СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-8 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-8 классов  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской  программы  «Финансовая грамотность» И.Липсиц, Е.Вигдорчик и др, Москва ВИКО 2018г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-8 классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА

(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «___» августа 2020 года протокол № __

Председатель __________ Лысенко Г.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по реализации ФГОС по курсу внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»



уровень образования (класс) 5-8 классы

количество часов 140 часов ( 5-35ч, 6-35ч, 7-35ч, 8класс-35ч)

Педагог Чалабян Татьяна Владимировна.



Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по «Основам финансовой грамотности» для учащихся 5-9, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» И.Липсиц и Е.Вигдорчик, Москва ВАКО 2018г.,









2020-2021

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» И.Липсиц, Е.Вигдорчик и др, Москва ВИКО 2018г.

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – естественнонаучное «Основы финансовой грамотности». Согласно учебному плану на 2020-2021 год, на изучение предмета внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 5-8 классе отводится по 1 часу. Согласно календарному графику и расписанию школы – в 5классе -35 часов, в 6классе -35 часов, в 7классе-35ч, в 8классе -35ч.


I. Планируемые результаты освоения обучающимися курса

внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности »

в 5-8 классах.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Ученик получит возможность для формирования: - понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области; - положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

- ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; - готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные:

Ученик научится: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов; - производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач; - владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера; - оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Ученик получит возможность научиться: представлять финансовую информацию с помощью ИКТ; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: Ученик научится: определять личные цели развития финансовой грамотности; - ставить финансовые цели; составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; - проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; - осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата; - оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач; - корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок; - использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи; - корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей. Ученик получит возможность научиться: преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

- устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; Коммуникативные: Ученик научится: осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

- слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого; - излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре; - осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Ученик получит возможность научиться: учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений; - формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

- умению поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; - владению умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; - вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; - анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» : Ученик научится: правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; - объяснять причины и приводить примеры обмена товарами; - объяснять проблемы, возникающие при обмене; - приводить примеры товарных денег; - объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо; - понимать, что деньги зарабатываются трудом; - описывать виды и функции денег; - объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; - производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала; - называть основные источники доходов; - приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи; - называть основные направления расходов семьи; - приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; - различать планируемые и непредвиденные расходы; - считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах; - объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи; - объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты; - называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий; - объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют. Ученик получит возможность научиться: описывать свойства товарных денег - сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; - понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если… то…», «верно / неверно); - понимать особенности выполнения учебных проектов и мини - исследований в области финансов; - осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план); - распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма); - планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; - объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы, знать способов уплаты налогов.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы финансовой грамотности»5-8 КЛАССАХ

5класс -35ч

Введение курса «Финансовая грамотность» (4ч.)

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки— осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;

осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; ̧выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

̧находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;

обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; ̧приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; ̧актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧

объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; ̧

понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;

обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;

описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;

• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;

• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;

• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;

• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.

Темы занятий

1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

2. От чего зависит благосостояние семьи.

3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.

4. Учимся оценивать своё финансовое поведение.


Модуль 1. Доходы и расходы семьи (31 ч.)

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки— понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ̧

называть основные источники доходов семьи; ̧составлять задачи, требующие денежных расчётов; ̧считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; ̧описывать свойства предмета, играющего роль денег; ̧объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;

̧называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; ̧называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; ̧объяснять, как формируется семейный бюджет; ̧

подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);

̧подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; ̧объяснять, из чего могут складываться планируемые и не-предвиденные расходы семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;

• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Темы занятий.

1.Деньги: что это такое.

2. Учебные мини-проекты «Деньги».

3. Из чего складываются доходы семьи.

4. Учимся считать семейные доходы.

5. Исследуем доходы семьи.

6. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

7. Как появляются расходы семьи.

8. Учимся считать семейные расходы.

9. Исследуем расходы семьи.

10. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

11. Как сформировать семейный бюджет.

12. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

13. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

14. Обобщение результатов изучения модуля 1.

15. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»


Название раздела

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Введение в курс «Основы финансовой грамотности» - 4ч

1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявлять самостоятельность и личную ответственность за своё финансовое поведение; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях; участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

2

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

3

От чего зависит благосостояние семьи.

4

Учимся оценивать финансовое поведение людей.


Модуль 1. Доходы и расходы семьи. - 31

5


Деньги: что это такое.

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

• анализировать достигнутые и планированные результаты по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельно планировать действия по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

• осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономикисемьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

•формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• владеть базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использовать приёмы в работе с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

6

Деньги: что это такое.

7

Учебные мини-проекты «Деньги».

8

Учебные мини-проекты «Деньги».

9

Из чего складываются доходы семьи.

10

Из чего складываются доходы семьи.

11

Учимся считать семейные доходы.

12

Учимся считать семейные доходы.

13

Исследуем доходы семьи.

14

Исследуем доходы семьи.

15

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

16

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

17

Как появляются расходы семьи.

18

Как появляются расходы семьи.

19

Учимся считать семейные расходы.

20

Учимся считать семейные расходы.

21

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

22

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

23

Как сформировать семейный бюджет.

24

Как сформировать семейный бюджет.

25

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

26

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

27

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» -2ч

28

Обобщение результатов изучения модуля 1.-2ч























































29

Итоговый урок. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».-3ч

Уметь применять на практике знания полученные  на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.



6класс -35 ч.

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки:

• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;

̧соотносить вид страхования и его цель;

рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;

̧находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ̧

описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;

̧объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;

̧объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;

описывать виды страхования;

приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;

высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;

• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.

Темы занятий

1. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

2. Что такое страхование и для чего оно необходимо.

3. Ролевая игра «Страхование»

4.Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит

5.Как определить надёжность страховых компаний

6.Как работает страховая компания

7.Учебные мини-проекты «Страхование»

8.Обобщение результатов изучения модуля 2

9.Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

10.Практическая работа

11.Осуществление проектной работы

12.Повторение модуля 1. Доходы и расходы семьи

13.Повторения модуля 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

14.Практическая работа

15.Подготовка контрольной работы

16.Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»


Название раздела

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься - 35


1. Доходы и расходы семьи (9 часов)

1

Введение

Читать, осмысливать и пересказывать текст учебника, подтверждать примерами о роли денег в современном обществе, устанавливать межпредметные связи с историей, извлекать необходимую информацию из различных видов наглядности, анализировать различные источники

Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

2

Деньги

3-4

Доходы семьи

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

5-6

Расходы семьи



Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

7-8

Семейный бюджет

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги

9

Доходы и расходы семьи


2.Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 6 ч.

10-11


Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

12-13

Страхование

• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

14-15

«Семейный бюджет»

• Объяснять, что такое и почему происходит инфляция

Работать с источниками, таблицами


Семья и государство: как они взаимодействуют - 6 ч.

16-17

Налоги

Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан. • Приводить примеры выплаты налогов в семье.

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. Находить информацию о социальных выплатах

18-19

Социальные пособия

20-21

Государство - это мы


4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье -14 ч.

22-23

Как спасти деньги от инфляции

Готовить презентации

Работать с разными видами источников


24-25

Банковские услуги

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса..УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

26-27

Собственный бизнес

28-29

Валюта в современном мире

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

• Объяснять, как и почему частные организации занимаются благотворительностью.

• Объяснять, что такое благотворительность

• Приводить примеры благотворительности из Интернета и СМИ.

Анализировать примеры, делать выводы

30-31

Благотворительность

32-33

Личный финансовый план

Осуществлять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

34-35

Содержание финансовой грамотности.



7класс -35ч.

Модуль 3. Человек и государство.- 15ч. Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): • различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах; в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): • объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; • называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); • приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей и указывать их примерную величину; • перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской федерации; • называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; • приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; • высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; • рассчитывать величину подоходного налога и НДС; • оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определенных жизненных ситуациях;

Темы занятий 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 2.Что такое налоги и почему их надо платить. 3.Какие бывают налоги. 4.Учимся считать налоги. 5.Ролевая игра «Считаем налоги семьи». 6.Сравниваем налоги граждан разных стран. 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства 8.Как работает налоговая служба. 9.Учебные мини-проекты «Налоги». 10.Что такое социальные пособия и какие они бывают. 11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ 12.Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13.Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 14.Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15.Обобщение результатов изучения модуля 16.Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. -20ч. Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, кредит, залог, бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных • жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Базовый уровень Обучающийся научится: в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): •отличать инвестирование от сбережения и кредитования; •знать свои основные права и обязанности как потребителя; •находить актуальную информацию об услугах банков; •пользоваться пластиковой картой в банкомате; •считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; •планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; • сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса находить и анализировать информацию о курсе валют; • проводить простые расчёты с использованием валютного курса. в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): • перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); •объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; • объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; •называть необходимые условия для открытия своей фирмы; •объяснять причины существования различных валют; •называть основные мировые валюты и страны их использования; •объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; сравнивать различные финансовые предложения; • оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения или сохранения семейных доходов; • брать на себя ответственность; • оценивать возможности и финансовые преимущества создания или ведения семейного бизнеса; • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения или сохранения семейных доходов. Темы занятий . 17.Для чего нужны банки. 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 19. Какие бывают вклады. 20. Что такое кредиты и надо ли их брать. 21.Изучаем сайт Центрального банка РФ. 22.Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 23.Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 24. Как работает банк. 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». 26. Что мы знаем о бизнесе. 27. Как открыть фирму. 28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму». 30. Что такое валюта и для чего она нужна. 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. 32.Обобщение результатов изучения модуля 4. 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и и собственный бизнес». 34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. Формы занятий.

п/п

Раздел, тема

Виды деятельности



Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют -15ч.



1


Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

Находить информацию

Сравнивать возможности




























2

Что такое налоги и почему их надо платить.

Учебные практикумы: учатся различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога, высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете, перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации

проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;

находить нужную информацию на социальных порталах;

объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить

3

Какие бывают налоги.

4

Учимся считать налоги.


5

Ролевая игра "Считаем налоги семьи"

6

Сравниваем налоги граждан разных стран.

7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

8

Как работает налоговая служба.

9

Учебные мини-проекты "Налоги".

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

Определяют виды социальных пособий и их примерную величину на занятиях в игровой форме. Мини-исследование, учебная экскурсия, (встреча с работниками налоговой службы), защита проектов. Сравнивать возможности. Находить информацию

11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

12

Ролевая игра "Оформляем социальное пособие".

работа над проектом приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;

высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

14

Учебные мини-проекты "Социальные пособия".

15

Обобщение результатов изучения модуля 3

МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес 20ч

16

Презентация портфолио "Человек и государство: как они взаимодействуют".

Занятия-практикумы: Учатся перечислять основные банковские услуги бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);



17

Для чего нужны банки.

давать определения, объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена. Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; сравнивать различные финансовые предложения; оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов. Мини-исследования, защита проектов, занятия - игра

18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

19

Какие бывают вклады.

20

Что такое кредиты и надо ли их брать.

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.



24

Как работает банк.



25

Учебные мини-проекты "Банковские услуги для семьи".

отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков;

пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;

сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;

находить и анализировать информацию о курсе валют;

проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

перечислять основные банковские услуги (сбережения,вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковски-

ми услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы;

объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования .




26

Что мы знаем о бизнесе.



27

Как открыть фирму



28

Для чего нужны бизнес инкубаторы.



29

Ролевая игра "Открываем фирму".



30

Что такое валюта и для чего она нужна.



31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.



32

Обобщение результатов изучения модуля 4



33-34

Презентация портфолио "Услуги финансовых организаций и собственный бизнес".



35

Обобщение результатов изучения курса "Финансовая грамотность".




8 класс -35ч.

Раздел 1. Доходы и расходы семьи -10ч.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься -6ч.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют -5ч.

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье -13ч.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность -1ч.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


Название раздела

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1

Доходы и расходы семьи -10ч


Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции.

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься -6ч

Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы.

3

Семья и государство: как они взаимодействуют -5ч


Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье -13ч


Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству. Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

5

Что такое финансовая грамотность -1ч


Уметь применять на практике знания полученные  на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.



Формы организации учебных занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая ,парная.













III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности» в 5-8 КЛАССАХ

5класс-35ч

Название раздела, темы

Кол-во часов

дата проведения

план

факт

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

4


1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1


01.09


2

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

08.09


3

От чего зависит благосостояние семьи.

1

15.09


4

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

22.09


Модуль 1. Доходы и расходы семьи.

31



5

Деньги: что это такое.

1

29.09


6

Деньги: что это такое.

1

06.10


7

Учебные мини-проекты «Деньги».

1

13.10


8

Учебные мини-проекты «Деньги».

1

20.10


9

Из чего складываются доходы семьи.

1

27.10


10

Из чего складываются доходы семьи.

1

10.11


11

Учимся считать семейные доходы.

1

17.11


12

Учимся считать семейные доходы.

1

24.11


13

Исследуем доходы семьи.

1

01.12


14

Исследуем доходы семьи.

1

08.12


15

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

1

15.12


16

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

1

22.12


17

Как появляются расходы семьи.

1

29.12


18

Как появляются расходы семьи.

1

12.01


19-20

Учимся считать семейные расходы.

2


19.01

26.01


21

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

02.02


22

Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

1

09.02


23

Как сформировать семейный бюджет.

1

16.02


24

Как сформировать семейный бюджет.

1

02.03


25

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

1

09.03


26-27

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

2

16.03

30.03


28-30

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

3

06.04

13.04

20.04


31-32

Обобщение результатов изучения модуля 1.


2

27.04

04.05


33-35

Итоговый урок. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

3

11.05

18.05

25.05


6класс-35ч


Раздел, тема

Кол-во часов

дата проведения

план

факт

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

1. Доходы и расходы семьи

9



1

Введение

1

03.09


2

Деньги

1

10.09


3-4

Доходы семьи

2

17.09

24.09


5-6

Расходы семьи

2

01.10

08.10


7-8

Семейный бюджет

2

15.10

22.10


9

Доходы и расходы семьи

1

29.10



2.Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6



10-11

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

2

12.11

19.11


12-13

Страхование

2

26.11

03.12


14-15

«Семейный бюджет»

2

10.12

17.12



3. Семья и государство: как они взаимодействуют

6



16-17

Налоги

2

24.12

14.01


18-19

Социальные пособия

2

21.01

28.01


20-21

Государство - это мы

2

04.02

11.02



4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

14



22-23

Как спасти деньги от инфляции

2

18.02

25.02


24-25

Банковские услуги

2

04.03

11.03


26-27

Собственный бизнес

2

18.03

01.04


28-29

Валюта в современном мире

2

08.04

15.04


30-31

Благотворительность

2

22.04

29.04


32-33

Личный финансовый план

2

06.05

13.05


34-35

Содержание финансовой грамотности.

2

20.05

27.05



7класс -35ч.


п/п

Раздел, тема

Кол-во час

Дата проведения

План

Факт

Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют

15



1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

03.09


2

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

10.09


3

Какие бывают налоги.

1

17.09


4

Учимся считать налоги.

1

24.09


5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

1

01.10


6

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

08.10


7

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1

15.10


8

Как работает налоговая служба.

1

22.10


9

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

29.10


10

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

12.11


11

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

1

19.11


12

Ролевая игра "Оформляем социальное пособие".

1

26.11


13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

03.12


14

Учебные мини-проекты "Социальные пособия".

1

10.12


15

Обобщение результатов изучения модуля 3

1

17.12


МОДУЛЬ 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес

20



16

Презентация портфолио "Человек и государство: как они взаимодействуют".

1

24.12


17

Для чего нужны банки.

1

14.01


18

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

21.01


19

Какие бывают вклады.

1

28.01


20

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

04.02


21

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

11.02


22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

18.02


23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

25.02


24

Как работает банк.

1

04.03


25

Учебные мини-проекты "Банковские услуги для семьи".

1

11.03


26

Что мы знаем о бизнесе.

1

18.03


27

Как открыть фирму

1

01.04


28

Для чего нужны бизнес инкубаторы.

1

08.04


29

Ролевая игра "Открываем фирму".

1

15.04


30

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

22.04


31

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

1

29.04


32

Обобщение результатов изучения модуля 4

1

06.05


33-34

Презентация портфолио "Услуги финансовых организаций и собственный бизнес".

2

13.05

20.05


35

Обобщение результатов изучения курса "Финансовая грамотность".

1

27.05






8класс -35ч


Название раздела, темы


Кол-во часов

дата проведения

план

факт


Доходы и расходы семьи

10



1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1

03.09


2.

Мастер-класс на тему «Деньги».

1

10.09


3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1

17.09


4.

Творческое задание «Доходы семьи».

1

24.09


5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1

01.10


6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

1

08.10


7.

Викторина «Товары длительного пользования».

1

15.10


8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1

22.10


9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1

29.10


10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1

12.11




Риски потери денег и имущества и как

человек может от того защититься

6



11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1

19.11


12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1

26.11


13.

Решение логических задач «Страхование».

1

03.12


14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1

10.12


15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1

17.12


16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1

24.12




Семья и государство: как они

взаимодействуют

5




17.

Мини-исследование «Налоги».

1

14.01


18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

1

21.01


19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1

28.01


20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1

04.02


21.

Проект «Государство – это мы».

1

11.02




Финансовый бизнес: чем он может помочь

семье

13




22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

1

18.02


23.

Творческое задание «Банковские услуги».

1

25.02


24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1

04.03


25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

1

11.03


26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1

18.03


27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1

01.04


28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1

08.04


29.

Разработка бизнес-плана.

1

15.04


30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1

22.04


31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1

29.04


32.

Мини-проект «Благотворительность».

1

06.05


33-34

Проект «Личный финансовый план».

2

13.05

20.05




Что такое финансовая грамотность

1



35

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1

27.05



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

УМК: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, О.Рязанова – М., ВИТА-ПРЕСС, 2017;

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Липсиц И.,О.Рязанова., Е.Лавренова. Финансовая грамотность. 8-9 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

Липсиц И.,О.Рязанова., Е.Лавренова. Финансовая грамотность. 8-9 классы: методические рекомендации для учителя - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-
rabota-i-zarplata;

Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2016 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585



СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _________ Ширина Т.Н. от ___________ 2020г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!