СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - пешеход" для 8 класса вариант 2.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Актуальность программы внеурочной деятельности «Я - пешеход» заключается в том, что создана с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся, их здоровью и социальной адаптации. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, сокращая негативное воздействие социального окружения.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так  как и дворы стали объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в  школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - пешеход" для 8 класса вариант 2.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Актуальность программы.


Актуальность программы внеурочной деятельности «Я - пешеход» заключается в том, что создана с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся, их здоровью и социальной адаптации. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, сокращая негативное воздействие социального окружения.

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в школе.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 учебный год. На изучение курса внеурочной деятельности «Я - пешеход» в классах среднего звена отведено 34 ч (34 учебные недели). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Рабочая программа разработана для детей среднего звена с ГУО (вариант 2). Продолжительность одного занятия 40 минут.


Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование представлений об окружающем их мире происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей представления об окружающем их мире формируются искаженно, в недостаточных количествах. Дети с трудом различают формы предметов, плохо запоминают цвета, в некоторых случаях различение разных оттенков одного цвета становится непосильной задачей. Такое искаженное восприятие окружающего пространства становится причиной дезадаптации ребенка с тяжелыми нарушениями развития. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.


  1. Особенности возрастной группы детей, которым предназначена программа.

Программа внеурочной деятельности «Я - пешеход» предназначена для образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) для среднего школьного возраста.


  1. Цели и задачи реализации программы.

Цель: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей среднего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники среднего звена.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

 Задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;

  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения. 

  1. Ценностные ориентиры содержания программы.


Так как детям с тяжелыми нарушениями развития свойственно наглядно-образное мышление, то данный учебный курс построен на использовании предметно-практической деятельности. Работа с ребенком в рамках данного курса предполагает использование большого количества разнообразной наглядности, работу с различными материалами, применяется раздаточный дидактический материал: муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела; наборы предметных и сюжетных картинок; дидактические игры; мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы дорожных знаков;

и т.д., а также проведение экскурсий. Программа построена циклично, в соответствии с чередованием времен года. Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями развития данный курс предполагает многократное повторение изучаемого материала.


6. В основу программы положены следующие принципы.

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

7. Виды внеурочной деятельности и формы организации работы.

Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

· тематические занятия;

· игровые тренинги;

· разбор дорожных ситуаций на настольных играх;

· экскурсии;

· конкурсы, соревнования;

· изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

· выпуск стенгазет;

· разработка проектов по ПДД;

· просмотр видеофильмов.



Модель определяет следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность:

познавательная деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность;

исследовательская деятельность;

проектная деятельность.





8. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.



В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью:

воспитательных результатов — приобретений знаний о правилах дорожного движения обучающийся получит вследствие участия в той или иной деятельности, (например, приобретение знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного действия);

эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности);

Воспитательные результаты курса внеурочной деятельности «Я – пешеход» обучающихся с умственной отсталостью распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов :

  • определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

  • сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

  • определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

  • объяснять свой путь от дома до школы;

  • определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...).

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта правильного поведения на улице. Для этого необходимо формировать умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • выделять из многообразия объектов транспортное средство;

  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

  • различать цвет и форму запрещающих знаков;

  • различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

  • находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

  • различать сигналы светофора и объяснять их значение;

  • группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта выполнения правил безопасного движения в сопровождении взрослого и самостоятельно.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

первый - информативный, который заключается в изучении правил поведения на улице;

второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • на каждом занятии с обучающимися проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.



9. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Раздел 1: Ориентировка в окружающем мире (17 ч.)

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Раздел 2: Я — пешеход (12 ч.)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

Раздел 3: Я — пассажир (5 ч.)

Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.

Обобщающее занятие: «Я - пешеход»



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





п/п



Наименование тем занятий

Формы организации

Кол-во часов

Дата

Вид деятельности обучающихся



1.

Введение «Мир, в котором мы живём».

тематическое занятие

1


слушание учителя,

просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом

2.

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).

тематическое занятие

1


слушание учителя,

работа с раздаточным материалом,

изготовление геометрических фигур

3.

Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация).

тематическое занятие

1


слушание учителя,

сравнение, классификация раздаточного материала

4

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).


игровой тренинг

1


наблюдение, сравнение,

выполнение практических заданий

5-6

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.).

тематическое занятие

2


слушание учителя,

работа с раздаточным материалом,

изготовление геометрических фигур

7-8

Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Рисуем дорожные знаки.

тематическое занятие

2


слушание учителя,

просмотр учебного фильма,

работа с раздаточным материалом,

рисование

9

Экскурсия «Мы идем по улице».

экскурсия

1


наблюдение,

тренинги

10-12

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

Дорога от дома до школы.

Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой.


тематическое занятие

практическое

занятие

3


слушание учителя,

просмотр учебного фильма,

наблюдение,

тренинги

13

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы».




урок - практикум

1


выполнение практических заданий

14

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

тематическое занятие


1


слушание учителя,

работа с раздаточным материалом,

рисование

15-16

Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).


тематическое занятие


2


слушание учителя,

выполнение практических заданий

17

Игра «Дорожный калейдоскоп».

игровое занятие

1


игры, выполнение практических заданий

18-20

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки.

тематическое занятие



практическое занятие

3


слушание учителя,

работа с раздаточным материалом,

составление памятки

21

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов».

занятие - прогулка

1


наблюдение,

игровые тренинги

22-23

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки).

тематическое занятие


2


слушание учителя,

просмотр учебного фильма,

выполнение практических заданий, дидактическая игра «Дорожные знаки»

24

Проектная работа «День дорожного знака».

проектная деятельность

1


изготовление наглядных пособий по правилам дорожного движения

25

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода).

практическое занятие

1


определение знаков ДД,

отработка навыков поведения

26-27

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

практическое занятие

2


отработка навыков поведения при разных сигналах светофора

28

Творческая работа. Изготовление макета светофора.

творческая мастерская

1


моделирование и конструирование

29

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный».

занятие - викторина

1



30-31

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно.

тематическое занятие,

игровой тренинг

2


слушание учителя, ответы на вопросы,

просмотр видеоролика,

выполнение практических заданий

32

Игра «Какой ты пассажир?»

игровой тренинг

1


выполнение практических заданий

33

Экскурсия по городу.

экскурсия

1


наблюдение,

«чтение» дорожных знаков, соблюдение ПДД

34

Обобщающее занятие «Я - пешеход».

конкурсно – игровая программа

1


выполнение заданий, участие в конкурсах







РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


Основная литература

  1. Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П. В. Ижевского, авторы: В. А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О. Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.

  2. Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П. В. Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов. 

  3. Учебно-методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А .Козловская, С.А. Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

  4. Методическое пособие “Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма”, автор: Е.А. Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.

  5. “Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В. И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.

  6. “Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В. Е. Амелина и др. Москва.



Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стул ученический

9

6

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

7

Монитор

3

8

Системный блок

3

9

Клавиатура

3

10

Мышь оптическая

3

11

Интерактивная доска

1

12

Проектор

1

Оборудование класса, ТСО















Учебно-практическое оборудование

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

  • наборы предметных и сюжетных картинок;

  • дидактические игры;

  • мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;

  • наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы дорожных знаков;


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!