Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
методическим объединением Заместитель директора Директор школы
учителей технологии ______Габт Л.Ю. ________А.И. Петренко Протокол №______________ «____»_________2019г. Приказ № ____________
от «____»____________2019г. от «___» __________2019г
председатель МО технологии
___________Анисимова Л.В.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Объединения «Юный художник»
Уровень основного общего образования
Направление: общекультурное
Срок реализации 2019-2020 учебный год
Составитель Морозова Юлия Сергеевна, учитель искусства
Благовещенка
2019
Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности обучающихся “Юный художник” разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
Основной целью является создание условий учащимся для формирования навыков живописной техники.
Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками изобразительного искусства и опираются на знания, получаемые на этих уроках. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Красота - это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. А добро тем более всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как встреча с красотой, оборачивается огромной радостью для ребёнка. Детская радость – это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности. Вот почему введение ребёнка в мир искусства и в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты.
Программа построена таким образом, чтобы закрепить и расширить знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства. А также познакомиться с многообразием материалов и техник изобразительного искусства.
Программа объединения рассчитана на учащихся 5-8 классов общим объёмом 35 часа, по 1 часу в неделю.
При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся благодаря традиционным способам и средствам, чтобы выразить свои фантазии. Поэтому нетрадиционные техники очень привлекательны, так как открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению.
Во время занятий учащиеся выступают и как «художники» (авторы своих рисунков), и как «зрители» (воспринимающие произведения мастеров искусства), что наиболее плодотворно способствует развитию творческой личности.
В рамках кружковых занятий учащиеся неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех учащихся, поэтому на занятиях есть возможность у каждого учащегося активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. В процессе выполнения работ у учащегося совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Формы занятий индивидуальные и групповые.
Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к эстетическому, творческому, рациональному использованию существующих и новых технологий в интересах развития человека, общества и сохранения природной среды.
В занятиях изобразительным искусством заложены большие воспитательные возможности. Развивая у учащихся эстетическое отношение к предметному, зрительному воспринимаемому миру, открывая для них в природе и окружающей общественной жизни неисчерпаемый источник красоты, создавая бодрое, жизнерадостное мироощущение, эти занятия содействуют как эстетическому, так и идейному, нравственному воспитанию.
Цели:
Развитие личностного творческого потенциала учащихся.
Формирование художественного мышления и нравственных черт личности через различные способы рисования.
Способствование развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном, декоративном и художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Задачи:
- развитие у учащихся эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности и творческого отношения к выполняемым ими работам.
- углубление понимания учащимися основ грамотного реалистического рисунка, выработка у них соответствующих умений и навыков.
- воспитание на основе художественно-образного мышления способности учащихся к творческой работе над композицией (сюжетной или декоративной).
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:
1. Индивидуальные
2. Групповые
Методы обучения
- Лекции
- Беседы
- Практические занятия
- Демонстрация образцов и изделий.
Основные методы проведения занятий :
1. Словесные:
устное изложение, беседы, лекции;
2.Наглядные:
Демонстрация техники выполнения, показ иллюстраций, картин, схем, табличек;
3.Практические:
Практическая работа, выставки, демонстрация готовых изделий, участие в творческих конкурсах
Прогнозируемые результаты:
К концу учебного года учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- пользоваться красками (гуашью и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь и др.), уметь использовать коллажные техники;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования нетрадиционных техник и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомой технике;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- выполнять нетипичные задания самостоятельно.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет (в домашних условиях);
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет (в домашних условиях);
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, пространственное мышление, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и нетрадиционных материалах для живописи и прикладного творчества;
- Познакомиться с историей живописи, с его современными живописными техниками;
- Познакомиться с оборудование и материалами;
- Использовать ранее изученные сведения в своей работе;
- Совершенствовать навыки коммуникации в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Время занятий: среда – 16.00
Тематический план |
№ | Наименование темы | Кол-во Часов, теория/ практика | Тип занятия | Форма организации | Элементы содержания | Требования к уровню обучающихся | дата |
1 | Вводное занятие. Чем и как работает художник. | 1 | Беседа | Коллективно | Краткое содержание курса. Основы композиции | Иметь понятие о материалах и приспособлениях | |
2 | Освобождение руки в живописи. | 1 | Практикум | Индивидуальная | Виды мазков. Освобождение руки | применение мазков | |
3 | Свобода в живописи. | 1 | Практикум | Индивидуальная | Абстракция | Построение абстракции , использование пятен | |
4 | Чувствовать материал в живописи | 1 | Практикум | Индивидуальная | Абстракция | Знать , как использовать пятна законченной формы | |
5 | Летний пейзаж гуашью | 1 | Практикум | Индивидуальная | Абстрактный пейзаж | Знать , как использовать пятна законченной формы | |
6-7 | Цветы в урало-сибирской технике росписи. Элементы | 2 | Лекция - Практикум | Индивидуально-групповая | Выполнение элементов урало-сибирской технике росписи | Научиться выполнять элементы техники | |
8- 9 | Цветы в урало-сибирской технике росписи | 2 | Практикум | Индивидуальная | Выполнение росписи в урало-сибирской технике | Использовать элементы техники для выполнения росписи | |
10-12 | Роспись одним мазком. Элементы | 3 | Лекция - Практикум | Индивидуаль но-групповая | Выполнение элементов в технике росписи одним мазком | Научиться выполнять элементы техники | |
13 | Букет. Роспись одним мазком. | 1 | Практикум | Индивидуальная | Выполнение росписи в технике одним мазком | Использовать элементы техники для выполнения росписи | |
14 | Научиться рисовать цветы (ромашки, гуашь) | 1 | Лекция - Практикум | Индивидуаль но-групповая | Живописная техника свободного письма | Научиться выполнять изображение в технике свободного письма | |
15-16 | Осенний этюд | 1 | Практикум | Индивидуаль но-групповая | Живописная техника свободного письма | Научиться выполнять изображение в технике свободного письма | |
17 | Живопись акварелью. Акварель плюс контур. | 1 | Лекция - Практикум | Индивидуаль но-групповая | Техника работы с акварелью с использованием контура | Научиться выполнять изображение в технике работы с акварелью с использованием контура | |
18 | Как выполнить паспарту | 1 | Лекция - Практикум | Коллективно | Выполнение паспарту | Научиться выполнять паспарту | |
19-20 | Зимний вечер | 2 | Практикум. | Индивидуаль но-групповая | Использование цвета | Научиться передавать оттенки белого с помощью свето-тени | |
21 | Понятие контраста | 1 | Лекция | Коллективно | Виды контраста | Знать виды контраста | |
22-23 | Как писать стакан с водой. Акварель | 2 | Практикум. | Индивидуаль но-групповая | Техника письма | Научиться выполнять данную технику | |
24 | Зимние узоры | 1 | Практикум. | Индивидуаль но-групповая | Выполнить зимние узоры | Научиться выполнять данную технику | |
25 | Нетрадиционные техники: кляксография, каракули, граттаж | 1 | Лекция | Коллективно | Знакомство с нетрадиционными техниками живописи | Знать нетрадиционными техниками живописи | |
26-28 | Нетрадиционные техники: кляксография, каракули, граттаж | 3 | Практикум. | Индивидуаль но-групповая | Выполнение работ в нетрадиционных техниках живописи | Научиться выполнять данные техники | |
29-30 | Набрызг, печать трафаретом | 2 | Лекция - Практикум | Индивидуаль но-групповая | Выполнение работ в технике набрызг и трафарет | Научиться выполнять данные техники | |
31-32 | Море. | 2 | Практикум. | Индивидуальная | Выполнение работ в любой технике | Выполнение работ в любой технике | |
33- 34 | Натюрморт | 2 | Практикум. | Индивидуальная | Выполнение работ в любой технике | Выполнение работ в любой технике | |
35 | Подведение итогов. Выставка | 1 | Беседа | Коллективно | Подведение итогов | | |
Список учащихся
Аммас Екатерина 6б
Драчкова Юлия 6б
Ломтева Алина 6б
Кремзук Ксения 6б
Захарова Анжелика 7б
Климовская Валерия 8а
Классен Никита 8а
Плыгун альбина 8а
Пашков Дмитрий 8б