СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы 3D моделирования" на базе центра цифрового и гуманитарного профилей

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности технической направленности «Основы 3D моделирования» составлена для обучающихся основной и средней школы и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В программе решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью программного обеспечения КОМПАС 3D. КОМПАС 3D – это система трехмерного моделирования для домашнего использования и учебных целей, позволяет создавать трехмерные модели деталей и чертежи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы 3D моделирования" на базе центра цифрового и гуманитарного профилей»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Званновская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Центр цифрового и гуманитарного профилей

«Точка роста»



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Основы 3D моделирования»

Направление: техническая

Возраст обучающихся: 9-11 классы







Составитель:

Жильцова Ольга Александровна,

учитель информатики






с.Званное 2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности технической направленности «Основы 3D моделирования» составлена для обучающихся основной и средней школы и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В программе решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью программного обеспечения КОМПАС 3D. КОМПАС 3D – это система трехмерного моделирования для домашнего использования и учебных целей, позволяет создавать трехмерные модели деталей и чертежи.

Направленность программы «Основы 3D моделирования» техническая. Занятия по программе позволят обучающимся приобрести основы владения инструментом для создания интерьеров, технических объектов в редакторе трёхмерной графики, способствуют профориентации детей в области современных компьютерных технологий. Освоение данной программы позволяет решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации.

Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.

Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Базовой основой для проектирования региональной стратегии развития научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности обучающихся и молодежи являются нормативные и правовые акты:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
    12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
    01.07.2020).

  • Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета
    при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
    24.12.2018 № 16).

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
    (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021)
    «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
    (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении
    Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. 21.12.2020).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (ред.11.12.2020).

  • Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия. (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. № Р-23).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию целостной картины мира у школьников в подростковом возрасте, позволяет им определить свое место в мире для его деятельностного изменения. Решающее значение имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования в основной и средней школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.

Данная программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу «Основы 3D моделирования». Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала курса, готовят учеников к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и изобразительного искусства.

Курс с одной стороны призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения в образовательном учреждении общего среднего образования, а с другой – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

принцип деятельности (обучающийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения).

принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения);

принцип целостности (формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе);

принцип психологической комфортности (создание на занятиях доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения);

принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой
деятельности).

Практическая значимость программы заключается в приобщении обучающихся к
самым разнообразным формам проявления технической мысли и на этой основе –
формирование у учащихся творческих способностей и интересов. В соответствие с
программой, учащиеся изучают:

– Примеры инженерных объектов.

– Правила создания чертежей и чтения чертежей деталей и сборочных объектов.

– Правила нанесения размеров и обозначений на чертеже.

– Нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации.

Отличительной особенностью программы от уже существующих является
применение на занятиях информационных технологий и проектной деятельности.

Преемственность программы заключается в том, что Полученные знания учащиеся смогут использовать в школе:

– на уроках информатики и ИКТ в рамках изучения векторной графики и трехмерного моделирования и проектирования;

– на интегрированных уроках геометрии и ИКТ, для развития пространственного мышления;

– при изучении и проектировании объектов материальной культуры, на занятиях по
краеведению и истории;

– на уроках по Технологии и трудовому обучению, при выполнении проектов;

– в курсе «Изобразительное искусство, дизайн»;

– на уроках физики и химии для виртуального моделирования оборудования.


Цель и задачи программы

Цель программы:

  • Показать возможности современных программных средств для обработки трёхмерных изображений и познакомить обучающихся с принципами и инструментарием работы в трехмерных графических редакторах, с возможностями 3D печати.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Задачи:

  • Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.

  • Формирование интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.

  • Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.

  • Формирование навыков моделирования через создание виртуальных объектов в предложенной среде конструирования.

  • Углубление и практическое применение знаний по математике (геометрии).

  • Расширение области знаний о профессиях.

  • Участие в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической направленности с индивидуальными и групповыми проектами.


Общая характеристика

Основным содержанием данного курса является формирование умений по созданию и редактированию трехмерных моделей, изучение особенностей и приемов манипулирования виртуальными объектами в программной среде КОМПАС 3D. Итоги курса подводятся по результатам разработки обучающимися творческих мини-проектов 3D моделей с последующим обсуждением и защитой этих проектов.


Место в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год, с проведением занятий 2 раз в неделю. Продолжительность занятия 2,5 часа с перерывом в 15 минут.

Форма занятий - групповая. В группе может находиться до 10 человек.

Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение ставить учебные цели;

  • умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

  • умение сличать результат действий с эталоном (целью);

  • умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

  • умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.

Предметные результаты:

  • умение использовать терминологию моделирования;

  • умение работать в среде КОМПАС 3D;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка, чертёж;

  • повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие, уровня
    развития творческих способностей;

  • обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение связи и отношений в геометрических объектах;

  • формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого профиля и
    изучения их свойств;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование
    системы автоматизированного проектирования;

  • моделирование с использованием средств программирования;

  • выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков и эскизов разрабатываемых объектов;

  • грамотное пользование графической документацией и технико-технологической
    информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации
    различных технических объектов;

  • осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
    имеющих инновационные элементы.

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

  • поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;

  • владение устной и письменной речью.

Формы организации учебных занятий:

  • проектная деятельность,

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;

  • знакомство с научно-популярной литературой.

Формы контроля:

  • опрос;

  • практические работы;

  • мини-проекты.

Методы обучения:

  • Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).

  • Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).

  • Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).

  • Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).

  • Групповая работа.

В течение года, для определения результативности проводятся опросы.
В конце обучения обучающиеся разрабатывают итоговый проект по 3D моделированию в
программе «КОМПАС 3D».


Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теории

Практики

1

Введение в 3D моделирование

4

2

2

2

Знакомство с КОМПАС 3D

2

1

1

3

Геометрические «примитивы» КОМПАС 3D

7

2

5

6

Способы нанесения размеров

8

2

6

4

Редактирование детали

7

2

5

5

Конструирование в 2D

7

2

5

7

Выполнение моделей 2D

6

1

5

8

Моделирование в 3D

Создание простейших тел 3D (многогранники)

29

8

21

11

Творческие работы

15

1

14


ИТОГО:

85

21

64

Содержание программы

Введение в 3D моделирование (4 часа)

Инструктаж по технике безопасности. Аддитивные технологии. Экструдер и его устройство. Основные пользовательские характеристики 3D принтеров. Термопластики. Технология 3D печати. Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение.


Знакомство с КОМПАС 3D (2 часа)

Вход и выход программы. Интерфейс программы Компас 3D. Основные типы документов.

Геометрические «примитивы» КОМПАС 3D (7 часов)

Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель. Инструментальная панель. Инструменты: «отрезок», «окружность», «вспомогательная линия», «дуга», «фаска и скругление»

Способы нанесения размеров (8 часов)

Общие сведения о размерах. Глобальные привязки. Локальные привязки. Лекальные кривые. Сопряжение. Изменение параметров размеров.

Редактирование детали (7 часов)

Операции: копирования, сдвиг, удаление, симметрия, масштабирование. Цветовая гамма. Системные линии. Изменение параметров. Выполнение штриховки.

Конструирование в 2D (7 часов)

История орнаментов. Операции копирования по кривой, по окружности. Понятия: мотив, ритм, симметрия. Виды орнамента. Способы построения орнаментов

Выполнение моделей 2D (6 часов)

Построение собственных моделей по эскизам. Применение операций редактирования.

Моделирование в 3D (28 часов)

Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Раскрашивание. Создание эскизов для моделирования 3D. Операция «ребро жесткости». Операция «зеркальный массив». Операция вращения. Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Приёмы работы с ассоциативными видами. Построение простых и сложных разрезов. Местный разрез. Вид с разрывом. Способы построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна. Создание кинематического элемента. Построение пространственных кривых.

Творческие проекты (15 часов)

Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей.


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Основы 3D моделирования»


п/п

Тема занятий

Количество часов

Основные формы организации учебных занятий

Содержание занятий

Дата проведения

план

факт


Введение в 3D моделирование (4 часа)



1

Инструктаж по технике безопасности. Аддитивные технологии

1

беседа

Знакомство с правилами поведения и техники безопасности. ЗD-принтер. Применение 3D-принтеров в различных сферах человеческой
деятельности. Техника безопасности при работе с 3D-принтерами.



2

Экструдер и его устройство. Основные пользовательские характеристики 3D принтеров.

1

комбинированный



3

Термопластики. Технология 3D печати

1

комбинированный



4

Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение.

1

комбинированный




Знакомство с КОМПАС 3D (2 часа)



5

Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D

1

комбинированный

Применение программного обеспечения КОМПАС-3D – для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей Создание и виды Документов, интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись, Геометрические примитивы.



6

Основные типы документов

1

комбинированный




Геометрические «примитивы» КОМПАС 3D (7 часов)



7

Единицы измерения и системы координат

1

комбинированный

Панель свойств и параметры инструментов. Компактная панель инструментов. Редактирование: команды и инструменты.



8

Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств.

1

комбинированный



9

Компактная панель. Инструментальная панель

1

комбинированный



10

Инструменты «отрезок» и «окружность»

1

комбинированный



11

Инструменты «вспомогательная прямая» и «дуга»

1

комбинированный



12

Инструменты «фаска» и «скругление»

1

комбинированный



13

Практическая работа по теме «Геометрические объекты»

1

комбинированный




Способы нанесения размеров (8 часов)



14

Общие сведения о размерах

1

комбинированный

Понятие о габаритных размерах. Правила ГОСТ 2.307-68 для нанесения размеров. Инструментальная панель Размеры: нанесение линейных размеров; диаметральный, радиальный и угловой размеры. Выносной размер. Редактирование размера. Привязки: Глобальные и локальные.



15

Глобальные привязки

1

комбинированный



16

Локальные привязки

1

комбинированный



17

Лекальные кривые

1

комбинированный



18

Сопряжение

1

комбинированный



19

Изменение параметров размеров

1

комбинированный



20-21

Практическая работа по теме «Способы нанесения размеров»

2

Практическая работа




Редактирование детали (7 часов)



22

Редактирование детали

1

комбинированный

Способы редактирования детали: сдвиг, копирование, удаление, симметрия, масштабирование. Цветовая гамма. Выполнение штриховки.




23

Операции «сдвиг» и «копирование»

1

комбинированный



24

Операция «Удаление части объекта»

1

комбинированный



25

Операции «Симметрия» и «Масштабирование»

1

комбинированный



26

Цветовая гамма. Выполнение штриховки.

1

комбинированный



27-28

Практическая работа по теме «Редактирование детали»


2

Практическая работа




Конструирование в 2D (7 часов)



29

История орнаментов.


1

комбинированный

История орнаментов. Операции копирования по кривой, по окружности. Понятия: мотив, ритм, симметрия. Виды орнамента. Способы построения орнаментов




30

Операции копирования по кривой, по окружности.

1

комбинированный



31

Понятия: мотив, ритм, симметрия.

1

Практическая работа



32

Виды орнамента.

1

комбинированный



33

Способы построения орнаментов

1

комбинированный



34-35

Практическая работа по теме «Конструирование в 2D»

2

Практическая работа




Выполнение моделей 2D (6 часов)



36-41

Выполнение мини-проекта

6

Практическая работа

Построение собственных моделей по эскизам. Применение операций редактирования.




Моделирование в 3D (28 часов)



42

Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования

1

комбинированный

Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Раскрашивание. Создание эскизов для моделирования 3D. Операция «ребро жесткости». Операция «зеркальный массив». Операция вращения. Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Приёмы работы с ассоциативными видами. Построение простых и сложных разрезов. Местный разрез. Вид с разрывом. Способы построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна. Создание кинематического элемента. Построение пространственных кривых.




43

Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей.

1

комбинированный



44

Дерево модели. Редактирование в дерево модели

1

комбинированный



45

Панель редактирования детали

1

комбинированный



46

Операция выдавливания

1

комбинированный



47

Операция «вырезать выдавливанием»

1

комбинированный



48

Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование.

1

комбинированный



49

Операция «ребро жесткости»

1

комбинированный



50

Операция «зеркальный массив»

1

комбинированный



51-52

Практическая работа по теме «Редактирование детали»

2

практическая работа



53

Создание тел вращения

1

комбинированный



54-55

Практическая работа «Создание тел вращения»

2

практическая работа



56

Выбор главного вида детали

1

комбинированный



57

Ассоциативные виды

1

комбинированный



58

Приёмы работы с ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов

1

комбинированный



59

Построение простых разрезов

1

комбинированный



60

Построение сложных разрезов

1

комбинированный



61

Местный разрез. Вид с разрывом

1

комбинированный



62

Способы построения группы тел.

1

комбинированный



63

Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна.

1

комбинированный



64-65

Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа»

2

практическая работа



66

Создание кинематического элемента

1

комбинированный



67

Построение пространственных кривых

1

комбинированный



68-70

Практическая работа по теме «Построение элементов по сечениям»

3

практическая работа




Творческие проекты (15 часов)



71-84

Выполнение проектной работы

14

практическая работа

Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей.



85

Защита проектов

1

защита проектов




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы для учащихся:

  1. А.А.Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А.Фарафонов. КОМПАС-3D Практикум для начинающих–М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс Профильное обучение»)

  2. Азбука КОМПАС 3D V15. ЗАО АСКОН. 2014 год. 492 с.

  3. Анатолий Герасимов. Самоучитель. КОМПАС 3D V12. - БХВ-Петербург. 2011 год. 464с.

  4. Потемкин А. Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D. – С-П: БХВ-Петербург 2014г.

Список литературы для учителя:

  1. КОМПАС-3D LT. Трехмерное моделирование. Практическое руководство.

  2. КОМПАС-3D LT: учимся моделировать и проектировать на компьютере. Разработчик А.А.Богуславский, И.Ю. Щеглова, Коломенский государственный педагогический институт.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.kompasvideo.ru/lessons/ - Видео уроки КОМПАС 3D

  2. http://kompas-edu.ru - Методические материалы размещены на сайте «КОМПАС в образовании»

  3. http://www.ascon.ru – сайт фирмы АСКОН.

  4. http://kursak.net/prakticheskie-raboty-v-sapr-kompas-3d/ - Практические работы в САПР «Компас-3D»

Технические средства обучения

  • демонстрационное оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов;

  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • Программное обеспечение: КОМПАС-3D LT




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!