ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по Доноведению для 4 класса составлена на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. N 345. « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;
Устав МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 г. Сальска на 2019-2020 учебный год
Учебный план МБОУ СОШ №10 г. Сальска (утвержден приказом директора от 02.09.2019 №202)
Календарный учебный график МБОУ СОШ №10 г. Сальска (утвержден приказом директора от 02.09.2019 №202)
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска
Примерная программа по учебному предмету начального общего образования на базовом уровне по Доноведению 4 класс. Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС»,2016.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа рассчитана на 32 часа. Из общего количества часов, отведенных на изучение предмета «Доноведение» мною было сокращено количество часов за счет уплотнения по теме «Охранять природу – значит охранять Родину» 1 час и по теме «Роль Петра 1 в истории России и родного края» 1 час.
Учебно-методический комплект
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер.
Учебно-методические пособия для учителя:
1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
2. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
3.Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2016
4. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
Учебно-методические пособия для обучающихся:
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2011
Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс) — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2016
Электронные учебные пособия:
Новейший справочник школьника. 1-4 классы.
Человек
Энциклопедия Кирилла и Мифодия
Уроки Кирилла и Мифодия.
Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011
Красная книга Ростовской области
Путешествие по городам и странам
Осторожно еда!
Глазами животных
Эти загадочные животные
Энциклопедия динозавров
Рекомендуемая дополнительная литература для учителя:
1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII– XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. СостТ.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6. ЗакруткинВ.А.Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
9. МоложавенкоВ.Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под.ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12. Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения доноведения
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Обучающийся будет иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные.
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира донской земли с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь»
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
В результате изучения «Доноведени обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях Ростовской области, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою малую Родину и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Ростовской области;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений
Выпускник научится:
узнавать символику Ростовской области и Сальского района; описывать достопримечательности родного края; находить на карте РФ Ростовскую область, на карте России Ростов-на-Дону, свой город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы Ростовской области;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
анализировать влияние современного человека на природу своего края, объяснять правила поведения в различных ситуациях;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото‑ и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и экскурсий;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
ориентироваться в важнейших для Ростовской области и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, региона;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля
Контроль и оценка результатов обучения в 4 классе осуществляется на основе методического письма разработанного с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения.
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ
от 19.11.98 г №1561/14-15)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Имеют рекомендации ПМПК на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития: Гундарева Виктория с ЗПР, Зайнутдинов Магомед с ЗПР в соответствии с рекомендациями ПМПК обучаются по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Содержание учебного предмета
Содержание программы по Доноведению
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (7ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (19ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии1
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу».«Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Календарно-тематическое планирование по Доноведению
№п\п | Тема урока. | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Вид контроля | Дата проведения |
план | факт |
1. | Донской край – мой край! | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 02.09 | |
2. | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Защита проекта «Моя семья» | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 09.09 | |
3. | Что ты знаешь о роде своём? | 1 | урок повторения знаний и выработки умений | Защита проекта «Моя семья» | Практическая работа | 16.09 | |
4. | На казачьем Кругу | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Экскурсия в краеведческий музей | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 23.09 | |
5. | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Презентация, тест | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 30.09 | |
6. | Ермак Могучий. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Составление теста | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 07.10 | |
7. | Степан Разин. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 14.10 | |
8. | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 21.10 | |
9. | Таганрог – первый порт России | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 11.11 | |
10. | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 18.11 | |
11. | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Доклады-сообщения учащихся. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 25.11 | |
12. | Вместе с Суворовым | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Написание очерка | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 02.12 | |
13. | Платов Матвей Иванович | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Составление летописи города Старочеркасска | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 09.12 | |
14. | Новочеркасск — столица казачьего Дона | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Составление летописи города Новочеркасска. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 16.12 | |
15. | Бакланов Яков Петрович | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | презентация | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 23.12 | |
16. | За землю и за волю | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Экскурсия в исторический музей. Диспут. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 13.01 | |
17. | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 20.01 | |
18. | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | урок повторения знаний и выработки умений | Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 27.01 | |
19. | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Участие в празднике. Чествование участников войны. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 03.02 | |
20. | Мирное время на Донской земле. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 10.02 | |
21. | Мирное время на Донской земле. | 1 | урок повторения знаний и выработки умений | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Задания по группам Практическая работа | 17.02 | |
22. | Волгодонск – город молодости | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Составление летописи города Волгодонска. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 02.03 | |
23. | Дом, в котором мы живём | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 16.03 | |
24. | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 30.03 | |
25. | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | доклад | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. Практическая работа | 06.04 | |
26. | Экологические проблемы почв родного края | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 13.04 | |
27. | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 20.04 | |
28. | Экологическое равновесие в природе | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Диспут. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 27.04 | |
29. | Охранять природу – значит охранять Родину | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие. | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 04.05. | |
30. | Троица | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Изготовление Семика и Семичихи из соломы | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 11.05 | |
31. | Ивана Купала | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Купальская площадка: игры, забавы, потехи | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 18.05 | |
32. | Спасы | 1 | урок изучения и первичного закрепления знаний | Праздник-застолье | Самоконтроль, внешний контроль новых знаний. | 25.05 | |
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
28