СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению" Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из 7 модулей и знакомит учащихся с азами финансовой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению" Финансовая грамотность"»

Ростовская область Верхнедонской район станица Шумилинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Шумилинская средняя общеобразовательная школа



утверждаю

Приказ от августа 2021г. №

Директор МБОУ Шумилинской СОШ

__________________ Сакменнова В.В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Финансовая грамотность»


Основное общее образование 10 класс

Количество часов 35

Учитель Любимова Светлана Николаевна





 Программа разработана на основе ООП СОО, Примерной программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов, Е. Б. Лавренова (М: «Просвещение» 2015), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СОО) планом внеурочной деятельности МБОУ Шумилинской СОШ.



2021г.

Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности « Финансовая грамотность».

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование своих действий;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Базовые понятия и знания


Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто­кредитование, потребительское кредитование.Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления про­стых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необхо­димого вида кредита.

Умения

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравни­вать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предвари­тельные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Компетенции

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различ­ные варианты вложения денежных средств в банке.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста

доходов

Базовые понятия и знания Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок РОКЕХ.Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Умения

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информа­цию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информацион­ными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, рас­чёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондо­вом рынке.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить

и чем грозит неуплата

Базовые понятия и знания Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражда­нами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в кото­рых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Умения

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и полу­чать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, запол­нять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Компетенции

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Базовые понятия и знания Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное стра­хование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, стра­ховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенно­сти развития страхового рынка в России, классификация страховых продук­тов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм дей­ствий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Умения

Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правила­ми страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь пра­вильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой термино­логией, разбираться в критериях выбора страховой компании.

Компетенции

Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страхова­нии на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёж­ность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать

и не потерять

Базовые понятия и знания Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.

Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходи­мость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем биз­несе, определение рисков и их снижение.

Умения

Определять потребность в капитале для развития бизнеса, состав­лять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции

Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, фи­нансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ марке­тинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным пред­приятием

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Базовые понятия и знания Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия ин­вестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвести­рования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Умения

Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходно­сти, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предло­жений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции

Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капита­ла в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих ин­вестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Базовые понятия и знания Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пен­сии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Умения

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пен­сии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор опти­мального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжно­сти и доходности.


Тематическое планирование


№ п/п

Название раздела

кол-во часов

1

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

6

2

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5

3

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

4

4

Что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

6

5

Собственный бизнес: как создать и не потерять

5

6

Риски в мире денег: как защититься от разорения

6

7

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

3


ИТОГО

35


Формы контроля: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах по финансовой грамотности, мини-проекты, выступления учащихся с показом презентаций.











Приложение №1

Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности по социальному направлению «Финансовая грамотность» в 10 классе (1 час в неделю,35 часов в год)


п/п

Тема урока

Дата план

Дата

факт


1

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (6ч)

Банковская система

01.09


2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

08.09


3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

15.09


4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

22.09


5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

29.09


6

Написание мини-сочинения на тему: « Чем полезны могут быть банки»

06.10


7

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов(5ч)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

13.10


8

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

20.10


9

Граждане на рынке ценных бумаг

27.10


10

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

10.11


11

Операции на валютном рынке: риски и возможности

17.11


12

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата(4ч)

Что такое налоги и почему их нужно платить



24.11


13

Основы налогообложения граждан

01.12


14

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

08.12


15

Решение практических задач по теме: «Налогообложение»

15.12


16

Что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду(6ч)

Страховой рынок России: коротко о главном



22.12


17

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

12.01


18

Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании

19.01


19

Если нанесён ущерб третьим лицам

26.01


20

Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика

02.02


21

Решение практических тестов по теме:

« Страхование»

09.02


22

Собственный бизнес: как создать и не потерять(5ч)

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать



16.02


23

Пишем бизнес-план

02.03


24

Расходы и доходы в собственном бизнесе

09.03


25

Налогообложение малого и среднего бизнеса

16.03


26

С какими финансовыми рисками может встре­титься бизнесмен

23.03


27

Риски в мире денег: как защититься от разорения(6ч)

Финансовые риски и стратегии инвестирования



06.04


28

Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников

13.04


29

Виды финансовых пирамид

20.04


30

Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет

27.04


31

Работа над мини-проектом по теме: «Риски в мире денег»

04.05


32

Защита мини-проекта по теме: «Риски в мире денег»

11.05


33

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления(3ч)

Как формируется пенсия



18.05


34

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

25.05




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР





























Приложение № 2

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Шумилинской СОШ на 2021-2022 учебный год праздничным днём является 23 февраля, следовательно, учебная программа по курсу «Финансовая грамотность» в 10 классе (1 час в неделю 35 часов в год) будет реализована за 34 часа.

Лист корректировки


№ урока из КТП

Тема урока по КТП

Дата по плану

Вид корректировки

Причина корректировки

Дата корректировки
















































































СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор школы

___________(Сакменнова В.В.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей