Согласовано Руководитель МО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20_г. | Согласовано Заместитель директора по УВР лицея №15» _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | Утверждаю Директор лицея № 15 ________/Л.П.Иванюженко__/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Физика.Человек.Здоровье.
_____________________________________________
курс
9
для учащихся _______________________________
класс
Составитель:
Левицкая Елена Викторовна.,
учитель физики,
высшая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______20_ г.
2017
«Физика. Человек. Здоровье» – межпредметный курс по выбору, не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. Курс построен на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа», направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни.
Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает разделы: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина».
Курс рекомендован учащимся 9-х классов, ориентированным на изучение физики и биологии в 10–11-х классах.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………… 4
Результаты освоения курса внеурочной деятельности …… 7
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности …. 9
Тематическое планирование ……………………………….. .11
Перечень учебно –методического, информационного
и материально- технического обеспечения
курса внеурочной деятельности …………… 14
Список литературы…………………………………… …. 16
Приложения к программе …………………………………… 17
Пояснительная записка
«Физика. Человек. Здоровье» – межпредметный курс по выбору, не дублирует содержание базового курса физики 9-го класса и имеет свое особое значение. Курс построен на принципах здоровьесберегающих образовательных технологий, формирует целостное видение общего объекта изучения наук естественного цикла «человек – природа», направлен на углубление знаний учащихся по физике и биологии, развитие их разносторонних интересов и способностей, подготовку школьников к практической жизни.
Программа курса тесно связана с физикой, биологией, физической культурой, включает разделы: «Основы здорового образа жизни», «Вопросы биофизики и организм человека», «Физика и медицина».
Курс рекомендован учащимся 9-х классов, ориентированным на изучение физики и биологии в 10–11-х классах.
Цель – изучение биофизических процессов в организме человека.
Задачи: дать представление о здоровом образе жизни и его составляющих на материалах физики и биологии, диагностических методах исследования организма человека; научить проводить простейшую самодиагностику состояния здоровья; овладеть некоторыми умениями проведения эксперимента, работы с различными информационными источниками (энциклопедиями по физике, медицине, биологии; данными медицинских исследований; интернет-сайтами).
Курс предусматривает проведение лекций, фронтальных экспериментов, деловых игр, практических работ, выполнение физических упражнений, тестов, проведение экскурсий в медицинский кабинет школы, физиотерапевтический и другие кабинеты поликлиники.
Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- мотивация образовательной деятельности учащегося на основе личностно- ориентированного подхода;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД:
- владеть компетенциями, необходимыми для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующими ролевыми отношениями с педагогами;
- уметь взаимодействовать с ориентацией на партнёра, планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
- конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель и задачи деятельности на занятии, выбирать средства для реализации целей и применять их на практике;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- планировать, регулировать свои действия сообразно ситуации, вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации;
- контролировать способы решения и оценивать свои действия;
- проявлять волевую саморегуляцию.
Познавательные УУД:
- уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
- обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- оценивать границы погрешностей результатов измерений.
Оценочная деятельность сформированности универсальных учебных действий осуществляется на безотметочной основе. Подведение итогов в форме защиты учебных проектов.
Освоение учащимися курса по внеурочной деятельности «Физика для любознательных» проходит через средства контроля, который включает:
Текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над задачей;
Контроль в форме презентаций творческих проектов, где оценивается качество выполненной работы. По результатам выполненной работы может быть выдан лист «За успехи», который будет включаться в портфель личных достижений.
Лучшие ученические проекты учащихся представляются на НПК разного уровня.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний и умения практического использования измерительных приборов; обработки и анализа результатов при решении экспериментальных задач;
- представление о методах физического экспериментального исследования как важнейшей части методологии физики и ряда других наук. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Результатом достижения первого уровня будет умение приготовить мультимедийную презентацию,
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества( человеку, семье, Отечеству, природе, труду, культуре),уважения к духовно - нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы ,ценностного отношения к социальной реальности в целом; развитие интерес к исследовательской деятельности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Результатом достижения данного уровня является разработка и представление ученического проекта ,исследовательской работы на уровне лицея.
Третий уровень результатов – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации ученических проектов (исследовательской работы). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Результатом достижения данного уровня является выступление учащегося на научно-практических конференциях муниципального и регионального уровнях.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников проходит через оценку уровня активности школьников при участии в эвристических беседах, при выполнении практических работ в исследовательской работы, участии в научно- исследовательских конференциях и конкурсах, создании портфолио.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности учащихся. Каждый ученик изучая курс « Физика для любознательных» выбирает тему исследования и выполняет исследовательскую работу или ученический проект , которые представляет на итоговой конференции. При этом возможно выполнение исследовательской работы как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Предлагаемый курс позволяет организовать исследовательскую деятельность, способствующую воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Оценочная деятельность сформированности универсальных учебных действий осуществляется на безотметочной основе. Подведение итогов в форме защиты учебных проектов.
Освоение учащимися курса по внеурочной деятельности «Физика для любознательных» проходит через средства контроля, который включает:
Текущий контроль, осуществляемый в процессе работы учащихся в группе, самостоятельного изучения теоретического материала, работы над задачей;
Контроль в форме презентаций творческих проектов, где оценивается качество выполненной работы. По результатам выполненной работы может быть выдан лист «За успехи», который будет включаться в портфель личных достижений.
Лучшие ученические проекты учащихся представляются на НПК разного уровня.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Введение (1 часа)
Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере. Управление в системе «Человек» как в физической системе.
Тема 2. Двигательная активность жизненно необходима. /10 ч./
Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах. Опорно-двигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Виды деформации и опорно-двигательная система.. Строение скелета и конструкция зданий /Эйфелева башня/. Работоспособность человека при статической и динамической работе мышц.Механическое напряжение, предел прочности, запас прочности.
Основы биостатики. Биостатика растений. Биостатика животных.
Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика движения человека. Кинематика, динамика и энергетика движения животных.
Польза активного отдыха и значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Практические работы:
Измерение быстроты реакции человека
Определение прочности природных материалов
Определение прочности кости
Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера
Влияние физической активности на скелет человека
Творческие задания:
. Тема 3. Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. /5 ч./
Система органов кровообращения. Взаимосвязь движения крови и движение жидкости по трубам. Закон Бернулли. Первая помощь при кровотечениях.
Практические работы:
6. Измерение пульса и артериального давления.
7. Приемы остановки кровотечения.
Тема 4. Механизм вдоха и выдоха. Дыхание. /5 ч./
Состав воздуха и роль его компонентов для организма. Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде. Кислородное голодание и отравление. Кессонная болезнь.
Влажность воздуха и ее значение для дыхания человека.
Практическая работы:
Определение жизненной емкости легких.
Измерение частоты дыхания
Творческие задания:
Тема 5. Физиология зрения и оптика. /2 ч./
Строение глаза и его оптическую часть. Построение изображений, даваемые глазной мышцей. Недостатки зрения и их причины. Загадочный мир света.
Тема 6. Орган слуха. Акустические явления. /2 ч./
Работа слухового анализатора. Определение чувствительности слуха. Порог слышимости. Звук и его характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их применение.
Практическая работа:
Исследование шумового загрязнение в районе школы.
Тема 7. Теплорегуляция. /4 ч./
Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот процесс. Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Использование низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и размораживании.
Практические работы:
Измерение температуры на различных участках тела.
Тема 8
Человек и физические поля окружающего мира (3 часа)
Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека.
Виды и свойства радиоактивных излучений. Методы, использующие ионизирующее излучение радиоактивных изотопных материалов для биологического действия с лечебной целью (гамма-топограф).
Защита от ионизирующего излучения. Дозиметрические приборы. Ионизирующее действие космических лучей. Радиационные пояса Земли.
Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы современных диагностик).
Творческие задания: сообщения
- «Сотовые телефоны и их влияние на организм человека».
- «Кухня – источник опасностей»
- «Искусственные источники радиации дома»
Тема 9. Биополя и биоизлучение человека. /2 ч./
Виды физических полей тела человека , источники и характеристики полей.
Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека . Практическое использование теплового излучения. Магнитные и электрические поля вокруг живых организмов. Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. Методы исследования электрической активности мозга. Электростимуляторы. Достижения электробиологии.
Тема 10. Защита проектов /1 ч./
Защита ученических проектов.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Основные виды внеурочной деятельности |
1 | Введение | 1 | Знать место человека в биосфере; уметь устанавливать исторические межнаучные связи. |
2 | Двигательная активность - жизненная необходимость | 10 | Научиться решать задачи на расчет прочности кости; на расчет работы с помощью рычага (рука человека);проводить эксперименты по выявлению причин утомляемости мышц; различать опорно –двигательную систему человека и животного. |
3 | Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам. | 5 | Уметь проводить измерения пульса и артериального давления. Уметь оказывать первую помощь при кровотечениях. |
4 | Механизм вдоха и выдоха. Дыхание | 5 | Объяснить механизм дыхания с физической точки зрения; значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. Уметь объяснить причины загрязнения атмосферы; работу шприца и пипетки. |
5 | Физиология зрения и оптика. | 2 | Знать строение глаза и его оптическую часть; недостатки зрения и его причины. |
6 | Орган слуха. Акустические явления | 2 | Уметь определять чувствительность слуха; ; применять полученные знания для решения практической задачи; |
7 | Терморегуляция | 4 | Уметь измерять температуру тела; объяснять значение влажности для жизни человека |
8 | Человек и физические поля окружающего мира | 3 | Знать действие излучений различной частоты на человека; уметь аргументировать использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине. |
9 | Биополя и биоизлучение человека | 2 | Применять полученные знания для решения практической задачи; знать виды физических полей тела человека ;использование и применение различных видов излучений. |
10 | Защита проектов | 1 | Выполнить ученический проект |
| всего | 35 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п/п | Тема занятий | Количество часов | Из них практических | Из них теория | Дата проведения |
1. | Введение | 1 | | 1 | |
2. | Двигательная активность жизненно необходима | 10 | 6 | 4 | |
3. | Основы гидростатики. Движение крови по сосудам. Закон Бернулли . | 5 | 2 | 3 | |
4 | Механизм вдоха и выдоха. Дыхание | 5 | 2 | 3 | |
5. | Физиология зрения и оптика | 2 | | 2 | |
6. | Орган слуха. Акустические явления | 2 | 1 | 1 | |
7. | Теплорегуляция. | 4 | 1 | 3 | |
8. | Человек и физические поля окружающего мира | 3 | | 3 | |
9. | Биополя и биоизлучение человека | 2 | | 2 | |
10. | Защита проектов | 1 | | 1 | |
| Итого | 35 | 11 | 24 | |
Календарно - тематическое планирование.
№п/п | Тема занятия | дата | Рассматриваемые вопросы | Форма работы | Виды контроля |
Введение 1 час |
1. | Введение | | Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике. Место человека в биосфере | беседа | Устный опрос |
Двигательная активность жизненно необходима. 9 ч. |
2 | Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах | | Рассматривается опорно-двигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Строение скелета и конструкция зданий /Эйфелева башня/. | Беседа, демонстрация опытов, анализ | |
3 | Биомеханика движений человека | | Кинематика, динамика и энергетика движения человека. Кинематика, динамика и энергетика движения животных. | Беседа, сообщения учащихся | Дополнительный материал |
4 | Практическая работа. «Измерение быстроты реакции человека» | | Проведение опытов и анализ результатов | Парная работа | Практическая работа |
5 | Практическая работа. «Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера» | | Проведение опытов и работа с таблицей | Парная работа | Практическая работа |
6 | Опорно-двигательная система человека и виды деформаций. | | Скелет человека, рычаги, механическое напряжение, предел прочности, запас прочности Проведение экспериментов учащихся: а) выяснение, почему большинство длинных костей в организме имеют трубчатое строение; б) выяснение работоспособности человека при статической и динамической работе мышц, | Беседа, Работа в парах | Самостоятельная эксперимен. работа |
7 | Практическая работа. «Определение прочности природных материалов» | | Определение прочности дерева, кирпича, песка | Работа в парах | Практическая работа |
8 | Практическая работа. «Определение прочности кости» | | Решение задачи на расчет прочности | Работа в парах | Практическая работа |
9 | Практическая работа. «Влияние физической активности на скелет человека» | | Практическая работа «Влияние физической активности на скелет человека» | Работа в парах | Практическая работа |
10 | Значение активного отдыха для правильного формирования скелета. | | Виды активного отдыха и формирование скелета. Рассмотреть вопрос о высоких каблуках. | Беседа, дополнит. информация уч-ся | |
11 | Защита творческих работ. | | • Разработать конструкцию модели мышцы человека. • Разработать комплекс упражнений на тренировку равновесия /с физическим обоснованием каждого упражнения/. | Защита моделей мышц, варианты упражнений | Работы учащихся |
Основы гидродинамики. 5 часов |
12 | Система органов кровообращения и движение жидкости по трубам | | Закон Бернулли. Движение крови происходит благодаря работе сердца. О ней часто судят по пульсу. | Беседа, работа с литературой | |
13 | Скорость движения крови. Практическая работа «Освоения процедур измерения пульса» | | Измерение линейной скорости движения крови в капиллярах ногтевого ложа. Измерения, вычисления | Индивидуальная работа | Практическая работа |
14 | Практическая работа «Освоение процедур измерения давления» | | Знакомство с принципом работы приборов для измерения давления | Работа в парах | Практическая работа |
15 | Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа «Ознакомление с приемами остановки кровотечения» | | Виды кровотечений и способы остановки. Последовательность действий | Составление конспекта и работа в парах | Практическая работа |
16 | Практическая работа «Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс». | | Проведение эксперимента, заполнение таблицы | Работа в парах, сам. таблицу | Практическая работа |
Механизм дыхания. 5 часов |
17 | Состав воздуха и роль его компонентов для организма. | | Состав воздуха. Демонстрационные эксперименты: •определить, какая часть воздуха приходится на долю кислорода; •сравнить содержание углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; | Работа с таблицей, проведение опытов, коллектив. обсуждение | •Разработать действующую модель легкого человека. •Разработать комплекс оздоровительных дыхательных упражнений. |
18 | Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека. | | Атмосферное давление, диффузия и их значение. работа шприца и пипетки; •диффузия в жидкостях и газах. загрязнение атмосферы и саморегуляция организма. | Демонстрация и обсуждение, индивид. работа | |
19 | Механизм дыхания и его объяснение с физической точки зрения. Практическая работа «Измерить частоту дыхания.» | | Рассмотреть вопросы неблагоприятного воздействия сухого воздуха на дыхание человека, а также последствия повышенной влажности | Индивидуальная работа | Практическая работа |
20 | Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде. | | •Обсудить следующие вопросы: как мы пьем?; в чем заключается горная болезнь Кислородное голодание и отравление. Кессонная болезнь | Беседа, сообщения докладов | |
21 | Практическая работа «Определить жизненную емкость легких». | | Определение объема легких человека на площади поверхности тела | Работа в парах | Практическая работа |
| Физиология зрения и оптика. 2часа |
22 | Рассмотреть строение глаза и его оптическую часть. Недостатки зрения и их причины. | | Строение глаза, причины ухудшения зрения, способы устранения недостатков зрения. Решение задачи | Беседа, обсуждение вопросов | Решение задачи |
23 | Загадочный мир света. | | Рассматриваемые вопросы: а) в чем преимущество зрения двумя глазами перед зрением одним глазом? б) как объяснить цветное зрение? в) зрительные иллюзии; г) мир глазами животных. | Групповая работа с дополнительной информацией | Творческие работы учащихся, викторина |
| Орган слуха. Акустические явления. 2 часа |
24 | Слуховая система. Биомеханика слуха.. Звук и его характеристики. | | Вестибулярный аппарат. Порог слышимости Обсуждение вопросов: а) только ли ушами мы слышим; б) влияние звука на меня; в) звук и шум /влияние шумов на жизнь человека/. | Беседа, сообщение учащихся. Фронтальная работа | |
25 | Практическая работа «Определить шумовое загрязнение в районе школы» | | По дополнительной литературе изучить уровень шума различного транспорта и подсчитать количество машин, проезжающих в районе школы | Работа с дополнительной литературой, проведение исследования на улице | Практическая работа |
Теплорегуляция 4 часа |
26 | Температура человека. Распределение температуры по телу человека. | | Реакция человека на низкие и высокие температуры. Рассматриваемые вопросы: 1) критические температуры на различных участках тела 2) диапазон температур в биосфере | Беседа. Индивид. работа по измерению температуры | Практическая работа «Измерение температуры на различных участках тела» |
27 | Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. | | Способы искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. | Работа в парах, сам. работа с таблицей | Практическая работа «Определение влажности воздуха» |
28 | Оптимальный воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма | | Оптимальная температура для организма. Каким образом происходит теплообмен, предохраняющий организм от чрезмерного перегрева, приводящего к тепловому удару | Беседа, индивид. работа | |
29 | Использование низкотемпературного метода. | | криогенная медицина, разрушения ткани при замораживании и размораживании | Беседа индивид. работа уч-ся | Сообщения учащихся |
8. Человек и физические поля окружающего мира. 3 часа |
30 | Естественные источники электромагнитного излучения.. . | | Взаимодействие электромагнитных излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека. | Беседа, сообщение учащихся | |
31 | Виды и свойства радиоактивных излучений. | | Рассмотреть следующие вопросы: -Сотовые телефоны и их влияние на организм человека». - «Кухня – источник опасностей» - « Искусственные источники радиации дома» | Работа с дополнительной литературой, ресурсами интернета | Презентации, проекты |
32 | Использование электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине | | Методы, использующие ионизирующее излучение радиоактивных изотопных материалов для биологического действия с лечебной целью (гамма-топограф). Защита от ионизирующего излучения. Дозиметрические приборы, физические основы современных диагностик. | Сообщения учащихся, обсуждение | Творческие работы |
9. Биополя и биоизлучение человека. 2 часа |
33 | Виды физических полей тела человека. Их источники и характеристики. | | Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека . Инфракрасное тепловое излучение и факторы, подтверждающие его существование в повседневной жизни, в природе, на производстве. Практическое использование теплового излучения | Беседа, Сообщения учащихся, обсуждение | |
34 | Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии. | | Электрокардиограмма как временные зависимости напряжения в разных точках поверхности тела человека. Методы исследования электрической активности мозга. Электростимуляторы. Достижения электробиологии | Сообщения учащихся, обсуждение | |
10. Обобщающее занятие. 1час |
35 | Защита проекта. | | Подведение итогов изученного, представление моделей и проектов | Индивидуал. работа | Ученические проекты |