СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по физике"Решение расчётных задач по физике, 7 класс"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по физике в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по физике"Решение расчётных задач по физике, 7 класс"»

«Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края



Рассмотрено на заседание МО кл. рук.

Протокол №____ от «___» августа 2018г

Руководитель МО: Пасанова С.В.


Согласовано

«____» августа 2018 г

Зам.директора по ВР: Л.В.Карунина


Утверждаю:

Приказ № ____ от «___» августа 2018 года

Директор школы: Н.Н. Шрейдер






Рабочая программа

по внеурочной деятельности













7 «В» класс,

2018-2019 учебный год





Составитель:

Пасанова С.В.., учитель

физики


с. Ребриха

2018 г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности « Решения задач по физике»

для учащихся 7-х классов







Фирсова Т.В.,

учитель физики,

высшая кв.категория




























1

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для седьмых классов разработана в соответствии:


с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования; с рекомендациями Примерной программы - Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 класс.; с авторской программой - Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б.Кожевников.


Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, рекомендаций Примерной программы Физика для классов основной школы и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Необходимость разработки и внедрения курса « Решения расчётных задач по физике» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по курсу физики 7 класса. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.


Данный курс ориентирован на учащихся 13-14 лет (7класс).


Цель и задачи курса


Цель обучения - подготовка учащихся к решению задач высокого уровня сложности и ориентирование ученика на профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.


Задачи:


  • развитие интуиции, выработка определенной техники для быстрого улавливания содержания задачи;


  • овладение аналитическими методами исследования различных явлений природы;


  • обучение обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;


  • развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного понимания науки;


  • интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.


Принципы, на которых строится данная программа ВД

  • Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

  • Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

  • Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.

  • Принцип цикличности  заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

  • Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

  • Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.








Общая характеристика курса


Данный курс содержит теоретическую часть, но и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала. В данном случае речь идѐт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приѐмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самогявления, описанного в условии задачи. Отдаѐтся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.


При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Место курса в учебном плане.


Количество часов- 17. Режим занятий -1 час в неделю.




Формы организации учебной деятельности


Для организации занятий используются следующие формы:


  • лекционное изложение материала;

  • эвристические беседы;

  • практикумы по решению задач;

  • уроки-исследования;

  • работа в малых группах;


  • домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:


  • тестирование, выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом;


  • самостоятельная работа по решению задач;

  • письменные отчѐты по результатам проведѐнных исследовательских работ;

  • сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.






Планируемые результаты обучения


Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.


Личностными результатами обучения являются:


сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;


самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и

возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно

ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и


изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения являются:







овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;


понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;


формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;


приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;


развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;


освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;


формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения являются:


знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;


умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;


умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;


умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;


формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;


развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;


коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Частными предметными результатами обучения являются:




понимание и способность объяснять такие физические явления, как, инерция, механические явления, оптические явления;


умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, фокусное расстояние линзы;


владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, и оптических явлений;


понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии, законы распространения света, понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;


овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;


овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач;


умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).


Представления результатов работы по курсу планируется провести в форме итогового тестирования по курсу во время последнего занятия.


Содержание тем программы курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе.


Виды задач и их классификация.

Алгоритмы решения задач.

Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения.

Общие требования при решении задач.

Этапы решения физических задач.


Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.


Решение задач на основные законы механики. Решение задач с помощью законов сохранения. Решение качественных и количественных задач.

Решение комбинированных задач.


Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Решение конструкторских задач и задач на проекты. Разбор задач «высокого» уровня сложности. Олимпиадные задачи и оценка их решения.


Тесты и методы их решения.













Тематическое планирование



№ п/п

Тема

Количество

Формы деятельности учащихся

Формы контроля



часов



1

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

1

Решают задачи по алгоритмам

Выборочный опрос, тренировочные задания



1

Классификация задач по содержанию, способу задания, способу

1

Решают задачи первого уровня сложности

Выборочный опрос, тренировочные задания




решения.






3

Общие требования при решении задач. Этапы решения

1

Решают задачи второго и высокого уровня сложности

Выборочный опрос, тренировочные задания




физических задач.






4

Различные приемы и способы решения физических задач:

1

Решают задачи второго и высокого уровня сложности

Выборочный опрос, тренировочные задания





алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические







решения.






5

Решение задач на основные законы механики.

2

Решают задачи второго и высокого уровня сложности

Выборочный опрос, тренировочные задания




6

Решение задач с помощью законов сохранения.

2

Решают задачи первого, второго и высокого уровня сложности

Самостоятельная работа по решению задач



7

Решение качественных и количественных задач.

2

Решают качественные и количественные задачи




8

Решение комбинированных задач.

1

Строят графики.

Самостоятельная работа по решению задач, отчёт по графикам



9

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

1

Проводят эксперименты. Делают выводы

Отчёты по результатам работы



10

Решение конструкторских задач и задач на проекты.

1

Решают конструкторские задачи и проекты

Отчёты по результатам работы



11

Разбор задач «высокого» уровня сложности.

1

Решение задач высоко уровня сложности.

Самостоятельная работа по решению задач, тренировочные задания



12

Олимпиадные задачи и оценка их решения.

2

Решение олимпиадных задач

Самостоятельная работа по решению задач, тренировочные задания










13

Тесты и методы их решения. Итоговое тестирование по курсу.

1

Выполняют итоговое тестирование по курсу

Отчёты по результатам работы




Итого часов: 17






















п/

п







1/1
















2/2









Тематическое планирование














на 2016-2017 учебный год














курса внеурочной деятельности по физике











для 7класса (34часа)








дата





Кол.часов


стр.


УУД


УДД


УДД


Виды


Формы














Основное


Основные


учебника


личностные


метапредметные


предметные


деятельно-


контроля























сти учащихся






содержание


понятия









































































Виды задач и их


Качественные

1


13-17


Позитивное


Постановка


Демонстрация


Решают


выборочный




классификация.


задачи,





отношение к


учебной задачи


уровеня знаний


задачи по


опрос,




Алгоритмы


расчетные





процессу


на основе


об


алгоритмам


тренировоч-









общения. Умение


соотнесения


окружающем




ные задания




решения задач.


задачи, задачи


















задавать


того, что уже


мире.










дифференцирова




















вопросы, строить


известно и


Высказывание










нные по уровню




















понятные


усвоено, и того,


гипотез и










сложности,





высказывания,


что еще


предложений,










открытые и





обосновывать и


неизвестно.


способов их










закрытые задачи





доказывать свою


Определение


проверки.










(ТРИЗ).





точку зрения.


последователь-


















ности





































промежуточ-










Классификация


Задачи второго и

1


29-38







Решают


выборочный









ных целей с








задач по


высокого уровня










задачи


опрос,











учетом








содержанию,


сложности










второго и


тренировоч-











конечного


















высокого


ные задания




способу
























результата.



















уровня






задания,














































сложности






способу




































решения.









































7

3/3


Общие

Задачи второго и

1

29-38



требования при

высокого уровня





решении задач.

сложности





Этапы решения






физических






задач.










4/4


Различные

Задачи второго и

1

29-38



приемы и

высокого уровня





способы

сложности





решения






физических






задач:






алгоритмы,






аналогии, метод






размерностей,






графические






решения.











Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня


сложности




Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня


сложности


























8

5/


Решение задач

Определение пути , скорости и времени.

2


5-6


на равномерное прямолинейное движение.

Траектория.














































































































6/


Решение задач на неравномерное прямолинейное движение.

Решение задач

2


7-8



несколькими





способами.










Составление






задач на






заданные






объекты или






явления.






Взаимопроверка






решаемых задач.










Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня


сложности


















Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня


сложности




7/

Качественные,


3

25-28

9-

количественные








  1. задачи и их решение.





8/

Решение

Графические и

4

по

12-

комбинирован-

эксперименталь-


карточ-

ных задач.

ные задачи,


кам

15


задачи бытового






18-19



содержания.











9/

Экскурсия с

Наблюдение.

2

7-12

16-

целью сбора

Эксперимент.



данных для

Гипотеза.



17



Вывод.




составления








задач.









10/

Решение

Проекты.

4


18-

конструктор-

Конструирова-



21

ских задач и

ние задач.








задач на





проекты.





Решают

выборочный

качественные

опрос,


и


тренировоч-

количествен-

ные задания,

ные задачи.

анализ


Изучают

работы с


задачи


текстом


Капицы.



Строят

решение


графики

задач,


зависимости

самостоя-


между


тельная


величинами

работа,




отчѐты

по



результатам



построения




графика




Проводят

выборочный

эксперимен-

опрос,


ты,

делают

тренировоч-

выводы

ные задания,



отчѐты по



результатам



проведѐнных



эксперимента



льных работ



Решают

отчѐты по

конструктор-

результатам

ские задачи и

работы


задачи

на



проекты.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!