Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Принято | Утверждено |
на заседании МО | на заседании педагогического | приказом от « » сентября |
(Протокол от « » августа | совета | 2020 года № |
2020 года № | (Протокол от « » августа | Директор школы |
| 2020 года № ) | Л. А. Парфенова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по направлению
общеинтеллектуального развития и воспитания обучающихся
основного общего образования
«Готовимся к ОГЭ по биологии»
9 класс
на 2020– 2021 учебный год
Составитель: Константинова Елена Владимировна,
I квалификационная категория
2020г.
Пояснительная записка
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по биологии» для учащихся 9 класса, составлена на основе документов:
- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;);
-Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования
Богатое содержание курса биологии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Настоящая программа предназначена для организации повторения материала
биологии, изученного в 5-8 классах и вынесенного на основной государственный экзамен в 9 классе.
Согласно действующему учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на 2020-2021 учебный год на изучение курса « Готовимся к ОГЭ по биологии» в 9 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Цели изучения биологии :
формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;
овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.
Основные задачи обучения:
• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение курса биологии в 6 классе направлено на достижение следующих результатов.
Предметные результаты:
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
осуществлять элементарные биологические исследования;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;
распознавать органы цветковых растений;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;
различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;
сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;
составлять морфологическое описание растений;
выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;
находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;
характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
• распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
• устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
• приводить примеры животных разных систематических групп;
• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
• характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
• оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологии;
• выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных систематических групп; находить сходство в строении животных разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;
• объяснять взаимосвязь особенностей строения организма животного с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений животных к среде обитания;
• составлять элементарные цепи питания;
• различать группы живых организмов в зависимости от роли, которую они играют в биоценозах; характеризовать взаимосвязи между животными в биоценозах;
• объяснять причины устойчивости биоценозов; сравнивать естественные и искусственные биоценозы;
• объяснять роль животных в круговороте веществ в биосфере;
особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Метапредметные результаты:
1)познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
2)регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3)коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные результаты:
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
умение применять полученные знания в практической деятельности;
осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Содержание тем учебного предмета
Введение (1 час)
Биология — наука о живой природе, методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.
Раздел 1 Доядерные организмы (1 час)
Царство Бактерии. Строение бактериальной клетки. Основные процессы жизнедеятельности бактерий. Питание. Дыхание. Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клубеньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бактерий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Раздел 2 Одноклеточные организмы (1час)
Простейшие, общая характеристика. Многообразие простейших, их особенности. Систематические группы простейших. Значение простейших в природе и в жизни человека.
Общая характеристика протистов. Гетеротрофные протисты. Автогетеротрофные протисты. Значение протистов.
Раздел 3 Многоклеточные организмы (6 часов)
Особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, испарения и размножения. Взаимосвязь особенностей строения органов растительного организма с выполняемыми им функциями. Влияние условий среды на процессы жизнедеятельности растений. Рост и развитие растений. Типы размножения растений: половое и бесполое. Особенности размножения растений, принадлежащих к разным систематическим группам. Процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. Способы вегетативного размножения цветковых растений. Преимущества покрытосеменных растений над растениями других отделов.
Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты.
Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов.
Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.
Раздел 4 Многообразие беспозвоночных животных (6 часов)
Многоклеточные животные: двухслойные, трехслойные. Беспозвоночные. Тип Губки, общая характеристика. Образ жизни губок. Систематические группы губок: класс Известковые, класс Стеклянные, класс Обыкновенные. Значение губок. Тип Кишечнополостные, общая характеристика. Образ жизни кишечнополостных. Систематические группы кишечнополостных: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы. Значение кишечнополостных. Тип Плоские черви, общая характеристика. Систематические группы плоских червей: класс Ресничные, класс Сосальщики, класс Ленточные. Значение плоских червей. Тип Круглые черви, общая характеристика. Образ жизни круглых червей. Тип Кольчатые черви (Кольчецы), общая характеристика. Систематические группы кольчецов: класс Многощетинковые (Полихеты), класс Мало-щетинковые (Олигохеты), класс Пиявки. Образ жизни представителей разных классов кольчатых червей. Тип Моллюски, общая характеристика. Систематические группы моллюсков: класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие. Тип Иглокожие, общая характеристика. Систематические группы иглокожих: класс Морские лилии, класс Морские звезды, класс Морские ежи, класс Голотурии (Морские огурцы), класс Офиуры. Тип Членистоногие, общая характеристика. Систематические группы членистоногих: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Полужесткокрылые (Клопы), Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, Перепончатокрылые. Развитие с превращением (яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое). Значение представителей отрядов насекомых. Общественные насекомые.
Раздел 5 Тип Хордовые (5 часов)
Тип Хордовые, общая характеристика. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники. Подтип Черепные (Позвоночные), общая характеристика. Класс Круглоротые. Рыбы, общая характеристика. Систематические группы рыб: класс Хрящевые, класс Костные. Отряды хрящевых рыб: Акулы, Скаты, Химерообразные. Отряды костных рыб: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лосо-сеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Класс Земноводные (Амфибии). Земноводные, общая характеристика. Систематические группы земноводных: отряд Безногие, отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии), общая характеристика. Систематические группы пресмыкающихся: отряд Чешуйчатые, отряд Черепахи, отряд Крокодилы. Значение различных отрядов пресмыкающихся. Класс Птицы, общая характеристика. Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуа-рообразные, Гусеобразные, Дневные хищные птицы, Совы, Воробьинообразные, Голенастые (Листообразные). Значение представителей птиц разных отрядов. Класс Млекопитающие (Звери), общая характеристика. Подкласс Яйцекладущие (Первозвери). Подкласс Настоящие звери: сумчатые, плацентарные. Отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Значение представителей разных отрядов млекопитающих.
Раздел 6 Человек и его здоровье (13часов)
Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма. Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и выведение её из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы. Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка - рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения,
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства, Взаимодействие анализаторов.
Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Раздел 7 Общая биология (1 час)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе выполнение тестовых заданий, решение биологических задач |
Тесты | Задачи | |
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | |
2 | Доядерные организмы | 1 | 1 | 1 | |
3 | Одноклеточные организмы | 1 | 1 | 1 | |
4 | Многоклеточные организмы | 6 | 1 | 1 | |
5 | Многообразие беспозвоночных животных | 6 | 1 | 1 | |
6 | Тип Хордовые | 5 | 1 | 1 | |
7 | Человек и его здоровье | 13 | 1 | 1 | |
8 | Общая биология | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 8 | 8 | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | Дата | Примеча- ние |
план | факт |
Введение (1 час) |
1 | Науки о живой природе | 1 | | | |
Доядерные организмы (1 час) |
2 | Прокариоты | 1 | | | |
Одноклеточные организмы (1час) |
3 | Протисты | 1 | | | |
Многоклеточные организмы (6 часов) |
4-5 | Грибы | 2(1) | | | |
6-7 | Растения | 2(1) | | | |
8-9 | Животные | 2(1) | | | |
Многообразие беспозвоночных животных (6 часов) |
10 | Тип Кишечнополостные | 1 | | | |
11 | Тип Плоские черви | 1 | | | |
12 | Тип Круглые черви | 1 | | | |
13 | Тип Кольчатые черви | 1 | | | |
14 | Тип Моллюски | 1 | | | |
15 | Тип Членистоногие | 1 | | | |
Тип Хордовые (5 часов) |
16 | Надкласс Рыбы | 1 | | | |
17 | Класс Земноводные | 1 | | | |
18 | Класс Пресмыкающиеся | 1 | | | |
19 | Класс Птицы | 1 | | | |
20 | Класс Млекопитающие | 1 | | | |
Человек и его здоровье (13часов) |
21 | Эндокринная система | 1 | | | |
22 | Нервная система | 1 | | | |
23 | Опорно – двигательный аппарат | 1 | | | |
24 | Кровь | 1 | | | |
25 | Сердечно – сосудистая система. Кровообращение. | 1(2) | | | |
26 | Дыхательная система. | 1(2) | | | |
27 | Пищеварительная система | 1(20 | | | |
28 | Обмен веществ и энергии | 1 | | | |
29 | Выделительная система | 1 | | | |
30 | Покровная система. Кожа | 1 | | | |
31 | Репродуктивная система | 1 | | | |
32 | Анализаторы | 1 | | | |
33 | Высшая нервная деятельность | 1 | | | |
Общая биология (1 час) |
34 | Экосистема. Биогеоценоз. | 1 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет биология
Класс 9
Учитель Константинова Е. В.
2020 - 2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректи- ровки | Способ корректи- ровки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |