«Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
Ребрихинского района Алтайского края
Рассмотрено на заседание МО кл. рук. Протокол №____ от «___» августа 2018г Руководитель МО: Пасанова С.В. Согласовано «____» августа 2018 г Зам.директора по ВР: Л.В.Карунина | Утверждаю: Приказ № ____ от «___» августа 2018 года Директор школы: Н.Н. Шрейдер |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
7 «В» класс,
2018-2019 учебный год
Составитель:
Пасанова С.В.., учитель
физики
с. Ребриха
2018 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности « Решения задач по физике»
для учащихся 7-х классов
Фирсова Т.В.,
учитель физики,
высшая кв.категория
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для седьмых классов разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования; с рекомендациями Примерной программы - Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 класс.; с авторской программой - Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б.Кожевников.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, рекомендаций Примерной программы Физика для классов основной школы и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Необходимость разработки и внедрения курса « Решения расчётных задач по физике» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по курсу физики 7 класса. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.
Данный курс ориентирован на учащихся 13-14 лет (7класс).
Цель и задачи курса
Цель обучения - подготовка учащихся к решению задач высокого уровня сложности и ориентирование ученика на профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
Задачи:
развитие интуиции, выработка определенной техники для быстрого улавливания содержания задачи;
обучение обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;
развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного понимания науки;
интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Принципы, на которых строится данная программа ВД
Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Общая характеристика курса
Данный курс содержит теоретическую часть, но и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала. В данном случае речь идѐт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приѐмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самогявления, описанного в условии задачи. Отдаѐтся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Место курса в учебном плане.
Количество часов- 17. Режим занятий -1 час в неделю.
Формы организации учебной деятельности
Для организации занятий используются следующие формы:
лекционное изложение материала;
эвристические беседы;
практикумы по решению задач;
уроки-исследования;
работа в малых группах;
Формами контроля при проведении данного курса являются:
тестирование, выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом;
самостоятельная работа по решению задач;
письменные отчѐты по результатам проведѐнных исследовательских работ;
сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами обучения являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как, инерция, механические явления, оптические явления;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, фокусное расстояние линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, и оптических явлений;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии, законы распространения света, понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Представления результатов работы по курсу планируется провести в форме итогового тестирования по курсу во время последнего занятия.
Содержание тем программы курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе.
Виды задач и их классификация.
Алгоритмы решения задач.
Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения.
Общие требования при решении задач.
Этапы решения физических задач.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.
Решение задач на основные законы механики. Решение задач с помощью законов сохранения. Решение качественных и количественных задач.
Решение комбинированных задач.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Решение конструкторских задач и задач на проекты. Разбор задач «высокого» уровня сложности. Олимпиадные задачи и оценка их решения.
Тесты и методы их решения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество | Формы деятельности учащихся | Формы контроля |
| | часов | | |
1 | Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. | 1 | Решают задачи по алгоритмам | Выборочный опрос, тренировочные задания | | |
1 | Классификация задач по содержанию, способу задания, способу | 1 | Решают задачи первого уровня сложности | Выборочный опрос, тренировочные задания | | |
| решения. | | | | | |
3 | Общие требования при решении задач. Этапы решения | 1 | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | Выборочный опрос, тренировочные задания | | |
| физических задач. | | | | | |
4 | Различные приемы и способы решения физических задач: | 1 | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | Выборочный опрос, тренировочные задания | | |
| алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические | | | | | |
| решения. | | | | | |
5 | Решение задач на основные законы механики. | 2 | Решают задачи второго и высокого уровня сложности | Выборочный опрос, тренировочные задания | | |
6 | Решение задач с помощью законов сохранения. | 2 | Решают задачи первого, второго и высокого уровня сложности | Самостоятельная работа по решению задач | | |
7 | Решение качественных и количественных задач. | 2 | Решают качественные и количественные задачи | | | |
8 | Решение комбинированных задач. | 1 | Строят графики. | Самостоятельная работа по решению задач, отчёт по графикам | | |
9 | Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. | 1 | Проводят эксперименты. Делают выводы | Отчёты по результатам работы | | |
10 | Решение конструкторских задач и задач на проекты. | 1 | Решают конструкторские задачи и проекты | Отчёты по результатам работы | | |
11 | Разбор задач «высокого» уровня сложности. | 1 | Решение задач высоко уровня сложности. | Самостоятельная работа по решению задач, тренировочные задания | | |
12 | Олимпиадные задачи и оценка их решения. | 2 | Решение олимпиадных задач | Самостоятельная работа по решению задач, тренировочные задания | | |
| | | | | | |
13 | Тесты и методы их решения. Итоговое тестирование по курсу. | 1 | Выполняют итоговое тестирование по курсу | Отчёты по результатам работы | | |
| Итого часов: 17 | | | | | |
№
п/
п
1/1
2/2
| | | | | | | Тематическое планирование | | | | | | |
| | | | | | | на 2016-2017 учебный год | | | | | | | | |
| | | | | курса внеурочной деятельности по физике | | | | | | |
| | | | для 7класса (34часа) | | | | | | | |
дата | | | | | Кол.часов | | стр. | | УУД | | УДД | | УДД | | Виды | | Формы | |
| | | | | | | | | | |
| Основное | | Основные | | учебника | | личностные | | метапредметные | | предметные | | деятельно- | | контроля | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | сти учащихся | | | |
| | содержание | | понятия | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | Виды задач и их | | Качественные | 1 | | 13-17 | | Позитивное | | Постановка | | Демонстрация | | Решают | | выборочный | |
| | классификация. | | задачи, | | | | | отношение к | | учебной задачи | | уровеня знаний | | задачи по | | опрос, | |
| | Алгоритмы | | расчетные | | | | | процессу | | на основе | | об | | алгоритмам | | тренировоч- | |
| | | | | | | общения. Умение | | соотнесения | | окружающем | | | | ные задания | |
| | решения задач. | | задачи, задачи | | | | | | | | | | |
| | | | | | | задавать | | того, что уже | | мире. | | | | | |
| | | | дифференцирова | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | вопросы, строить | | известно и | | Высказывание | | | | | |
| | | | нные по уровню | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | понятные | | усвоено, и того, | | гипотез и | | | | | |
| | | | сложности, | | | | | высказывания, | | что еще | | предложений, | | | | | |
| | | | открытые и | | | | | обосновывать и | | неизвестно. | | способов их | | | | | |
| | | | закрытые задачи | | | | | доказывать свою | | Определение | | проверки. | | | | | |
| | | | (ТРИЗ). | | | | | точку зрения. | | последователь- | | | | | | | |
| | | | | | | | | | ности | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | промежуточ- | | | | | | | |
| | Классификация | | Задачи второго и | 1 | | 29-38 | | | | | | | Решают | | выборочный | |
| | | | | | | ных целей с | | | | | |
| | задач по | | высокого уровня | | | | | | | | | | задачи | | опрос, | |
| | | | | | | | | учетом | | | | | |
| | содержанию, | | сложности | | | | | | | | | | второго и | | тренировоч- | |
| | | | | | | | | конечного | | | | | |
| | | | | | | | | | | | высокого | | ные задания | |
| | способу | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | результата. | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | уровня | | | |
| | задания, | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | сложности | | | |
| | способу | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | решения. | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7
3/3 | | Общие | Задачи второго и | 1 | 29-38 |
| | требования при | высокого уровня | | |
| | решении задач. | сложности | | |
| | Этапы решения | | | |
| | физических | | | |
| | задач. | | | |
| | | | | |
4/4 | | Различные | Задачи второго и | 1 | 29-38 |
| | приемы и | высокого уровня | | |
| | способы | сложности | | |
| | решения | | | |
| | физических | | | |
| | задач: | | | |
| | алгоритмы, | | | |
| | аналогии, метод | | | |
| | размерностей, | | | |
| | графические | | | |
| | решения. | | | |
| | | | | |
Решают | выборочный |
задачи | опрос, |
второго и | тренировоч- |
высокого | ные задания |
уровня | |
сложности | |
| |
Решают | выборочный |
задачи | опрос, |
второго и | тренировоч- |
высокого | ные задания |
уровня | |
сложности | |
| |
8
5/ | | Решение задач | Определение пути , скорости и времени. | 2 | |
5-6 | | на равномерное прямолинейное движение. | Траектория. | | |
| | | | |
| | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
6/ | | Решение задач на неравномерное прямолинейное движение. | Решение задач | 2 | |
7-8 | | | несколькими | | |
| | способами. | | |
| | | |
| | | Составление | | |
| | | задач на | | |
| | | заданные | | |
| | | объекты или | | |
| | | явления. | | |
| | | Взаимопроверка | | |
| | | решаемых задач. | | |
| | | | | |
Решают | выборочный |
задачи | опрос, |
второго и | тренировоч- |
высокого | ные задания |
уровня | |
сложности | |
Решают | выборочный |
задачи | опрос, |
второго и | тренировоч- |
высокого | ные задания |
уровня | |
сложности | |
7/ | Качественные, | | 3 | 25-28 |
9- | количественные | | | |
| | | |
задачи и их решение.
8/ | Решение | Графические и | 4 | по |
12- | комбинирован- | эксперименталь- | | карточ- |
ных задач. | ные задачи, | | кам |
15 | |
задачи бытового | | |
| | | 18-19 |
| | содержания. | |
| | | |
| | | | |
9/ | Экскурсия с | Наблюдение. | 2 | 7-12 |
16- | целью сбора | Эксперимент. | | |
данных для | Гипотеза. | | |
17 | | |
Вывод. | | |
| составления | | |
| | | |
| задач. | | | |
| | | | |
10/ | Решение | Проекты. | 4 | |
18- | конструктор- | Конструирова- | | |
21 | ских задач и | ние задач. | | |
| | | |
| задач на | | | |
| проекты. | | | |
Решают | выборочный |
качественные | опрос, | |
и | | тренировоч- |
количествен- | ные задания, |
ные задачи. | анализ | |
Изучают | работы с | |
задачи | | текстом | |
Капицы. | | |
Строят | решение | |
графики | задач, | |
зависимости | самостоя- | |
между | | тельная | |
величинами | работа, | |
| | отчѐты | по |
| | результатам |
| | построения | |
| | графика | |
| |
Проводят | выборочный |
эксперимен- | опрос, | |
ты, | делают | тренировоч- |
выводы | ные задания, |
| | отчѐты по |
| | результатам |
| | проведѐнных |
| | эксперимента |
| | льных работ |
| |
Решают | отчѐты по |
конструктор- | результатам |
ские задачи и | работы | |
задачи | на | | |
проекты. | | |
| | | |