Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Музыкальная палитра»
( общекультурное направление)
5 классы
Составитель программы:Третьякова Н.А.
учитель музыки
Согласовано: заместитель директора по ВР
_____________/___/
«___»___________
2019г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная палитра» (общекультурное направление) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников рассчитана на один год обучения.
Программа рассчитана на 1час в неделю (34ч.)
Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности подростков в сфере музыкального искусства. Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на занятиях, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС основного общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству.
Цель данной программы – музыкально – эстетическое развитие детей, оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Формировать целостное представление об искусстве.
Воспитывать художественно – эстетический вкус, интерес к искусству.
Развивать способность активного восприятия искусства.
Формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
Создать условия реализации творческих способностей.
Формирование навыков творческой деятельности.
Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.
Формировать вокально – хоровые навыки.
.Развить память, произвольное внимание, творческое мышление, воображение.
Развить умение применять на практике полученные знания.
развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Программа построена на принципах:
-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей вокально – хоровых навыков, умения самостоятельно творчески мыслить, анализировать, обобщать,
-действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
-свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей школы, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, Дворца пионеров и школьников, Дворца детского творчества (КЗТЗ), ЦДТ. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых творческих идей, повысить свою самооценку.
Ценностные установки.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
выражать образное содержание музыки через пластику и движение;
исполнять вокальные произведения разных жанров.
ориентироваться в музыкальном творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, эстрадного искусства, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы стилей музыки, ценить отечественные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. «Основы музыкальной деятельности» - 17 часов.
Навыки певческого пения; вокально – хоровая работа; мажор и минор, работа с артикуляционным аппаратом; тембры; дикция; охрана голоса (техника безопасности при пении).
Интонирование мелодии, а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и других голосов.
Раздел2. «Музыка в нашей жизни» - 8 часов.
Русский фольклор в народной и эстрадной музыке; календарные песни для разных праздников, народная манера исполнения песен, образцы различных стилей музыки; музыка разных народов мира.
-песни о войне; значение патриотической музыки в жизни человека; что такое патриотизм.
Раздел3. «Концертно- исполнительская деятельность» - 9 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сценического движения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления, приёмы работы с микрофоном. Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Виды деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Исполнительская музыкальная деятельность | сольное и коллективное пение, музыкально-ритмические упражнения, конкурсы и фестивали, концерт |
познавательная деятельность | групповые, индивидуальные занятия, беседы, викторины, слушание |
Музыкально – пластическая деятельность | импровизация, движение под музыку |
игровая деятельность | игровые занятия, праздники, инсценировки |
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № по теме | Тема занятий | Дата по плану | Фактическая дата |
| |
| | Раздел 1. «Основы музыкальной деятельности» (17ч.) | | | |
1. | 1. | День знаний. | | | |
2 | 2 | Искусство пения – искусство души и для души. Введение. | | | |
3 | 3 | Взаимосвязь речи и пения | | | |
4 | 4 | «Школьные годы чудесные» - песни о школе. | | | |
5 | 5 | День Учителя (музыкальное поздравление) | | | |
6 | 6 | Ритм – основа жизни и музыки | | | |
7 | 7 | Мелодия – душа мелодии | | | |
8-9 | 8-9 | Унисон | | | |
10 | 10 | Темп – скорость музыки | | | |
11 | 11 | Работа над дикцией | | | |
12 | 12 | «Милая мама»/ песни о маме | | | |
13 | 13 | «Основы певческого дыхания | | | |
14 | 14 | Тембр–окраска звука | | | |
15 | 15 | Лад. Мажор и минор | | | |
16 | 16 | Песни и хороводы к новогоднему празднику | | | |
17 | 17 | «Угадай мелодию»/музыкальная игра | | | |
| | | | | |
| | Раздел 2. « Музыка в нашей жизни»(8ч.) | | | |
18 | 1 | Караоке для детей | | | |
19-20 | 2-3 | Инсценирование песен | | | |
21-23 | 4-6 | Патриотические песни. Россия–Родина моя. | | | |
24-25 | 7-8 | «Этот день 8 марта»/ подготовка к концерту | | | |
| | Раздел3. «Концертно–исполнительская деятельность» (9ч.) | | | |
26-27 | 1-2 | Сценическое мастерство | | | |
28-29 | 3-4 | Музыкальные конкурсы и фестивали | | | |
30 | 5 | Мои любимые песни | | | |
31-32 | 6-7 | Песни, опалённые войной | | | |
33 | 8 | Повторение музыкального репертуара | | | |
34 | 9 | Подведение итогов | | | |
5.ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Г.А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» 1999г. С.-Петербург
Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» 1988г. Москва «Музыка»
Л. Абелян «Как Рыжик научился петь» 1989г. Москва «Советский композитор»
О.А.Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» 2003г Москва
Т.Н.Девятова «Звук-волшебник»
Н.Б.Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» 2007г. Р-на Дону
Е.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг» 2007г. С.-Петербург
М. А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» 1997г. Ярославль «Академия развития»