МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР МБОУ «Лежанская СОШ» ____________А.Л. Апельдимова «____» ____________ 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Лежанская СОШ» ____________ И.В. Лагойская «____» ______________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подготовка к ОГЭ по обществознанию. Модуль «Экономика»»
на 2022-2023 учебный год
9 класс
Составила:
Кожушко Юлия Николаевна,
учитель истории, обществознания
С. Лежанка, 2022 год
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Обществознание. Подготовка к ОГЭ. Модуль «Экономика»» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 8 часов (1 час в неделю).
Превращение ОГЭ в одну из основных форм аттестации учащихся 9-х классов уже сейчас оказывает серьезнее влияние на весь учебный процесс. Подготовка к ОГЭ, которая, как известно, выступает лишь инструментом выявления знаний и умений учащихся по предмету, становится одной из главных задач учебных занятий в девятых классах.
Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основой успешной сдачи ОГЭ. Поэтому в школах вводят специальные занятия для подготовки к ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данного курса. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.
Актуальность: Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Цель программы – подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
- сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
Планируемые результаты освоения данного курса
Личностными результатами изучения являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры.
Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
понимать цели проведения ОГЭ;
понимать особенности проведения ОГЭ по обществознанию;
понимать структуру и содержание КИМов ОГЭ по обществознанию;
эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по обществознанию;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
применять свои знания в стандартной ситуации: решение тестовых заданий, решение заданий на анализ признаков событий или явлений, решение заданий на классификацию событий, явлений, составление простого плана.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Принципы, на которых базируется программа курса:
учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
научность, связь теории и практики;
преемственность;
наглядность;
систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний;
здоровьсбережение.
Содержание курса (8 ч.)
Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА. (1 ч.)
Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
Раздел 1. Экономика (6 ч.)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий части 1. Экономика. Решение типичных заданий части 2.
Итоговое повторение. (1 ч.)
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий части 2.
Практическое решение тестовых заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Колич. часов | Формы текущего контроля | Дата проведения |
по плану | фактич. |
1 | ОГЭ как итоговая форма контроля. Знакомство с бланками. Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | 1 | Знакомство с бланками ОГЭ. Структура КИМ, кодификатор, спецификация. | 1.11.2022 | |
Раздел 3. Экономика 6 ч. |
2 | Экономика, её роль в жизни общества. Факторы производства. Экономические системы. Собственность. | 1 | Тестирование. Решение типичных заданий. Составление плана. | 3.11. 2022 | |
3 | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда | 1 | Тестирование. Решение типичных заданий. | 10.11.2022 | |
4 | Потребитель. Производство. Производитель. | 1 | Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логику. | 17.11.2022 | |
5 | Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике. | 1 | Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. | 24.11.2022 | |
6-7 | Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица. | 2 | Тестирование. Решение типичных заданий. | 01.12.2022 | |
Итоговое повторение. 1ч. |
8 | Совершенствование навыков по выполнению заданий. Практикум по решению заданий. | 1 | Самостоятельная работа | 08.12.2022 | |
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5. http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал ГИА
6. http://egeigia.ru/ - ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена»
7. http://opengia.ru/ - открытый банк заданий ОГЭ
8. http://ege.yandex.ru - подготовка к ОГЭ
9. www.alleng.ru - портал о пособиях по подготовке к ГИА
10. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
11. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы.