СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная Геометрика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная Геометрика»»

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Наглядная Геометрика»

1-4 класс


1.Пояснительная записка.

1.Нормативная база


Рабочая программа кружка «.Наглядная Геометрика» для 1-4 классов составлена на основе:

-Федерального закона от29.12 №275./3 «Об образовании в Российской Федерации»

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 06.10. 2009г. №3733

-Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России

-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Сан Пин2.4.2.28-21-10

-Образовательной программы начального общего образования МБОУ сош№3

- программы развития и воспитания детей «Детство», авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина

-авторской программы Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия»


Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.


Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами;

  • формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

  • -отрабатывание практических навыков черчения и работы с инструментами;

  • развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию;

  • овладение навыками пространственного ориентирования;

  • вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;

  • развитие воображения, умения фантазировать.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно».

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.


Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 11 лет.

Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 2 раз в неделю, для 1 класса-66занятий в год.

Продолжительность занятий:

7 лет – 35 минут.

Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

2. Работа по теме занятия с конструктором для объёмного моделирования (ТИКО – Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).


Учебно-тематический план


Класс

Название темы

Всего часов

1 класс



66

Плоскостное конструирование. Взаимное расположение предметов

10


10

Плоскость и объем. Целое и части.

5

11

Конструирование по собственному замыслу

5

Логический квадрат.

Поверхности.Линии.Точки. Кривая поверхность и плоская. Замкнутые области

2



12

Периметр

2

Симметрия

1

Тематическое конструирование

8



Содержание

1 класс


Тема № 1: Взаимное расположение предметов. Уточнение представлений о пространственных отношениях«Плоскостное конструирование» (20 ч)

Теория: понятия «многоугольник», «четырехугольник»; сравнительный анализ четырехугольников.

Практическое задание: конструирование четырехугольников из ТИКО-деталей.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Четырехугольники».


Тема № 2: Целое и части«Плоскость и объем» (16ч)

Теория: понятия «целое», «часть», «объем», «геометрическое тело», «куб», «развертка».

Практическое задание: анализ и конструирование куба из развертки.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 3: «Конструирование по собственному замыслу» (5 ч)

Теория: виды конструирования – плоскостное, объемное.

Практическое задание: конструирование фигур по выбору учащихся.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»).


Тема № 4: Поверхности. Линии .Точки Кривая и плоская поверхность. Замкнутые области «Логический квадрат» (14 ч).

Теория: Кривая и плоская поверхность. Замкнутые области. Правила составления логического квадрата.

Практическое задание: конструирование логического квадрата (3 на 3) по цветам.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация «Логический квадрат».


Тема № 5: «Периметр» (2 ч)

Теория: понятие «периметр», вычисление периметра многоугольника.

Практическое задание: исследование - конструирование многоугольников различного периметра из девяти ТИКО-квадратов.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Периметр многоугольника» (исследование № 1).


Тема № 6: «Симметрия» (1 ч)

Теория: правила составления узоров, понятия «узор», «чередование».

Практическое задание: конструирование узоров с помощью чередования 3 – 4 цветов, фигур.

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), мультимедийная презентация занятия «Узоры и орнаменты».


Тема № 7: «Тематическое конструирование» (8 ч)

Теория: изучение и анализ иллюстраций по теме «Подводный мир», список фигур для конструирования.

Практическое задание: плоскостное моделирование по теме «Подводный мир».

Материалы: конструктор для объемного моделирования ТИКО (набор «Геометрия»), иллюстрации.




Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса к концу 1 класса у обучающихся будут сформированы

личностные результаты:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Первоклассник получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения;

-устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности или неспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать и проговаривать вслух последовательность производимых действий;

Первоклассник получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- осуществлять поиск и перерабатывать полученную информацию;

-осуществлять анализ объектов;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи

-использовать знаково-символические средства

Первоклассник получит возможность научиться:

-строить логические рассуждения;

-осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

-выражать в речи свои мысли и действия;

-строить понятные для партнера высказывания;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия

Первоклассник получит возможность научиться:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

-аргументировать свою позицию;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Предметные результаты

Первоклассник научится:

-иметь представление о различных видах многоугольников;

-ориентироваться в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз», над, под, и др.

-анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

-составлять плоскостные фигуры из ТИКО-деталей.

Первоклассник получит возможность научиться:

-вычислять периметр фигуры практическим путем;

-конструировать тематические игровые фигуры по образцу и собственному замыслу;

-иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов



Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.






Основные содержательные компоненты второго класса

.

Модуль «Плоскостное моделирование»


1.1. Логические задачи (10 ч)

1. Логические операции с множествами – объединение трех множеств.

Задания с кругами Эйлера на объединение трех множеств. Самостоятельная работа: конструирование по контурной схеме – фигуры «Автомобиль».

2. Логические операции с множествами – пересечение трех множеств.

Задания с кругами Эйлера на пересечение трех множеств. Самостоятельная работа: конструирование по контурной схеме – фигура «Автомобиль».

3. Логические операции с множествами – сравнение трех множеств.

Задания с кругами Эйлера на сравнение трех множеств - равенство и неравенство множеств, выделение подмножеств из множества. Самостоятельная работа: конструирование по контурной схеме – фигура «Ракета».

4. Логические операции с множествами – задания с отрицанием.

Задания с кругами Эйлера – задания с отрицанием. Конструирование по устной инструкции «Олень».

5. Конструирование по заданным условиям.

Задание: подберите детали и сконструируйте плоскостные фигуры «Крест», «Ведро», «Ваза», «Снежинка», «Дерево».

Конструирование по устной инструкции «Джип».

6. Конструирование по заданным условиям.

Задание: подберите детали и сконструируйте плоскостные фигуры «Телевизор», «Цветок», «Волны», «Горы», «Мяч».

Конструирование по устной инструкции «Снеговик», «Птица».

7. Комбинирование по форме и по цвету.

Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием трех фигур разных цветов (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме (по выбору учащегося).

8. Комбинирование по форме и по цвету.

Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур разных цветов (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме (по выбору учащегося).

9. Конструирование по заданным условиям.

Деление фигуры на две равные части. Составление целого из двух равных частей (см. приложение № 5, «Логические задания Кроля и Вася»).

10. Конструирование по заданным условиям.

Конструирование квадрата из ТИКО-деталей (см. приложение № 4).

Конструирование предметов окружающего мира на основе квадрата

11 Повторение изученного в 1 классе.Поверхности. Ломаные линии. Точки Прямые и кривые линии


1.2. Пространственное ориентирование (10 ч)

1. Пространственное ориентирование. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали» (6 ч).

Устные инструкции для конструирования (см. приложение № 3).

Конструирование по собственному замыслу.

2. Пространственное ориентирование. Составление устных диктантов (4 ч).

Алгоритм составления устных диктантов:

1) сконструируй несложную плоскостную фигуру;

2) составь устную инструкцию для сборки фигуры;

3) прочитай диктант соседу по парте, а он пусть сконструирует фигуру;

4) если есть ошибки, внеси исправления в текст инструкции.


1.3. Площадь (2 ч)

1. Конструирование многоугольников, сравнение их площадей.

Конструирование многоугольников из квадратов. Вычисление площадей фигур.

2. Конструирование многоугольников, сравнение их площадей.

Конструирование многоугольников из равносторонних треугольников. Вычисление площадей фигур.


1.4. Симметрия (2 ч)

1. Осевая симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера (см. презентацию «Симметрия»).

Понятие «симметрия», «ось симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «коврика».

2. Центральная симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.

Понятие «симметрия», «центр симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «подноса».

1.5Углы .Виды углов.Сравнение и построение углов. Многоугольники. Изображение на плоскости.

1.6 Разработка и реализация конструкторских проектов (4 ч).

Рекомендуемые темы:

1. Проект «Животный мир планеты».

2. Проект «Птицы – наши друзья! ».

3. Проект «Растительный мир планеты».

4. Проект «Деревья».


Модуль «Объемное моделирование»


2.1. Призма (5 ч)

1. Конструирование и анализ треугольной призмы.

Конструирование треугольной призмы по изображению (см. буклет «ТИКО. Конструктор для объемного моделирования»). Анализ объемной фигуры. Понятия «грань», «ребро», «основание». Фиксирование данных в таблице (таблица на доске). Фантазирование: моделирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы.

Последующие темы изучаются аналогично.

2. Конструирование и анализ четырехугольной призмы.

3. Конструирование и анализ пятиугольной призмы.

4. Конструирование и анализ шестиугольной призмы.

5. Конструирование и анализ восьмиугольной призмы.


2.2. Пирамида (5 ч)

1.Конструирование и анализ треугольной пирамиды.

2. Конструирование и анализ четырехугольной пирамиды.

3. Конструирование и анализ пятиугольной пирамиды.

4. Конструирование и анализ шестиугольной пирамиды.

5. Конструирование и анализ восьмиугольной пирамиды.


2.3. Объем (2 ч)

1. Сравнительный анализ объемов малого куба и прямоугольного параллелепипеда.

Понятие «объем». Конструирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Сравнение объемов «на глаз» и с помощью наполнителя (см. презентацию «Объем»).

2. Сравнительный анализ объемов малого и большого кубов.

Понятие «объем». Конструирование маленького и большого кубов. Сравнение объемов «на глаз» и с помощью наполнителя (см. презентацию «Объем»).

2.4Многогранники. Куб, построение. Развертка куба. Чтение схем и чертежей.

Сечение многогранник

2.5. Разработка и реализация конструкторских проектов (28 ч)

Рекомендуемые темы:

1. «Техника. Транспорт» (4 ч)

2. «Техника. Бытовая техника» (4 ч)

3. «Техника. Военная техника» (4 ч)

4. «Роботехника»( 4 ч)

5. «Резиденция Деда Мороза» (4 ч)

6. «Олимпийские виды

Тематическое планирование

2 класс



1. Плоскостное моделирование

28


1.1. Поверхности. Линии. Логические задачи

10


1.2. Пространственное ориентирование

10


1.3.Углы. Многоугольники Площадь

2


1.4. Симметрия

2


1.5. Разработка и реализация конструкторских проектов

4


2. Объемное моделирование

40


2.1. Многогранники. Призма

5


2.2. Пирамида

5


2.3. Объем

2


2.5. Разработка и реализация конструкторских проектов

28


ИТОГО

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса к концу 2 класса у обучающихся будут сформированы

личностные результаты:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Второклассник получит возможность для формирования

-самоопределения;

-смыслообразования

-внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения;

-устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

-принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-планировать последовательность действий;

-различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

Второклассник получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

- самостоятельно адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления как по ходу его реализации, так и в конце действия; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-перерабатывать полученную информацию;

-осуществлять анализ объектов;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-осуществлять поиск необходимой информации;

-использовать знаково-символические средства;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Второклассник получит возможность научиться:

-осуществлять синтез как составление целого из частей; самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;

-строить логические рассуждения;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

-выражать в речи свои мысли и действия;

-строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что видит и знает, а что нет;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своего действия

Второклассник получит возможность научиться:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Предметные результаты

Второклассник научится:

-иметь представление о различных видах многоугольников;

-ориентироваться в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз», над, под, и др.

-анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

-составлять плоскостные и объемные фигуры из ТИКО-деталей.

-конструировать многоугольники, сравнивать их площади;

-составлять и достраивать узоры по образцу;

Второклассник получит возможность научиться:

-составлять устные диктанты;

-вычислять периметр фигуры практическим путем;

-конструировать тематические игровые фигуры по образцу и собственному замыслу;

-иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов;

-разрабатывать и реализовывать конструкторские проекты.


3 класс


Основные содержательные компоненты


Модуль «Плоскостное моделирование»


    1. Симметрия (2 ч)

1. Осевая симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.

Изучение и анализ узоров с центральной симметрией. Конструирование и декор мяча симметричным узором.

  1. Центральная симметрия. Конструирование симметричного узора в объемной фигуре.

Изучение и анализ узоров с осевой симметрией. Конструирование и декор вазы симметричным узором.

  1. Кривые и плоские поверхности. Пересечение фигур. Видимые и невидимые поверхности. Пересечение плоской поверхности с многогранником. Пересечение лучей, отрезков, геометрических фигур.


    1. Логические задачи (4 ч)

1. Логические операции с множествами – объединение и пересечение множеств.

Задяния с кругами Эйлера на объединение и пересечение множеств. Конструирование по собственному замыслу.

2. Логические операции с множествами – выделение и пересечение множеств.

Задания с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.

Конструирование по собственному замыслу.

3. Логические операции с множествами – вычитание и пересечение множеств.

Задания с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.

Конструирование по собственному замыслу.

4. Конструирование по заданным условиям.

Конструирование равностороннего треугольника из ТИКО-деталей (см. приложение № 4). Конструирование по собственному замыслу

1.3 Шар Сфера Круг. Окружность.Радиус. Построение окружности.


1.4Разработка и реализация конструкторских проектов (4 ч)

Рекомендуемые темы:

  1. Проект «Космос».

  2. Проект «Экзотические животные».

  3. Проект «В гостях у сказки».

  4. Проект «Грибы».


Модуль «Объемное моделирование»


2.1. Многогранники (30 ч)

1. Исследование треугольной призмы.

Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму треугольной призмы. Конструирование треугольной призмы из развертки (развертка собирается по схеме или самостоятельно). Исследование фигуры и занесение результатов в таблицу (тетрадь для исследований). Понятия «грань», «ребро», «основание».

2. Фантазирование на основе треугольной призмы.

Конструирование различных видов треугольной призмы. Фантазия: конструирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы.

Последующие темы изучаются аналогично.

3. Исследование четырехугольной призмы.

4. Фантазирование на основе четырехугольной призмы.

5. Исследование пятиугольной призмы.

6. Фантазирование на основе пятиугольной призмы.

7. Исследование шестиугольной призмы.

8. Фантазирование на основе шестиугольной призмы.

9. Исследование восьмиугольной призмы.

10. Фантазирование на основе восьмиугольной призмы.

11.Исследование треугольной пирамиды.

12. Фантазирование на основе треугольной пирамиды.

13. Исследование четырехугольной пирамиды.

14. Фантазирование на основе четырехугольной пирамиды.

15. Исследование пятиугольной пирамиды.

16. Фантазирование на основе пятиугольной пирамиды.

17. Исследование шестиугольной пирамиды.

18. Фантазирование на основе шестиугольной пирамиды.

19. Исследование восьмиугольной пирамиды.

20. Фантазирование на основе восьмиугольной пирамиды.

21. Исследование октаэдра (см. презентацию «Многогранники. 1 часть»).

22. Фантазирование на основе октаэдра.

23. Исследование додекаэдра (см. презентацию «Многогранники. 1 часть»). .

24. Фантазирование на основе додекаэдра.

25. Исследование икосаэдра (см. презентацию «Многогранники. 1 часть»).

26. Фантазирование на основе икосаэдра.

27. Исследование кубооктаэдра (см. презентацию «Многогранники. 2 часть»).

28. Фантазирование на основе кубооктаэдра.

29. Комбинирование объемных форм.

Конструирование шатра на основе комбинирования кубооктаэдра и шестиугольной призмы.

30. Комбинирование объемных форм.

Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм.


2.2. Объем (2 ч)

1. Исследование объемов многогранников.

Конструирование многогранников (по заданию педагога). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).

2. Исследование объемов многогранников.

Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).


2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов (26 ч)

Рекомендуемые темы:

1. «Космодром» (4 ч)

2. «Солнечная система» (4 ч)

3. «Замки и крепости» (4 ч)

4. «Джунгли» (4 ч)

5. «Арктика» (5 ч).

6. «Пустыня» (5 ч).

Тематическое планирование

3 класс


68



1. Плоскостное моделирование

10


    1. Кривые и плоские поверхности.

Пересечение геометрических фигур. Видимые и невидимые поверхности. Пересечение плоской поверхности с многогранником.

Симметрия.

2


1.2. Логические задачи

4


1.3. Разработка и реализация конструкторских проектов

4


2. Объемное моделирование

58


2.1. Многогранники. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Радиус, построение окружности.

30


2.2. Объем

2


2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов

Итого

Планируемые результаты освоения программы в 3 классе

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

  • адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности;

  • готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

  • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

  • соотносить результат действия с поставленной целью;

  • способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как:

-любознательность, трудолюбие,

-способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,

-целеустремленность и настойчивость в достижении цели,

-умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Третьекласснику будут созданы условия для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

-устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

Регулятивные универсальные учебные действия:

Третьеклассник научится:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

  • Третьеклассник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Третьеклассник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;


  • Третьеклассник получит возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

  • - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • осуществлять исследовательскую деятельность, создавать и защищать проекты

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Третьеклассник научится:

  • выражать в речи свои мысли и действия;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

  • Третьеклассник получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты:

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Третьеклассник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

  • анализировать узоры с центральной симметрией;

  • выполнять логические операции с множествами- пересечением и объединением

  • Третьеклассник получит возможность научиться;

  • распознавать плоские и кривые поверхности

  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры

  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, призмау октаэдр, икосаэдр, кубооктаэдр

  • конструировать различные виды треугольной призмы;

  • конструировать многогранники по заданным условиям



4 класс


Основные содержательные компоненты четвертого класса


Модуль «Плоскостное моделирование»


    1. Логические задания (5 ч)

1. Выделение заданных фигур из множества.

Задание: посчитай четырехугольники (см. приложение № 5). Конструирование по собственному замыслу.

2. Выделение заданных фигур из множества.

Задание: посчитай треугольники (см. приложение № 5). Конструирование по собственному замыслу.

3. Конструирование по заданным условиям.

Конструирование прямоугольника из ТИКО-деталей (см. приложение № 4). Конструирование по собственному замыслу.

4. Конструирование по заданным условиям.

Конструирование ромба из ТИКО-деталей (см. приложение № 4). Конструирование по собственному замыслу.

5. Конструирование по заданным условиям.

Конструирование параллелограмма из ТИКО-деталей (см. приложение № 4). Конструирование по собственному замыслу.

6.Линии замкнутые и незамкнутые. Пересечение фигур. Строим пересечение геометрических фигур.

    1. План, вид сверху, вид сбоку (5 ч)

1. Проекция призмы.

Понятия «вид сверху», «вид сбоку». Конструирование проекций разных видов призм. Зарисовка проекций куба.

2. Проекция пирамиды.

Понятия «вид сверху», «вид сбоку». Конструирование проекций разных видов пирамид. Зарисовка проекций четырехугольной пирамиды.

3. План здания. Конструирование Кремля.

Понятие «план». Зарисовка плана и конструирование стен и башен Кремля.

4. План здания. Конструирование Софийского собора.

Понятие «план». Зарисовка плана и конструирование Софийского собора.

5. План здания. Конструирование жилого помещения.

Понятие «план». Зарисовка плана и конструирование дома.

1.3Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения.

1.4Разработка и реализация конструкторских проектов (8 ч)

Рекомендуемые темы:

  1. Проект «Осень».

  2. Проект «Подготовка животных к зиме».

  3. Проект «Зима».

  4. Проект «Новогодний сувенир».

  5. Проект «Зимние виды спорта».

  6. Проект «Весна».

  7. Проект «Лето».

  8. Проект «Летние виды спорта».


Модуль «Объемное моделирование»


2.1. Многогранники (22 ч)

1. Исследование усеченного куба.

Конструирование усеченного куба из развертки (развертка собирается по схеме или по изображению – см. буклет «ТИКО – конструктор для объемного моделирования»). Исследование фигуры и занесение результатов в таблицу.

2. Фантазирование на основе усеченного куба.

Фантазия: конструирование объектов окружающего мира на основе усеченного куба.

Последующие темы изучаются аналогично.

3. Исследование усеченного тетраэдра (см. презентацию «Многогранники. 2 часть»).

4. Фантазирование на основе усеченного тетраэдра.

5. Исследование усеченного октаэдра.

6. Фантазирование на основе усеченного октаэдра.

7. Исследование усеченного икосаэдра.

8. Фантазирование на основе усеченного икосаэдра.

9. Исследование икосододекаэдра.

10. Фантазирование на основе икосододекаэдра.

11. Исследование ромбокубооктаэдра.

12. Фантазирование на основе ромбокубооктаэдра.

13. Исследование ромбоикосододекаэдра.

14. Фантазирование на основе ромбоикосододекаэдра.

15. Исследование ромбоусеченного кубооктаэдра.

16. Фантазирование на основе ромбоусеченного кубооктаэдра.

17. Исследование курносого куба.

18. Фантазирование на основе курносого куба.

19. Исследование курносого додекаэдра.

20. Фантазирование на основе курносого додекаэдра.

21. Комбинирование объемных форм.

Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм.

22. Комбинирование объемных форм.

Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм.


2.2. Объем (2 ч).

1. Исследование объемов многогранников.

Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).

2. Исследование объемов многогранников.

Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований).


2.3 Разработка и реализация конструкторских проектов (30 ч).

Рекомендуемые темы:

1. Проект «Кремль» (5).

2. Проект «Коттеджный городок» (5 ч).

3. Проект «Выставка современных технических средств» (5).

4. Проект «Детская игровая площадка» (5 ч).

5. Проект «Мой любимый город» (5 ч).

6. Проект «Летний отдых» (5 ч).







26

4 класс

1. Плоскостное моделирование

18


1.1. Линии замкнутые и незамкнутые Пересечение фигур. Строим пересечение геометрических фигур.Логические задачи

5


1.2. План, вид сверху, вид сбоку

5


1.3. Разработка и реализация конструкторских проектов

8


2. Объемное моделирование

54


2.1. Многогранники. Цилиндр.Конус. Развертка цилиндра , конуса. Шар. Тела вращения.

22


2.2. Объем

2


2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов

26


ВСЕГО

68




Планируемые результаты освоения программы

В процессе овладения конструкторской проектной деятельностью у учащихся формируются:

- умения вычленять проблему, составлять план действий и применять его для решения проблемы, прогнозировать результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку;

- первоначальные умения поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации;

- умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предметов «Математика», «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- коммуникативные умения – умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.;

- первоначальные конструкторско-технологические знания и технико-технологические умения на основе обучения работе по схемам и алгоритмам

Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, в комплексе они способствуют развитию интеллектуального и творческого потенциала личности учащегося.

Изучив курс «Геометрика», учащиеся успешно владеют –

- навыками элементарного логического мышления, приемами умственной деятельности;

- навыками начального технического моделирования (при изучении различных конструкций и их основных свойств - жесткости, прочности и устойчивости);

- навыками взаимодействия в паре, в группе, в коллективе;

- навыками креативного мышления.

В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение учебных результатов в области математических знаний, знаний информатики и знаний предметов окружающего мира.

В модуле «Плоскостное конструирование» младший школьник научится:

  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;

  • самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;

  • оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;

  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;

  • конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в форме и конструкции предметов;

  • декорировать и эстетически оформлять ТИКО-конструкции;

  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;

  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

  • доводить решение задачи до готовой модели;

  • генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции.


В модуле «Объемное конструирование» младший школьник освоит основы инженерно-конструкторских навыков и научится:

  • исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;

  • определять форму тела и воспроизводить ее;

  • анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;

  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

  • создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;

  • подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;

  • видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических тел;

  • выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;

  • выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.



Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:


Приложения:

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Задания на замещение ТИКО-фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задачи.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задачи.

Приложение № 8. Игры с кругами.

Приложение № 9. Исследование фигур.

Приложение № 10. Схемы объемных ТИКО-поделок.


Презентации:

Презентация «Периметр»

Презентация «Объем»

Презентация «Симметрия»

Презентация «Многогранники. 1 часть»

Презентация «Многогранники. 2 часть»


http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ - методический и дидактический материал для кружка « Наглядная Геометрика».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!