Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева
(МБОУ Мирновская СШ)
«Согласована» Заместитель директора по воспитательной работе __________Шарапова О.Р. «__»_____20__г. | «Утверждена» Директор школы ____________________ Т.Н.Барашкова Приказ № 126 От «29» августа 2022 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Тайны слова»
9 класс
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов: всего 34 часа
в неделю 1 час
Учитель: Кузнецова Елена Валерьевна, учитель высшей категории
Время проведения: среда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 – http: //standart. edu. ru/ (с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1577)
Основная образовательная программа основного общего образования Мирновской СШ 2021-2022г
Учебный календарный график МБОУ Мирновской СШ на 2022-2023 учебный год.
Санитарно- эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) СП 3.1/2.4.3598-20 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 02/14750-2021-24 «О подготовке образовательных организаций к новому 2022-2023 учебному году»
Письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 28.07.2021 г. № 73-иогв-01/5819 исх. «Об организации 2021-2022 учебного года»
При ухудшении эпидемиологической ситуации на территории Ульяновской области, рабочая программа педагога может быть использована с учетом перехода при обучении с применением дистанционных образовательных технологий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Личностные:
у обучающихся могут быть сформированы:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные
обучающиеся получат возможность научиться:
Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
Приемам отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации, ее анализу и отбору;
Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательности действий.
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
Воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
Создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Владению разными видами диалога и монолога;
Участвовать в речевом общении, соблюдать нормы речевого этикета;
Оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Рефлексивные
обучающиеся научатся:
Оценивать достигнутые результаты м адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, личностно ориентированной деятельности;
Применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон а предметной, метапредметной деятельности.
Предметные:
обучающиеся получат возможность научиться:
представлению об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
пониманию места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоению основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоению базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознаванию и анализу основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
пониманию коммуникативно-эстетических возможностей лексической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознанию эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Введение( 2 ч)
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов)
Тема 2. Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка;
Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать ее в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
2. Орфография( 6 ч)
Тема 3. Необычные правила.1ч. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН 1ч. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание н и нн в разных частях речи. Но подсказки есть не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. 1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 6. Слитно, раздельно иль через дефис? 1ч. (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 7. Не и Ни бывают в слове. 1ч.(Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания. Не и НИ в загадках.).
Тема 8. Различай и отличай.1ч. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка;
Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать ее в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
Использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью
Извлекать необходимую информацию измультимедийных словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности, составлять творческую работу по алгоритму ее выполнения при консультативной помощи учителя.
3.Морфология( 5 ч)
Тема 9. Морфологическая семейка.1ч.(Повторение и закрепление сведение о самостоятельных и служебных частях речи. Игра- конкурс «Кто больше?»).
Тема 10. Тайна в имени твоём.1ч.(Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Сочинения-миниатюры «Осенняя симфония»).
Тема 11. Именная родня. 1ч.(Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
Тема 12. Братство глагольное.1ч. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.Практическое занятие, определение, как образуются глагольные формы слова).
Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч.(Служебные части речи русского языка: предлог, союз и частица. Их применение и употребление в речи и на письме. Лингвистические игры. «Применение слов».)
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
Проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
Группировать слова по тематическим группам;
Подбирать к словам синонимы, антонимы;
Опознавать морфологические признаки разных частей речи;
Соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
Использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;
находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
владеть навыками стилистической правки текста;
самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры
4.Синтаксис и пунктуация( 21 ч)
Тема 14. Сочетание или словосочетание?1ч.(Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
Тема 15.Примыкай, управляй, согласуй…1ч..(Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.Согласование различных названий.)
Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 17. Это непростое простое предложение. 1ч.(Составление предложений.Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
Тема 18. Главнее главного. 1ч.(Подлежащее и способы его выражения.Решение лингвистических примеров и задач.)
Тема 19. Действую по-разному.1ч.(Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых. Игра «Кто быстрее?»).
Тема 20. Определяй и дополняй. 1ч.(Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении.Частота употребления определений в загадках.)
Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? 1ч.(Обстоятельство как второстепенный член предложения, его применение в предложении.Работа с деформированным текстом).
Тема 22. Назывные именные. 1ч.(Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные.1ч.(Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Тема 24. Тройное доказательство родства. 1ч.(Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности.Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. Соединю родных и разделю.1ч.(Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения. Дидактические игры с однородными членами. Лингвистическая игра «Найди несоответствие»).
Тема 26. Обратись ко мне красиво!1ч.(Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)
Тема 27. Водные или вводные.1ч.(Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. Игры на внимание.)
Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй.1ч.(Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
Тема 29. Обособим мы тебя.1ч. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с деформированным текстом).
Тема 30. Квадратное обособление.2ч.(Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения. Сочинение-миниатюра «Весёлая семейка»).
Тема 31. Распространённые одиночки.1ч.( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.Решение кроссвордов.)
Тема 32. Скажи прямо, не молчи…1ч. ( Строение прямой речи, виды речи.Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)
Тема 33. Косвенно чужая речь.1ч.(Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно.Работа с текстами, определение видов речи).
Планируемые результаты изучения по теме.
Обучающийся научится:
обобщать, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
Обучающийся получит возможность научиться:
решать трудные вопросы синтаксиса, синтаксической синонимии, заданий, направленных на предупреждение грамматических ошибок в речи,
самостоятельно употреблять те или иные синтаксические структуры не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера.
проводить стилистический эксперимент (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи;
находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
владеть навыками стилистической правки текста;
Тематический план
№/ п | ДАТА | Тема занятия | Кол-во часов | Формы, методы, содержание уроков с учетом рабочей программы воспитания (модуль «Школьный урок») | Цифровые образовательные ресурсы | Примечания |
план | Факт |
Введение(2 ч) | |
1 | 01.09 | | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу | https://yandex.ru/video/preview?filmId=16620182522407503066&reqid=1599995329506459-919282233395713918000101-sas1-7761&suggest_reqid=924127224156500564254299885264994&text=пословицы+и+поговорки+урок | |
2 | 08.09 | | Типы речи или типы в речи. | 1 | https://yandex.ru/video/preview?filmId=16495296918242033377&reqid=1599995428311291-1362853930041730366900101-man2-6623&suggest_reqid=924127224156500564254742342077304&text=типы+речи+видеоурок+по+русскому+языку+8+класс | |
Орфография (6 ч) | |
3 | 15.09 | | Необычные правила. | 1 | - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу | ZOOM | |
4 | 22.09 | | Н+Н=НН | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=11243800158322467688&reqid=1599995507592980-1204624883678896098400140-man2-6857&suggest_reqid=924127224156500564265079481854146&text=н+и+нн+в+разных+частях+речи | |
5 | 29.09 | | Путеводные звёзды орфографии. | 1 | ZOOM | |
6 | 06.10 | | Слитно, раздельно иль через дефис? | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=4128569315251946814&reqid=1599996506418309-1160973734837820795500144-man1-9558&suggest_reqid=924127224156500564265700856643453&text=Слитно%2C+раздельно+иль+через+дефис | |
7 | 20.10 | | Не и Ни бывают в слове. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=99079252360760813&reqid=1599996568331257-1479563339287187226100101-sas1-8635&suggest_reqid=924127224156500564266086262111095&text=не+и+ни+с+разными+частями+речи | |
8 | 27.10 | | Различай и отличай. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=10744627844480263070&reqid=1599996606866416-788267298078159370300101-man2-7087&suggest_reqid=924127224156500564266352368330085&text=чередующиеся+гласные+в+корне+слова | |
Морфология ( 5 ч) | |
9 | 03.11 | | Морфологическая семейка | 1 | - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=18289384205321867124&reqid=1599996706985476-69763301872951225300141-sas1-6938&suggest_reqid=924127224156500564267392792954083&text=морфология | |
10 | 10.11 | | Тайна в имени твоём. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=9861792946496164382&reqid=1599996737478327-1443836666746739932800101-sas1-7013&suggest_reqid=924127224156500564267694277206773&text=именные+части+речи+в+русском+языке+видео+урок | |
11 | 17.11 | | Именная родня. | 1 | ZOOM | |
12 | 01.12 | | Братство глагольное. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=7333342101648245364&reqid=1599996797068014-200697583083490992700101-man2-6623&suggest_reqid=924127224156500564268146842315013&text=глагол+и+его+формы+в+русском+языке | |
13 | 08.12 | | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=14894021767660092624&reqid=1599996812890986-1565274877421963458100144-man1-9558&suggest_reqid=924127224156500564268512788027731&text=служебные+части+речи | |
Синтаксис и пунктуация ( 21 ч) | |
14 | 15.12 | | Сочетание или словосочетание? | 1 | - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=17196943521028658741&reqid=1599996849609520-1074880377086162870400102-sas1-7574&suggest_reqid=924127224156500564268727521224293&text=словосочетание | |
15 | 22.12 | | Примыкай, управляй, согласуй… | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=7030149723685285347&reqid=1599996871088747-929058633666118548500101-sas1-6634&suggest_reqid=924127224156500564269025300448072&text=связь+слов+в+словосочетании | |
16 | 29.12 | | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 | ZOOM | |
17 | 12.01 | | Это непростое простое предложение. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=8376226095358949662&reqid=1599996954182391-574444764184995193200141-sas1-6938&suggest_reqid=924127224156500564269816962265903&text=русский+язык+8+класс+урок+8+предложение+как+единица+синтаксиса | |
18 | 19.01 | | Главнее главного. | 1 | ZOOM | |
19 | 26.01 | | Действую по-разному. | 1 | ZOOM | |
20 | 02.02 | | Определяй и дополняй. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=9117806815213329791&reqid=1599997156016100-753679124153094124600140-sas1-7005&suggest_reqid=924127224156500564272002110487957&text=определение+в+русском+языке | |
21 | 09.02 | | Где? Когда? Куда? Откуда? | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=10300810048226021736&reqid=1599997198489482-860616326048095156200101-sas1-8635&suggest_reqid=924127224156500564272254574900512&text=обстоятельство | |
22 | 16.02 | | Назывные именные. | 1 | ZOOM | |
23 | 02.03 | | Личные отличные. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=11649934612284436333&reqid=1599997261678043-397548524318689320200101-vla1-2901&suggest_reqid=924127224156500564272929503901074&text=местоимения+в+русском+языке | |
24 | 09.03 | | Тройное доказательство родства. | 1 | ZOOM | |
25 | 16.03 | | Соединю родных и разделю. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=10395045645266409986&reqid=1599997223831181-1377969480717531001700140-man2-5615&suggest_reqid=924127224156500564272633797866996&text=сочинительные+союзы | |
26 | 23.03 | | Обратись ко мне красиво! | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=17321541822677992103&reqid=1599996979966113-71156825612858758000141-man2-6070&suggest_reqid=924127224156500564270259114671551&text=обращение+урок | |
27 | 30.03 | | Водные или вводные. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=5925718940726411266&reqid=1599997024185197-786348354365166654300101-vla1-2392&suggest_reqid=924127224156500564270594493032686&text=вводные+слова+урок | |
28 | 06.04 | | Сочетай, конструируй и вставляй. | 1 | ZOOM | |
29 | 20.04 | | Обособим мы тебя. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=11388401595009191755&reqid=1599997057701103-1316236276863514714600101-vla1-1571&suggest_reqid=924127224156500564270950994526608&text=обособленные+члены+предложения+урок | |
30 31 | 27.04 04.05 | | Квадратное обособление. | 2 | ZOOM | |
32 | 11.05 | | Распространённые одиночки. | 1 | ZOOM | |
33 | 18.05 | | Скажи прямо, не молчи… | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=17376166381520305171&reqid=1599997121153599-909591050278972581600102-sas1-7534&suggest_reqid=924127224156500564271577837755936&text=прямая+речь+в+русском+языке | |
34 | 25.05 | | Косвенно чужая речь. | 1 | ZOOM https://yandex.ru/video/preview?filmId=13462478223463517596&reqid=1599997093406332-1690492482081680395200102-sas1-6851&suggest_reqid=924127224156500564271229038965042&text=косвенная+речь+в+русском+языке | |
Лист коррекции
Приложение 1.
Диагностика сформированности универсальных учебных действий по курсу.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Целеполагание
Показатели:
Уровни сформированности:
низкий - учащийся определяет цель учебной деятельности с помощью учителя, при этом, включаясь в работу, быстро отвлекается; не мотивирует необходимость построить и реализовать свои маршрут решения предметной (познавательной) задачи;
средний - осознает свою роль в постановке цели урока и решении его задач; четко выполняет требования коллективного решения познавательной задачи.при этом мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной) задачи, но осуществляет решение познавательной задачи при консультативной помощи учителя, не изменяя ее и не выходя за рамки ее требования;
высокий - осознает свою роль в постановке цели урока и решении его задач; четко выполняет требования коллективного решения познавательной задачи.при этом мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной) задачи, выдвигает содержательные гипотезы решения познавательной задачи, его учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов дсйствий.
Соотнесенность выполненного задания с образцом (эталоном)
Показатели:
соотносить выполненное задание с образном, предложенным учителем;
построить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач).
Уровни сформированности:
низкий - без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям, при этом учащийся осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их и как следствие затрудняется в построении индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач):
средний - самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и условий задачи, и вносит коррективы в индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач), при этом задачи, соответствующие усвоенному способу
действий, решаются безошибочно;
высокий - ошибки исправляет самостоятельно, отслеживает процесс решения задачи другими учениками, при этом контролирует соответствие выполняемых действий и при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения, т. е. самостоятельно проектирует и реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной, познавательной задач).
Оценка решения своей задачи
Показателя:
оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;
степень развития произвольною внимания.
Уровни сформированности:
низкий — приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности дли ее решения и частично реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон н изученной теме (решении предметной, познавательной задач);
средний - приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности в построении и реализации индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученном материале (решении предметной, познавательной задач), при этом свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи;
высокий - умеет самостоятельно оценить свои действия и обосновать правильность или ошибочность выбранного маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах (решении предметной, познавательной задач), при этом может оценить действия других учеников.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Коммуникация как кооперация
Показатели:
договариваться, находить общее решение;
аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Уровни сформированности:
низкий - не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен, не предоставляет помощь;
средний - не всегда может договориться, не всегда может сохранить доброжелательность; предоставляетпомощь только тем, с кем контактирует во взаимодействии;
высокий - умеет договариваться, находить общее решение: умеет аргументировать свое предположение, убеждать ипринимать чужую точку зрения без агрессии; владеет адекватными методами вы хода из конспекта.всегда готов предоставить помощь тем. с кем контактирует во взаимодействии.
2. Коммуникация как интериоризация
Показатели:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций:
читать вслух и про себя тексты учебников, других источников, понимать прочитанное.
Уровни сформированности
низкий - молчит, может оформить свои мысли, читает, но не понимает прочитанного:
средний - читает и понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов: высказывает свое суждение по алгоритму выполнения задания при активной помощи учителя (консультанта, тьютора, эксперта);
высокий - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает, при этом усваивает материал; демонстрирует обратную связь (пересказ, рассказ, устное монологическое или письменное высказывание).
3. Коммуникация как интеракция
Показатели:
понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
уважать позиции других людей, отличные от собственной:
учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное.
Уровни сформированности:
низкий - редко понимает и принимает позицию других, считает свое мнение единственно верным;
средний - понимает различные позиции других, проявляет доброжелательность частично, обратную связь демонстрирует несистемно;
высокий - различает и понимает позиции тех, с кем контактирует во взаимодействии, системно демонстрирует обратную связь и доброжелательность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Общеучебные универсальные действия
Показатели:
самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирает необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
составляет сложный план текста;
сопоставляет и отбирает информацию, полученную из рахтичных источников.
Уровни сформированности:
низкий - самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с ним;
средний - выполняет задания самостоятельно, но допускает ошибки: выполняет задания репродуктивного характера:
высокий - выполняет задания самостоятельно
2. Логические учебные действия
Показатели:
анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты;
ориентируя в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
низкий - логические связи устанавливать не может: недостаточно развита аналитико-синтетическая деятельность; самостоятельно не может риентироваться в учебнике: определять умения, которые в перспективе будут сформированы на основе изучения данного раздела;
средний - логические связи устанавливает с трудом: допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе;
высокий - самостоятельно устанавливает логические связи, при этом сравнивает и группирует компоненты анализа и синтеза: самостоятельно мыслит и ориентируется в учебнике.
3. Постановка и решение проблем
Показатели:
самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее.представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений;
умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
планирует свою работу по изучению незнакомого материала.
Уровни сформированности:
низкий - не может самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее.представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
средний - делает выводы частично (фрагментарная самостоятельность), прибегает к консультативной помощи учителя, ученика-эксперта;
высокий - делает выводы самостоятельно.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
1. Самопознание н самоопределение
Показатель:
Уровни сформированности:
низкий - не умеет адекватно оценивать свои способности; самооценка ситуативна и зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением;
средний - выполняет нормы школьной жизни, положительно относится с одноклассниками и учителям, интересуется процессом учения;
высокий – адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознает способы поддержания своей самооценки.
2. Смыслообразование
Показатель:
Уровни сформированности:
низкий - частичная сформированность познавательных мотивов и интересов; сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность); склонность выполнять облегченные задания; ориентирование на внеурочную деятельность: слабое ориентирование на процесс обучения;
средний - частичное установление святи между учением и будущей профессиональной деятельностью, стремление к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые входят в крут любимых;
высокий - установление святи между учением и будущей профессиональной деятельностью, стремление к самоизменению: приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений.
3. Нравственно- этическая ориентация
Показатели:
представление о моральных нормах;
позитивный опыт осуществление личностного морального выбора;
умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.
Уровни сформированности:
низкий– знает суть нравственных норм; не соотносит знание нравственных норм с мотивами поведения, относится к нравственным нормам неопределенно;
средний - выражает активное положительное отношение к нравственным нормам, но проявляетвповедении недостаточно устойчиво: частичнаясформированностьуровня развития моральных суждений, разовый опыт осуществления личностного морального выбора, принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;
высокимй- имеет устойчивое представление о моральных нормах, позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, принимает решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.
33