СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музееведение" 5,7 классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, рассчитанная для 5-7 классов. Рассчитана на 2 года, составлена в соавторстве с учителем НОУ «Рязанский Свободный лицей» Шабатиным К.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Музееведение" 5,7 классы»

Пояснительная записка


Статус документа


Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 7 классе составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

  • учебного плана МБОУ «Занино-Починковская СОШ» на 2018-2019 учебный год;

  • авторской рабочей программы факультативного курса «Музееведение» учителя НОУ «Рязанский Свободный лицей» Шабатина К.В.


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Курс «Музееведение» для основной школы представляет собой интегративный курс культурологической направленности. Дополнительный курс ставит перед собой цели расширения кругозору обучающихся о современном музее, привить интерес к музейному делу, мотивировать потребность в посещении учреждений культуры, развить эстетический вкус посредством включения обучающихся в мир культуры и искусства.

Данный учебный курс является междисциплинарным и находится на стыке различных учебных и научных дисциплин: мировой художественной культуры, отечественной и мировой истории, культурологии, истории искусства, и т.д.

Курс имеет теоретическую и практическую направленность. Теоретическая направленность курса проявляется в:

1) Формировании у учащихся теоретических знаний о генезисе музейной деятельности в России, так и за рубежом.

2) Знакомстве с крупнейшими музеями мира, их специфическими особенностями, классификациями существующих в мире музеев

3) Знакомстве с шедеврами мирового искусства, знаменитыми мастерами различных культурно-исторических эпох, историей создания знаменитых произведений искусства

Помимо теоретических знаний курс "Музееведение" имеет выраженную практическую и образовательную направленность, которая выражается прежде всего в следующем:

1) Формирование эстетического вкуса

2) Применение полученных знаний в повседневной жизни

3) Формирование навыков анализа и описания художественных произведений

4) Формировать практические навыки работы в музее

5) Получение представления об основах музейного дела;


Цели изучения музееведения в общеобразовательной школе


В условиях модернизации системы российского образования изменяются цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания. Главной задачей является формирование человека- творческой личности, отличающаяся сформированным эстетическим вкусом. Сегодня возрастает интерес к дисциплинам культурологической направленности, которые могут стать полезным инструментом в формировании всесторонне развитого человека. Не менее важная тенденция- рост интереса к школьным музеям , а также принципам музейной педагогики. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Программа занятий курса «Музееведение» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит обучающимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на обучающихся 6 класса. Обучающиеся данных классов уже имеют достаточно знаний по истории, краеведению, сформированный уровень информационной компетентности, самостоятельность, что позволит организовать обучение на высоком продуктивном уровне.


Цели программы:

1) Ознакомление обучающихся с основами музееведения,

2) Формирование социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы,

3)развитие творческой активности и самодеятельности детей.


Задачи программы:

1) Получить представление об основах музейного дела;

2) Сформировать практические навыки работы в музее;

3) Получить представление деятельности в сфере охраны памятников культурного наследия

4) Организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда;

5) Уметь работать, систематизировать и обобщать информацию учебного характера

6) Знакомство с историей музейной деятельности, основными музеями города и области


Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.


Музейная педагогика дает возможность:

1) осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

2) сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

3) раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

4) попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

5) объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

6) организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе


Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по музееведению


1) В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России, видеть связь истории России с мировой историей. Обогащение личностной и духовной культуры обучающихся при помощи инструментов культурологической направленности

2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории и культуре родного края, своего государства и мира. Воспитание творческой, активной и гармонично развитой личности.

3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня аналитических умений и навыков, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю учебного курса; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и культурного сознания школьников.


Личностные, метапредметные и предметные результаты


Личностные результаты:

У учащихся будет формироваться:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.


Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

– находить и обрабатывать информацию;

– анализировать объекты, выделять главное;

– работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата; прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- проводить мини-экскурсии.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;

- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.



Направленность курса


Концепция курса «Музееведение» основывается на историко-культурном, социально-психологическом, этическом, эстетическом подходах к изучению теории и практики музееведения.

Цель курса - сформировать у школьников систему знаний о музееведении как научной дисциплины

Основные направления деятельности:

1) Работа с музееведческой и искусствоведческой терминологией и основными понятиями

2) Формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

3) Развитие способности воспринимать музейную информацию

4) Понимание языка музейной экспозиции.

5) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.


Основная направленность курса- культурологическая. Специфика предмета «Музееведение» предполагает овладение учащимися рядом компетенций, в том числе и рядом специальных компетенций поскольку музееведение признается как специальная дисциплина с точно выраженным предметом и объектом исследования. Все это невозможно без привлечения культуроведческого компонента. Содержание образования, рассматриваемое в свете культурологического подхода предполагает приобщение школьников к культуре и общечеловеческим ценностям, создание у них целостного образа культуры, развитие гуманитарного мышления и гуманной позиции. Культурологическая направленность нацелена на познание учащимися самих себя, накопление жизненного опыта, выработку ясного взгляда на жизнь, развитие самоуважения, знакомство с культурой народов нашей страны и других государств, воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания, толерантности, проектно – исследовательскую деятельность.



Календарно-тематическое планирование

7 класс


Тема.

Содержание занятия

УУД

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие.

Роль живописи в жизни человека

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;




Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника


Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


Личностные УУД:

формирование основ грахданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.


2

2

-

3

Размер

Размер картины: монументальный, станковый, миниатюрный. Формат картины.

1

1

-

4

Техника написания

Техника: темпера, масло, акварель и т.д.). Основа: дерево, холст.

1

1

1

5-6

Жанры живописи.

Понятие жанра. Батальная живопись. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. Бытовой жанр.

2

1

1

7-9

Сюжет картины.

Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

3

2

1

10-12

Композиция.

Понятие композиции. Композиционные приемы: центр (смысловой, композиционный), применение золотого сечения, ритм, статика и динамика, симметрия и асимметрия. Виды композиции: фронтальная — плоская, объёмная, глубинно—пространственная

3

2

1

13-15

Перспектива


Понятие перспективы. Прямая линейная перспектива. Обратная линейная перспектива. Панорамная перспектива. Сферическая перспектива. Тональная перспектива. Воздушная перспектива. Перцептивная перспектива

3

2

1

16.

Объем и свет

Объем. Свет и светотени. Цветовая гамма.

1

1

-

17.

Колорит.

Колорит. Цветовая гамма. Теплые тона. Холодные тона.

1

1

-

18.

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.

1

1

-

19

Анализ скульптурного произведения

Отличия анализа скульптурного произведения от анализа живописного произведения.

1

1

-

20

Анализ произведения архитектуры

Отличия анализа произведения архитектуры от анализа скульптурного или живописного произведения.

1

1

-

21-30

Мы анализируем

Подготовка учащимися анализов по разработанным схемам

10

-

10

31-34

Подготовка и проведение печатного сборника анализов.

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

5

-

-

Программное обеспечение



  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско- краеведческая деятельность учащихся начальных классов: ( в помощь учителю, руководителю кружка). – М., 1992;

  2. Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей. – Йошкар-Ола, 2006;

  3. Горский В.А. Живое образование. – Ногинск, 2007;

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2000;

  5. Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского. – М., 1987;

  6. Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной. – М., 2001;

  7. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. – М., 2001;

  8. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;

  9. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М., 2003;

  10. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;

  11. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. – М., 2001.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!