018 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение данной программы в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Метапредметные:
Коммуникативные:
обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
определять общую цель и пути её достижения;
проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные:
формулировать и удерживать познавательную задачу;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
сбор, обработка и передача информации различными способами;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий и причинно – следственных связей;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Предметные:
в познавательной сфере - наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере – создание условий для развития умения ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;
в эстетической сфере - умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры - знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
классифицировать объекты природы по признакам: насекомые - рыбы-птицы – земноводные – пресмыкающиеся - млекопитающие (животные);
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
находить отличия между домашними и дикими животными;
характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
группировать объекты природы по признакам: однолетние - двухлетние - многолетние растения; культурные - дикорастущие растения, цветковые- хвойные - папоротники, мхи; выделять их отличия;
называть роль грибов в жизни людей и природе;
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
опираясь на наблюдения и опытные исследования называть условия, необходимые для жизни растений;
выращивать растения в классе (из семян);
использовать словари, энциклопедии и Интернет для поиска необходимой информации;
находить простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эту информацию для объяснения необходимости бережного отношения к природе родного края;
соблюдать распорядок дня, правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице, в природе и быту.
К концу обучения в 3 классе учащиеся получат возможность научиться:
понимать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
находить по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии), создавать проекты;
выполнять правила экологического поведения в природе (бережно относиться к растениям, не оставлять после себя мусор; не разорять птичьи гнезда и т.д.);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
проявлять уважение и готовность выполнять установленные правила в семье, в классном и школьном коллективах;
соблюдать правила безопасного поведения на улице, быту и природе.
Содержание программы внеурочной деятельности:
Как устроен мир (5ч.)
Как нам жить в дружбе с природой. Экскурсия. Сбор природного материала. Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. Что такое экология. Природа в опасности! Охрана природы.
Эта удивительная природа (9ч.)
Тела, вещества, частицы. Воздух и его охрана. Превращения и круговорот воды. Вода и её охрана. Что такое почва. Размножение и развитие растений. Удивительные растения. Мы такие разные и мы вместе. Разнообразие животных. Удивительные животные. Разнообразие природы родного края.
Мы и наше здоровье (6ч.)
Организм человека. Виды спорта. Наше питание: «Школа кулинаров». Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Подозрительный предмет.
Наша безопасность (3 ч.)
Чтобы путь был счастливым. Природа и наша безопасность. Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет.
Чему учит экономика (4 ч.)
Для чего нужна экономика? Полезные ископаемые. Экономика и экология. Всегда ли я хороший. Терпимость в обществе.
Путешествие по малой родине (7 ч.)
Воскресенск - город химиков. Достопримечательности Воскресенска. Люди, прославившие малую родину. Люди, прославившие малую родину. Защитники Воскресенска. Защитники Воскресенска. Растительный и животный мир малой родины.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Москотельникова Н.В./
«31» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов.
Рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2022 г.
Руководитель ШМО _____________ /Кудрявцева И.С./
Календарно - тематический план
занятий внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» для 3 «А» класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель: Федорова Е.В.
№ занятия по порядку | № занятия в разделе | Тема занятия | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректиро-ванные сроки изучения учебного материала |
Как устроен мир (5ч.) |
1. | 1. | Как нам жить в дружбе с природой. | 01.09-09.09 | |
2. | 2. | Экскурсия. Сбор природного материала. | 12.09-16.09 | |
3. | 3. | Осень рыжая подружка. Аппликация из листьев. | 19.09-23.09 | |
4. | 4. | Что такое экология. | 26.09-30.09 | |
5. | 5. | Природа в опасности! Охрана природы. | 03.10-07.10 | |
Эта удивительная природа (9ч.) |
6. | 1 | Тела, вещества, частицы. | 17.10-21.10 | |
7. | 2 | Воздух и его охрана. | 24.10-28.10 | |
8. | 3 | Превращения и круговорот воды. | 31.10-04.11 | |
9. | 4 | Вода и её охрана. | 07.11-11.11 | |
10. | 5 | Что такое почва. | 14.11-18.11 | |
11. | 6 | Размножение и развитие растений. Удивительные растения. | 28.11-02.12 | |
12. | 7 | Мы такие разные и мы вместе. | 05.12-09.12 | |
13. | 8 | Разнообразие животных. Удивительные животные. | 12.12-16.12 | |
14. | 9 | Разнообразие природы родного края. | 19.12-23.12 | |
Мы и наше здоровье (6ч.) |
15. | 1 | Организм человека. | 26.12-30.12 | |
16. | 2 | Виды спорта. | 09.01-13.01 | |
17. | 3 | Наше питание: «Школа кулинаров». | 16.01-20.01 | |
18. | 4 | Умей предупреждать болезни. | 23.01-27.01 | |
19. | 5 | Здоровый образ жизни. | 30.01-03.02 | |
20. | 6 | Подозрительный предмет. | 06.02-10.02 | |
Наша безопасность (3 ч.) |
21. | 1 | Чтобы путь был счастливым. | 13.02-17.02 | |
22. | 2 | Природа и наша безопасность. | 27.02-03.03 | |
23. | 3 | Сказка о золотых правилах безопасности в сети Интернет. | 06.03-10.03 | |
Чему учит экономика (4 ч.) |
24. | 1 | Для чего нужна экономика? | 13.03-17.03 | |
25. | 2 | Полезные ископаемые. | 20.03-24.03 | |
26. | 3 | Экономика и экология. | 27.03-31.03 | |
27. | 4 | Всегда ли я хороший. Терпимость в обществе. | 10.04-14.04 | |
Путешествие по малой родине (7 ч.) |
28. | 1 | Воскресенск - город химиков. | 17.04-21.04 | |
29. | 2 | Достопримечательности Воскресенска. | 24.04-28.04 | |
30. | 3 | Люди, прославившие малую родину. | 01.05-05.05 | |
31. | 4 | Люди, прославившие малую родину. | 08.05-12.05 | |
32. | 5 | Защитники Воскресенска. | 15.05-19.05 | |
33. | 6 | Защитники Воскресенска. | 22.05-31.05 | |
34. | 7 | Растительный и животный мир малой родины. | | |
Итого | часов | |
по программе | 34 |
выполнено | |