СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир химических задачек" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир химических задачек" 9 класс»

Программа курса внеурочной деятельности «Мир химических задачек» разработана для учащихся 9 классов, является дополнением и продолжением курса химии для детей с особыми образовательными потребностями, тех, у кого интерес к предмету выходит за рамки учебной деятельности.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  1. формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  2. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и

процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;

  1. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения задачи;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • составлять различные виды планов для решения задач;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • вычитывать все уровни текстовой информации;

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Содержание программы курса внеурочной деятельности

Теоретические основы химии.

Периодический закон Д. И. Менделеева, строение атомов и свойства химических элементов.

Виды химической связи, типы кристаллических решёток. Электронные и структурные формулы веществ. Степень окисления. Аллотропия. Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Характерные свойства основных классов неорганических веществ. Классификация химических реакций.

Составление уравнений химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель, восстановитель. Процессы окисления и восстановления.

Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Качественные реакции на катионы и анионы.

Расчетные задачи по химии.

Химические формулы. Расчеты по химическим формулам с использованием относительных атомных и молекулярных масс. Определение химических формул из данных о массовом соотношении элементов.

Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Расчеты с использованием понятия моль.

Объёмные отношения газов при химических реакциях. Относительная плотность газа.

Определение истинной формулы химического соединения по молекулярной массе.

Расчеты по уравнениям химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса; Упражнения в расстановке коэффициентов в уравнениях ОВР. Расчеты по уравнениям химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примесь. Массовая и объёмная доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке.

Растворы. Способы выражения содержания веществ в растворах. Массовая и объемная доля растворенного вещества. Расчеты, связанные с использованием плотности растворов. Разбавление и концентрирование растворов. Смешение растворов разного состава. Комбинированные задачи.

Вездесущая химия.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Поваренная соль в организме человека. Когда соль – яд.

Пища с точки зрения химика. Белки, жиры и углеводы. Микроэлементы и макроэлементы.

Витамины. Пищевые добавки.

Химия и автомобиль. Из чего делают автомобили. Топливо для автомобилей. Коррозия металлов в различных средах и способы защиты от неё. Экологические проблемы, связанные с использованием автомобильного транспорта.

Парфюмерия и косметика. Духи, туалетная и парфюмерная вода, одеколоны. Кремы, лосьоны, тоники. Декоративная косметика: пудры, помады, тушь для ресниц, тени для век. Химические средства гигиены. Средства ухода за зубами: порошки, пасты, эликсиры для полости рта. Дезодоранты и антиперспиранты. Шампуни, кондиционеры и бальзамы для волос. Синтетические моющие средства. Стиральные порошки. Отбеливатели. Химия и медицина. Лекарства и яды в древности. Антидоты. Антибиотики.

Домашняя аптечка. Средства первой помощи. Аптечный йод и его свойства. «Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Аспирин и его свойства. Перекись водорода и её свойства. Перманганат калия и его свойства.

Минеральные ресурсы: полезные ископаемые, благородные металлы и драгоценные камни. Химия в земледелии. Почва и её виды. Основные макро и микроэлементы, необходимые для роста и жизнедеятельности растений. Виды удобрений, их химический состав.


Пестициды и гербициды. Экологические проблемы, связанные с их использованием. Основные направления химизации сельского хозяйства.

Химия строительных материалов. Строительные материалы прошлого, настоящего и будущего. Известь как связующий материал. Красный и глиняный кирпич. Силикатный кирпич. Цемент. Строительные растворы. Асбестоцементные изделия. Строительные гипсовые изделия. Бетон и железобетон. Древесина, древесноволокнистые и древесностружечные плиты. Химчистка на дому. Удаление пятен. Выведение жирных и масляных пятен. Выведение цветных пятен органического происхождения.

На кухне и в ванной. Мытьё и чистка посуды. Удаление накипи. Чистка изделий из металлов. Чистка, мытьё и дезинфекция ванн, раковин, унитазов, плиточной керамики. Удаление ржавчины. Мытьё полов и окон. Уход за мебелью. Полезные советы по уборке дома.

Инсектициды и реппеленты. Борьба с тараканами. Борьба с мухами. Борьба с молью. Борьба с грызунами. Борьба с домовым грибком. О технике безопасности и мерах предосторожности при использовании бытовой химии.

Тематическое планирование


Тема 1. Теоретические основы химии – 9 часов



Количество часов



























Теоретических



Практических


























1

Периодический закон Д. И. Менделеева, строение

1









атомов и свойства химических элементов.


















2

Виды химической связи, типы кристаллических

1









решёток. Изучение свойств веществ с











определённым типом кристаллической решётки.


















3

Электронные и структурные формулы веществ.

1









Степень окисления. Аллотропия.


















4

Классификация и номенклатура неорганических

1









веществ.


















5

Характерные свойства основных классов

1









неорганических веществ.


















6

Классификация химических реакций.

1
















7

Окислительно-восстановительные реакции.

1









Окислитель, восстановитель. Процессы окисления











и восстановления.

















8-9

Электролитическая диссоциация. Реакции ионного

1


1






обмена. Качественные реакции на катионы и











анионы.





















Тема 2. Расчетные задачи по химии – 14 часов


















10

Химические формулы. Расчеты по химическим

1









формулам с использованием относительных











атомных и молекулярных масс. Определение











химических формул из данных о массовом











соотношении элементов.





















11

Моль – единица количества вещества. Молярная

1



масса. Расчеты с использованием понятия моль.







12

Относительная плотность газа. Определение

1



истинной формулы химического соединения по




молекулярной массе.







13

Расчеты по уравнениям химических реакций.Закон

1



сохранения массы веществ. Расстановка




коэффициентов в уравнениях химических




реакций.







14-

Расстановка коэффициентов в уравнениях ОВР

2


15

методом электронного баланса.







16

Расчеты по уравнениям химических реакций.

1






17

Расчеты по уравнениям химических реакций, когда

1



один из реагентов содержит примеси.







18

Массовая и объёмная доля выхода продукта

1



реакции от теоретически возможного.







19

Расчеты по уравнениям химических реакций, когда

1



один из реагентов дан в избытке.







20

Растворы. Способы выражения содержания

1



веществ в растворах. Массовая и объемная доля




растворенного вещества.







21

Расчеты, связанные с использованием плотности

1



растворов.







22-

Разбавление и концентрирование растворов.

1

1

23

Смешение растворов разного состава.







Тема 3. Вездесущая химия – 12 часов







24

Поваренная соль и её свойства. Применение

1


25

Всё о пище с точки зрения химика.


1

26

Витамины. Пищевые добавки. Практическая

работа «Анализ продуктов на содержание

пищевых добавок».


1

27

Химия и автомобиль.

1


28

Парфюмерия и косметика.

1


29

Химические средства гигиены.

Синтетические моющие средства.

1


30

Химия и медицина.

1


31

Минеральные ресурсы: полезные ископаемые,

благородные металлы и драгоценные камни.

Легенды и действительность.

1


32

Химия в земледелии.

1


33

Химия строительных материалов.

1


34

Химчистка на дому.

Инсектициды и реппеленты. Техника

безопасности и меры предосторожности при

использовании бытовой химии.

1

35

Игра «Юный химик»

1




30

5




Приложение 1.


Аннотация к программе внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Мир химических задачек» разработана для учащихся 9 класса, является дополнением и продолжением курса химии для детей с особыми образовательными потребностями, тех, у кого интерес к предмету выходит за рамки учебной деятельности. В связи с этим занятия курса по этой программе помогут решить следующие задачи:


  • укрепить положительную мотивацию учёбы в школе;

  • расширить знания об окружающем мире;

  • дополнить курс химии 8-9 класса;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами.

  • Программа рассчитана на 1 час в неделю в течение 2 лет.


Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими личностями. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать учащимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.

На занятиях курса в свободном общении с учителем, в обмене мнениями с одноклассниками в ходе коллективных дискуссий знания учащихся расширяются и углубляются, возникает интерес к творческой исследовательской работе и практическим занятиям по химии.

Такая работа создает большие возможности для формирования межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует формированию научного мировоззрения.

Данная программа предусматривает проведение практических работ и экспериментов, решение задач, изучение теоретических основ химии и экологии, исследовательской и проектной работы, проведение дискуссий, создание презентаций.

Теоретические знания и практические навыки, полученные на занятиях кружка, для многих ребят могут оказаться значительно более широкими, глубокими и разнообразными, чем предусмотренные программой. Объясняется это тем, что для многих ребят интерес к химии не ограничивается занятиями в объединении, а продолжается в виде самостоятельной работы дома, в процессе чтения научно-популярной литературы и даже специальной литературы, изучения сайтов в Интернете.


Цели:


  • формирование познавательного интереса к химии, дисциплинам естественнонаучного цикла;

  • подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии;

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки химического эксперимента;

  • подготовить учащихся к практической деятельности;

  • создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой информации, подготовки презентаций, защиты своих работ.


Воспитательные:

  • развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;

  • сформировать позитивный осознанный выбор профессии;

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы и творческие способности;

  • формировать научную картину мира.


Методы и приемы работы:

  • сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

  • практические (лабораторные работы, эксперименты);

  • коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).


Учебно-методическое обеспечение.

Для обеспечения реализации рабочей программы внеурочной деятельности предполагается использование базы учебного кабинета химии ЧОУ «Школа Путь к успеху». В кабинете химии имеется достаточная коллекция мультмедийного обеспечения и других электронных образовательных ресурсов, компьютер, 3-д оборудование. Предполагается использование ресурсов сети Интернет.



Имеется необходимое химическое оборудование и реактивы для проведения экспериментов.

Литература и электронные ресурсы.



    1. http://hemi.wallst.ru/ — Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов.

    2. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.

    3. http://www.alhimik.ru/ — АЛХИМИК.



    1. http://www.chemistry.narod.ru/ — Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые — химики.



    1. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.

    2. http://college.ru/chemistry/index.php — Открытый колледж: химия.

    3. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html — Всеобщая история химии.

    4. http://www.bolshe.ru/book/id=240 — Возникновение и развитие науки химии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!