СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития и воспитания обучающихся "Готовимся к ОГЭ по биологии", 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по биологии» для учащихся 9 класса.

Настоящая программа предназначена для организации повторения материала  

биологии,  изученного в 5-8 классах  и вынесенного на основной государственный экзамен в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению общеинтеллектуального развития и воспитания обучающихся "Готовимся к ОГЭ по биологии", 9 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«2-я Выгорновская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Принято

Утверждено

на заседании МО

на заседании педагогического

приказом от « » сентября

(Протокол от « » августа

совета

2020 года №

2020 года №

(Протокол от « » августа

Директор школы


2020 года № )

Л. А. Парфенова











Рабочая программа

внеурочной деятельности по направлению

общеинтеллектуального развития и воспитания обучающихся

основного общего образования

«Готовимся к ОГЭ по биологии»

9 класс

на 2020– 2021 учебный год











Составитель: Константинова Елена Владимировна,

I квалификационная категория









2020г.

Пояснительная записка

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности «Готовимся к ОГЭ по биологии» для учащихся 9 класса, составлена на основе документов:

- письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14 декабря 2015г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;);

-Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования

Богатое содержание курса биологии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Настоящая программа предназначена для организации повторения материала

биологии, изученного в 5-8 классах и вынесенного на основной государственный экзамен в 9 классе.

Согласно действующему учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на 2020-2021 учебный год на изучение курса « Готовимся к ОГЭ по биологии» в 9 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.




Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.

Цели изучения биологии :

  • формирование представлений о целостной кар­тине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятель­ности людей;

  • приобретение знаний о строении, жизнедея­тельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;

  • овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической дея­тельности;

  • развитие познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными ор­ганизмами, биологических экспериментов, ра­боты с различными источниками информации;

  • систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;

  • воспитание позитивного ценностного отно­шения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по от­ношению к природной среде.

  • обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.

  • обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.

  • обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира.


Основные задачи обучения:

• ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетенциями: учеб­но-познавательными, информационными, цен­ностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной дея­тельности, и эстетической культуры как спо­собности к эмоционально-ценностному отно­шению к объектам живой природы.







Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса


Изучение курса биологии в 6 классе направлено на достижение следующих результатов.

Предметные результаты:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности покрытосеменных растений;

  • распознавать органы цветковых растений;

  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют в организме растения;

  • различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные;

  • сравнивать особенности строения однодольных и двудольных растений;

  • составлять морфологическое описание растений;

  • выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение в растительном мире;

  • находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособления растений к среде обитания;

  • характеризовать взаимосвязи между растениями в природных сообществах;

  • описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

  • • распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

  • • устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

  • • приводить примеры животных разных система­тических групп;

  • • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

  • • характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

  • • оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологии;

  • • выделять прогрессивные черты в строении ор­ганов и систем органов животных разных систе­матических групп; находить сходство в строе­нии животных разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

  • • объяснять взаимосвязь особенностей строения организма животного с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений животных к среде обитания;

  • • составлять элементарные цепи питания;

  • • различать группы живых организмов в зави­симости от роли, которую они играют в био­ценозах; характеризовать взаимосвязи между животными в биоценозах;

  • • объяснять причины устойчивости биоценозов; сравнивать естественные и искусственные био­ценозы;

  • • объяснять роль животных в круговороте ве­ществ в биосфере;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки.тканей, органов и систем органов человеческого организма;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;

  • вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины



Метапредметные результаты:

1)познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

2)регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


3)коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Содержание тем учебного предмета

Введение (1 час)

Биология — наука о живой природе, методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого.


Раздел 1 Доядерные организмы (1 час)

Царство Бактерии. Строение бактериальной клетки. Основные процессы жизнедеятельности бактерий. Питание. Дыхание. Взаимоотношения бактерий с другими организмами. Клу­беньковые бактерии и их роль в повышении плодородия почвы. Фотосинтезирующие бактерии. Характеристика гнилостных бакте­рий, их польза и вред. Болезнетворные бактерии и профилактика заболеваний растений, животных, человека. Значение бактерий в природе и жизни человека.


Раздел 2 Одноклеточные организмы (1час)

Простейшие, общая характеристика. Многообра­зие простейших, их особенности. Систематические группы простейших. Значение простейших в природе и в жизни человека.

Общая характеристика протистов. Гетеротрофные протисты. Автогетеротрофные протисты. Значение протистов.

Раздел 3 Многоклеточные организмы (6 часов)

Особенности процессов жизнедеятельности ра­стений: питания, дыхания, испарения и размножения. Взаимосвязь особенностей строения органов расти­тельного организма с выполняемыми им функциями. Влияние условий среды на процессы жизнедеятель­ности растений. Рост и развитие растений. Типы раз­множения растений: половое и бесполое. Особенно­сти размножения растений, принадлежащих к разным систематическим группам. Процесс двойного опло­дотворения у покрытосеменных растений. Способы вегетативного размножения цветковых растений. Пре­имущества покрытосеменных растений над растения­ми других отделов.

Общая характеристика грибов. Питание грибов. Размножение грибов. Дрожжи и плесени. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-паразиты.

Значение грибов в природе и жизни человека. Введение в культуру шампиньонов. Охрана грибов.

Общая характеристика лишайников. Экология лишайников. Строение, питание и размножение. Симбиоз. Роль лишайников в природе.


Раздел 4 Многообразие беспозвоночных животных (6 часов)

Многоклеточные животные: двухслойные, трех­слойные. Беспозвоночные. Тип Губки, общая ха­рактеристика. Образ жизни губок. Систематические группы губок: класс Известковые, класс Стеклян­ные, класс Обыкновенные. Значение губок. Тип Кишечнополостные, общая характеристика. Образ жизни кишечнополостных. Систематические груп­пы кишечнополостных: класс Гидроидные, класс Сцифоидные, класс Коралловые полипы. Значение кишечнополостных. Тип Плоские черви, общая ха­рактеристика. Систематические группы плоских червей: класс Ресничные, класс Сосальщики, класс Ленточные. Значение плоских червей. Тип Круглые черви, общая характеристика. Образ жизни круглых червей. Тип Кольчатые черви (Кольчецы), общая ха­рактеристика. Систематические группы кольчецов: класс Многощетинковые (Полихеты), класс Мало-щетинковые (Олигохеты), класс Пиявки. Образ жиз­ни представителей разных классов кольчатых червей. Тип Моллюски, общая характеристика. Системати­ческие группы моллюсков: класс Брюхоногие, класс Двустворчатые, класс Головоногие. Тип Иглокожие, общая характеристика. Систематические группы иг­локожих: класс Морские лилии, класс Морские звез­ды, класс Морские ежи, класс Голотурии (Морские огурцы), класс Офиуры. Тип Членистоногие, общая характеристика. Систематические группы членисто­ногих: класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Полужесткокрылые (Клопы), Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, Перепончатокрылые. Развитие с превращени­ем (яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое). Значение представителей отрядов насекомых. Обще­ственные насекомые.

Раздел 5 Тип Хордовые (5 часов)

Тип Хордовые, общая характе­ристика. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники. Подтип Черепные (Позвоночные), общая характеристика. Класс Круглоротые. Рыбы, об­щая характеристика. Систематические группы рыб: класс Хрящевые, класс Костные. Отряды хрящевых рыб: Акулы, Скаты, Химерообразные. Отряды кост­ных рыб: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лосо-сеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Класс Земноводные (Амфибии). Земноводные, общая ха­рактеристика. Систематические группы земноводных: отряд Безногие, отряд Хвостатые, отряд Бесхвостые. Класс Пресмыкающиеся (Рептилии), общая характе­ристика. Систематические группы пресмыкающихся: отряд Чешуйчатые, отряд Черепахи, отряд Крокоди­лы. Значение различных отрядов пресмыкающихся. Класс Птицы, общая характеристика. Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуа-рообразные, Гусеобразные, Дневные хищные птицы, Совы, Воробьинообразные, Голенастые (Листообраз­ные). Значение представителей птиц разных отрядов. Класс Млекопитающие (Звери), общая характеристи­ка. Подкласс Яйцекладущие (Первозвери). Подкласс Настоящие звери: сумчатые, плацентарные. Отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Ру­кокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Значение представи­телей разных отрядов млекопитающих.


Раздел 6 Человек и его здоровье (13часов)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма. Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и выведение её из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы. Глаз и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система глаза. Сетчатка - рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения,

Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства, Взаимодействие анализаторов.

Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.


Раздел 7 Общая биология (1 час)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.


Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе выполнение тестовых заданий, решение биологических задач

Тесты

Задачи


1

Введение

1

1

1


2

Доядерные организмы

1

1

1


3

Одноклеточные организмы

1

1

1


4

Многоклеточные организмы

6

1

1


5

Многообразие беспозвоночных животных

6

1

1


6

Тип Хордовые

5

1

1


7

Человек и его здоровье

13

1

1


8

Общая биология

1

1

1


Итого:

34

8

8




Календарно – тематическое планирование

урока



Название темы

Кол-во

часов

Дата

Примеча-

ние

план

факт

Введение (1 час)

1

Науки о живой природе

1




Доядерные организмы (1 час)

2

Прокариоты

1




Одноклеточные организмы (1час)

3

Протисты

1




Многоклеточные организмы (6 часов)

4-5

Грибы

2(1)




6-7

Растения

2(1)




8-9

Животные

2(1)




Многообразие беспозвоночных животных (6 часов)

10

Тип Кишечнополостные

1




11

Тип Плоские черви

1




12

Тип Круглые черви

1




13

Тип Кольчатые черви

1




14

Тип Моллюски

1




15

Тип Членистоногие

1




Тип Хордовые (5 часов)

16

Надкласс Рыбы

1




17

Класс Земноводные

1




18

Класс Пресмыкающиеся

1




19

Класс Птицы

1




20

Класс Млекопитающие

1




Человек и его здоровье (13часов)

21

Эндокринная система

1




22

Нервная система

1




23

Опорно – двигательный аппарат

1




24

Кровь

1




25

Сердечно – сосудистая система. Кровообращение.

1(2)




26

Дыхательная система.

1(2)




27

Пищеварительная система

1(20




28

Обмен веществ и энергии

1




29

Выделительная система

1




30

Покровная система. Кожа

1




31

Репродуктивная система

1




32

Анализаторы

1




33

Высшая нервная деятельность

1




Общая биология (1 час)

34

Экосистема. Биогеоценоз.

1










Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет биология

Класс 9

Учитель Константинова Е. В.


2020 - 2021 учебный год

урока

Тема

Количество часов

Причина корректи-

ровки

Способ корректи-

ровки

по плану

дано
















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!