СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Тайны слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Тайны слова»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева

(МБОУ Мирновская СШ)


«Согласована»

Заместитель директора

по воспитательной работе

__________Шарапова О.Р.

«__»_____20__г.


«Утверждена»


Директор школы


____________________ Т.Н.Барашкова


Приказ № 126

От «29» августа 2022






Рабочая программа

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Тайны слова»

9 класс

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1 год






Количество часов: всего 34 часа

в неделю 1 час

Учитель: Кузнецова Елена Валерьевна, учитель высшей категории
Время проведения: среда




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ (с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)

  • Основная образовательная программа основного общего образования Мирновской СШ 2021-2022г

  • Учебный календарный график МБОУ Мирновской СШ на 2022-2023 учебный год.

  • Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

  • Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 02/14750-2021-24 «О подготовке образовательных организаций к новому 2022-2023 учебному году»

  • Письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 28.07.2021 г. № 73-иогв-01/5819 исх. «Об организации 2021-2022 учебного года»

При ухудшении эпидемиологической ситуации на территории Ульяновской области, рабочая программа педагога  может быть использована с учетом перехода при обучении с применением дистанционных образовательных технологий.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностные:

у обучающихся могут быть сформированы:

  • 1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные

обучающиеся получат возможность научиться:

  • Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • Приемам отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации, ее анализу и отбору;

  • Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • Определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательности действий.

Коммуникативные

обучающиеся научатся:

  • Воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • Создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Владению разными видами диалога и монолога;

  • Участвовать в речевом общении, соблюдать нормы речевого этикета;

  • Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные

обучающиеся научатся:

  • Оценивать достигнутые результаты м адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • Проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, личностно ориентированной деятельности;

  • Применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон а предметной, метапредметной деятельности.

Предметные:

обучающиеся получат возможность научиться:

  • представлению об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • пониманию места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоению основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоению базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознаванию и анализу основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • пониманию коммуникативно-эстетических возможностей лексической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
    осознанию эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Введение( 2 ч)

Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов)

Тема 2. Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • Соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка;

  • Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать ее в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью

2. Орфография( 6 ч)

Тема 3. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).

Тема 4. Н+Н=НН . (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).

Тема 6. Слитно, раздельно иль через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)

Тема 7. Не и Ни бывают в слове. 1ч.(Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).

Тема 8. Различай и отличай.. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • Соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка;

  • Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать ее в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

  • Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью

  • Извлекать необходимую информацию измультимедийных словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности, составлять творческую работу по алгоритму ее выполнения при консультативной помощи учителя.

3.Морфология( 5 ч)

Тема 9. Морфологическая семейка.1ч.(Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).

Тема 10. Тайна в имени твоём.1ч.(Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»).

Тема 11. Именная родня. 1ч.(Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).

Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч.(Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • Проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

  • Группировать слова по тематическим группам;

  • Подбирать к словам синонимы, антонимы;

  • Опознавать морфологические признаки разных частей речи;

  • Соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • Использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;

  • находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

  • владеть навыками стилистической правки текста;

  • самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

  • обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры

4.Синтаксис и пунктуация( 21 ч)

Тема 14. Сочетание или словосочетание?1ч.(Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

Тема 15.Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.Согласование различных названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема 17. Это непростое простое предложение. 1ч.(Составление предложений.Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 18. Главнее главного. 1ч.(Подлежащее и способы его выражения.Решение лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Действую по-разному.1ч.(Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 20. Определяй и дополняй. 1ч.(Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении.Частота употребления определений в загадках.)

Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч.(Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении.Работа с деформированным текстом).

Тема 22. Назывные именные. 1ч.(Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).

Тема 23. Личные отличные.1ч.(Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)

Тема 24. Тройное доказательство родства. 1ч.(Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности.Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)

Тема 25. Соединю родных и разделю.1ч.(Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).

Тема 26. Обратись ко мне красиво!1ч.(Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)

Тема 27. Водные или вводные.1ч.(Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)

Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.1ч.(Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема 29. Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).

Тема 30. Квадратное обособление.2ч.(Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка»).

Тема 31. Распространённые одиночки.1ч.( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.Решение кроссвордов.)

Тема 32. Скажи прямо, не молчи…1ч. ( Строение прямой речи, виды речи.Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)

Тема 33. Косвенно чужая речь.1ч.(Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно.Работа с текстами, определение видов речи).

Планируемые результаты изучения по теме.

Обучающийся научится:

  • обобщать, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • решать трудные вопросы синтаксиса, синтаксической синонимии, заданий, направленных на предупреждение грамматических ошибок в речи,

  • самостоятельно употреблять те или иные синтаксические структуры не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера.

  • проводить стилистический эксперимент (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

  • использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;

  • самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;

  • находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;

  • владеть навыками стилистической правки текста;



Тематический план

/ п

ДАТА

Тема занятия

Кол-во часов

Формы, методы, содержание уроков с учетом рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок»)

Цифровые образовательные ресурсы

Примечания

план

Факт

Введение(2 ч)


1

01.09


Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу

https://yandex.ru/video/preview?filmId=16620182522407503066&reqid=1599995329506459-919282233395713918000101-sas1-7761&suggest_reqid=924127224156500564254299885264994&text=пословицы+и+поговорки+урок


2

08.09


Типы речи или типы в речи.

1

https://yandex.ru/video/preview?filmId=16495296918242033377&reqid=1599995428311291-1362853930041730366900101-man2-6623&suggest_reqid=924127224156500564254742342077304&text=типы+речи+видеоурок+по+русскому+языку+8+класс


Орфография (6 ч)


3

15.09


Необычные правила.

1

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу

ZOOM


4

22.09


Н+Н=НН

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=11243800158322467688&reqid=1599995507592980-1204624883678896098400140-man2-6857&suggest_reqid=924127224156500564265079481854146&text=н+и+нн+в+разных+частях+речи


5

29.09


Путеводные звёзды орфографии.

1

ZOOM


6

06.10


Слитно, раздельно иль через дефис?

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=4128569315251946814&reqid=1599996506418309-1160973734837820795500144-man1-9558&suggest_reqid=924127224156500564265700856643453&text=Слитно%2C+раздельно+иль+через+дефис


7

20.10


Не и Ни бывают в слове.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=99079252360760813&reqid=1599996568331257-1479563339287187226100101-sas1-8635&suggest_reqid=924127224156500564266086262111095&text=не+и+ни+с+разными+частями+речи


8

27.10


Различай и отличай.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10744627844480263070&reqid=1599996606866416-788267298078159370300101-man2-7087&suggest_reqid=924127224156500564266352368330085&text=чередующиеся+гласные+в+корне+слова


Морфология ( 5 ч)


9

03.11


Морфологическая семейка

1

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=18289384205321867124&reqid=1599996706985476-69763301872951225300141-sas1-6938&suggest_reqid=924127224156500564267392792954083&text=морфология


10

10.11


Тайна в имени твоём.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=9861792946496164382&reqid=1599996737478327-1443836666746739932800101-sas1-7013&suggest_reqid=924127224156500564267694277206773&text=именные+части+речи+в+русском+языке+видео+урок


11

17.11


Именная родня.

1

ZOOM


12

01.12


Братство глагольное.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=7333342101648245364&reqid=1599996797068014-200697583083490992700101-man2-6623&suggest_reqid=924127224156500564268146842315013&text=глагол+и+его+формы+в+русском+языке


13

08.12


Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=14894021767660092624&reqid=1599996812890986-1565274877421963458100144-man1-9558&suggest_reqid=924127224156500564268512788027731&text=служебные+части+речи


Синтаксис и пунктуация ( 21 ч)


14

15.12


Сочетание или словосочетание?

1

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=17196943521028658741&reqid=1599996849609520-1074880377086162870400102-sas1-7574&suggest_reqid=924127224156500564268727521224293&text=словосочетание


15

22.12


Примыкай, управляй, согласуй…

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=7030149723685285347&reqid=1599996871088747-929058633666118548500101-sas1-6634&suggest_reqid=924127224156500564269025300448072&text=связь+слов+в+словосочетании


16

29.12


Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

ZOOM


17

12.01


Это непростое простое предложение.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=8376226095358949662&reqid=1599996954182391-574444764184995193200141-sas1-6938&suggest_reqid=924127224156500564269816962265903&text=русский+язык+8+класс+урок+8+предложение+как+единица+синтаксиса


18

19.01


Главнее главного.

1

ZOOM


19

26.01


Действую по-разному.

1

ZOOM


20

02.02


Определяй и дополняй.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=9117806815213329791&reqid=1599997156016100-753679124153094124600140-sas1-7005&suggest_reqid=924127224156500564272002110487957&text=определение+в+русском+языке


21

09.02


Где? Когда? Куда? Откуда?

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10300810048226021736&reqid=1599997198489482-860616326048095156200101-sas1-8635&suggest_reqid=924127224156500564272254574900512&text=обстоятельство


22

16.02


Назывные именные.

1

ZOOM


23

02.03


Личные отличные.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=11649934612284436333&reqid=1599997261678043-397548524318689320200101-vla1-2901&suggest_reqid=924127224156500564272929503901074&text=местоимения+в+русском+языке


24

09.03


Тройное доказательство родства.

1

ZOOM


25

16.03


Соединю родных и разделю.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10395045645266409986&reqid=1599997223831181-1377969480717531001700140-man2-5615&suggest_reqid=924127224156500564272633797866996&text=сочинительные+союзы


26

23.03


Обратись ко мне красиво!

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=17321541822677992103&reqid=1599996979966113-71156825612858758000141-man2-6070&suggest_reqid=924127224156500564270259114671551&text=обращение+урок


27

30.03


Водные или вводные.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=5925718940726411266&reqid=1599997024185197-786348354365166654300101-vla1-2392&suggest_reqid=924127224156500564270594493032686&text=вводные+слова+урок


28

06.04


Сочетай, конструируй и вставляй.

1

ZOOM


29

20.04


Обособим мы тебя.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=11388401595009191755&reqid=1599997057701103-1316236276863514714600101-vla1-1571&suggest_reqid=924127224156500564270950994526608&text=обособленные+члены+предложения+урок


30

31

27.04

04.05


Квадратное обособление.

2

ZOOM


32

11.05


Распространённые одиночки.

1

ZOOM


33

18.05


Скажи прямо, не молчи…

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=17376166381520305171&reqid=1599997121153599-909591050278972581600102-sas1-7534&suggest_reqid=924127224156500564271577837755936&text=прямая+речь+в+русском+языке


34

25.05


Косвенно чужая речь.

1

ZOOM

https://yandex.ru/video/preview?filmId=13462478223463517596&reqid=1599997093406332-1690492482081680395200102-sas1-6851&suggest_reqid=924127224156500564271229038965042&text=косвенная+речь+в+русском+языке






























Лист коррекции







































Приложение 1.

Диагностика сформированности универсальных учебных действий по курсу.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  1. Целеполагание

Показатели:

    • определять цель учебной деятельности с помо­щью учителя или самостоятельно;

    • формулировать и удерживать учебную задачу.

Уровни сформированности:

низкий - учащийся определяет цель учебной дея­тельности с помощью учителя, при этом, включаясь в работу, быстро отвлекается; не мотивирует необхо­димость построить и реализовать свои маршрут реше­ния предметной (познавательной) задачи;

средний - осознает свою роль в постановке цели урока и решении его задач; четко выполняет требо­вания коллективного решения познавательной зада­чи.при этом мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной) задачи, но осуществляет решение познавательной задачи при консультативной помо­щи учителя, не изменяя ее и не выходя за рамки ее требования;

высокий - осознает свою роль в постановке цели урока и решении его задач; четко выполняет требо­вания коллективного решения познавательной зада­чи.при этом мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной) задачи, выдвигает содержательные гипотезы решения познавательной задачи, его учебная деятельность приобретает форму активного исследо­вания способов дсйствий.

  1. Соотнесенность выполненного задания с образцом (эталоном)

Показатели:

  • соотносить выполненное задание с образном, предложенным учителем;

  • построить индивидуальный маршрут воспол­нения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач).

Уровни сформированности:

низкий - без помощи учителя не может обнару­жить несоответствие усвоенного способа действия но­вым условиям, при этом учащийся осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их и как следствие затрудняется в построении индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач):

средний - самостоятельно или с помощью учите­ля обнаруживает ошибки, вызванные несоответст­вием усвоенного способа действий и условий задачи, и вносит коррективы в индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материа­ле (решении предметной, познавательной задач), при этом задачи, соответствующие усвоенному способу

действий, решаются безошибочно;

высокий - ошибки исправляет самостоятельно, отслеживает процесс решения задачи другими уче­никами, при этом контролирует соответствие выпол­няемых действий и при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения, т. е. самостоятельно проектирует и реализует инди­видуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, позна­вательной задач).

  1. Оценка решения своей задачи

Показателя:

  • оценка своего задания по следующим параме­трам: легко ли было выполнять задание, воз­никли ли сложности при выполнении;

  • степень развития произвольною внимания.

Уровни сформированности:

низкий — приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможно­сти дли ее решения и частично реализовать инди­видуальный маршрут восполнения проблемных зон н изученной теме (решении предметной, познава­тельной задач);

средний - приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности в построении и реализации индивидуального маршрута восполне­ния проблемных зон в изученном материале (решении предметной, познавательной задач), при этом свобод­но и аргументированно оценивает уже решенные им задачи;

высокий - умеет самостоятельно оценить свои действия и обосновать правильность или ошибоч­ность выбранного маршрута восполнения проблем­ных зон в изученных темах (решении предметной, познавательной задач), при этом может оценить дей­ствия других учеников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1. Коммуникация как кооперация

Показатели:

  • договариваться, находить общее решение;

  • аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

  • устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уровни сформированности:

низкий - не может и не хочет договариваться, пас­сивен или агрессивен, не предоставляет помощь;

средний - не всегда может договориться, не всегда может сохранить доброжелательность; предоставляетпомощь только тем, с кем контактирует во взаимо­действии;

высокий - умеет договариваться, находить общее решение: умеет аргументировать свое предположение, убеждать ипринимать чужую точку зрения без агрес­сии; владеет адекватными методами вы хода из кон­спекта.всегда готов предоставить помощь тем. с кем контактирует во взаимодействии.

2. Коммуникация как интериоризация

Показатели:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций:

  • читать вслух и про себя тексты учебников, дру­гих источников, понимать прочитанное.

Уровни сформированности

низкий - молчит, может оформить свои мысли, читает, но не понимает прочитанного:

средний - читает и понимает смысл прочитан­ного с помощью наводящих вопросов: высказывает свое суждение по алгоритму выполнения задания при активной помощи учителя (консультанта, тьютора, эксперта);

высокий - имеет богатый словарный запас и ак­тивно им пользуется, бегло читает, при этом усваивает материал; демонстрирует обратную связь (пересказ, рассказ, устное монологическое или письменное вы­сказывание).

3. Коммуникация как интеракция

Показатели:

  • понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или во­прос;

  • уважать позиции других людей, отличные от собственной:

  • учитывать разные мнения и умение обосновы­вать собственное.

Уровни сформированности:

низкий - редко понимает и принимает позицию других, считает свое мнение единственно верным;

средний - понимает различные позиции других, проявляет доброжелательность частично, обратную связь демонстрирует несистемно;

высокий - различает и понимает позиции тех, с кем контактирует во взаимодействии, системно де­монстрирует обратную связь и доброжелательность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

1. Общеучебные универсальные действия

Показатели:

  • самостоятельно прогнозирует информацию, ко­торая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, элек­тронных дисков;

  • составляет сложный план текста;

  • сопоставляет и отбирает информацию, полу­ченную из рахтичных источников.

Уровни сформированности:

низкий - самостоятельно не может работать с тек­стом или допускает много ошибок при работе с ним;

средний - выполняет задания самостоятельно, но допускает ошибки: выполняет задания репродук­тивного характера:

высокий - выполняет задания самостоятельно

2. Логические учебные действия

Показатели:


  • анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты;

  • ориентируя в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изуче­ния данного раздела.

низкий - логические связи устанавливать не мо­жет: недостаточно развита аналитико-синтетическая деятельность; самостоятельно не может риентироваться в учебнике: определять умения, которые в пер­спективе будут сформированы на основе изучения данного раздела;

средний - логические связи устанавливает с тру­дом: допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе;

высокий - самостоятельно устанавливает логиче­ские связи, при этом сравнивает и группирует ком­поненты анализа и синтеза: самостоятельно мыслит и ориентируется в учебнике.

3. Постановка и решение проблем

Показатели:

  • самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее.представля­ет информацию на основе схем, моделей, сооб­щений;

  • умеет передавать содержание в сжатом, выбо­рочном или развернутом виде;

  • планирует свою работу по изучению незнакомого материала.

Уровни сформированности:

низкий - не может самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

средний - делает выводы частично (фрагментарная самостоятельность), прибегает к консультативной по­мощи учителя, ученика-эксперта;

высокий - делает выводы самостоятельно.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

1. Самопознание н самоопределение

Показатель:

  • самооценка.

Уровни сформированности:

низкий - не умеет адекватно оценивать свои спо­собности; самооценка ситуативна и зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением;

средний - выполняет нормы школьной жизни, положительно относится с одноклассниками и учи­телям, интересуется процессом учения;

высокий – адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознает способы поддержания своей самооценки.

2. Смыслообразование

Показатель:

  • мотивация

Уровни сформированности:

низкий - частичная сформированность познава­тельных мотивов и интересов; сформированность со­циальных мотивов (чувство долга, ответственность); склонность выполнять облегченные задания; ориен­тирование на внеурочную деятельность: слабое ори­ентирование на процесс обучения;

средний - частичное установление святи между учением и будущей профессиональной деятельностью, стремление к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые входят в крут любимых;

высокий - установление святи между учением и будущей профессиональной деятельностью, стрем­ление к самоизменению: приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений.

3. Нравственно- этическая ориентация

Показатели:

  • представление о моральных нормах;

  • позитивный опыт осуществление личностного морального выбора;

  • умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

Уровни сформированности:

низкий– знает суть нравственных норм; не соотносит знание нравственных норм с мотивами пове­дения, относится к нравственным нормам неопреде­ленно;

средний - выражает активное положительное отношение к нравственным нормам, но проявляетвповедении недостаточно устойчиво: частичнаясформированностьуровня развития моральных суждений, разовый опыт осуществления личностного морально­го выбора, принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

высокимй- имеет устойчивое представление о мо­ральных нормах, позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, принимает решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.





















33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!