Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
и принято на заседании Заместитель директора Директор МБОУ
МО учителей ЕЭЦ по учебно-воспитательной «Березовская школа»
Протокол №_от__08.2020г. работе __________Абдуллаева М.Т
Руководитель ШМО _________Абдураимова .Л.А. Приказ по школе №______
___________Cитакаева Г.А. от ___ 08.2020 г. от _____08.2020 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтелектуальному направлению
«Удивительная химия»
Класс: 9
Уровень образования - основное общее образование
Срок реализации программы: 2020/2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: 1 ч/неделю, всего – 34 ч/год
Рабочую программу составила:
Заатова А.Ф., учитель химии
Березовка-2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии в 8-9 классах «Удивительная химия» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы элективного курса «Химия в быту» Н.А.Филатова, И.М. Новикова («Программы элективных курсов. Химия. Предпрофильное обучение. 8-11 классы.» М,:»Дрофа» 2007 г., Составитель Н. В. Губина) и программы пропедевтического курса химии «Химия 7» О.С. Габриеляна, М.: Дрофа, 2013г.
Рабочая программа, а также тематическое планирование согласно учебному плану представлены 35 ч/год (1 ч/нед) и реализуется в течение двух лет (8-9 классы).
Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание программы расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии на жизнедеятельность человека.
Актуальность данного курса обусловлена:
- необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации;
- возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на природу изучаемого;
- развитием самообразовательных умений и навыков;
- востребованностью полученных знаний в практической деятельности;
- реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА;
- наличием в школе всех необходимых ресурсов для проведения данного курса.
Приоритетные направления развития школьного образования в России определены следующими документами: Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; национальный проект «Образование», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, Федеральный государственный стандарт второго поколения для начальной, средней (основной и полной) школы. Новый стандарт для основной школы ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), как:
– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
– осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы и др.
Одним из путей реализации задач, поставленных перед основной школой в указанных выше нормативных документах, мы считаем развитие и совершенствование обучения школьников важнейшей естественно-научной дисциплине – химии, включая дополнительные внеурочные занятия, направленные на совершенствование знаний основных химических понятий и принципов, развитие креативных качеств обучающихся.
Опираясь на исследования в области обучения (Габриеляна О.С., Добротина Ю.Д., Малиновской Ю.В., Остроумова И.Г., Тригубчак И.В., Трухиной Д.М., Шелехова Л.М., Чернобельской Г.М. и др.), предлагается интегративный курс «Удивительный мир химии», который ориентирует школьников не только на изучение первоначальных химических понятий, но и раскрывает необходимость изучения химии во взаимосвязи с предметами естественно-научного характера (биология, физика, география), гуманитарного (литература, история) и прикладного (математика).
Основная идея разработанного нами курса – способствовать развитию познавательного интереса учащихся не только к химической науке, но и к процессу обучения в целом, чтобы они не утратили интерес и желание изучать химию и другие естественно-научные дисциплины в старших классах, осознали ценность химических знаний как части мировоззрения современного человека.
Методологической основой разработанного курса в условиях реализации ФГОС второго поколения мы избрали системно-деятельностный, интегративно-модульный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование как предметных практико-ориентированных знаний и умений, непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности школьников.
такие личностные результаты, как:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях – совпадают с целевыми установками разработанного нами курса «Удивительная химия».
Курс разбит на отдельные познавательные модули. Изучение каждого модуля данной программы ориентировано на развитие личностных качеств школьника, а также на метапредметные и предметные образовательные результаты обучения учащихся.
Содержание курса «Удивительная химия».
Предусматривает изучение и повторение материала по химии в ходе выполнения расчетных и экспериментальных задач, проведения лабораторных опытов и практических работ, создания исследовательских мини-проектов. При этом максимально полно должна прослеживаться самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Позиция учителя состоит в том, что он корректирует, инструктирует учащихся и создает условия для самостоятельной отработки значимых навыков.
Введение (1 час) : Химия и глобальные проблемы человечества.
Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Роль химии как науки в решении проблем.
1. Вещество и опыты с ним (8 часов)
Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества. Вариативность задач с использованием понятия «молекулярная формула».
Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом.
2. Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных веществ).
2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (12 часов)
Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ (открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек. Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз солей.
Практические занятия: 1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.
2. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.
3. Особенности ОВР в растворах.
3.Смеси в природе и технике. (7 часов)
Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.
Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей (решение через систему уравнений).
Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение количественного содержания жира в молоке.
4. Законы химии. (3 часа)
Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в химической реакции (Гей-Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона). Применение законов в химической и производственной практике (решение производственных задач, написание уравнений химических реакций).
5. Химия и промышленность ( 3 часа).
Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы, используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски, проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства).
Практические занятия: 1. Получение природных красителей и кислотно-основных индикаторов.
Форма аттестации учащихся
Тестирование посредством тренировочных тестов ГИА и ЕГЭ;
Участие в олимпиадном марафоне.
Курс рассчитан на 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе (1 академический час в неделю).
Таблица 2. Действия, направленные на развитие личностных качеств учащихся
Действия ценностной ориентации | Действия коммуникативной ориентации | Действия регулятивной ориентации |
– «человек → вещество»; – «человек → природа»; – «человек → здоровый образ жизни»; – «человек → гражданская позиция»; | – умение слушать и вступать в диалог; – участвовать в коллективном обсуждении проблем; – устанавливать и поддерживать необходимые контакты с участниками образовательного процесса; – владение определенными нормами поведения в общественных местах | – целеполагание; – организация учебной деятельности; – составление плана и последовательности действий; – организация рабочего места в учебной аудитории, в том числе химической лаборатории); – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; – оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; – саморегуляция – умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, препятствия для достижения целей |
В курсе предусморены следующие пути формирования действий, направленных на развитие личностных качеств учащихся.
Пути формирования действий ценностной ориентации:
– диспуты, исследования и обсуждения на тему экологической направленности: «Химия питания», «Бытовая химия», «Медицинская химия», «Проблемы загрязнения воды, воздуха на территории края, страны, мира», «Адское озеро», «Вулканы и их последствия», «Что такое смог? Причины и влияние его на организм человека»
– разработки учебных проектов о воде, воздухе, химических аспектах производств, природном газе, их роли в жизни человека и проблемах загрязнения окружающей среды.
– сообщения о влиянии веществ на человека и окружающую среду;
– разработка и защита учебных проектов с валеологическим направлением, где главным объектом являются продукты питания («Шоколад и здоровье детей», «Что выбирает молодое поколение: Пепси или молоко», «Мороженое», «Мед и его польза», «Хлеб – всему голова»);
Пути формирования действий коммуникативной ориентации:
– совместная разработка и защита проектов мини-группами учащихся по 2–3 человека;
– участие школьников в дидактических играх;
– работа в паре (при выполнении лабораторной работы, самостоятельной работы);
– элементы дискуссии, беседы на уроках при изучении новой темы, при закреплении изученного материала.
Пути формирования действий регулятивной ориентации:
– освоение правил техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в быту (выполнение лабораторных работ в химической лаборатории, домашнего эксперимента);
– решение экспериментальных, качественных и количественных задач;
– формулирование цели, планирование и проведение простейших опытов и измерений при помощи наиболее часто используемых приборов;
– представление результатов измерений в виде таблиц;
– формулирование выводов на основе наблюдений;
– разработка проектов валеологического значения;
– внесение необходимых дополнений или изменений в случае неверного решения с учётом оценки полученного результата самим обучающимся, учителем, товарищами (работа над ошибками);
– осознание качества и уровня усвоенного материала;
– преодоление трудностей на пути достижения целей.
Блок познавательных универсальных учебных действий является ведущим и проходит «красной нитью» через весь курс, поскольку качественный учебный процесс должен быть учебно-познавательным, направлен на формирование первоначальных умений в процессе постановки и решении разного рода задач (проблем).
При изучении разработанного курса школьники осваивают следующие познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, знаково-символические и проблемно-поисковые.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1) формирование и развитие учебной компетентности обучающихся средствами курса: понимание химического языка, умение производить математические расчеты, отражать химические явления посредством использования химических символов;
2) овладение приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Метапредметные результаты:
Развитие умения
самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность;
использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
4) продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
5) проводить самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
6) использовать средства ИКТ с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
7) самостоятельно регулировать собственную познавательную деятельность с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Личностные результаты
1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
2) воспитание активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4)готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
8) готовность и способность к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
В результате освоения данного курса
Обучающиеся научатся:
– искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью ИКТ;
– смысловому чтению, извлечению необходимой информации из прослушанных текстов, определению основной и второстепенной информации;
– самостоятельному формулированию познавательной цели;
– построению речевого высказывания в устной и письменной формах;
– постановке и формулированию цели, проблемы;
– выбору рациональных способов решения задач;
– структурированию знаний;
– рефлексии и самооценке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
А) Логичесикм действиям -
– анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, обобщать полученные данные;
– структурировать знания;
– установливать причинно-следственные связи;
– составлять логические цепочки последовательных действий при решении задач;
– самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Б) Знаково-символическим действиям -
– моделированию химических объектов;
– преобразованию модели с целью выявления общих закономерностей;
– использованию символов и знаков для моделирования математической и химической составляющей (опорные схемы, символьные записи);
– работе с химическим текстом.
В) Поисково-исследовательским действиям -
– высказыванию предположений, обсуждение проблемных вопросов, постановка цели;
– составлению плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений, растворов;
– выбору решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование;
– выявлению (при решении разнохарактерных задач) известного и неизвестного;
– преобразованию модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Тематическое планирование
внеурочной деятельности «Удивительная химия»
(всего 34 часа, 1 час в неделю)
№ уроков | Название раздела, глав | Количество часов |
Всего | Из них (формы контроля) |
контрольных работ | практических работ |
1 | Введение(1ч) | 1 | - | - |
2 | Тема 1. Вещество и опыты с ним | 8 | - | 2 |
3 | Тема 2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (12 часов) | 12 | - | 3 |
4 | Тема 3.Смеси в природе и технике (7 часов) | 7 | - | 2 |
5 | Тема 4. Законы химии. (3 часа) | 3 | - | - |
6 | 5. Химия и промышленность (3 часа) | 3 | - | 1 |
7 | Итого | 34 | - | 2 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО Приложение
Заместитель директора к Рабочей программе учителя,
по учебно-воспитательной работе утверждённой приказом по
школе
_______________Абдураимова Л.А. от__. 08. 2020 г.№___
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
по химии
Класс: 9
Количество часов по учебному плану: всего 34; 1 час в неделю
Количество практических работ за год: - 9.
Планирование составлено на основе рабочей программы Заатовой А.Ф.,
Утверждённой на педагогическом совете протокол №__от__.__.2020 г.
Березовка – 2020 г.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы урока) | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Введение (1 час) : | | |
1. | Химия и глобальные проблемы человечества. | 1 | | |
1. Вещество и опыты с ним (8 часов) | | |
2. | Методы исследования состава веществ | 1 | | |
3. | Практическое занятие: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом. | 1 | | |
4. | Моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле | 1 | | |
5. | Многообразие химических веществ в природе. Практическое занятие 2. Вещества в технике и быту | 1 | | |
6. | Направления использования веществ в технике. | 1 | | |
7-8 | Закон постоянства состава вещества. Использование понятия «Химическая формула в химических задачах» | 2 | | |
9. | Проведение мини – выступления, посвященного презентации и защите замыслов проектов. | 1 | | |
2. Очевидное и невероятное в химических реакциях (12 часов) | | |
10. | Химические превращения в теории и на практике. | 1 | | |
11. | Типы и условия химических превращений. | | | 1 | | |
12. | Символьная запись химической реакции. | 1 | | |
13-14. | Стехиометрические законы химии. | 2 | | |
15. | Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ | 1 | | |
16 | Задачи с использованием цепочек. | 1 | | |
17. | Практическое занятие 3. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ. | 1 | | |
18. | Окислительно-восстановительная реакция. | 1 | | |
19. | Практическое занятие 4.Особенности ОВР в растворах. | | | |
20. | Практическое занятие 5. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ. | 1 | | |
21. | Гидролиз солей. | 1 | | |
3.Смеси в природе и технике. (7 часов) | | |
22. | Классификация смесей. | 1 | | |
23. | Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси. | 1 | | |
24. | Практическое занятие: 6. Приёмы разделения смесей. | 1 | | |
25. | Задачи с использованием смесей | 1 | | |
26-27 | Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей | 2 | | |
28. | Практическое занятие 7. Определение количественного содержания жира в молоке. | 1 | | |
4. Законы химии. (3 часа) | | |
29. | Закон сохранения массы и энергии. | 1 | | |
30. | Основные газовые законы в химической реакции | 1 | | |
31. | Применение законов в химической и производственной практике | 1 | | |
5. Химия и промышленность ( 3 часа) | | |
32. | Отрасли химической промышленности. | 1 | | |
33. | Практическое занятие: 8. Получение природных красителей и кислотно-основных индикаторов. | 1 | | |
34. | Бытовые химические вещества | 1 | | |
Итого | 34 часа |