Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 6 классе "Секреты орфографии"»
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому
языку в 6 классе «Секреты орфографии»
Раздел 1. Пояснительная записка
Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требует значительного труда и времени.
К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков- актуальная проблема в обучении языку в современной школе. Поэтому предлагаемый курс призван способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся.
Цель: Способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся, развить кругозор и мышление, формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников;
- организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонетики, морфемики, графики, лексикографии.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
создание презентаций.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
находить орфограммы в морфемах,
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила
Календарно-тематическое планирование занятий факультативного курса
по русскому языку в 6 б классе на 2016-2017 учебный год.
Секреты орфографии (34 часа)
№ | Тема занятия | К.ч. | План. ср | Скор. ср. |
1 | Учиться писать надо всю жизнь. | 1 | | |
2 | Что значит быть грамотным. | 1 | | |
3 | Хорошо - значит правильно. | 1 | | |
4 | Похвальное слово орфографии. | 1 | | |
5 | Основное правило орфографии. | 1 | | |
6 | Азбучные истины: вспомним о гласных. | 1 | | |
7 | Внимание: омофоны! | 1 | | |
8 | Занимательные упражнения с омофонами. | 1 | | |
9 | Корректор. Повышаем орфографическую грамотность. | 1 | | |
10 | Что главнее? Морфемика. | 1 | | |
11 | Строительная работа морфем. | 1 | | |
12 | Варианты морфем. | 1 | | |
13 | Не будем путать ошибки и описки. | 1 | | |
14 | Юные филологи помогают Пете Ошибкину. | 1 | | |
15 | Шипящие любят постоянство. | 1 | | |
16 | «Мягко» слышится - «твёрдо» пишется. | 1 | | |
17 | Они любят быть в парах (двойные согласные). | 1 | | |
18 | Не всё требует проверки. | 1 | | |
19 | Когда без словаря не обойтись. | 1 | | |
20 | Виды лингвистических словарей. | 1 | | |
21 | «Первородство» слов. | 1 | | |
22 | Этимология и грамотное письмо. | 1 | | |
23 | Работа с этимологическим словарём. | 1 | | |
24 | Эти «упрямые» числительные. | 1 | | |
25 | Нужен ли Ь именам числительным? | 1 | | |
26 | «Уважаемые» слова. Их употребляют вместо имени. | 1 | | |
27 | Виды грамматических словарей. | 1 | | |
28 | Работа с грамматико-орфографическим словарём. | 1 | | |
29 | Учимся соблюдать грамматические нормы. | 1 | | |
30 | Работа над ошибками в морфологических формах. | 1 | | |
31 | Учимся работать с грамматическим словарём. | 1 | | |
32 | Сложные слова требуют большого внимания. | 1 | | |
33 | Разница в написании сложных слов. | 1 | | |
34 | Конкурс юных филологов. | 1 | | |
Тематическое планирование занятий факультативного курса
по русскому языку в 6 б классе на 2016-2017 учебный год.
Занимательная орфография (34 часа)
№ | Содержание материала | К.ч. |
1 | Введение. Что значит быть грамотным. | 3 |
2 | Основное правило орфографии. | 3 |
3 | Упражнения с омофонами. | 2 |
4 | Морфемика. | 3 |
5 | Работаем над ошибками. | 2 |
6 | Шипящие любят постоянство. | 2 |
7 | Слова с двойными согласными. | 3 |
8 | Виды словарей. | 1 |
9 | Этимология и грамотное письмо. Этимологический словарь. | 3 |
10 | Трудные случаи написания имён числительных. | 2 |
11 | Соблюдение норм в падежных формах местоимений. | 1 |
12 | Виды грамматических словарей. Работа со словарём. | 3 |
13 | Учимся соблюдать грамматические нормы. Работа со словарём. | 2 |
14 | Работа над ошибками в морфологических формах. | 1 |
15 | Как пишутся сложные слова. | 2 |
16 | Конкурс юных филологов. | 1 |