Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №12
города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на методсовете зам. директора по ВР директор МБОУ лицей №12
Протокол № _____ _______ Е.С. Овчинникова _______ В.В. Винокурова
_______2020 ____________ 2020 Приказ № от 2020
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Курс Географический практикум
Направление деятельности:
Срок реализации программы: 2020-2021
Классы: 8
Составитель программы: Мигранова И.Л.
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Практикум по географии» предназначен
для учащихся 8 классов для углубленного изучения практической части
географии, который позволит школьникам получить дополнительную
подготовку к ГИА и ОГЭ; расширяет и углубляет содержание базового курса
географии. Содержание курса предполагает использования активных форм
обучения в ходе работы с картами атласа, планом местности, анализом
диаграмм, схем, картосхем и т.д. Содержание каждой темы данного
курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщенно
задачами разных типов.
Цель курса: ориентировать учащихся 8 классов на перспективу
успешной сдачи выпускных и вступительных экзаменов по географии;
формировать умение мыслить логически, делать собственные выводы и
прогнозы, развивать склонности к научному анализу и творческому
мышлению.
Задачи курса:
1. познакомить учащихся с решением разных типов задач по географии;
2. научить применять знания и навыки в практической деятельности;
3. использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
4. развивать логическое мышление;
5. развивать коммуникативные навыки по умению работать в группе;
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МБОУ лицей №12 рабочая программа курса внеурочной деятельности «Географический практикум» рассчитана на 1 час в неделю (34 ч в год).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты:
умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с
представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека: природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном
уровнях;
Решение практических задач в разных темах
Обучающиеся будут уметь:
выявлять причинно-следственные связи;
выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
решать практические задачи разной степени сложности;
сравнивать различные явления, территории и делать выводы;
развивать картографическую грамотность школьников;
работать с графиками и диаграммами;
анализировать статистический материал и определять необходимые показатели;
строить профиль рельефа местности;
определять по описанию регион России или страну.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения 1 года реализации программы: приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности, формированиеценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности.
Формы организации текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня усвоения материала, прочности формируемых предметных знаний, умений, приобретения универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Используется безотметочная система оценивания курса.
Итоговая аттестация за весь курс обучения проводится в форме диагностики.
Достижения заносятся в электронное портфолио обучающихся.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Формы и методы организации внеурочной деятельности.
Содержание курса по годам обучения | Формы организации | Виды деятельности |
Место России на карте мира | Беседы, групповая работа, диспут, дискуссия | Практическая работа, работа с топографической картой, построение графиков и диаграмм, работа с климатограммами, работа с синоптической картой, решение задач по определению времени, работа с тематическими картами, статистическими материалами, анализ графических изображений |
Физическая география России | Групповая работа, диспут |
Социальная география России | Беседы, групповая работа |
Экономическая география России | Беседы, групповая работа, диспут, дискуссия, индивидуальная работа |
Тематическое планирование по курсу обучения
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Россия на карте мира | 1 |
2 | Географическое положение России. Практическая работа № 1 Географическое положение России | 1 |
3 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2 Определение поясного времени по карте часовых поясов | 1 |
4 | Как формировалась государственная территория России | 1 |
5 | Географическое положение и административно-территориальное устройство России | 1 |
6 | Геологическая история и геологическое строение территории России. Практическая работа № 3 Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте | 1 |
7 | Горы и равнины России | 1 |
8 | Как и почему изменяется рельеф России. Практическая работа № 4 Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей | 1 |
9 | Вулканизм и землетрясения | 1 |
10 | Обвалы, сели, оползни | 1 |
11 | Антропогенное влияние на литосферу | 1 |
12 | Рельеф Башкортостана | 1 |
13 | Факторы, определяющие климат России. Практическая работа № 5 Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение | 1 |
14 | Факторы, определяющие климат республики | 1 |
15 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 6 Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов | 1 |
16 | Типы климатов России | 1 |
17 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий | 1 |
18 | Климат и климатические ресурсы | 1 |
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Практическая работа № 7 Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования | 1 |
20 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 |
21 | Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 8 Обозначение на контурной карте морей и внутренних вод России | 1 |
22 | Образование почв и их разнообразие | 1 |
23 | Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 9 Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв | 1 |
24 | Растительный и животный мир России | 1 |
25 | Разнообразие природных комплексов. Практическая работа № 10 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон | 1 |
26 | Высотная поясность в горах Урала | 1 |
27 | Особо охраняемые природные территории | 1 |
28 | Численность населения | 1 |
29 | Народы, языки и религии. Практическая работа № 11 Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения | 1 |
30 | Городское и сельское население. Практическая работа №12 Определение учащимися по статистическим источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране | 1 |
31 | Миграции населения в России. Практическая работа №13 Обозначение на контурной карте основных миграционных потоков России | 1 |
32 | Что такое хозяйство страны? | 1 |
33 | Природно-ресурсный капитал России | 1 |
34 | Диагностика | 34 |
11