Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа N 2»
Обсуждено на заседании городского методического объединения Протокол №1 от 25 .08.2020г | " Рекомендовано к применению» педагогическим советом МБОУ ООШ N2 Протокол №1 от 01.09.2020г. | "Утверждаю» и.о.директора школы Т.В.Кутузова Приказ № 135/1 от 02.09.2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
« Будь успешным »
для учащихся 4»А» класса
на 2020-2021 учебный год
Разработала: Сурикова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
Сасово, 2020 г.
Содержание
1.Пояснительная записка
2 Планируемые результаты освоения курса
3.Содержание курса « Будь успешным»
4. Календарно- тематическое планирование
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Будь успешным » по социальному направлению разработана для учащихся 4 класса и составлена на основе следующих учебных пособий:
1.Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: - Конституция Российской Федерации - Закон РФ «Об образовании» - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Сан ПиН 2.4.2.2821-10)
2.Учебно-методического комплекта, рекомендованного к применению Российской Академией Образования: Нестандартные задачи по математике: 3 класс/Т.П. Быкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 142с.
3.Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.- М.: Просвещение,2011г.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность учащегося становится центром внимания педагогики.
Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы, выполнение творческих проектов, вовлечение учащихся в активную деятельность. Для большинства учащихся, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие учащиеся не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На данных занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы учащихся, развиваются навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений учащихся с окружающей средой, их социализации. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, принимают участие в различных акциях социальной сферы. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей. Смыслообразующие идеи программы: - наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя; - умение жить в коллективе, если учащиеся заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему:
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих; - осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности; - умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: Формирование личностных качеств учащихся, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи
Формировать у учащихся представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
Знакомить с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
4. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
5. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
6. Обучение навыкам общения и сотрудничества;
7. Развитие коммуникативных умений в процессе общения;
8. Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности; упражнения; акции; проекты; тренинги; экскурсии; тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях. Методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании; групповые и парные методы, проектные технологии.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 4 класса
Особенности набора: свободный
Место внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ на внеурочную деятельность в 4 классе по социальному направлению отводится 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Формы представления результатов
Наиболее удобными формами представления результатов внеурочной деятельности по программе «Мой мир» являются следующие:
творческие проекты с использованием компьютерных презентаций;
классный смотр «Мои успехи и достижения» с участием родителей;
диагностика;
участие в различных акциях, конкурсах;
публикация работы на страницах СМИ и школьном сайте
2.Планируемые результаты освоения программы
внеурочной деятельности
Личностные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу.
Метапредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить взаимосвязи в разных областях и ситуациях. А также будут формироваться следующие УУД:
Познавательные: умение организовать свою деятельность, находить, запоминать информацию и воспроизводить её при необходимости.
Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
3. Содержание программы
Программа «Мой мир» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа». Программа состоит из 2 модулей:
Искусство общения. Познай себя. (19ч)
Делай хорошее. (15ч)
Данные направления тесно взаимосвязаны между собой и в процессе реализации программы.
№ п/п | Название модуля | Тематическое содержание | Кол-во часов |
1 | Познай себя. Искусство общения | Учимся дружить: Мы – четвероклассники Творческие проекты «Как мы провели летние каникулы» В дружбе сила Чемпионат друзей Домашние животные – наши друзья. Наблюдаем за домашними животными. | 4 |
Я – владелец своих эмоций: Эмоции. Общение. Поведение Я могу управлять своим настроением Мимический тренинг. «Повторяй за мной» 40 эмоций каждое утро и день будет полон радости и счастья. Рисуем настроение и чувства. Тренинг «Коробка счастья». | 4 |
Встречи с самим собой: Мой портрет в лучах солнца (работа с портфолио). Вредные и полезные привычки Классный смотр «Мои успехи и достижения» | 5 |
| | Я среди других: О чем говорят наши жесты День рождения | 5 |
Диагностика:Методика «Дом-дерево-человек» | 1 |
2 | Делай хорошее. | Диагностика:Тест «Что я умею делать и чему я хотел бы научиться?» | 1 |
Осень: Акция «Урожай 2018" Проект «День бабушек и дедушек» Изготовление поделок и поздравление пожилых людей. Проект «День Матери». Панно из бумажных цветов ко Дню Матери Что такое труд и почему люди трудятся. Сбор семян в пакетики. Экскурсия на пришкольный участок. Изготовление поделок для конкурса – выставки «Чудеса осени». Работа над проектом «Деревья и кустарники нашего края». Изучаем листья, плоды, семена. Изучаем кору, ствол дерева. Изучаем осенние изменения в природе | 8 |
Зима: Беседа «Птицы – наши друзья!». Операция «Кормушка». Экологическая акция «Ель» Акция - проект «Новогодние чудеса» | 3 |
Весна: Акция «Патриот». Изготовление поделок, поздравительных открыток, посвященных Дню Победы. Правила дружного труда. Операция «Книжка заболела» в рамках недели детской книги | 3 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Раздел программы Тема занятия | Общее количество часов | Теоретическое кол-во часов | Практическое количество часов |
1 | | Введение. Мы – четвероклассники. Правила поведения в школе. | 1 | 1 | |
2 | | Творческие проекты «Как мы провели летние каникулы». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | | Школьная мотивация учащихся | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | | Акция «Урожай 2019» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | | Проект «День бабушек и дедушек». Изготовление поделок и поздравление с Днем мудрости, уважения, добра. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | | Проект «День бабушек и дедушек». Изготовление поделок и поздравление с Днем мудрости, уважения, добра. | 1 | | 1 |
7 | | Что такое труд и почему люди трудятся. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | | Изготовление поделок для конкурса-выставки «Чудеса осени | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | | Изготовление поделок для конкурса-выставки «Чудеса осени | 1 | | 1 |
10 | | Работа над проектом «Деревья и кустарники нашего края» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | | Работа над проектом «Деревья и кустарники нашего края» | 1 | | 1 |
12 | | Изучаем листья, плоды, семена, кору, ствол дерева. Изучаем осенние изменения в природе. Экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | | Проект «День Матери». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | | День именинников – наш общий праздник. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | | Экологическая акция «Ель» | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | | Беседа «Птицы – наши друзья!». Операция «Кормушка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | | Акция – проект «Новогодние чудеса» | 1 | | 1 |
18 | | Мой портрет в лучах солнца. Работа с портфолио. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | | Методика «Дом-дерево-человек» | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | | Домашние животные – наши друзья. Наблюдаем за домашними животными | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | | Я могу управлять своим поведением. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | | Мимический тренинг. «Повторяй за мной» 40 эмоций каждое утро и день будет полон радости и счастья | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | | Рисуем настроение и чувства. Тренинг «Коробка счастья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | | В дружбе сила. Чемпионат друзей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | | Вредные и полезные привычки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | | Проектная игра «День зимних именинников.» | 2 | 1 | 1 |
27 | | Что я умею и чему я хотел бы научиться? | 1 | 1 | |
28 | | Правила дружного труда. Операция «Книжка заболела» в рамках недели детской книги. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | | О чем говорят наши жесты | 1 | 1 | |
30 | | Мы поздравляем наших друзей. День весенних именинников. | 1 | | 1 |
31 | | Акция «Патриот» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | | Изготовление поделок, открыток, посвященных Дню Победы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | | Поздравляем летних именинников. Игровой практикум. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | | Итоговое занятие Классный смотр «Мои успехи и достижения» | 1 | | 1 |