Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
имени Героя Российской Федерации Дмитрия Леонидовича Рычкова
Режевского городского округа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на методсовете заместитель руководителя по УВР директор школы
______/ Арыкова О.В. _________/О.А. Ясашных ________/А.А.Климцева
от «28» августа 2020г. «28» августа2020г. «28» августа 2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
внеурочной деятельности
по ___математике_
___ «Математика на практике»___
____9__ класс
Срок реализации __1__ год
Учителя математики: Арыкова О.В.
Милевская Е.П.
Реж
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………3
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………. 3
3. СОДЕРЖАНИЯ КУРСА …………………………………………….4
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ……………………….. 7
5.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ…………………………………………………7
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………….. …8
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………9
8.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………… 9
Пояснительная записка
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Эта способность необходима для текущей и будущей личной, профессиональной и общественной жизни индивида в семье и обществе, а также для жизни созидательного, заинтересованного и мыслящего гражданина.
Под грамотностью понимается способность функционально использовать математические знания и умения. Математическая грамотность включает также способность выделить в различных ситуациях математическую проблему и решить ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью.
Поэтому целью данного курса является развитие функциональной математической грамотности для использования математики в решении практических задач в различных контекстах.
В 2020-21 учебном году 9 класс заканчивают обучающиеся, программа обучения которых с 1-го класса была построена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим в проектах контрольно-измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) уже в 2020, а так же и в 2021 годам по математике (как и по другим предметам), представленных Федеральным институтом педагогических измерений есть ряд существенных изменений.
Известно, что в настоящее время в обучении приоритетными направлениями являются: системно-деятельностный подход; переход от сухого изучения теоретических терминов к практическому применению знаний на практике; развитие метапредметных связей; умение пользоваться справочной информацией; эффективная работа с информацией.
В сравнении с экзаменационными моделями 2019 г. в проектах КИМ ОГЭ 2020-21 г. по математике включен новый блок практико-ориентированных задач (с 1 по 5 задания). Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Чему равна площадь поверхности стен вашего дома, и сколько нужно приобрести кирпича для его утепления? Сколько нужно купить обоев, чтобы оклеить стены квартиры? Как посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию? Какую прибыль можно получить при вкладе в банк? Вот примерные вопросы практико-ориентированных задач.
Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению знаний, так как возникают аналогии с конкретными действиями и событиями из реальной жизни. Особенность этих заданий вызывает повышенный интерес учащихся, способствует развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения таких задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, обеспечивается развитие личности ученика: наблюдательность, умение воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления. Так же развиваются творческие способности у обучающихся, самостоятельная деятельность математического характера. Раскрывается роль математики в современном мире.
Цель курса: помочь обучающимся приобрести навыки решения практико-ориентированных задач ОГЭ.
Задачи курса:
рассмотреть различные варианты практико-ориентированных задач ОГЭ 2021 по математике;
проанализировать условие каждой задачи, найти и обосновать рациональный способ решения задачи.
Перечень вариантов практико-ориентированных задач:
1. Задача о дачном участке;
2. Задача про планировку квартиры;
3. Задача про форматы листов;
4. Задача о земледелии в горных районах;
5. Задача о мобильном интернете и тарифе;
6. Задача о теплице;
7. Задача про печь для бани;
8. Задача про автомобильные шины;
9. Задача про полис ОСАГО;
10. Задача про маршруты и населенные пункты;
11. Задача про схемы метро.
Данный курс рассчитан на 34 часа.
Каждое занятие состоит из двух частей: анализ условия задачи и ее решение вместе с учителем; самостоятельное (или домашнее) решение аналогичной задачи.
Программа может быть эффективно использована в 9-ых классах при подготовке к ОГЭ.
Содержание программы
Практико-ориентированные задачи в курсе математики
В настоящее время широко применяется термин «задача», как в жизни, так и в науке. Этим термином обозначаются многие и весьма различные понятия, но на сегодняшний день нет общего определения понятия «задача». Наиболее простое определение задачи, было дано известным педагогом-математиком С. О. Шатуновским. Оно гласит: «Задача есть изложение требования «найти» по «данным» вещам другие «искомые» вещи, находящиеся друг к другу и к данным вещам в указанных соотношениях». При этом предполагается, что понятия «вещь», «найти», «данные», «искомые» в каждом отдельном случае особо определяются.
В широком смысле задача рассматривается как проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.
В словаре Ожегова определение задачи звучит следующим образом: «Задача - то, что требует исполнения, разрешения. Это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления».
Таким образом задачи можно разделить на виды:
Задача – есть ситуация, требующая от субъекта некоторого действия.
Мыслительная задача – ситуация, требующая от субъекта некоторого
действия, направленного на нахождение неизвестного
Проблемная задача (или проблема) – ситуация, требующая от субъекта
некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе пользования его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способом (алгоритмом) этого действия.
Таким образом, под термином «задача» будем рассматривать проблемную ситуацию, включающую цель и условия для ее достижения. В своей работе будем называть их практико-ориентированными задачами. Под практико-ориентированной задачей понимается, прежде всего, текстовая математическая задача, в которой выделяется четыре основных компонента:
1) условие – начальное состояние;
2) базис решения – теоретические основы решения;
3) решение – преобразование условия задачи для нахождения, требуемого;
4) заключение – конечное состояние.
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Цель этих задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают учащимся работать с информацией, выделять и отбирать главное, выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах, развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся.
Виды практико-ориентированных заданий:
Аналитические – это определение и анализ цели, выбор и анализ
условий и способов решения, средств достижения цели;
Организационно – подготовительные – это планирование и организация
практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов; анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними.
Оценочно-коррекционные – это формирование действий оценки и
коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности.
Одной из характеристик практико-ориентированных задач является их нестандартность, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов. Другой особенность является присутствие различной степень рациональности – это наличие нескольких способов решения задачи. Также в задаче достаточно объёмная формулировка условий при наличии избыточных или недостающих данных. Постоянное применение практико-ориентированных задач при обучении математики в школе, позволит учащемуся закрепить и углубить теоретические знания, овладеть умениями и навыками по учебной дисциплине, уметь связывать учебный процесс с реальными жизненными условиями, проявлять инициативу и самостоятельность.
Виды практико-ориентированных задач, изучаемых в основной школе
Задачи на проценты
Задачи с процентами часто попадаются в экзаменационных заданиях. Многих они сбивают с толку – как разобраться с условием и как это решить? И совершенно зря, потому что с задачами на проценты каждый часто встречается в обычной жизни.
Пока такие задачки остаются оторванными от реальности строчками в учебнике, их бывает сложно понять и тем более решить. Чтобы стало понятнее, мы вам сейчас покажем примеры из обычной жизни, где вам могут встретиться проценты. А еще просто и доступно объясним, как решать задачи на проценты. И все у вас станет на свои места.
Давайте оглядимся по сторонам: значения в процентах указаны на упаковках с любыми продуктами. Значок процента «%» смотрит на нас с рекламных плакатов скидок и распродаж. В новостях проценты сразу бросаются в глаза, когда речь идет о повышении цен на товары или коммунальные услуги. А вот такая ситуация: вы купили что-нибудь через интернет и получили извещение от ближайшего почтового отделения. Или сами собираетесь послать подарок другу в другой город. Вам обязательно надо уметь разбираться с процентами, чтобы узнать, сколько денег почта захочет получить за свои услуги по пересылке. Или возьмем банковские кредиты и ипотеку. Банки в договорах всегда пишут мелкими буквами всякие вещи, которые полезно понимать. Например, какой процент по кредиту придется заплатить банку кроме тех денег, которые вы у него «одолжили» и обязаны вернуть.
А самый близкий школьникам пример связан с экзаменами. Каждый год после экзаменов публикуют официальную статистику. В которой немало задействованы и проценты. И эти проценты имеют прямое отношение к будущим выпускникам. Например, процент ребят, сдавших экзамен по математике на «хорошо» и «отлично» косвенно говорит о том, сколько абитуриентов с высокими баллами могли подать документы в вузы на технические специальности. А еще на программирование, прикладную математику и т.п. Чем их больше, тем выше конкурс. Если сравнивать их результаты со своими оценками, можно прикинуть собственные шансы на поступление.
Решение логических задач с помощью таблиц.
Логические задачи интересны, прежде всего, тем, что они занимательны, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Их решение развивает логическое мышление, а это способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному усвоению основ любой другой науки. Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. В данном параграфе представлены подборки логических задач, решаемых с помощью таблиц, приведенных в заданиях ОГЭ и курса реальная математика. Обычно трудно удержать в памяти все звенья логических рассуждений. Испытанный способ их записи – составление таблиц, называемых логическими квадратами. Как они строятся? Попробуем объяснить их на задачах .
Задачи на выполнение действий
На первый взгляд, задачи на выполнение действий самые простые. Конечно же это только на первый взгляд. Решать данные виды задач можно как ответ на вопрос, поставленный в задаче, и решение как процесс нахождения этого результата.
С точки зрения методики обучения решению задач на первый план выступает процесс нахождения результата, который в свою очередь, тоже можно рассматривать с различных точек зрения Во-первых, как способ нахождения результата и, во-вторых, как последовательность тех действий, который входят в тот или иной способ. Важнейшим условием для успешного решения данных видов задач, является умение выделять условие задачи (что дано) и и заключение (что необходимо найти).
Задачи на составление уравнений
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.
В курсе математики 5 – 9 классов рассматриваются два основных способа решения текстовых задач: арифметический и алгебраический. Арифметический способ состоит в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата, что было рассмотрено в 2.1 – 2.3. Алгебраический способ основан на использовании уравнений, составляемых при решении задач.
Остановимся на некоторых основных вопросах работы по составлению уравнений при решении текстовых задач.
Такая работа в основном осуществляется в 5 – 6 классах, хотя простейшие задачи уже решались этим методом в 1 – 4 классах.
Здесь можно выделить два основных этапа. На первом задача состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать некоторые важные общеучебные и математические навыки. На втором этапе основное внимание должно быть уделено выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучению переводу этих зависимостей на математический язык. Остановимся на каждом этапе подробнее.
Первый этап задачи.
К наиболее важным умениям, которые необходимо сформировать на этом этапе изучения текстовых задач, относятся следующие:
умение внимательно читать текст задачи;
умение проводить первичный анализ текста задачи – выделять условие и вопрос задачи;
умение оформлять краткую запись текста задачи;
умение выполнять чертежи (рисунки), таблицы по тексту задачи.
Выполненный чертеж (рисунок) или таблица по тексту задачи позволяет фиксировать ход рассуждений при ее решении, что способствует формированию общих подходов к решению задач. Поэтому к выполнению чертежей предъявляются требования: они должны быть наглядными, четкими, соответствовать тексту задачи; на них должны быть отражены по возможности все данные, входящие в условие задачи; выделенные на них данные и искомые должны соответствовать условию и общепринятым обозначения.
Еще одним важным моментом является понимание словесного выражения изменению величин и фиксация их в виде математических выражений или уравнений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА:
В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
• имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;
• умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
• умеют самостоятельно работать с математической литературой;
• знают основные приемы решения нестандартных задач, понимают теоретические основы способов решения задач;
• умеют решать задачи различными методами;
• умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
• умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Смысл предпрофильного курса заключается в предоставлении каждому ученику «индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому – нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты выполнения учениками зачетных заданий:
1. Решение учеником в качестве индивидуального домашнего задания предложенных учителем задач из того списка, что завершает каждый модуль и называется «Упражнения для самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу развития.
2. Решение группой учащихся в качестве домашнего задания предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе способствует проявлению интереса к учению как деятельности.
Учащимся, ориентированным на выполнение заданий более высокого уровня сложности, предлагается:
• Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией.
• Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.
• Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
• Самостоятельный подбор задач на изучаемую тему курса из дополнительной математической литературы.
В ходе решения этих заданий учащиеся должны показать понимание теоретических основ способов решения уравнений и уметь решать задания из «Упражнений для самостоятельной работы» (подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации).
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Про земельные участки, про преимущества газового отопления перед электрическим обогревом помещения. | 1 |
2 | Про устройство террас-грядок на горном склоне и урожайность сельскохозяйственных культур. | 2 |
3 | Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений | 1 |
4 | Задачи про стоимость мобильной связи, про выбор оптимального тарифа в зависимости от минут и гигабайт. | 1 |
5 | Задачи про теплицу. | 2 |
6 | Про установку печи в бане, дровяная печь в эксплуатации обойдется дешевле электрической. | 2 |
7 | Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений | 1 |
8 | Задачи про автомобильные шины. | 2 |
9 | Задачи по план-схеме двухкомнатной квартиры, нахождение и сравнение площадей разных комнат. | 1 |
10 | Задачи про ОСАГО, страховые случаи дорожных ситуаций и автолюбителей. | 2 |
11 | Про схемы метро, вычисление длины кольцевой линии и отдельных веток метро от одной станции до другой; расчет наиболее дешевой поездки по различным видам проездных карт. | 2 |
12 | Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений | 1 |
13 | Моделирование задач математического содержания на товарно-денежные отношения. (расчет количества стройматериала) | 1 |
14 | задачи о покупках. (приобретение стройматериала) | 1 |
15 | Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления. | 2 |
16 | Задачи на «работу» | 1 |
17 | Задачи на расчет площадей комбинированных фигур (отделочная работа, оклеивание стен обоями, окраска, выкладывание плитки) | 2 |
18 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | 2 |
19 | Процентное отношение в растворах | 2 |
20 | Графическое решение задач на движение пешеходов и транспорта | 1 |
21 | Табличное решение задач на движение пешеходов и транспорта | 1 |
22 | Решение задач на движение по воде | 1 |
23 | Моделирование при решении задач на движение | 1 |
24 | Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений | 1 |
| Итого | 34 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса учащиеся познакомятся с некоторыми важными и интересными приложениями математики, методами решения прикладных задач, попробуют применять полученные знания на практике, в реальной жизни. Это, в свою очередь, будет содействовать развитию познавательных способностей учащихся, формированию у них исследовательской деятельности и общей культуры личности. В процессе проведения занятий по вышеназванным темам у школьников формируется логика рассуждений, логическое мышление, закладываются основы математического моделирования.
Предлагаемый курс, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усиливает прикладную направленность школьной математики и способствует выявлению одаренных и талантливых учеников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ 2020. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2020 года
ОГЭ, математика, типовые экзаменационные варианты, 36 вариантов, Ященко И.В., 2020
ФИПИ http://fipi.ru/
РЕШУ ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru/test?theme=103
https://www.time4math.ru/oge
https://www.uchportal.ru/load/246-1-0-87948
https://infourok.ru/zadaniya-oge-po-matematike-4010688.html
https://math-oge.sdamgia.ru/test?theme=107