муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы _________________
С.С.Малахова
Приказ от 23.08.2021 года №187
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Доноведение» (общеинтеллектуальное направление)
(указать учебный предмет, курс)
на 2021 – 2022 учебный год
Уровень общего образования начальное общее, 2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю 1
Учитель Паршина Ольга Петровна
Ф.И.О.
Программа разработана на основе: примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева,
Доноведение (2 класс), Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.
Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009
(указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания при наличии)
ст.Маркинская
2021 год
Раздел 1.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:
пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях;
об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Метапредметные УУД
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве;
для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко - культурного потенциала Донского края.
Познавательные универсальные учебные действия:
общие представления о традиционной казачьей культуре, природе и истории Донского края, укрепление ценностей семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким, любви к своей малой родине, проводить наблюдения во время экскурсий;
исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма, слушать и вступать в диалог.
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе), природе родного края.
Предметные УУД
Ученик научится:
-
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
-
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
-
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
-
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
-
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
-
описывать наиболее важные события истории родного края;
-
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
-
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
-
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
знать:
-
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
-
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
-
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
-
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
-
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
-
государственную символику Ростовской области, своего района;
-
важнейшие события в истории родного края;
-
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
-
родственные связи в семье;
-
правила поведения в общественных местах и на улице;
Ученик получит возможность:
иметь представления:
Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности
Я и окружающий мир.
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону. Природа Донского края. Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). Человек и природа. Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе. Жизнь на Дону. Обычаи, обряды и праздники на Дону. С днём рождения, родная станица. Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения станицы. Вместе дружная семья.
Основные виды и формы учебной деятельности:
Традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, ролевая игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, защита проектов, соревнование, фестиваль, творческая встреча, концерт.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Методы по способу организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа);
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу);
- практический (тренинг, упражнение, творческая практическая работа).
Методы по уровню деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Методы по форме организации деятельности учащихся:
фронтальный; коллективный; групповой; коллективно-групповой; в парах; индивидуальный.
Раздел 3.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид деятельности |
1 | 7.09 | | С чего начинается Родина… | |
2 | 14.09 | | С днём рождения, родное село! | экскурсия |
3 | 21.09 | | Школа – светлая гавань детства. | конкурс на лучший рисунок |
4 | 28.09 | | Дорога от дома до школы. | экскурсия |
5 | 5.10 | | Природа. | экскурсия |
6 | 12.10 | | Природа. | практическая работа |
7 | 19.10 | | Село и природа. | практическая работа |
8 | 9.11 | | Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое? | практическая работа |
9 | 16.11 | | Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое? | экскурсия на школьный двор |
10 | 23.11 | | Кустарники. | экскурсия на школьный двор |
11 | 30.11 | | Травушка – муравушка. | экскурсия на школьный двор |
12 | 7.12 | | Травушка – муравушка. | практическая работа |
13 | 14.12 | | Растения и мы. | практическая работа |
14 | 21.12 | | Краски Тихого Дона. | экскурсия |
15 | 28.12 | | Мои имя, отчество, фамилия. | практическая работа |
16 | 11.01 | | Что ты знаешь о роде своём. | практическая работа |
17 | 18.01 | | Чудесный праздник – Новый год! | практическая работа |
18 | 25.01 | | Зимние обряды на Дону. Коляда. | экскурсия |
19 | 1.02 | | Зимние обряды на дону. Масленица. | практическая работа |
20 | 8.02 | | Животный мир Ростовской области. | экскурсия |
21 | 15.02 | | Домашняя мохнатая азбука. | конкурс |
22 | 22.02 | | Мой домашний милый друг. | конкурс |
23 | 1.03 | | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. | практическая работа |
24 | 15.03 | | Родные просторы. | экскурсия |
25 | 29.03 | | Чем богаты наши недра. | конференция |
26 | 5.04 | | Что такое почва? | конференция |
27 | 12.04 | | Почва нам и стол и дом. | дискуссия |
28 | 19.04 | | Рядом с домом озеро и речка. | экскурсия на речку |
29 | 26.04 | | Рядом с домом лес и луг. | экскурсия на лугу |
30 | 17.05 | | Ориентирование на местности | практическая работа |
31 | 24.05 | | Человек - хозяин природы? | практическая работа |
32 | 31.05 | | Международный день защиты детей. | рисунки на асфальте |
Всего: 32 часа |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета от 23.08. 2021 года № 1 ___________ Л.И.Кардакова подпись руководителя МС Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Л.И.Кардакова подпись Ф.И.О. 23 августа 2021 года |