Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Званновская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Центр цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Основы 3D моделирования»
Направление: техническая
Возраст обучающихся: 9-11 классы
Составитель:
Жильцова Ольга Александровна,
учитель информатики
с.Званное 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности технической направленности «Основы 3D моделирования» составлена для обучающихся основной и средней школы и ориентирована на обучающихся, проявляющих интересы и склонности в области информатики, математики, физики, моделирования, компьютерной графики. В программе решаются задачи по созданию и редактированию 3D моделей с помощью программного обеспечения КОМПАС 3D. КОМПАС 3D – это система трехмерного моделирования для домашнего использования и учебных целей, позволяет создавать трехмерные модели деталей и чертежи.
Направленность программы «Основы 3D моделирования» техническая. Занятия по программе позволят обучающимся приобрести основы владения инструментом для создания интерьеров, технических объектов в редакторе трёхмерной графики, способствуют профориентации детей в области современных компьютерных технологий. Освоение данной программы позволяет решить проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации.
Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Базовой основой для проектирования региональной стратегии развития научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности обучающихся и молодежи являются нормативные и правовые акты:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 № 16).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
(утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021)
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (ред. 21.12.2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (ред.11.12.2020).
Методические рекомендации по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия. (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 марта 2019 г. № Р-23).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует формированию целостной картины мира у школьников в подростковом возрасте, позволяет им определить свое место в мире для его деятельностного изменения. Решающее значение имеет способность к пространственному воображению. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому освоение 3D-моделирования в основной и средней школе призвано способствовать приобретению соответствующих навыков.
Данная программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу «Основы 3D моделирования». Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала курса, готовят учеников к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и изобразительного искусства.
Курс с одной стороны призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения в образовательном учреждении общего среднего образования, а с другой – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
– принцип деятельности (обучающийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения).
– принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения);
– принцип целостности (формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе);
– принцип психологической комфортности (создание на занятиях доброжелательной
атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения);
– принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой
деятельности).
Практическая значимость программы заключается в приобщении обучающихся к
самым разнообразным формам проявления технической мысли и на этой основе –
формирование у учащихся творческих способностей и интересов. В соответствие с
программой, учащиеся изучают:
– Примеры инженерных объектов.
– Правила создания чертежей и чтения чертежей деталей и сборочных объектов.
– Правила нанесения размеров и обозначений на чертеже.
– Нормы и требования ГОСТ ЕСКД на оформление конструкторской документации.
Отличительной особенностью программы от уже существующих является
применение на занятиях информационных технологий и проектной деятельности.
Преемственность программы заключается в том, что Полученные знания учащиеся смогут использовать в школе:
– на уроках информатики и ИКТ в рамках изучения векторной графики и трехмерного моделирования и проектирования;
– на интегрированных уроках геометрии и ИКТ, для развития пространственного мышления;
– при изучении и проектировании объектов материальной культуры, на занятиях по
краеведению и истории;
– на уроках по Технологии и трудовому обучению, при выполнении проектов;
– в курсе «Изобразительное искусство, дизайн»;
– на уроках физики и химии для виртуального моделирования оборудования.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Показать возможности современных программных средств для обработки трёхмерных изображений и познакомить обучающихся с принципами и инструментарием работы в трехмерных графических редакторах, с возможностями 3D печати.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Задачи:
Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.
Формирование интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.
Формирование навыков моделирования через создание виртуальных объектов в предложенной среде конструирования.
Углубление и практическое применение знаний по математике (геометрии).
Расширение области знаний о профессиях.
Участие в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической направленности с индивидуальными и групповыми проектами.
Общая характеристика
Основным содержанием данного курса является формирование умений по созданию и редактированию трехмерных моделей, изучение особенностей и приемов манипулирования виртуальными объектами в программной среде КОМПАС 3D. Итоги курса подводятся по результатам разработки обучающимися творческих мини-проектов 3D моделей с последующим обсуждением и защитой этих проектов.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, с проведением занятий 2 раз в неделю. Продолжительность занятия 2,5 часа с перерывом в 15 минут.
Форма занятий - групповая. В группе может находиться до 10 человек.
Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор заданий отражает реальную интеллектуальную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение ставить учебные цели;
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
Предметные результаты:
умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде КОМПАС 3D;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз, сборка, чертёж;
повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие, уровня
развития творческих способностей;
обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение связи и отношений в геометрических объектах;
формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого профиля и
изучения их свойств;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование
системы автоматизированного проектирования;
моделирование с использованием средств программирования;
выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков и эскизов разрабатываемых объектов;
грамотное пользование графической документацией и технико-технологической
информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации
различных технических объектов;
осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
имеющих инновационные элементы.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;
владение устной и письменной речью.
Формы организации учебных занятий:
проектная деятельность,
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
знакомство с научно-популярной литературой.
Формы контроля:
опрос;
практические работы;
мини-проекты.
Методы обучения:
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
Групповая работа.
В течение года, для определения результативности проводятся опросы.
В конце обучения обучающиеся разрабатывают итоговый проект по 3D моделированию в
программе «КОМПАС 3D».
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Теории | Практики |
1 | Введение в 3D моделирование | 4 | 2 | 2 |
2 | Знакомство с КОМПАС 3D | 2 | 1 | 1 |
3 | Геометрические «примитивы» КОМПАС 3D | 7 | 2 | 5 |
6 | Способы нанесения размеров | 8 | 2 | 6 |
4 | Редактирование детали | 7 | 2 | 5 |
5 | Конструирование в 2D | 7 | 2 | 5 |
7 | Выполнение моделей 2D | 6 | 1 | 5 |
8 | Моделирование в 3D Создание простейших тел 3D (многогранники) | 29 | 8 | 21 |
11 | Творческие работы | 15 | 1 | 14 |
| ИТОГО: | 85 | 21 | 64 |
Содержание программы
Введение в 3D моделирование (4 часа)
Инструктаж по технике безопасности. Аддитивные технологии. Экструдер и его устройство. Основные пользовательские характеристики 3D принтеров. Термопластики. Технология 3D печати. Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение.
Знакомство с КОМПАС 3D (2 часа)
Вход и выход программы. Интерфейс программы Компас 3D. Основные типы документов.
Геометрические «примитивы» КОМПАС 3D (7 часов)
Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель. Инструментальная панель. Инструменты: «отрезок», «окружность», «вспомогательная линия», «дуга», «фаска и скругление»
Способы нанесения размеров (8 часов)
Общие сведения о размерах. Глобальные привязки. Локальные привязки. Лекальные кривые. Сопряжение. Изменение параметров размеров.
Редактирование детали (7 часов)
Операции: копирования, сдвиг, удаление, симметрия, масштабирование. Цветовая гамма. Системные линии. Изменение параметров. Выполнение штриховки.
Конструирование в 2D (7 часов)
История орнаментов. Операции копирования по кривой, по окружности. Понятия: мотив, ритм, симметрия. Виды орнамента. Способы построения орнаментов
Выполнение моделей 2D (6 часов)
Построение собственных моделей по эскизам. Применение операций редактирования.
Моделирование в 3D (28 часов)
Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Раскрашивание. Создание эскизов для моделирования 3D. Операция «ребро жесткости». Операция «зеркальный массив». Операция вращения. Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Приёмы работы с ассоциативными видами. Построение простых и сложных разрезов. Местный разрез. Вид с разрывом. Способы построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна. Создание кинематического элемента. Построение пространственных кривых.
Творческие проекты (15 часов)
Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Основы 3D моделирования»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Основные формы организации учебных занятий | Содержание занятий | Дата проведения |
план | факт |
| Введение в 3D моделирование (4 часа) | | |
1 | Инструктаж по технике безопасности. Аддитивные технологии | 1 | беседа | Знакомство с правилами поведения и техники безопасности. ЗD-принтер. Применение 3D-принтеров в различных сферах человеческой деятельности. Техника безопасности при работе с 3D-принтерами. | | |
2 | Экструдер и его устройство. Основные пользовательские характеристики 3D принтеров. | 1 | комбинированный | | |
3 | Термопластики. Технология 3D печати | 1 | комбинированный | | |
4 | Понятие 3D модели и виртуальной реальности. Области применения и назначение. | 1 | комбинированный | | |
| Знакомство с КОМПАС 3D (2 часа) | | |
5 | Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D | 1 | комбинированный | Применение программного обеспечения КОМПАС-3D – для создания проектной документации: моделей объектов и их чертежей Создание и виды Документов, интерфейс окна Чертёж, элементы управления окном, Основная надпись, Геометрические примитивы. | | |
6 | Основные типы документов | 1 | комбинированный | | |
| Геометрические «примитивы» КОМПАС 3D (7 часов) | | |
7 | Единицы измерения и системы координат | 1 | комбинированный | Панель свойств и параметры инструментов. Компактная панель инструментов. Редактирование: команды и инструменты. | | |
8 | Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. | 1 | комбинированный | | |
9 | Компактная панель. Инструментальная панель | 1 | комбинированный | | |
10 | Инструменты «отрезок» и «окружность» | 1 | комбинированный | | |
11 | Инструменты «вспомогательная прямая» и «дуга» | 1 | комбинированный | | |
12 | Инструменты «фаска» и «скругление» | 1 | комбинированный | | |
13 | Практическая работа по теме «Геометрические объекты» | 1 | комбинированный | | |
| Способы нанесения размеров (8 часов) | | |
14 | Общие сведения о размерах | 1 | комбинированный | Понятие о габаритных размерах. Правила ГОСТ 2.307-68 для нанесения размеров. Инструментальная панель Размеры: нанесение линейных размеров; диаметральный, радиальный и угловой размеры. Выносной размер. Редактирование размера. Привязки: Глобальные и локальные. | | |
15 | Глобальные привязки | 1 | комбинированный | | |
16 | Локальные привязки | 1 | комбинированный | | |
17 | Лекальные кривые | 1 | комбинированный | | |
18 | Сопряжение | 1 | комбинированный | | |
19 | Изменение параметров размеров | 1 | комбинированный | | |
20-21 | Практическая работа по теме «Способы нанесения размеров» | 2 | Практическая работа | | |
| Редактирование детали (7 часов) | | |
22 | Редактирование детали | 1 | комбинированный | Способы редактирования детали: сдвиг, копирование, удаление, симметрия, масштабирование. Цветовая гамма. Выполнение штриховки. | | |
23 | Операции «сдвиг» и «копирование» | 1 | комбинированный | | |
24 | Операция «Удаление части объекта» | 1 | комбинированный | | |
25 | Операции «Симметрия» и «Масштабирование» | 1 | комбинированный | | |
26 | Цветовая гамма. Выполнение штриховки. | 1 | комбинированный | | |
27-28 | Практическая работа по теме «Редактирование детали» | 2 | Практическая работа | | |
| Конструирование в 2D (7 часов) | | |
29 | История орнаментов. | 1 | комбинированный | История орнаментов. Операции копирования по кривой, по окружности. Понятия: мотив, ритм, симметрия. Виды орнамента. Способы построения орнаментов | | |
30 | Операции копирования по кривой, по окружности. | 1 | комбинированный | | |
31 | Понятия: мотив, ритм, симметрия. | 1 | Практическая работа | | |
32 | Виды орнамента. | 1 | комбинированный | | |
33 | Способы построения орнаментов | 1 | комбинированный | | |
34-35 | Практическая работа по теме «Конструирование в 2D» | 2 | Практическая работа | | |
| Выполнение моделей 2D (6 часов) | | |
36-41 | Выполнение мини-проекта | 6 | Практическая работа | Построение собственных моделей по эскизам. Применение операций редактирования. | | |
| Моделирование в 3D (28 часов) | | |
42 | Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования | 1 | комбинированный | Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Раскрашивание. Создание эскизов для моделирования 3D. Операция «ребро жесткости». Операция «зеркальный массив». Операция вращения. Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Приёмы работы с ассоциативными видами. Построение простых и сложных разрезов. Местный разрез. Вид с разрывом. Способы построения группы тел. Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна. Создание кинематического элемента. Построение пространственных кривых. | | |
43 | Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. | 1 | комбинированный | | |
44 | Дерево модели. Редактирование в дерево модели | 1 | комбинированный | | |
45 | Панель редактирования детали | 1 | комбинированный | | |
46 | Операция выдавливания | 1 | комбинированный | | |
47 | Операция «вырезать выдавливанием» | 1 | комбинированный | | |
48 | Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. | 1 | комбинированный | | |
49 | Операция «ребро жесткости» | 1 | комбинированный | | |
50 | Операция «зеркальный массив» | 1 | комбинированный | | |
51-52 | Практическая работа по теме «Редактирование детали» | 2 | практическая работа | | |
53 | Создание тел вращения | 1 | комбинированный | | |
54-55 | Практическая работа «Создание тел вращения» | 2 | практическая работа | | |
56 | Выбор главного вида детали | 1 | комбинированный | | |
57 | Ассоциативные виды | 1 | комбинированный | | |
58 | Приёмы работы с ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов | 1 | комбинированный | | |
59 | Построение простых разрезов | 1 | комбинированный | | |
60 | Построение сложных разрезов | 1 | комбинированный | | |
61 | Местный разрез. Вид с разрывом | 1 | комбинированный | | |
62 | Способы построения группы тел. | 1 | комбинированный | | |
63 | Установка тел друг на друга, операция приклеивания. Элементы дизайна. | 1 | комбинированный | | |
64-65 | Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа» | 2 | практическая работа | | |
66 | Создание кинематического элемента | 1 | комбинированный | | |
67 | Построение пространственных кривых | 1 | комбинированный | | |
68-70 | Практическая работа по теме «Построение элементов по сечениям» | 3 | практическая работа | | |
| Творческие проекты (15 часов) | | |
71-84 | Выполнение проектной работы | 14 | практическая работа | Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей. | | |
85 | Защита проектов | 1 | защита проектов | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы для учащихся:
А.А.Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А.Фарафонов. КОМПАС-3D Практикум для начинающих–М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс Профильное обучение»)
Азбука КОМПАС 3D V15. ЗАО АСКОН. 2014 год. 492 с.
Анатолий Герасимов. Самоучитель. КОМПАС 3D V12. - БХВ-Петербург. 2011 год. 464с.
Потемкин А. Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D. – С-П: БХВ-Петербург 2014г.
Список литературы для учителя:
КОМПАС-3D LT. Трехмерное моделирование. Практическое руководство.
КОМПАС-3D LT: учимся моделировать и проектировать на компьютере. Разработчик А.А.Богуславский, И.Ю. Щеглова, Коломенский государственный педагогический институт.
Электронные ресурсы:
http://www.kompasvideo.ru/lessons/ - Видео уроки КОМПАС 3D
http://kompas-edu.ru - Методические материалы размещены на сайте «КОМПАС в образовании»
http://www.ascon.ru – сайт фирмы АСКОН.
http://kursak.net/prakticheskie-raboty-v-sapr-kompas-3d/ - Практические работы в САПР «Компас-3D»
Технические средства обучения
демонстрационное оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов;
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Программное обеспечение: КОМПАС-3D LT