8
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Чудесное
лукошко» для 1 класса разработана в соответствии Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования от 06.10 2009г. № 373.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия формируют:
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- умение называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;
- умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- отработку навыков самостоятельной и групповой работы;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
- устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебныхдействий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- корректировать выполнение своей работы в соответствии с образцом;
- выполнять начатую работу до конца;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
- приобретать навыки работы с разнообразными материалами и навыки создания образов посредством различных технологий;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- сравнивать и группировать произведения народного творчества по видам и жанрам;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- учиться согласованно работать в группе;
- уметь донести свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
За время прохождения курса у обучающихся формируются предметные действия.
Обучающиеся узнают:
- название и назначение различных материалов;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений;
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- свойства различных материалов (пряжи, ниток, ткани, бумаги и др.)
- основные приемы работы с различными материалами;
- технологию изготовления изделий из различных материалов;
- основы композиции;
- виды декоративно-прикладного искусства;
научатся:
- организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- вместе с руководителем проводить анализ изделия, планироватьпоследовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с руководителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
- соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
- работать с различными материалами и в разных техниках;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- подбирать детали для работы;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
- составлять несложные композиции, соблюдая последовательность;
- изготавливать изделия, пользуясь наглядным пособием, технологической картой;
- эстетично оформлять изделия;
- проявлять элементы творчества на всех этапах;
- применять полученные знания на практике.
Содержание программы
Вводное занятие. 1 час
Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. Инструменты и материалы. Цели и задачи первого года обучения. Тест на изучение коммуникативных умений.
Раздел №1 Флористика «Фантазии из осенних листьев» 3 часа
Знакомство с природными материалами. Их свойства и особенности. Правила сбора природного материала. Способы сушки растений. Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды и т.п.) Экскурсия на природу «Осенних листьев листопад. Деревья родного края».
В стране Листопадии. 1 час
Аппликация из листьев. Узоры из листьев на полосе. Чередование и повторение элементов узора по цвету, форме, размеру. Композиция и орнамент.
Практические занятия: закладка «Веселая кадриль».
Материалы и инструменты: листья разных форм и размеров, полоски картона, клей, ножницы.
Узорный осенний платок. 1 час
Аппликация из листьев. Узоры из листьев на квадрате. Обозначение центра и углов. Повторение и чередование элементов узора.
Практические занятия: аппликация «Осенний платок».
Материалы и инструменты: листья разных форм и размеров, картон (в форме квадрата), клей, ножницы.
Букет в вазе. 1 час
Натюрморт из листьев и цветочных лепестков. Порядок наклеивания элементов букета. Оформление края аппликации узором из листьев.
Практические занятия: панно «Букет в вазе».
Материалы и инструменты: листья разных форм и размеров, цветочные лепестки, картон, клей, ножницы.
Раздел №2 Работа с бумагой «Бумажный бум». 13 часов
История появления бумаги. Виды и свойства бумаги. Бумага: газетная, альбомная, оберточная, картон, фотобумага и др. Беседа «Удивительный мир бумаги». Аппликация из бумаги, из фантиков, комочками из бумажных салфеток. Вырезание из бумаги. Поделки из бумаги. Правила техники безопасности при пользовании ножницами и клеем.
Аппликация из бумаги. 3 часа
Аппликация полосками, кругами и овалами, рваной бумагой. Сюжетная аппликация. Наклеивание деталей. Пользование клеем. Композиция и орнамент. Выбор фона.
Практические занятия: закладка «Узоры из полосок», аппликация кругами и овалами «Цветы», обрывная аппликация «Огород»
Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблоны кругов и овалов, простой карандаш, образец изделия.
Аппликация фантиками. 2 часа
Сбор и хранение материала. Свойства фантиков. Цветовое решение. Порядок выполнения работы.
Практические занятия: аппликация «Клоун», аппликация «Цветок в вазе».
Материалы и инструменты: фантики, картон, клей, ножницы, простой карандаш, шаблон клоуна, образец изделия.
Аппликация комочками из бумажных салфеток. 3 часа
Правила работы с мягким бумажным материалом. Свойства бумажных салфеток. Выполнение узора из комочков. Сушка изделия под прессом. Сплошное наклеивание.
Практические занятия: аппликации «Разноцветные коврики», «Рыбки». «Матрешки».
Материалы и инструменты: разноцветные однотонные бумажные салфетки, картон или плотная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, образец изделия.
Вырезание. Выцинанка. 2 часа
Что такое выцинанка? Симметрия. Контурное (силуэтное) вырезание. Техника вырезания. Складывание бумаги. Наклеивание.
Практические занятия: основные приемы вырезания, вырезание снежинок и звездочек.
Материалы и инструменты: тонкая бумага, ножницы.
Поделки из бумаги. 3 часа
Бумагопластика. Конструирование из бумаги. Основные приемы работы с бумагой: сгибание, скручивание, вырезание, надрезание. Конструирование из полосок, кругов, квадратов. Объемные изделия. Сборка поделки в единую композицию.
Практические занятия: поделки «Птички-невелички», «Цветы и бабочки», «Забавные зверюшки», «Одуванчик полевой».
Материалы и инструменты: разные виды бумаги, картон, бумажные салфетки, клей, ножницы, линейка, простой карандаш.
Раздел №3 Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам«Праздник в дом приходит». 11 часов
Практическое применение знаний и умений, полученных на занятиях. Выполнение сувенирных изделий с применением изученных техник.
Открытки. 2 часа
Открытка – универсальный подарок, сделанный своими руками. Открытка-аппликация, открытка с сюрпризом. Использование шаблона. Техника аппликации бумагой и салфетками, техника вырезания, наклеивания деталей. Создание композиции. Цветовое решение.
Практические занятия: открытка ко Дню матери, открытка с сюрпризом к 8 марта.
Материалы и инструменты: картон, цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны, краски, кисточки, образец изделия.
Новогодние поделки. 3 часа
Изготовление новогодних украшений в технике аппликации, вырезания, конструирования из бумаги.
Практические занятия: шарик на елку из бумаги, новогодние гирлянды, поделка «Снеговик».
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей, ножницы, карандаш, шаблоны, образец изделия.
Весенние сувениры. 3 часа
Изготовление весенних сувениров в технике аппликации, вырезания, конструирования из бумаги.
Практические занятия: сувенир «Птичка», поделка «Цветы для мамы», аппликация «С праздником весны!».
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей, ножницы, карандаш, шаблоны, образец изделия.
Пасхальные подарки. 3 часа
Изготовление пасхальных подарков в технике аппликации, вырезания, конструирования из бумаги. Открытое занятие по теме «Изготовление подставки для пасхального яйца».
Практические занятия: поделка «Цыпленок в скорлупе», подставка для пасхального яйца.
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, шаблоны, образец изделия.
Раздел №4 Дизайн-проект по методу сотворчества «Творим вместе». 4 часа
Выполнение коллективной работы. Умение детей работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать.
Практические занятия: аппликации «Заюшкин огород», «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», поделка «Цветы луговые».
Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, шаблоны.
Раздел №5 Итоговое занятие. 1 час
Изготовление изделий по желанию детей. Выставка готовых изделий. Экскурсия в краеведческий уголок сельской библиотеки.
Тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Экскурсия на природу «Осенних листьев листопад. Деревья родного края». | 1 |
2 | Флористика «Фантазии из осенних листьев» | 3 |
3 | Работа с бумагой «Бумажный бум». | 13 |
4 | Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит». | 11 |
5 | Дизайн-проект по методу сотворчества «Творим вместе». | 4 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 33 |