СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Химический многогранник» 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Химический многогранник» 8 класс»







Р

.


абочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления

«Химический многогранник»

8 класс



































Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Химический многогранник» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе Программы формирования универсальных учебных действий, Программы основного общего образования "Введение в естественнонаучные дисциплины. Внеурочная деятельность факультативного курса «Химический многогранник» организована для обеспечения досуга школьников, который позволит удовлетворить их познавательные интересы, а также снизить эмоциональное напряжение, накопившееся в течение дня. Она включает в себя знания из области физики и химии, расширяя и углубляя предметную область данных учебных предметов.

Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами естествознания, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем мире. При посещении внеурочных занятий данного курса обучающиеся могут почувствовать радость познания, приобретут умение учиться, уверенность в своих способностях.

Цель курса - развитие общекультурной компетентности учащихся через расширение и углубление химических знаний школьников, ознакомление с объектами материального мира, развитие познавательного интереса учащихся и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента и самостоятельного приобретения знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Задачи курса:

  • Сформировать начальные навыки исследовательской деятельности;

  • Повысить интерес к школьным дисциплинам и самообразованию;

  • Совершенствование умений обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием; решение экспериментальных и расчетных задач;

  • Развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения;

  • Формирование умений организовывать свой труд, пользоваться дополнительной литературой;

Описание ценностных ориентиров содержания курса

  1. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления.

Освоение знаний об основных методах научного познания природы, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом); физических явлениях; величинах, характеризующих явления; законах, которым явления подчиняются

  1. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов. Умение обрабатывать результаты наблюдений или измерений и представлять их в различной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений, принципов действия отдельных технических устройств, решать физические задачи.

Диалектический метод познания природы. Формирование понимания необходимости усвоения физических знаний как ядра гуманитарного образования, необходимости общечеловеческого контроля разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества и разрешения глобальных проблем.

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Умение ставить и разрешать проблему при индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.

  2. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Оценка результатов своих действий, применения ряда приборов и механизмов; обеспечение рационального и безопасного поведения по отношению к себе, обществу, природе

Общая характеристика курса

Организация занятий факультативного курса «Химический многогранник» определяется, следующими критериями:

  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

  • частая смена видов деятельности (за 30-40 мин от 3 до 5 раз);

  • использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;

  • акцент на практические виды деятельности;

  • отказ от обязательных домашних заданий;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому учащемуся путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

Основные виды деятельности учащихся

  • Индивидуальное, коллективное, групповое решение экспериментальных и текстовых задач различной трудности.

  • Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

  • Составление таблиц.

  • Взаимопроверка решенных задач.

  • Составление тестов для использования на уроках.

  • Составление проектов в электронном виде.

  • Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.

В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • консультация с учителем;

  • работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;

  • подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований.

Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Формы и средства контроля

  • практическая работа

  • лабораторная работа

  • головоломки, ребусы, кроссворды

  • защита творческих работ и проектов

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Химический многогранник»

Личностными результатами изучения естествознания являются:

Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремлению к здоровому образу жизни;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Метапредметными результатами изучения естествознания в основной школе являются:

Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

Освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами выпускников основной школы являются:

В ценностно-ориентационной сфере - формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

В познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Содержание деятельности

Теоретическая

часть

Практическая часть

1

неделя

История науки химии

1

Просмотр видеофильма, его обсуждение


2

неделя

Правила техники безопасности

1

Беседа


3

неделя

Пр.р.№1 «Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами нагревания»

1


Выполнение практической работы

4

неделя

Как обнаружить вещество или что такое аналитика

1

Беседа, с элементами демонстраций опытов


5

неделя

Путешествие в микромир

1

Беседа


6

неделя

Тела и вещества. Свойства веществ

1


Лаб.практикум. Рассматривают коллекции материалов

7

неделя

Путешествие одной капли

1

Беседа о круговороте воды


8

неделя

Я-лаборант

1


Экскурсия в лаборантскую комнату

9

неделя

Пр.р. №2 Изучение свойств воды.

1


Лаб. практикум

10

неделя

Знакомство с химическими элементами металлами

1

Беседа

Лаб .практикум

11

неделя

Откуда на меди черный налет

1

Беседа

Лаб .практикум

12

неделя

Как удалить ржавчину?

1


Лаб .практикум

13

неделя

Пять рассказов о золоте, серебре и других металлах

1

Беседа

Лаб .практикум

14

неделя

Знакомство с химическими элементами - неметаллами

1

Беседа


15

Волшебная сера

1

Просмотр





неделя



видеофильма


16

неделя

А ну-ка отгадай!

1

Викторина,

загадки


17

неделя

Химическое лото

1


игра

18

неделя

Углерод

1

Презентация

Рисуют рисунки

19

неделя

Опыты со стеклом

1


Практикум

20

неделя

Жидкое стекло

1

Беседа


21

неделя

Закладка опыта

«Выращивание

кристалла»

1


Практикум

22

неделя

Опыты с пищевыми продуктами

1


Практикум

23

неделя

Карамелизация сахара

1


Практикум

24

неделя

Глюкоза из крахмала

1


Практикум

25

неделя

Как избавиться от мух и комаров

1

Беседа


26

неделя

Как удалить пятна?

1

Беседа

Лаб .практикум

27

неделя

Что такое накипь и как с ней бороться?

1

Беседа

Практикум

28

неделя

Основы химической чистки

1


Экскурсия

29

неделя

Когда вода не тушит огонь

1

Беседа


30

неделя

Препараты домашней аптечки

1

Сообщения

учащихся


31

неделя

Лекарственные растения

1

Беседа


32

неделя

Пр.Р№3. Помоги себе сам

1


Практикум

33

неделя

Растения-индикаторы,

растения-рудознатцы

1

Беседа


34

неделя

Прошлое, настоящее и будущее

1

Беседа







35

неделя

Тела и вещества. Физические и химические явления.

1

Изучение нового материала


36

неделя

Методы познания природы. Правила техники безопасности в кабинете химии.

1

Беседа


37

неделя

Химические знаки.

1


Изготовление

карточек-элементов

38

неделя

Л.Р. №1 Работа с карточками химических знаков

1


Лаб .практикум

39

неделя

Молекулы и атомы.

Кристаллические

решетки.

1

Беседа


40

неделя

Простые и сложные вещества. Л.Р. №2 Моделирование из пластилина: модели молекул простых и сложных веществ

1


Лаб .практикум

21

неделя

Химические формулы. Л.Р. № 3 Моделирование из пластилина: модели молекулы

1


Лаб .практикум

42

неделя

Обобщение темы.

1


Совершенствование

знаний

43

неделя

Контроль знаний по теме

1

Урок-игра


44

неделя

Знакомство с лабораторной посудой. Л.Р. №4 Рассматривание и зарисовка химической посуды:

1


Лаб .практикум

45

неделя

Вещества и их свойства.

1


Лаб .практикум

46

неделя

Л.Р. №5Описание свойств веществ.

1


Лаб .практикум

47

неделя

Знакомство с лабораторным штативом.

1


Лаб .практикум



Л.Р. №6 Сборка лабораторного штатива, его устройство.




48

неделя

Строение пламени.

Л.Р. №7 Рассматривание горящей свечи.

1


Лаб .практикум

49

неделя

Смеси веществ.

1



50

неделя

Разделение смеси. Л.Р. №8 Разделение смесей веществ.

1


Лаб .практикум

51

неделя

Обобщение темы «Вещества и их свойства».

1


Совершенствование

знаний

52

неделя

Контроль знаний по теме «Вещества и их свойства».

1

Работа по карточкам


53

неделя

Химические реакции, их признаки и условия их протекания

1

Беседа с

элементами

демонстрации


54

неделя

Л.Р. №9 Наблюдение физических и химических явлений.

1


Лаб .практикум

55

неделя

Закон сохранения массы

1

Беседа


56

неделя

Реакции разложения и соединения.

1

Беседа


57

неделя

Оксиды

1

Беседа


58

неделя

Кислоты

1

Беседа


59

неделя

Основания

1

Беседа


60

неделя

Л.р. №10 Действие кислот и оснований на индикаторы

1


Лаб .практикум

61

неделя

Соли

1

Беседа


62

неделя

Белки, жиры и углеводы Л.р №11 Распознавание крахмала

1


Лаб .практикум

63

неделя

Природный газ и нефть

1

Беседа










64

неделя

Материалы для современной техники

1

Беседа


65

неделя

Полимеры и химические волокна

1

Беседа


66

неделя

Каучук и резина

1

Беседа


67

неделя

Обобщение темы «химические явления»

1


игра «Третий лишний»

68

неделя

Обощение знаний по пройденному материалу

1

Сообщения

учащихся




69 неделя

Пр. работа №2 Простейшие операции с веществом

1


Выполняют различные операции с веществом

70 неделя

Поваренная соль и ее свойства

1

Беседа о свойствах поваренной соли


71 неделя

Пр. работа №3 Очистка соли

1


Проводят операции по очистке заграяненной поваренной соли: выпаривание, фильтрование

72 неделя

Сахар и его свойства

1

Беседа. Свойства сахара, учатся связывать уже










имеющиеся знания с вновь приобретенными


73 неделя

Пр. работа №4 Конфетная фабрика

1


Выполняют работу по приготовлению конфет из сахара

74 неделя

Пр. работа №5 Превращение воды в кока- колу

1


Работают с растворами веществ, изучают признаки химических реакций

75 неделя

Что такое сода?

1

Беседа о свойствах соды, уметь выделять главное в изучаемом материале


76 неделя

Пр. работа №6 Фабрика лимонада

1


Работают с реактивами, изучают реакции с выделением газа

77 неделя

Белки, жиры, углеводы: значение для организма

1

Беседа о значимости белков, жиров и углеводов в природе и жизни человека


78 неделя

Пр. работа №7 Обнаружение крахмала в хлебе, крупах

1


Определяют крахмал в пищевых продуктах

79 неделя

Пр. работа №8 Обнаружение жира в чипсах, орехах, семенах подсолнечника

1


Определяют жир в пищевых продуктах

80 неделя

Какую опасность представляют из себя пищевые добавки?

1

Беседа. Изучают положительные и отрицательные свойства пищевых добавок


81 неделя

Пр. работа №9 Исследование сухариков, чипсов, газированной воды на наличие пищевых добавок

1


Работают с растворами веществ, изучают пполученные знания на практике

82 неделя

Что такое индикаторы?

1


Определяют по цвету характер среды




83 неделя

Пр. работа №10 Испытание индикаторами различных сред: лимонад, раствор стирального порошка, минеральная вода

1


Испытывают растворы известных веществ

84 неделя

Немного о кислом. Уксусная кислота

1

Беседа. Узнают общие свойства уксусной кислоты, ее пользу и опасность


85 неделя

Пр. работа №11 Обнаружение кислот в лимоне и яблоке

1


Применяют

полученные знания на практике

86 неделя

Вода и ее свойства

1

Беседа. Узнают свойства воды, ее распространенност ь в природе


87 неделя

Растворы насыщенные и

ненасыщенные

Пр. работа №12

Приготовление

насыщенного раствора

соли и выращивание

кристаллов

1


Применяют

полученные знания на практике

88 неделя

Витамины. История открытия.

1

Беседа. Узнают про основные

витамины, их значимость для человека


89 неделя

Пр. работа №13 Изучение содержания витаминов в продуктах питания

1


Определяют витамин С во фруктовых и овощных соках

90 неделя

Минеральные вещества

1

Беседа. Узнают о роли минеральных веществ в питании человека


91 неделя

Пр. работа №14 Обнаружение кальция в яичной скорлупе

1


Определят кальций в яичной скорлупе

92 неделя

Пр. работа №15 Удаление минеральных веществ из

1


Разделяют

органические и





косточки



минеральные вещества

93 неделя

Пр. работа №16 Приготовление зубной пасты в домашних условиях

1


Готовят зубную пасту

94 неделя

Многообразие лекарственных веществ

1

Беседа. Узнают о роли лекарств в жизни человека


95 неделя

Пр. работа №17 Опыты с йодом, перекисью водорода

1


Проделывают качественные реакции йода, разложение пероксида водорода, изучают их свойства

96 неделя

Из чего сделан мел?

1

Беседа. Узнают состав мела, происхождение мела



Стиральные порошки и другие моющие средства

1

Беседа. Узнают элементарные виды моющих средств, их вред и пользу


97 неделя

Мыло или мыла?

1

Беседа. Узнают состав и моющие свойства мыла


98 неделя

Пр. работа №18 Варение мыла

1


Готовят мыло из мыльной основы

99 неделя

Химия - повсюду. Связь химии с другими науками

1

Беседа. Уметь связывать химию с жизнью и различными науками








100

неделя

Благородные газы. Положение благородных газов в периодической таблице. Особенности свойств благородных газов.

1

Беседа



101

неделя

Аптека - рай для химика. Каждое лекарство - химический реактив. Перекиси водорода, ядовитый формалин, бесценная глюкоза «Карболен»,

«Вьетнамский бальзам», «Ликоподий». Индикаторы для кислот и щелочей из аптеки. Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами.

1

Экскурсия


102

неделя

Оформление отчетов, подведение итогов. Оформление экспозиции «Химия - повсюду».

1

Сообщения

учащихся







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!